Автор работы: Пользователь скрыл имя, 13 Декабря 2013 в 07:22, реферат
В групповой деятельности учащиеся приобретают опыт выполнения тех рефлексивных учительских функций, которые составляют основу умения учиться (контроль и оценка, целеполагание, планирование). Ещё хочется отметить то, что работа в группе позволяет повысить мотивацию, вовлечь в содержание обучения как можно больше учащихся класса.
Особо остановимся на воспитательном моменте. При правильной организации групповой деятельности школьники учатся общаться, отстаивать свою точку зрения, слышать и принимать мнение другого, приходить на помощь товарищу в затруднительной ситуации.
Введение
До того как ребенок приходит
в школу, ведущей деятельностью является
игровая деятельность. Дошкольники
практически всегда имеют общество сверстников
– партнеров по игре. Об этом заботятся
родители и воспитатели дошкольных учреждений.
Общение со сверстниками создает условия
для развития творческого начала в ребенке
и для формирования у него волевых компонентов
деятельности по утверждению, отстаиванию
и защите своей позиции. Создаются условия
для самовыявления ребенка, а значит для
его самопознания и самооценки.
Далее в жизни ребенка происходят очень
важные перемены: он становится школьником.
С радостью идет в школу – новизна притягивает.
Что же происходит в школе?
Детей рассаживают за удобные
современные парты, запрещают разговаривать
друг с другом, взаимопомощь на уроке называют
"подсказкой и списыванием”. И получается,
что в учении – в их главном на данном
возрастном этапе деле – они лишены общества
сверстников – этого существенного факта
нормального развития.
В самом деле, как же учатся дети: рядом
или вместе, сотрудничая друг с другом?
Ученики на уроке не общаются,
не взаимодействуют непосредственно:
учитель всегда выступает посредником
между детьми. Отношение "учитель-ученик”
реально существует, а совместная учебная
работа детей, предполагающая их непосредственное
обращение друг к другу за советом и помощью,
обмен мнениями между всеми учениками
без посредства учителя встречаются редко.
Дети учатся рядом, но не вместе, не сотрудничая
друг с другом.
Альтернативой взрослоцентричной
педагогики является учебное сотрудничество
самих детей, организованное взрослым.
Дети непосредственно взаимодействуют
друг с другом, а учитель специально строит
их сотрудничество, совместное действие.
Основная часть
Для организации
полноценного совместного учебного действия
очень важны такие формы работы, как взаимная
проверка заданий, взаимные задания групп,
учебный конфликт, а также обсуждение
участниками способов своего действия.
Так, в ходе взаимной проверки группы осуществляют
те формы проверки, которые ранее выполнялись
учителем. На первых этапах введения этого
действия одна группа может отмечать ошибки
и недоделки в работе другой, но в дальнейшем
школьники переходят только к содержательному
контролю (выявляются причины ошибок,
разъясняется их характер).
Одной из главных целей организации
групповой деятельности является развитие
мышления учащихся. Работа в группе помогает
ребёнку осмыслить учебные действия. Поначалу,
работая совместно, учащиеся распределяют
роли, определяют функции каждого члена
группы, планируют деятельность. Позже
каждый сможет выполнить все эти операции
самостоятельно. Кроме того, работа в группе
позволяет дать каждому ребенку эмоциональную
и содержательную поддержку, без которой
многие вообще не могут включиться в общую
работу класса. У робких и слабых детей
развивается школьная тревожность, у лидеров
– искажение становления характера. Каждый
ребенок имеет возможность утвердиться
в себе в микроспорах, где нет подавляющего
авторитета учителя и внимания всего класса.
В групповой деятельности
учащиеся приобретают опыт выполнения
тех рефлексивных учительских функций,
которые составляют основу умения учиться
(контроль и оценка, целеполагание, планирование).
Ещё хочется отметить то, что работа в
группе позволяет повысить мотивацию,
вовлечь в содержание обучения как можно
больше учащихся класса.
Особо остановимся на воспитательном
моменте. При правильной организации групповой
деятельности школьники учатся общаться,
отстаивать свою точку зрения, слышать
и принимать мнение другого, приходить
на помощь товарищу в затруднительной
ситуации.
Преимущества групповой
формы работы:
Во-первых, происходит резкое
повышение интереса к учению, выработка
положительного отношения к нему, и ,как
следствие этого, улучшение результативности
учебного процесса.
Академик Х.Й.Лийметс объясняет
это тем, что результаты учения в существенной
мере зависят от его мотивов. В развитии
интереса к учебе большую роль играет
потребность детей в эмоциональном контакте.
Общение в группе становится на начальных
этапах групповой деятельности той точкой
опоры, которая переворачивает мир детского
отношения к учебе. Учебные занятия, побуждаемые
вначале стремлением к общению, постепенно
приобретают самостоятельный интерес,
собственную побудительную силу.
Во-вторых, групповая работа
способствует выработке у детей тех качеств,
которые требуются для успешного контакта
с другими людьми. Наиболее пригодными
к деловому общению оказываются, по исследованиям
психологов, люди, стремящиеся к самостоятельности
в сочетании с несколько меньшим стремлением
к лидерству; более дружелюбные и менее
агрессивные; желающие быть общественно
полезными; легко признающие вклад других,
осознающие неизбежность различий между
людьми и не стремящиеся подогнать оценку
других под свои собственные нормы и каноны.
В-третьих, работа в группах
открывает широчайшие возможности для
выработки навыков социальной перцепции
(восприятие других людей, их внешности,
речи, жестов, мимики, оценка их действий
и поступков). В процессе общения учащиеся
учатся правильно оценивать свои собственные
поступки, регулировать свое поведение
в зависимости от изменяющихся условий
окружения, преодолевать противоречия
между членами группы, чтобы добиться
большего взаимопонимания.
Кроме того, решается и ряд
других учебных и воспитательных задач:
• Возрастает объем усваиваемого материала
и глубина его понимания;
• На формирование понятий, умений, навыков
тратится меньше времени, чем при фронтальном
обучении;
• Ученики получают большое удовольствие
от занятий, комфортней чувствуют себя
в школе;
• Возрастает познавательная активность
и творческая самостоятельность учащихся;
• Меняется характер взаимоотношений
между детьми: исчезает безразличие, агрессия;
прибавляется теплота и человечность;
• Сплоченность класса возрастает;
• Дети начинают понимать друг друга и
самих себя, относятся друг к другу и к
себе с большим уважением;
• В то же время растет самокритичность:
ребенок, имевший опыт работы со сверстниками,
более точно оценивает свои возможности,
лучше себя контролирует.
• Дети помогают в учебе своим товарищам,
с большим уважением и менее потребительски
относятся к труду учителя.
• Приобретаются навыки, необходимые
для жизни в обществе: самостоятельность,
ответственность, такт, умение строить
свое поведение с учетом позиций других
людей;
• Учитель получает возможность реально
осуществлять индивидуальный подход к
учащимся; учитывать их взаимные склонности,
способности, темп работы при делении
класса на группы, давать группам задания,
дифференцированные по трудности;
• Воспитательная работа учителя становится
необходимым условием группового обучения,
так как все группы в своем становлении
проходят стадию конфликтных отношений.
Задачи учителя при
организации групповой работы:
- организатор самостоятельной, познавательной,
исследовательской, творческой деятельности
учащихся, объяснить цели предстоящей
работы;
-учит самостоятельно добывать нужные
знания;
-критически осмысливать полученную информацию;
-делать выводы и аргументировать их;
-решать возникающие проблемы, используя
добытые факты.
Принципы формирования
групп:
- группы создаются на различных этапах
урока в зависимости от дидактических,
психологических и управленческих целей
учителя и результатов контроля, от этих
же целей зависит и состав группы;
- каждая группа существует столько времени,
сколько ей отводится на решение предложенной
задачи;
- группа получает задачу на строго ограниченное
время и по истечении этого времени отчитывается
о результатах работы (порой более важное
значение имеет не результат, а сам процесс
работы);
Численный
состав группы.
