Автор работы: Пользователь скрыл имя, 01 Апреля 2013 в 14:20, доклад
Неотъемлемым компонентом учебно-воспитательного процесса в учебном заведении являются возникающие в ходе педагогического общения отношения преподавателей и студентов. Гуманизация этих отношений в настоящее время является важной составляющей новейших воспитательных технологий. Гуманизм – это отношение к человеку, проникнутое заботой о его благе, достоинстве. В учебном заведении гуманизм должен реализовываться в двух направлениях: прививать эти качества студентам в отношении к старшим и помнить, что такого отношения требуют к себе и студенты.
Неотъемлемым компонентом
учебно-воспитательного
Рассмотрим несколько составляющих гуманизации отношений «преподаватель-студент» в рамках учебно-воспитательного процесса.
В гуманистически-
3. Одним из важнейших факторов содействия гуманизации учебно-воспитательного процесса является высокая культура речи педагога, взвешенное слово которого научит и поможет, поддержит и успокоит, развеселит и заставит задуматься, вызовет потребность говорить, а в другой момент - замолчать, потому что дальше - граница, которую переступить нельзя. Это настоящее искусство владения словом.
4. Одна из наиболее действенных и плодотворных форм гуманизации - это умение расшевелить чувство милосердия и вызывать стремление нести это чувство людям.
5. Еще одной из форм гуманизации является воспитание красотой. Это те мероприятия, которые проходят в учебном заведении:. литературно-музыкальные композиции, конкурсы, фестивали, КВН, экскурсии и т.д.
Интересный факт, когда в аудиториях техникумов, на стенах, кроме наглядности по дисциплине, висят репродукции картин знаменитых художников, местных мастеров. И преподаватели во время перерыва или после занятий вдохновенно рассказывает об авторах картин, о картинах, зажигая в душе студентов огонек ощущения прекрасного, а это опять же дорога к добру и гуманности.
6. Особенно плодотворное и эффективное значение тандем «преподаватель-студент» приобретает во внеурочной деятельности, а точнее даже не в стенах техникума: театр, кино, экскурсии, походы, выставки.
7. Еще одно направление гуманизации отношений – это непосредственно общение преподавателя со студентом. В педагогической деятельности общение приобретает функциональный и профессионально значимый характер. Оно выступает как средство решения учебных задач и создания благоприятного психологического климата в учебном коллективе. Неправильное педагогическое общение рождает страх, неуверенность, ослабление внимания, памяти, работоспособности, В конечном счете – рождается устойчивое негативное отношение к преподавателю, а потому и к учебе. Общение преподавателя со студентами должно снимать такого рода эмоции, вызывать радость постижения, жажду деятельности, содействовать социально-психологической оптимизации учебно-воспитательного процесса. В процессе педагогического общения педагог прямо или косвенно осуществляет свои социально-ролевые и функциональные обязанности по руководству процессом обучения и воспитания.
Усиленное сочетание педагогической и воспитательной деятельности является основополагающим в социально-психологической структуре педагогического общения. Дружеское расположение, не переходящее в панибратство, общая увлеченность профессиональными задачами составляют тот эмоциональный фон, на котором происходит обучение. Этико-психологические основы взаимоотношений преподавателя и студентов складываются постепенно. Они зависят от многих причин. От жизненного, учебного, общественного опыта студентов, традиций учебного заведения, от педагогической направленности личности педагога.
Отношения преподавателя и студента обязывают к взаимному уважению. И если стирается эта грань, начинается панибратство, это не очень хорошо, так что дистанция должна быть – однозначно.
Часто дистанцию держат сами преподаватели, не допуская студентов на свою «личную территорию». Чтобы не потерять в их глазах свой статус или чтобы студенты не стали относиться к ним, как к равным, полагая, что тогда авторитет преподавателя упадёт, соблюдая профессиональный этикет. Существует ещё множество причин, почему мы «держим дистанцию». В большинстве случаев они кроются в нашей ментальности. Студенты, вроде бы, и не прочь встретиться с преподавателем в неформальной обстановке: ведь он, имея за плечами большой опыт, мог бы рассказать им много интересного.
Неформальное общение с преподавателями на Западе принято как нечто естественное. Поехать с любимым преподавателем на пикник – самое обычное времяпрепровождение для американских студентов. Например, в Университете Флориды есть свое университетское озеро, куда попасть можно, только имея пропуск университета. Там собираются преподаватели и студенты, чтобы свободно пообщаться вне стен родного университета.
Или другой пример – декан
обедает вместе со студентами и разговаривает
с ними на всевозможные темы. Таким
образом он решает сразу несколько
задач – ближе узнаёт студентов
и знакомится с их проблемами, заинтересовывает в дальнейшем
обучении и просто по-человечески располагает
к себе. Тем самым строится новый уровень
отношений, основанных на взаимопонимании,
доверии и, возможно, общих интересах.
Уважение к преподавателю никуда не уходит
– определённая дистанция всё же сохраняется,
но исчезает глупый страх, который сковывает
некоторых студентов, мешая им до конца
раскрыть свой потенциал.
Такую систему взаимоотношений, непривычную,
на первый взгляд, дополняет и то, что сами
студенты оценивают качество работы лектора.
Насколько доступно была изложена тема,
как часто преподаватель использовал
слайды, наглядный материал; критериев
много – главное, что педагог должен быть
интересным и понятным аудитории. Так
как ему небезразлично, что о нём думают
студенты, педагог стремится привлечь
их внимание к своему курсу. И дружеские
отношения этому не помеха.
Чтобы учиться, у них есть еще одна хорошая мотивация: погасить образовательный кредит – ведь получить высшее образование там можно практически всегда только платно. А от того, как ты учишься, зависит место будущей работы и зарплата.
Получается, что отношения «студент-преподаватель» можно охарактеризовать как взаимовыгодные. Первым «выгодно» получать качественные знания и учиться у хорошего преподавателя; вторым важно иметь заинтересованных студентов. А когда между ними «налажены» дружеские отношения и нет ненужных комплексов, то и общение становится более эффективным, а молодой человек может максимально реализоваться себя.
Например, китайские студенты очень благодарные слушатели, они с жадностью впитывают каждое слово преподавателя. Действительно, преподаватель для них – это святое: трогательно было наблюдать, как утром, перед занятием, студенты встречают у учебного корпуса автобус с преподавателями, помогают пожилым наставникам нести сумки, поддерживают за руку, провожая в учительскую, а после занятий помогают им вернуться.
8. К системе гуманизации
отношений «преподаватель-
Необходимо помнить, что гуманизация как учение может быть воплощена в жизнь лишь в том случае, когда одновременно с воспитанием и образованием в духе гуманизма общество будет способным способствовать самостоятельности, инициативности, свободе людей.
Слово - основные орудия труда преподавателя, а в свое время В.О.Сухомлинский сказал: "Словом можно ранить и вылечить, вдохновить на труд и сковать силы души". