Гуманизация отношений преподаватель-студент

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 01 Апреля 2013 в 14:20, доклад

Описание работы

Неотъемлемым компонентом учебно-воспитательного процесса в учебном заведении являются возникающие в ходе педагогического общения отношения преподавателей и студентов. Гуманизация этих отношений в настоящее время является важной составляющей новейших воспитательных технологий. Гуманизм – это отношение к человеку, проникнутое заботой о его благе, достоинстве. В учебном заведении гуманизм должен реализовываться в двух направлениях: прививать эти качества студентам в отношении к старшим и помнить, что такого отношения требуют к себе и студенты.

Файлы: 1 файл

гуманизация отношений студ.-препод..doc

— 57.00 Кб (Скачать файл)

Неотъемлемым компонентом  учебно-воспитательного процесса в учебном заведении являются возникающие в ходе педагогического общения отношения преподавателей и студентов. Гуманизация этих отношений в настоящее время является важной составляющей новейших воспитательных технологий. Гуманизм – это отношение к человеку, проникнутое заботой о его благе, достоинстве. В учебном заведении гуманизм должен реализовываться в двух направлениях: прививать эти качества студентам в отношении к старшим и помнить, что такого отношения требуют к себе и студенты.

Рассмотрим несколько  составляющих гуманизации отношений  «преподаватель-студент» в рамках учебно-воспитательного  процесса.

  1. Ведущим фактором гуманизации является личность преподавателя и  не только его профессиональные способности, как педагога, но и большое значение приобретают его человеческие качества. Гуманизм в образовании развивается "из середины". Профессиональный рост студента зависит не столько от знаний, сколько от тех доверительных условий, которые для него создаются, и от того, насколько будет обеспечена возможность в реализации его способностей при условии сохранения человеческого достоинства (уместным будет напомнить мысль о составляющих стопроцентной формулы профессионального успеха: 85%  - умения общаться, 15% - зависимость от суммы профессиональных знаний).

 

  1. Одним из ведущих условий гуманизации отношений в системе «преподаватель-студент» является поощрение свободного самовыражения.  Отсутствие потребности в наказании и оценивании находится в прямой зависимости от умения преподавателя удовлетворять потребности студентов в творчестве и внутреннем обогащении. Ведь известно, что когда человек не создает, то он разрушает. Потому авторитарное требование - всегда ошибка. Человек так устроен, что любой приказ, безапелляционная команда едва не автоматически исключает гуманизацию отношений между преподавателем и студентом.

В гуманистически-ориентированном  образовании принудительные меры ошибочны и отказ от них благотворно  влияет не только на учебу студентов, но и на работу преподавателей. Достигать надлежащей дисциплины необходимо с минимумом внешнего принуждения - уместным будет переход к дисциплине деятельного сотрудничества. Основополагающим принципом гуманистической модели "преподаватель -студент" есть вера педагога у своих студентов, стремление им доверять, умение найти в них те или другие способности и склонности и содействовать их развитию и обогащению. При таких условиях и преподаватель, и студент будут работать целеустремленно, творчески, мотивация поведения будет свободной и такой, которая удовлетворит обе стороны и даст плодотворный результат. Это и является гуманизацией образования в действии.

 

3. Одним из важнейших факторов содействия гуманизации учебно-воспитательного процесса является высокая культура речи педагога, взвешенное слово которого научит и поможет, поддержит и успокоит, развеселит и заставит задуматься, вызовет потребность говорить, а в другой момент - замолчать, потому что дальше - граница, которую переступить нельзя. Это настоящее искусство владения словом.

4. Одна из наиболее действенных и плодотворных форм гуманизации - это умение расшевелить чувство милосердия и вызывать стремление нести это чувство людям.

5. Еще одной из форм гуманизации является воспитание красотой. Это те мероприятия, которые проходят в учебном заведении:. литературно-музыкальные композиции, конкурсы, фестивали, КВН, экскурсии и т.д.

Интересный факт, когда  в аудиториях техникумов,  на стенах, кроме наглядности по дисциплине, висят репродукции картин знаменитых художников, местных мастеров. И преподаватели во время перерыва или после занятий вдохновенно рассказывает об авторах картин, о картинах, зажигая в душе студентов огонек ощущения прекрасного, а это опять же дорога к добру и гуманности.

6. Особенно плодотворное и эффективное значение тандем «преподаватель-студент» приобретает во внеурочной деятельности, а точнее даже не в стенах техникума: театр, кино, экскурсии, походы, выставки.

7. Еще одно направление гуманизации отношений – это непосредственно общение преподавателя со студентом. В педагогической деятельности общение приобретает функциональный и профессионально значимый характер. Оно выступает как средство решения учебных задач и создания благоприятного психологического климата в учебном коллективе. Неправильное педагогическое общение рождает страх, неуверенность, ослабление внимания, памяти, работоспособности, В конечном счете – рождается устойчивое негативное отношение к преподавателю, а потому и к учебе. Общение преподавателя со студентами должно снимать такого рода эмоции, вызывать радость постижения, жажду деятельности, содействовать социально-психологической оптимизации учебно-воспитательного процесса. В процессе педагогического общения педагог прямо или косвенно осуществляет свои социально-ролевые и функциональные обязанности по руководству процессом обучения и воспитания.

 

Усиленное сочетание  педагогической и воспитательной деятельности является основополагающим в социально-психологической структуре педагогического общения. Дружеское расположение, не переходящее в панибратство, общая увлеченность профессиональными задачами составляют тот эмоциональный фон, на котором происходит обучение. Этико-психологические основы взаимоотношений преподавателя и студентов складываются постепенно. Они зависят от многих причин. От жизненного, учебного, общественного опыта студентов, традиций учебного заведения, от педагогической направленности личности  педагога.

Отношения преподавателя и студента обязывают к взаимному уважению. И если стирается эта грань, начинается панибратство, это не очень хорошо, так что дистанция должна быть – однозначно.

Часто дистанцию держат сами преподаватели, не допуская студентов  на свою «личную территорию». Чтобы  не потерять в их глазах свой статус или чтобы студенты не стали относиться к ним, как к равным, полагая, что тогда авторитет преподавателя упадёт, соблюдая профессиональный этикет. Существует ещё множество причин, почему мы «держим дистанцию». В большинстве случаев они кроются в нашей ментальности. Студенты, вроде бы, и не прочь встретиться с преподавателем в неформальной обстановке: ведь он, имея за плечами большой опыт, мог бы рассказать им много интересного.

Неформальное общение  с преподавателями на Западе принято  как нечто естественное. Поехать с любимым преподавателем на пикник – самое обычное времяпрепровождение для американских студентов. Например, в Университете Флориды есть свое университетское озеро, куда попасть можно, только имея пропуск университета. Там собираются преподаватели и студенты, чтобы свободно пообщаться вне стен родного университета.

Или другой пример – декан  обедает вместе со студентами и разговаривает  с ними на всевозможные темы. Таким  образом он решает сразу несколько  задач – ближе узнаёт студентов  и знакомится с их проблемами, заинтересовывает в дальнейшем обучении и просто по-человечески располагает к себе. Тем самым строится новый уровень отношений, основанных на взаимопонимании, доверии и, возможно, общих интересах. Уважение к преподавателю никуда не уходит – определённая дистанция всё же сохраняется, но исчезает глупый страх, который сковывает некоторых студентов, мешая им до конца раскрыть свой потенциал. 
Такую систему взаимоотношений, непривычную, на первый взгляд, дополняет и то, что сами студенты оценивают качество работы лектора. Насколько доступно была изложена тема, как часто преподаватель использовал слайды, наглядный материал; критериев много – главное, что педагог должен быть интересным и понятным аудитории. Так как ему небезразлично, что о нём думают студенты, педагог стремится привлечь их внимание к своему курсу. И дружеские отношения этому не помеха.