Исследования психологов
показывают, что члены групп по 4 человека
проявляют большую склонность выражаться
свободно и не стесняются высказывать
свое мнение. С возрастанием численного
состава группы снижается ее продуктивность,
уменьшается число активно работающих
учащихся, не все имеют возможность высказать
свое мнение. В большой группе слабый ученик
может остаться в тени, не быть активным,
в слишком малой группе (2 — З человека)
разница в уровне успеваемости проявляется
особенно ярко и может нарушить комфортный
микроклимат в группе. В группах с четным
числом учащихся чаще возникают конфликтные
ситуации, в них труднее достигнуть согласия.
Это объясняется возможностью распада
такой группы на две равные подгруппы
с противоположными точками зрения.
Таким образом, наиболее
предпочтительной является группа из
5 человек, так как в группе из З участников
не хватает мнений для продуктивного обсуждения,
в группах из 4 и б человек может произойти
раскол, в группе из 7 человек не хватает
возможностей для высказывания своей
точки зрения. Конечно, в зависимости от
характера и содержания задания это число
может изменяться.
Организация групповой работы.
Разновидности групповых технологий:
Групповой опрос. Своеобразной разновидностью группового занятия является групповой опрос, который проводится для повторения и закрепления материала после завершения определенного раздела программы. Он может быть организован как после уроков, так и на самом уроке. Во время группового опроса консультант в соответствии с перечнем вопросов спрашивает каждого члена своей группы. При этом ответы ученика комментируют, дополняют и совместно оценивают все члены группы. Перечень вопросов к такому занятию составляет учитель.
Структура группового опроса сходна со структурой группового занятия с тем лишь различием, что соотношение вводной, основной (опрос учащихся в группах) и заключительной части в данном случае составляет пропорцию 1:8:2. Такой опрос, организованный в классе, ведется во всех группах одновременно. Беседа происходит вполголоса, чтобы не мешать друг другу.
Кроме высокой интенсивности группового опроса, позволяющего в течение урока выявить знания всех без исключения учащихся, эта форма организации коллективной деятельности способствует воспитанию у школьников чувства взаимной требовательности и ответственности за свою учебу.
Общественный смотр знаний. В системе различных форм групповой познавательной деятельности общественный смотр знаний занимает особое место. В его организации очень важно правильно провести подготовительный период.
Время подготовки зависит от содержания смотра, его сложности, уровня знаний и умений учащихся. В период подготовки класс разбивается на группы по 4-6 человек во главе с консультантом. Если в классе уже сформированы группы (для групповых занятий), целесообразно их оставить в том же составе. Вся подготовка к смотру практически ведется в этих группах.
Для более полной подготовки учитель заранее составляет перечень вопросов, задач, практических, графических и других видов работ, которые учащиеся должны повторить в группах во внеурочное время.
Учитель в период подготовки работает главным образом с консультантами, управляя через них деятельностью групп.
Общественный смотр знаний открывает председатель жюри, смотру придается приподнятый, торжественный характер. Учащиеся приходят в праздничной форме. Помещение украшается, делается выставка работ учащихся и учебно-методических материалов и т.д. Расстановка столов (парт) в помещении (классе) необычна. Члены жюри рассаживаются за столами так, чтобы были видны доска и класс. Впереди один ряд столов оставляется свободным - для самостоятельно работающих учащихся. Они сидят по группам со своим консультантом.
После торжественного открытия приступает к своим обязанностям ведущий общеклассного смотра, у которого есть план смотра с указанием видов работ (письменных, устных, графических, решения задач, задания на смекалку и т.п.) и список учащихся.
