Гуманистическая педагогика Монтессори

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 18 Февраля 2013 в 12:35, доклад

Описание работы

Вот уже почти век имя М.Монтессори – психиатора и психолога, опытного детского врача и философа привлекает внимание общественности. Это происходит потому, что ей удалось по новому посмотреть на проблему воспитания детей , создать целостную систему педагогического воспитания , в центре которой стояли интересы ребенка. У системы Монтессори множество горячих сторонников и последователей , тысячи школ работают по всему миру, а в них учатся дети без различия рас, религиозных взглядов и благосостояния. А это значит , что Монтессори смогла, по словам своего внука Марио, уловить главное - «секрет детства и его важность для формирования человечества».

Файлы: 1 файл

ГУМАНИСТИЧЕСКАЯ ПЕДАГОГИКА МОНТЕССОРИ.docx

— 24.49 Кб (Скачать файл)

ГУМАНИСТИЧЕСКАЯ   ПЕДАГОГИКА    М.МОНТЕССОРИ

 Вот уже почти век  имя М.Монтессори – психиатора и психолога, опытного детского врача и философа  привлекает внимание  общественности. Это происходит потому, что ей удалось  по новому посмотреть на проблему воспитания детей , создать целостную систему педагогического воспитания , в центре которой стояли интересы ребенка. У системы Монтессори  множество горячих сторонников и последователей , тысячи школ работают по всему миру,  а в них учатся дети без различия рас, религиозных взглядов и благосостояния. А это значит , что Монтессори  смогла, по словам своего внука Марио, уловить главное - «секрет детства и его важность для формирования человечества».

 Мария Монтессори  закончила университет , и стала первой в Италии женщиной-доктором медицины, и могла выбирать различные пути. Но выбрала самый неблагодарный: создала специальную школу , а затем и медико-педагогический институт для умственно отсталых детей из бедных семей и сирот, где и разрабатывала разнообразный дидактический материал, вошедший в историю как «золотой материал» Монтессори.  В 1900г в Риме состоялась своеобразная олимпиада учащихся начальной школы, на которой питомцы Монтессори превзошли детей из обычных школ по счету, письму и чтению. Это было громом среди ясного неба, и в итоге привело к тому,  что Мария Монтессори посвящает свою деятельность обычным детям, начинает изучать существующие  методы обучения. Она хочет наблюдать как дети учатся, но ее постигает горечь и разочарование, так как дети напоминают атоматы, управляемые взрослыми, вместо того, чтобы содействовать развитию детей школа тормозит их.   Монтессори решает применить наработанные ею приемы для обучения детей в обычных школах.

 

Главный педагогический принцип Монтессори – гуманная педагогика возможна только тогда, когда ребенку предоставлена свобода действий .

 Она считала, что:

1.Ребенок обладает врожденной  способностью впитывать знания  и возможностью самообучения, заложенной  в нем природой. Обучение  и  воспитание ребенка начинается  уже в момент рождения, а наиболее  важный период развития  от 0 до 2 лет . Монтессори вводит понятие «абсорбирующий разум»и поражается тому, что младенец , появляясь на свет без каких-либо навыков , к 2 годам создает все, что присуще человеку – от каждого физического движения до начала речи, памяти ,способности рассуждать. Младенец  буквально впитывает все, что происходит вокруг него ,не испытывая усталости от получения знаний .  Задачу родителей на этом этапе  Монтессори видит в помощи ребенку «не потому, что он существо маленькое и слабое, но именно потому, что он обладает огромной созидательной энергией.  ( Однако его энергия крайне уязвима, ей нужна любящая и умелая защита. Эта энергия принадлежит неосознанному разуму, который должен стать осознанным посредством работы и опыта, приобретенного в окружающем его пространстве»  )

2.  В основе деятельности  любого здорового ребенка лежит  его стремление к обретению  независимости.  Монтессори считала, что в каждом человеческом существе присутствует жизненная сила «орме», побуждающая его к действиям. Эта сила помогает в преодолении препятствий на  пути   познания  и завоевания окружающего мира.  Она сравнивала развитие  младенца с полетом стрелы, летящей прямо, быстро и точно в цель.  А следование этой жизненной силе дает  то, что называется радостью жизни. Каждый новый успех(умение ползать, ходить, говорить  и т.д.)  является ступенькой  естественного развития, обретения различных степеней свободы в физическом и психическом планах . 

3. Монтессори вводит понтятие «духовного эмбриона» Она говорит , что человек дважды переживает эмбриональный период. Первый раз – до рождения, когда его развитие сопоставимо с развитием животных. Второй период– уже после рождения – присущ исключительно человеку и тем выделяет  и поднимает его из животной среды.  Маленький человек   в норме имеет психологию завоевателя и настроен вбирать в себя   все знания, умения, обычаи, культуру, развиваясь   при этом в уникального, ни на кого не похожего человека.   Существует одно реальное биологическое проявление: живущий индивид(ребенок -тело,которого растет и душа  развивается), и воспитание – это активное содействие проявлению жизни в нем.    При этом Монтессори особо подчеркивала, что ребенок может развиваться только посредством освоения окружающего мира.