Чтобы учиться, у них  есть еще одна хорошая мотивация: погасить образовательный кредит –  ведь получить высшее образование там  можно практически всегда только платно. А от того, как ты учишься, зависит место будущей работы и зарплата.

Получается, что отношения  «студент-преподаватель» можно охарактеризовать как взаимовыгодные. Первым «выгодно»  получать качественные знания и учиться  у хорошего преподавателя; вторым важно иметь заинтересованных студентов. А когда между ними «налажены» дружеские отношения и нет ненужных комплексов, то и общение становится более эффективным, а молодой человек может максимально реализоваться себя.

 Например, китайские студенты очень благодарные слушатели, они с жадностью впитывают каждое слово преподавателя. Действительно, преподаватель для них – это святое: трогательно было наблюдать, как утром, перед занятием, студенты встречают у учебного корпуса автобус с преподавателями, помогают пожилым наставникам нести сумки, поддерживают за руку, провожая в учительскую, а после занятий помогают им вернуться.

8. К системе гуманизации  отношений «преподаватель-студент»  можно отнести ситуацию, когда  студенты начинают больше общаться с преподавателем после окончания учебного заведения. Только тогда они начинают осознавать нехватку дорогих сердцу преподавателей, начинают звонить, приходить, приходят к ней со своими бедами и радостями, с просьбами помочь разобраться в неполадках на производстве, с новостями о продвижении по карьерной лестнице; поздравляют с праздниками, приглашают в кафе на встречи выпускников.

Необходимо помнить, что  гуманизация как учение может  быть воплощена в жизнь лишь в  том случае, когда одновременно с  воспитанием и образованием в духе гуманизма общество будет способным способствовать самостоятельности, инициативности, свободе людей.

Слово - основные орудия труда преподавателя, а в свое время В.О.Сухомлинский сказал: "Словом можно ранить и вылечить, вдохновить на труд и сковать силы души". Как точно сказано, и насколько актуально, когда речь идет о гуманизации отношений между преподавателем и студентом.

Основная задача преподавателя  – научить студентов думать, воспитать  так, чтобы души их приподнялись. Но сейчас педагоги просто не могут уделять всем достаточно внимания - слишком большой поток учащихся. Все-таки, что бы ни говорили, а преподаватель получает сегодня низкую зарплату – потому он и вынужден жертвовать качеством работы ради количества денег на содержание семьи. Набор студентов с каждым годом растет, возрастает и энерго-трудовая нагрузка – и вот уже преподаватель совершенно «выжат», у него нет ни сил, ни желания работать, к своим обязанностям он относится равнодушно. Приводить примеры в интересах формирования модели "Гуманизация отношений в системе преподаватель - студент" можно еще долго. И от того яснеет на душе: не черствеют душа и помыслы наших преподавателей и студентов. А это значит, что и все общество обязательно возродится для добра и человечности.

Эту мысль подтверждают и известные слова Г. Драгоманова:" Даже сознательная национальная независимость без образования не даст демократии. Все, что мы можем желать, - это чтобы, с одной стороны, был больше таланта, труда и образования, а из другого - больше человечности".

Основные требования к отношениям "преподаватель-студент" можно сформулировать следующим образом:

• взаимодействие факторов сотрудничества при организации воспитательного процесса;

• формирование духа корпоративности, коллегиальности, профессиональной общности с педагогами;

• ориентация системы педагогического  общения на взрослого человека с  развитым самосознанием и тем  самым преодоление авторитарного  воспитательного воздействия;

• использование профессионального  интереса студентов как фактора  управления воспитанием и обучением и как основы педагогической и воспитательной работы.

Такой стиль формируется под  влиянием двух важнейших факторов:

• увлеченности наукой, предметом;

• стремления превратить область научного поиска в материал педагогического воздействия, так называемого педагогического чувства.


Информация о работе Гуманизация отношений преподаватель-студент