Технология воспитания
В широком смысле — система последовательного развертывания
педагогической деятельности и общения,
направленных на достижение поставленной
цели во всей системе.
В узком смысле — проявление индивидуально мастерства
педагога в реализации им оптимальных
средств, форм и методов воздействия на
развитие личности в конкретной ситуации
Сущностные характеристики технологий
воспитания те же, что и у технологий обучения:
постановка, гностических целей и задач,
возможность воспроизведения воспитательного
цикла, обратная связь, коррекция того
или иного этапа педагогического процесса.
Вместе с тем технологии воспитания сложнее
конструировать и реализовывать.
Целевые установки в рамках воспитательных
технологий будут иметь форму ожидаемого
результата в том случае, если они отражают
закономерности воспитательного процесса,
ориентированы на конкретную личность.
Технологично поставить цели воспитания
педагогу помогут знания и умения в области
психологии педагогической диагностики.
После постановки цели на основе данных
диагностики производится отбор содержания,
методов, приемов, форм, средств воспитания
и создается собственно технологическая
цепочка.
Как полагает известный педагог Л. И.
Маленкова, существуют два уровня овладения
воспитательной технологией: элементарный
и профессиональный. В первом случае педагог
освоил основные операции отделы технологий,
во втором — он свободно владеет палитрой
воспитательных технологий. Выделяют
разные уровни понятия «воспитательная
технология».
Характер воспитательной технологии
зависит от отношения педагога к ребенку.
В зависимости от этого определяется тип
технологии: авторитарная или гуманистическая,
личностно ориентированная. Назовем основные признаки гуманистических воспитательных
технологий:
- Учет актуальных потребностей детей
разного возраста. Нет воспитания вообще,
есть воспитание конкретной личности
в конкретных условиях.
- Позитивное восприятие ребенка (учащегося).
Важно понять и воспринять его таким, каков
он есть, раскрыть и дать проявиться всему
тому, что заложила в нем природа, верить
в его силы и возможности.
- Этика ненасилия как философская концепция
гуманистических воспитательных технологий:
осуществление воспитания без принуждения,
психического и физического насилия. Реализуется
через признание прав ребенка, через представление
ему возможности высказывать свою точку
зрения, иметь право на собственное мнение,
выбор и т. п.
- Психолого-педагогическая поддержка
растущей личности, помощь воспитаннику
в развитии и саморазвитии. Основой поддержки
является уверенность воспитанников в
понимании и доброжелательности, искренности педагога.
- Доверие воспитаннику. Реализуется как
в непосредственном взаимодействии с
ним, так и через создание благоприятного
морального климата, атмосферы доверия
в детской (учебной) группе.
- Воспитывающие ситуации (создаются воспитателем
целенаправленно для коррекции поведения
и взаимоотношений).
- Свобода и творчество.
- Игра как средство, метод деятельности
детей и подростков
Условия эффективного применения
воспитательных технологий
Организация воспитательного проса на
диагностической и прогностической основе.
Учет личного опыта воспитанников как
положительного, так и отрицательного.
Взаимосвязь воспитания и самовоспитания.
Организация разнообразных видов деятельности,
которые удовлетворяют и обогащают разнообразные
потребности учащихся (в общении, творческом
самовыражении, уважении окружающих и
т. д.).
Профессионализм, общая культура, интересы,
увлечения, неординарность личности и
другие индивидуальные особенности педагога
Основные аспекты
управления воспитательной системой
школы.
Практика гуманистической школы уже
выработала конкретные формы и методы
инновационной деятельности. Среди них:
1. Дифференциация учебно-воспитательной
деятельности.
2. Индивидуализация процессов воспитания
и обучения.
3. Создание благоприятных условий
для развития наклонностей и
способностей каждого воспитанника.
4. Формирование гомогенных классов
и параллелей.
5. Комфортность учебно-воспитательной
деятельности.
6. Психологическая безопасность, защита
учащихся.
7. Вера в учащегося, его силы
и возможности.
8. Принятие учащегося таким, каким
он есть.
9. Обеспечение успешности обучения
и воспитания.
10. Изменение целевой установки
школы.
11. Обоснованность уровня развития
каждого ученика.
12. Исключение заочного обучения
(экстерната), как такого, что не
обеспечивает «духовных встреч
с учителями».
13. Переориентация внутренних личностных
установок учителя.
14. Усиление гуманитарного образования.
Гуманистическую педагогику трудно оценивать
статистически. Однако установлено, что
аутентичность, эмпатия и безусловное
одобрение положительно коррелируют с
развитием обучаемых и отрицательно с
такими проблемами, как дисциплина и негативное
отношение к школе.
4. Современные воспитательные
системы
Что представляет собой современная
школа? Современная школа - это разная
школа. Как для учителей, так и для учащихся.
Разная потому, как там, в школе им живется,
работается или учится. А это зависит от
много: и от типа школы, и от ее назначения,
и от региональных и национальных особенностей,
и от материальной базы, и от положенной
в основу ее концепции воспитания, и от
подобравшегося коллектива учителей и
учащихся, и от мастерства педагогов…
В современных условиях больших
изменений в политике, экономике, социальной
жизни общества, коренным образом должна
измениться школа, другим должен стать
учитель-воспитатель.
Процесс воспитания должен
обновляться на основе качественно нового
представления о его статусе с учетом
отечественных традиций, достижений передового
педагогического опыта; включать формирование
разнообразных воспитательных систем.
Каждая хорошая школа, целенаправленно
реализующая не только образовательную,
но и воспитательную функцию, связанную
с личностным развитием школьников, должна
иметь свою воспитательную систему.
Воспитательная система школы
имеет сложную структуру. Ее компоненты:
· цели, выраженные в исходной
концепции (т.е. совокупность идей, для
реализации которых она создается);
· деятельность, обеспечивающая
достижение целевых ориентиров (содержание
воспитания) субъект деятельности, ее
организующий и в ней участвующий;
· отношения, рождающиеся в
деятельности и общении, интегрирующие
субъект в некую общность;
· среда системы, освоенная
субъектом;
· управление, обеспечивающее
интеграцию компонентов в целостную систему
и развитие этой системы.
(Такое внутреннее строение
воспитательной системы предлагает
академик Л.И. Новикова).
В процессе создания и развития
системы должен решаться ряд задач:
1. Формирование у учащихся
целостной системы научных знаний
о природе, обществе, человеке.
2. Формирование гражданского
самосознания.
3. Приобщение детей к
общечеловеческим ценностям.
4. Развитие креативных (творческих)
способностей ребенка, его склонностей
и таланта.
5. Формирование в образовательном
учреждении коллектива как благоприятной
среды для развития и жизнедеятельности
детей и взрослых.
6. Развитие у учащихся
стремления и способности к
самопознанию, самосовершенствованию,
самореализации и самоутверждению.
Для их решения используются
разнообразные формы, приемы, методы педагогической
деятельности. Результаты решения перечисленных
задач свидетельствует об эффективности
воспитательной системы.
Характер целевых ориентиров
может служить основанием для определения
типа воспитательной системы. Если система
ориентирования на личность ребенка, на
развитие его природных задатков и способностей,
на создание в школе обстановки социальной
защищенности и творческого содружества
субъектов системы: детей, педагогов, родителей,
то она является гуманистической. Если
же система сориентирована на постоянное,
скрупулезное предъявление требований,
на воспитание послушания, а дисциплина
- цель и главное воспитательное средство,
то такая система - антигуманна. Воспитательная
система есть развивающееся явление. Она
никогда не достигает особенно высоких
степеней целостности. И это естественно,
т.к. идет быстрая смена поколений детей.
При этом каждое поколение должно ощущать
себя субъектом развития системы, вносить
в нее что-то свое, новое. Процесс развития
воспитательной системы противоречив
и нелинеен. В нем бывают спады и подъемы,
периоды стабильности, характерны и регрессивные
явления, когда система как бы движется
вспять, теряет свои позитивные приобретения
в деятельности, отношениях, творчестве.
Этого не надо боятся, необходимо это знать
и анализировать причины, последствия
явлений, происходящих в системе.
В современной теории и практике
получают развитие гуманистические воспитательные
системы. Обозначив специфику гуманистической
педагогики как системы воспитания, укажем
на конкретные приемы и установки гуманистического
воспитания. Это:
- воспитание доверием, заботой
и уважением;
- воспитание ответственностью;
- воспитание творчеством;
- воспитание через здравомыслие,
- воспитание через обучение
этическому исследованию и процедурам
принятия нравственных, гражданских, правовых
и экологических решений,
- воспитание посредством обучения
решению экзистенциальных (жизнесмысловых) проблем, а также методам прояснения, конституирования (установления) и творчества смыслов.
Общее во всех этих методах
состоит в том, что педагог побуждает ребенка
самому пережить эти чувства и состояния
- доверия, ответственности, творчества,
жизненных (этических и прочих) дилемм
и коллизий, различных смысловых ситуаций.
Мы не можем этому научить, психологически
и морально ощущая себя "над" ребенком,
но должны вместе с ним попытаться пережить
эти состояния, обогащая в этом совместном
опыте не только его, но и свой внутренний
мир.
Сторонники гуманистической
концепции воспитания постоянно подчеркивают
необходимость того, чтобы ребенок чувствовал
себя в атмосфере любви и благожелательности.
Он должен ощущать, что окружающие его
люди со всеми их требованиями - не враги
ему, а, напротив, любящие и заботящиеся
о его благополучии люди. Ему не собираются
навязывать свое видение жизни, а лишь
помогают найти свою дорогу. Однако при
этом педагог должен постоянно давать
понять воспитаннику, что при всем желании
окружающих помочь встать ему на ноги,
никто за него самого "ходить" (мыслить,
чувствовать, принимать решения, выбирать
свой путь) не будет. Старая истина, что
образование - двусторонний процесс, не
должна предаваться забвению.
Приверженцы гуманизма - психологи,
философы и педагоги - неоднократно подчеркивали,
что именно в конкретных переживаниях
формируются общие ценности нашей жизни.
Так, например, Куртц утверждает, что ценности
возникают там, где происходит сознательный
процесс выбора, где люди живут и действуют.
Ценности суть то, что предпочтительно,
т.е. глубоко уважается. О важности работы
по формированию интересов и ценностей
пишет теоретик и практик гуманистической
психологии Маслоу. Он утверждает, что
лучшим способом подвигнуть человека
к самосовершенствованию, к тому, чтобы
стать "лучшей особью", является удовлетворение
базовых потребностей человека и его метапотребностей
(потребность в правде, красоте, совершенстве,
справедливости, порядке и т.д.). Помочь
их осознать и сделать внутренними ценностями
- задача гуманистической педагогики.
Если образование сумеет побудить человека
к осознанию и актуализации своих высших
нужд, оно тем самым послужит сохранению
его психического здоровья, поможет ему
уберечься от так называемых "болезней
расчеловечивания". Маслоу назвал такие
"болезни" метапатологиями и составил
их каталог. В него вошли отчужденность,
бессмысленность, безразличие, скука,
тоска, ноогенные неврозы, экзистенциальный
вакуум, духовные кризисы, апатия, пораженчество,
чувство бесполезности, отказ от жизни,
бессилие, утрата свободы воли, цинизм,
вандализм, бесцельная деструктивность
и т.д.
Образование, построенное на
принципах гуманизма, помогает уберечь
человека от этих ошибок в личностном
развитии и позволяет надеяться на расцвет
цивилизации нового типа, цивилизации,
достигшей существенной социальной гармонии.
Таким образом, через формирование
ценностных ориентиров гуманистическая
педагогика пытается вернуть многими
утрачиваемый вкус к жизни, остроту переживания -
забытое искусство жизни. Способность
радоваться жизни является очень важным
фактором совершенствования личности.
Жизнь, как писал Ф. Достоевский, нужно
любить сильнее, чем ее смысл. Это - условие
успеха в деле поиска и созидания смысла
жизни. Вот почему гуманисты-психологи
как знатоки парадоксов чувственной жизни
человека часто подчеркивают, что чем
напряженнее готовишься стать счастливым,
тем меньше оставляешь себе шансов на
счастье. Так, В. Франкл любил повторять,
что успех и счастье должны придти к человеку
сами, и чем меньше о них думать, тем вероятнее
они придут. "Непосредственное" стремление
к счастью или погоня за его "гарантиями"
- деньгами, славой, властью - само по себе
не может быть ни основным принципом, ни
высшей целью человеческой жизни. Когда
неудачных попыток "поймать птицу счастья"
становится слишком много, мир привлекательный
становится миром отталкивающим. Спешка
порождает скуку, так как в психологическом
плане эти два состояния имеют очень много
общего: люди пользуются жизнью для того,
чтобы испытать что-то в будущем, а потому
время настоящего становится для них только
помехой. Именно так и утрачивается вкус
к жизни.
Список использованной
литературы
Афонина, Г.М. Педагогика: Курс лекций и семинарские занятия / Г.М. Афонина. - Ростов н/Д: Феникс, 2002.-512с.
Воронов, В.В. Технология воспитания:
Пособие для преподавателей вузов, студентов
и учителей / В.В. Воронов. – М.: Школа-Пресс,
2000.-96с.
Воспитательный процесс: изучение
эффективности /Под ред. Е.Н. Степанова – М.: Асгард, 2001.
Гаврилин, А.В. Развитие отечественных гуманистических воспитательных систем / А.В. Гаврилин. – Владимир: Владимирская школа. - 1998.- 208 с.
Гаврилин А.В. Управление школой как воспитательной системой / А.В. Гаврилин. – М.: Академия, 2003.
Кабуш, В.Т. Открытые воспитательные системы: проблемы и пути решения / В.Т. Кабуш. – Мн.: Академия, 1995.