Автор работы: Пользователь скрыл имя, 18 Февраля 2013 в 12:35, доклад
Вот уже почти век имя М.Монтессори – психиатора и психолога, опытного детского врача и философа привлекает внимание общественности. Это происходит потому, что ей удалось по новому посмотреть на проблему воспитания детей , создать целостную систему педагогического воспитания , в центре которой стояли интересы ребенка. У системы Монтессори множество горячих сторонников и последователей , тысячи школ работают по всему миру, а в них учатся дети без различия рас, религиозных взглядов и благосостояния. А это значит , что Монтессори смогла, по словам своего внука Марио, уловить главное - «секрет детства и его важность для формирования человечества».
ГУМАНИСТИЧЕСКАЯ ПЕДАГОГИКА М.МОНТЕССОРИ
Вот уже почти век имя М.Монтессори – психиатора и психолога, опытного детского врача и философа привлекает внимание общественности. Это происходит потому, что ей удалось по новому посмотреть на проблему воспитания детей , создать целостную систему педагогического воспитания , в центре которой стояли интересы ребенка. У системы Монтессори множество горячих сторонников и последователей , тысячи школ работают по всему миру, а в них учатся дети без различия рас, религиозных взглядов и благосостояния. А это значит , что Монтессори смогла, по словам своего внука Марио, уловить главное - «секрет детства и его важность для формирования человечества».
Мария Монтессори закончила университет , и стала первой в Италии женщиной-доктором медицины, и могла выбирать различные пути. Но выбрала самый неблагодарный: создала специальную школу , а затем и медико-педагогический институт для умственно отсталых детей из бедных семей и сирот, где и разрабатывала разнообразный дидактический материал, вошедший в историю как «золотой материал» Монтессори. В 1900г в Риме состоялась своеобразная олимпиада учащихся начальной школы, на которой питомцы Монтессори превзошли детей из обычных школ по счету, письму и чтению. Это было громом среди ясного неба, и в итоге привело к тому, что Мария Монтессори посвящает свою деятельность обычным детям, начинает изучать существующие методы обучения. Она хочет наблюдать как дети учатся, но ее постигает горечь и разочарование, так как дети напоминают атоматы, управляемые взрослыми, вместо того, чтобы содействовать развитию детей школа тормозит их. Монтессори решает применить наработанные ею приемы для обучения детей в обычных школах.
Главный педагогический принцип Монтессори – гуманная педагогика возможна только тогда, когда ребенку предоставлена свобода действий .
Она считала, что:
1.Ребенок обладает врожденной способностью впитывать знания и возможностью самообучения, заложенной в нем природой. Обучение и воспитание ребенка начинается уже в момент рождения, а наиболее важный период развития от 0 до 2 лет . Монтессори вводит понятие «абсорбирующий разум»и поражается тому, что младенец , появляясь на свет без каких-либо навыков , к 2 годам создает все, что присуще человеку – от каждого физического движения до начала речи, памяти ,способности рассуждать. Младенец буквально впитывает все, что происходит вокруг него ,не испытывая усталости от получения знаний . Задачу родителей на этом этапе Монтессори видит в помощи ребенку «не потому, что он существо маленькое и слабое, но именно потому, что он обладает огромной созидательной энергией. ( Однако его энергия крайне уязвима, ей нужна любящая и умелая защита. Эта энергия принадлежит неосознанному разуму, который должен стать осознанным посредством работы и опыта, приобретенного в окружающем его пространстве» )
2. В основе деятельности
любого здорового ребенка
3. Монтессори вводит понтятие «духовного эмбриона» Она говорит , что человек дважды переживает эмбриональный период. Первый раз – до рождения, когда его развитие сопоставимо с развитием животных. Второй период– уже после рождения – присущ исключительно человеку и тем выделяет и поднимает его из животной среды. Маленький человек в норме имеет психологию завоевателя и настроен вбирать в себя все знания, умения, обычаи, культуру, развиваясь при этом в уникального, ни на кого не похожего человека. Существует одно реальное биологическое проявление: живущий индивид(ребенок -тело,которого растет и душа развивается), и воспитание – это активное содействие проявлению жизни в нем. При этом Монтессори особо подчеркивала, что ребенок может развиваться только посредством освоения окружающего мира.
4. Монтессори отказывалась видеть суть воспитания в том, что взрослый формирует личность ребенка, а ставила проблему организации среды наиболее соответствующей потребностям его развития на каждом возрастном этапе. Во всех школах Монтессори основные принципы организации были следующие:
Феномен педагогики Монтессори заключается в ее безграничной вере в природу ребенка, в ее стремлении исключить какое-либо авторитарное давление на формирующегося человека, и в ее ориентации на идеалы свободной, самостоятельной и активной личности.
Монтессори задумывается о причинах несовершенства мира
, в котором люди являются скорее жертвами событий , чем хозяевами своей жизни, и находит их в устаревших концепциях воспитания , в том, что обучение сводится только к передаче знания, пренебрегая формированием личности человека. Монтессори видела огромный потенциал , заложенный в детях, и говорила о раскрытии великих возможностей ребенка как о помощи и спасении обществу, так как из детей вырастает человечество.