Гуманистическая педагогика. Принципы,метода,технологии

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 05 Июня 2013 в 19:01, реферат

Описание работы

В этом русле особо актуальным представляется развитие и внедрение в теорию и практику современного воспитания и образования основных идей и положений гуманистической педагогики. Гуманистическое направление в педагогике возникло во второй половине XX века, как отражение идей гуманистической психологии. По своим идеям она была близка педагогике педоцентризма, педагогике нового воспитания и прогрессивизма. В центре внимания гуманистической парадигмы воспитания всего стояла целостная личность, которая стремится к максимальной реализации своих возможностей.

Файлы: 1 файл

Гуманистическая педагогика.docx

— 20.92 Кб (Скачать файл)

Гуманистическая педагогика.Принципы,метода,технологии.

В основе современной  Концепции воспитания детей и  учащейся молодёжи заложен принцип  гуманизации, гуманитаризации и демократизации процессов обучения и воспитания. В современных условиях социальных, экономических преобразований в стране проблемы воспитания детей и молодёжи с использованием системы гуманистического воспитания приобретают первостепенное значение.

В этом русле особо  актуальным представляется развитие и  внедрение в теорию и практику современного воспитания и образования основных идей и положений гуманистической педагогики. Гуманистическое направление в педагогике возникло во второй половине XX века, как отражение идей гуманистической психологии. По своим идеям она была близка педагогике педоцентризма, педагогике нового воспитания и прогрессивизма. В центре внимания гуманистической парадигмы воспитания всего стояла целостная личность, которая стремится к максимальной реализации своих возможностей.

Идеи гуманистического воспитания были предметом научных исследований Ш.А. Амонашвили, Г.С. Батищева, Е.В. Бондаревской, Б.П. Битинаса, В.Ф. Володько, К.В. Гавриловец, Б.С. Гершунского, Е.В. Петрушковой и др.

В общем смысле гуманизм понимается как исторически изменяющаяся система воззрений, признающая ценность человека как личности, его право на свободе, счастье, развитие и проявление своих способностей, считающая благо человека критерием оценки социальных институтов, а принципы равенства, справедливости, человечности желаемой нормой отношений между людьми. Гуманизм обычно выступает как мировоззрение, основными принципами которого являются любовь к людям, уважение человеческого достоинства, забота о благе людей. В самом общем смысле слова гуманизм означает ориентацию на самого человека, на его нужды и его потребности. В гуманизме воплощается стремление личности, коллектива и социума к счастью и совершенству.

Как теоретическая  концепция гуманизм признаёт право  человека на свободу, счастье, беспрепятственное  развитие и проявление своих способностей, творческого потенциала. Эти черты  выступают в гуманистической  концепции в качестве основных критериев  оценки в деятельности основных социальных институтов, целевых общественных установок  и направленности общественного  развития. В отношениях между членами  общества, гуманизм признаёт в качестве нормы принципы равных возможностей, социальной справедливости, проявления высокой культуры общения и человечности.

О содержании гуманизма  говорят различные исследования. В частности, Е.В. Петрушкова указывает, что сегодня идеалы содержания гуманизма наполняются новым смыслом, обогатившим их содержание. Гуманизм предполагает отказ от идеи насилия, подавления, господства, причём не только над человеком, но и человека над природой. Гуманизм рассматривает свободу как такое отношение, когда партнёры принимают друг друга и признают ценности взаимовлияний и взаимоизменений. Ядром гуманистического мировоззрения и его системообразующим фактором выступает человек. Это проявляется в многообразии отношений к человеку, обществу, его духовным ценностям, к деятельности и соответственно к миру в целом. Во всём этом и проявляется гуманность личности.

Понятие гуманности определяется как в философии как человечность, человеколюбие, уважение к людям и к человеческому достоинству. По словам К.В. Гавриловец, гуманность является личностным качеством, содержание которого обусловлено следованием принципам гуманизма; гуманность представляет собой совокупность нравственно-психологических свойств личности, выражающих осознанное и сопереживаемое отношение к человеку, как к высшей ценности.