Часть учеников выполняют работу у доски, часть - сидя за отдельными столами, часть отвечают с мест. После каждого ответа, если он недостаточно полон, учащиеся с мест могут дополнить и уточнить его. Все ответы и поправки также учитываются. Жюри, если сочтет нужным, может задать вопросы отвечающему. На общественном смотре может быть предусмотрена и фронтальная работа (короткий диктант, текст, перфокарты или простые задачи, требующие для выполнения немного времени). В программу смотра могут быть включены развлекательные элементы, домашние заготовки (по типу известного КВН).
Результаты общественного смотра знаний зачитывает перед всем классом председатель жюри. Вместе с индивидуальными оценками, полученными каждым учеником, сообщаются данные, характеризующие работу групп. Итоги общественного смотра знаний предаются гласности, обсуждаются в педагогическом коллективе школы, а также в органах информации.
Диспут. Разновидностью учебной встречи является диспут. Организация диспута, основанного на столкновении разных мнений, - сложное и ответственное дело. Успех диспута во многом определяется темой, заключающей в себе, как минимум, две разноречивые позиции.
Педагог тщательно продумывает задачи диспута, его предполагаемое течение, возможные варианты и, главное, выводы, к которым учащиеся должны прийти в результате обсуждения. В ходе дискуссии он следит за соблюдением правил ведения дискуссии:
- Я критикую идеи, а не людей.
- Моя цель не в том, чтобы «победить», а в том, чтобы прийти к наилучшему решению.
- Я побуждаю каждого из участников к тому, чтобы участвовать в обсуждении.
- Я выслушиваю соображения каждого, даже если я с ними не согласен.
- Я сначала выясняю все идеи и факты, относящиеся к обеим позициям.
- Я стремлюсь осмыслить и понять оба взгляда на проблему.
- Я изменяю свою точку зрения под воздействием фактов и убедительных аргументов.
Очень велика роль ведущего на диспуте. Он обязан предоставлять слово желающим, следить за соблюдением регламента, репетировать очередность выступлений и, главное, заботиться о том, чтобы накал встреч не спадал до конца.
Диспут не требует ни выставления отметок, ни принятия решений. Поэтому его цель - научиться логично, доказательно отстаивать свою точку зрения, в откровенном споре показать ученикам истинность той или иной позиции.
Нетрадиционные уроки. К групповым технологиям следует отнести и многие технологии нетрадиционных уроков, в которых имеет место разделение класса на какие-либо группы.
Примеры: урок-конференция, урок-суд, урок-путешествие, интегрированы урок и др. При использовании групповых технологий на уроках и во внеурочно время происходит увеличение учебного актива учащихся, основное ядро которого составляют консультанты (их называют также ассистентами, лаборантами) по различным предметам. Консультанты по учебному предмету - это хорошо успевающие и интересующиеся предметом ученики, которые проявляют желание помочь своим товарищам в учении.
Заключение
Необходимо вводить элементы
групповой работы уже с первых дней учебы
детей в школе и мы заметим, что первоклассникам
интересно работать в паре со своим товарищем.
Это способствует активизации их познавательной
деятельности и формированию таких качеств,
как взаимоконтроль и взаимопомощь.
При систематической организации
групповой работы в учебном процессе и
соблюдении определенных условий у детей
разного школьного возраста происходит
рост их субъектной активности, становление
в учащемся субъекта саморазвития. Дети
учатся с удовольствием, ощущая радость
познания, и чувствуют при этом себя превосходно.
В таких условиях организации учебной
деятельности дети переживают чувство
наслаждения, осуществляют свободу выбора
и принятия ответственности, обретая уверенность
в собственных силах, а значит, становятся
счастливыми и здоровыми. При использовании
групповых технологий на уроках и во внеурочно
время происходит увеличение учебного
актива учащихся, основное ядро которого
составляют консультанты (их называют
также ассистентами, лаборантами) по различным
предметам. Консультанты по учебному предмету
- это хорошо успевающие и интересующиеся
предметом ученики, которые проявляют
желание помочь своим товарищам в учении
Информация о работе Групповая деятельность на уроках в начальных классах