4. Монтессори отказывалась видеть суть воспитания в том, что взрослый формирует личность ребенка,  а ставила проблему организации среды наиболее  соответствующей потребностям  его развития на каждом возрастном этапе. Во всех школах Монтессори  основные принципы организации были следующие:

  1. Классная комната должна соседствовать с площадкой для игр и, по возможности, с уголком для огорода, мебель должна быть достаточно легкой и мобильной, чтобы дети могли самостоятельно переставлять ее.
  2. В помещении могут и должны быть цветы, птицы, рыбки, животные,  с которыми дети могут играть и ухаживать без ограничения. Все рабочие материалы и предметы обихода должны  быть доступны и удобны ребенку .
  3. Дети могут свободно перемещаться по всему пространству. Должна быть организована зона с доступом к воде. В такой свободной и безопасной обстановке дети  учатся «двигаться , не натыкаясь на вещи, переносить предметы, не роняя их, есть не пачкаясь, мыть руки и посуду, не обливаясь», делать все взрослые дела и получать от этого радость, так как им никто ничего не запрещает. 
  4. Монтессори отвергла  традиционную  классно-урочной систему и требовала предоставить ребенка самому себе,  не препятствовать ему в выборе самостоятельной работы,  считая что ребенок интуитивно выбирает «как раз те упражнения, которых шаг за шагом требует его умственное развитие» , а темп работы и способы которыми он пользуется формируют его уникальную индивидуальность.
  5. Свобода и дисциплина.    Монтессори  вводит понятие «активной дисциплины» -это активность , которую контролирует сам ребенок, а не навязывает извне педагог. Роль  учителя  скорее пассивна, но сопряжена с постоянным и незаметным наблюдением за детьми и безусловным уважением и приятием всех явлений, которые он  наблюдает. Задача воспитателя – помочь организовать ребенку свою деятельность, тактично направить к тем занятиям, которые соответствуют внутренним потребностям ребенка по возрасту, при этом не допуская или тактично  пресекая проявления грубости, агрессии, невежливости или др. неприемлемых форм поведения.    Монтессори указывает на трудности у начинающих воспитателей, которые привыкли к старым педагогическим методам, где дисциплина понималась как отсутствие движения. Дисциплин, усвоенная детьми в школе,  не ограничивается школьной средой, но простирается на среду социальную.
  6. Монтессори считает, что упразднение наград и наказаний это естественный вывод из принципов работы ее школы. Так как человек, дисциплинированный свободой, начинает жаждать единственной награды, не приносящей разочарования- расцвета его духовных сил и его внутреннего «я», его души.  Смысл метода, разработанного ею , заключается в том, чтобы стимулировать ребенка к самовоспитанию, самообучения и саморазвитию. «Границы свободы ребенка полагаются в коллективном интересе, а форма ее – то, что мы называем воспитанностью.»
  7. Монтессори классы организовывались как разновозрастные и включали детей от двух с половиной до шести лет, оптимальное число детей в классе  Монтессори полагала  около 40. В классе  ребенок учился работать один или вместе  с другими детьми, и этот выбор делал он сам, следуя «основным правилам »  класса и напоминая другим детям о необходимости соблюдать их. Когда ребенок впервые начинал учиться, ему помогали старшие, более опытные дети. Позже он сам помогал другим, имея сформированные учебные навыки. Благодаря всему этому ребенок  учился вести себя в обществе различных людей, т.е. приобретал навыки социального поведения.  А «зная, какие поступки запрещены, дети получали импульс к запоминанию и различению добра и зла». 
  8. По мере роста навыков, ребенок приобретал чувство независимисти и уверенности, и вместе с тем у него пробуждалась любовь к учению и самопознанию. Особо Монтессори отмечает чувства дружбы и братства, возникавшие у воспитанников класса  по отношению друг к другу и отсутствие чувств зависти вражды.  Более того , малыши, наблюдая тех. Кто что-то уже освоил, испытывают чувство восхищения и энтузиазма. Достижения одного ребенка провоцирует успешную работу остальных. Девизом школы Монтессори являются слова: «Помоги мне сделать это самому».

 

Феномен педагогики Монтессори заключается в ее безграничной вере в природу ребенка, в ее стремлении исключить какое-либо  авторитарное давление на формирующегося человека,  и   в ее ориентации на идеалы свободной, самостоятельной и активной личности. 

 

 Монтессори  задумывается о причинах несовершенства мира

, в  котором люди являются скорее  жертвами событий , чем хозяевами своей жизни, и находит их в устаревших концепциях воспитания , в том, что обучение сводится только к передаче знания, пренебрегая формированием личности человека.  Монтессори видела огромный потенциал , заложенный в детях, и говорила о раскрытии великих возможностей ребенка как о помощи и спасении  обществу, так как из детей вырастает человечество.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 


Информация о работе Гуманистическая педагогика Монтессори