Одним из важнейших  проявлений и показаний гуманности являются человеческие отношения между  людьми. К основным понятиям, которые  способны раскрыть человеческие отношения  с другими людьми, по мнению Н.Ю. Алексашиной, относятся:

- забота и взаимопонимание,  т.е. эмоциональная отзывчивость, сострадание, способность разделять  чувства и мысли другого, его  печаль и радость;

- взаимоуважение, т.е. способность принимать человека  таким, какой он есть, признавать  его право иметь собственные  убеждения и развиваться по  собственному пути;

- взаимодействие, т.е. способность к сотрудничеству, взаимопомощь и содействие, принципы  ненасилия в разрешении конфликтов

 

Согласно гуманистическому подходу, образование направлено на формирование базовой культуры личности, которая является основой для  определения и описания содержания воспитания ...........

Учебно-познавательная деятельность школьника стимулируется  не только посредством интересного  учебного материала и разнообразных  методов его преподнесения, но и  характером отношений, которые утверждает педагог в процессе обучения. В  атмосфере любви, доброжелательности, доверия, сопереживания, уважения школьник охотно и легко принимает учебно-познавательную задачу. Школьник, видя, как ценится  его достоинство, самостоятельная  мысль, творческий поиск, начинает стремиться к решению более сложных учебно-познавательных задач.

Гуманная педагогика принимает ребенка таким, какой  он есть, соглашается с его природой. Она видит в ребенке его  безграничность, осознает его космичность и ведет, готовит его к служению человечеству на протяжении всей жизни. Она утверждает личность в ребенке путем выявления его свободной воли и строит педагогические системы, процессуальность которых предопределяют учительская любовь, оптимизм, высокая духовная нравственность. Она поощряет педагогическое творчество и призывает к педагогическому искусству. Гуманное педагогическое мышление стремится объять необъятное, и в этом сила образовательных систем и процессов, рожденных в его недрах». В традиционной педагогике педагогическое мышление двухмерно, все строится на поощрении и наказании: ведет себя ребенок хорошо - поощряем, плохо - наказываем; учится - отлично, не учится - плохо и т.п. А педагогическому процессу, по Амонашвили, присуще «четвертое измерение в педагогическом мышлении» - духовная устремленность вверх, принятие ребенка таким, каков он есть.

 

Методы гуманистической  педагогики

Укажем на конкретные приемы и установки гуманистического воспитания:

· воспитание доверием, заботой  и уважением;

· воспитание ответственностью;

· воспитание творчеством;

· воспитание через здравомыслие,

· воспитание через обучение этическому исследованию и процедурам принятия нравственных, гражданских, правовых и экологических решений;

· воспитание посредством  обучения решению экзистенциальных (жизнесмысловых) проблем, а также методам прояснения, конституирования (установления) и творчества смыслов.

Общее во всех этих методах  состоит в том, что педагог  побуждает ребенка самому пережить эти чувства и состояния - доверия, ответственности, творчества, жизненных (этических и прочих) дилемм и  коллизий, различных смысловых ситуаций. Мы не можем этому научить, психологически и морально ощущая себя «над» ребенком, но должны вместе с ним попытаться пережить эти состояния, об ...........

огащая в этом совместном опыте не только его, но и свой внутренний мир.

Сторонники гуманистической  концепции воспитания постоянно  подчеркивают необходимость того, чтобы  ребенок чувствовал себя в атмосфере  любви и благожелательности. Он должен ощущать, что окружающие его люди со всеми их требованиями - не враги ему, а, напротив, любящие и заботящиеся о его благополучии люди. Ему не собираются навязывать свое видение жизни, а лишь помогают найти свою дорогу. Однако при этом педагог должен постоянно давать понять воспитаннику, что при всем желании окружающих помочь встать ему на ноги, никто за него самого «ходить» (мыслить, чувствовать, принимать решения, выбирать свой путь) не будет. Старая истина, что образование - двусторонний процесс, не должна предаваться забвению.

Образование, построенное  на принципах гуманизма, помогает уберечь  человека от этих ошибок в личностном развитии и позволяет надеяться  на расцвет цивилизации нового типа, цивилизации, достигшей существенной социальной гармонии.

