ГРАЖДАНСТВЕННО -
ПАТРИОТИЧЕСКОЕ ВОСПИТАНИЕ МЛАДШИХ
ШКОЛЬНИКОВ ЧЕРЕЗ ВНЕУРОЧНУЮ ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ
Тема «Воспитание гражданственности
и патриотизма» сегодня не просто актуальна,
она злободневна. Такие понятия, как «любовь
к Родине», «служение Отечеству», «гражданский
долг», ныне обесценены и отставлены на
второй план. Патриотические убеждения
не навязывают, их надо воспитывать. Гражданско-патриотическое
воспитание имеет ярко выраженную практическую
направленность, способствуя адаптации
младших школьников к новым формам жизнедеятельности
и к новым социальным ролям. Развитие личности
человека – это развитие системы «человек
– мир». В этом процессе человек выступает
как активное творческое начало. Взаимодействуя
с миром, он строит себя сам. Взаимодействуя
в мире, происходит саморазвитие и самоактулизация
личности ребёнка. Через деятельность
и в процессе деятельности человек становится
самим собой. Ребёнку нужна интересная, отвечающая
его потребностям и особенностям деятельность:
игровая, познавательная, трудовая, творческая
и досуговая. Ведь только в деятельности
укрепляются и изменяются отношения между
детьми. Но деятельность детей нужно организовать
таким образом, чтобы ребёнок раскрывался
с разных сторон и развивал все свои личностные
качества. Гражданственность включает
в себя целый ряд качеств, присущих человеку-гражданину:
гражданская ответственность, умение
сочетать и подчинять личные интересы
общественным, умение осознанно и самостоятельно
делать свой выбор, гуманизм, этническая
толерантность, патриотизм. Фундамент
гражданского поведения личности закладывается
в младшем школьном возрасте, так как именно
этот возраст является наиболее сензитивным
периодом для воспитания положительных
черт личности, в том числе и патриотизма.
Цель патриотического воспитания в школе
– способствовать формированию гражданско-патриотического
сознания, нравственных позиций (воспитание
интереса к истории родного края и Отечества,
расширение представлений детей о родном
городе, о героях Великой Отечественной
войны, воспитание чуткости, доброты и
милосердия). Формирование чувства патриотизма
в системе воспитательной работы нашей
школы осуществляется посредством реализации
деятельностного подхода. Работа по гражданско-патриотическому
воспитанию учащихся проводится в школе
комплексно, с учетом возрастных особенностей
учащихся и включает в себя духовно-нравственное
воспитание, военно-историческую подготовку,
подготовку по основам жизнедеятельности,
физическую подготовку. Изучение истории родной земли,
истории Отчества, его боевых, трудовых
и культурных традиций, устоев народа
остается важнейшим направлением в воспитании
чувства любви к малой и большой Родине. Первый
урок в День Знаний, классные часы в Дни
воинской славы России, в День Защитника
Отечества, проводимые в школе, посвящены
Родине, героическим страницам ее истории,
культуре. Регулярно в нашей школе проходят
тематические классные часы, посвященные
Дню народного единства: «Государственная
символика России», «Моя малая Родина». Наши ученики с удовольствием
посещают музей города «Музей истории»,
«Музей Боевой Славы», «Этнографический
музей», изучая прошлое и настоящее. Ко Дню Защитника Отечества, ко
Дню Победы в школе ежегодно проводятся
мероприятия патриотической направленности:
Уроки мужества с приглашением ветеранов
Великой Отечественной войны и тружеников
тыла, «Смотр строя и песни», «Фестиваль
Солдатской песни», конкурсы чтецов, рисунка.
Частыми гостями в школе являются и воины-интернационалисты. Классные коллективы совместно
с классными руководителями ведут шефство
над ветеранами микрорайона (акция «Ветеран
живет рядом»). В канун Дня Победы при активном
участии ребят и педагогов в школе проходит
Неделя боевой славы, в ходе которой проводятся
такие мероприятия как: акция «Подарок
ветерану», праздничный концерт для ветеранов
и жителей микрорайона, подготовленный
учащимися, возложение цветов к Вечному
огню. Учащиеся школы принимают активное
участие и в городских конкурсах: «Букет
ветерану», конкурс сочинений «Письмо
с фронта».
На таких мероприятиях дети чувствуют,
что они являются частью народа огромной
страны, что они граждане России, россияне.
Начиная знакомство детей с малой Родины
– города, где они живут, постепенно подвожу
к пониманию того, что город часть большой
страны, а дети – жители России, граждане
страны, у которых есть права и обязанности.
Нас объединяет и делает гражданами одной
страны это общая территория, единый язык,
законы. Через уроки и на внеклассные мероприятия
я стараюсь прививать детям уважительное
отношение к своей семье, друг к другу,
к своему государству. У детей укрепляются
правильные нравственные ориентиры, формируется
система истинных духовных ценностей,
в которой важнейшее место занимают любовь
к Родине и чувство долга маленьких граждан
нашей страны. Ребёнок, знающий свои корни,
свои права и обязанности, уважающий закон
вырастет настоящим человеком. Человеком,
который в будущем станет ответственным
за могущество своей страны, её честь и
независимость, за сохранение природы,
материальных и духовных богатств. Итак,
чтобы обеспечить формирование патриотизма
и гражданственности младших школьников,
необходимо организовать их участие в
разнообразных видах деятельности и постепенно
расширяющихся отношений – от отношений
в классе и до включения в общественно-политическую
жизнь взрослых. Работа по теме «Гражданственно-патриотическое
воспитание младших школьников через
внеурочную деятельность» помогает мне
воспитывать ученика, который соответствует
модели выпускника начальной школы:
- коммуникативен, владеет культурой общения, бережно относится к общечеловеческим ценностям:
- честен, умеет отстаивать свои взгляды и убеждения, настойчив в преодолении трудностей;
- способен к сознательному управлению своим поведением;
- обладает уверенностью в себе, чувством собственного достоинства, положительной самооценкой. Если мы поможем нашим детям осознать значимость гражданства как принадлежности к Родине, заложим фундамент нравственности и патриотизма, то нам не будет страшно за завтрашний день, за судьбу своего ребёнка. Он станет для нас гордостью, а для других – достойным примером.
Библиографический список.
- Методические рекомендации по проведению «Урока гражданина», журнал «Начальная школа» № 3, 2002 год
- Гражданское воспитание, журнал «Начальная школа» № 7, 2002 год
- «Я и мой мир» Н. И. Элиасберг, журнал «Начальная школа» №1, 1999 год
- «Школьная толерантность и правовая культура» Г. Е. Илюхина, журнал «Начальная школа. До и после» №5, 2007год
- «Патриотическое воспитание», И. А. Пашкович, издательство «Учитель», 2006 год