Таким образом, через формирование ценностных ориентиров гуманистическая  педагогика пытается вернуть многими  утрачиваемый вкус к жизни, остроту  переживания - забытое искусство  жизни. Способность радоваться жизни  является очень важным фактором совершенствования  личности. Жизнь, как писал Ф. Достоевский, нужно любить сильнее, чем ее смысл. Это - условие успеха в деле поиска и созидания смысла жизни. Вот  почему гуманисты-психологи как  знатоки парадоксов чувственной  жизни человека часто подчеркивают, что чем напряженнее готовишься стать счастливым, тем меньше оставляешь себе шансов на счастье. Так, В. Франкл любил повторять, что успех и счастье должны придти к человеку сами, и чем меньше о них думать, тем вероятнее они придут. «Непосредственное» стремление к счастью или погоня за его «гарантиями» - деньгами, славой, властью - само по себе не может быть ни основным принципом, ни высшей целью человеческой жизни. Когда неудачных попыток «поймать птицу счастья» становится слишком много, мир привлекательный становится миром отталкивающим. Спешка порождает скуку, так как в психологическом плане эти два состояния имеют очень много общего: люди пользуются жизнью для того, чтобы испытать что-то в будущем, а потому время настоящего становится для них только помехой. Именно так и утрачивается вкус к жизни.

Постигая в процессе воспитания ценности конструктивной деятельности (творчество), переживания (доверие) и  отношений (ответственность), становящаяся личность начинает «ваять» свою судьбу из высококачественного в гуманистическом  отношении «материала», созидать собственную  жизнь, начиная с высоких стартовых  позиций.

Первые три метода позволяют  осуществить воспитание через чувства, вторые три - через разум. Эмоциональная  сфера в человеке если не преобладает, то спонтанно (самопроизвольно) стремится  быть первой, т.е. идти впереди разума. Она относительно автономна от интеллектуальной и волевой. Это и составляет так называемый парадокс иррациональности человека: наделенный разумом, он часто поступает вопреки его велениям. Привести к согласованности эмоциональную, волевую и интеллектуальную сферы, гармонизировать внешний и внутренний миры человека - значит способствовать его (само)воспитанию в духе гуманизма.

Побуждая человека к установлению смысла жизни и его осуществлению, гуманистическая педагогика стимулирует  в нем здравомыслие и реалистичность - качества, столь необходимые для  того, чтобы научиться отличать хорошее  от плохого, желательное от нежелательного, достойное от недостойного. Именно разум, как высший дар человека, должен участвовать в принятии решений и поведении личности.

Если постижение собственной  идентичности наиболее полно осуществляется через переживание, то самосовершенствование - через здравомыслие и осознанное предпочтение гуманистических ценностей. И все-таки, процесс морального обучения не является исключительно интеллектуальным, в нем также участвуют и  воспитываются чувства.

Гуманистическое воспитания и образования предполагает своеобразное «очеловечивание» знаний, т.е. такую организацию учебно-воспитательного процесса, при которой знания имеют личностный смысл.

В процессе развития в рамках гуманистической педагогики был разработан ряд положений, которые  являются её отличительными признаками и должны обязательно учитываться  при реализации в процессе обучения и воспитания. Отметим следующие  признаки гуманистической педагогики:

- в процессе  обучения и воспитания должна  создаваться эмоционально стимулирующая  школьная среда;

- обязательное  поощрение инициативы учащихся  в учебно-воспитательном процессе;

- необходимым является  установление конструктивных межличностных  отношений в классе;

- для полноценной  реализации учебно-воспитательного  процесса является необходимым  разработка таких образовательных  программ, которые будут максимально  развивать потенциал и творческие  способности учащихся;

- в процессе  образования необходимым является  совместное обсуждение учителем  и учащимися проблем познавательного  процесса и способов его оценки;

- одним из необходимых,  хотя зачастую и трудно достижимых условий, является отказ от использования отметки как формы давления на учащихся.

Такое построение учебного процесса и педагогического  взаимодействия позволяет использовать различные формы учебной работы - от гибких и спонтанных на этапе  самоопределения учащихся, до достаточно жестких, которые будут опираться  на устойчивую мотивацию и потребности  детей.

 

Заключение

На сегодняшнем этапе развития общества особо актуальным представляется построение учебного и воспитательного  процесса на основах гуманистической  педагогики и гуманистического образования. Гуманистическая педагогика имеет  в своей основе гуманистическое  мировоззрение, которое признаёт своей  главной и незыблемой ценностью  человека как такового, ценность его  свободы, его выбора ...........


Информация о работе Гуманистическая педагогика. Принципы,метода,технологии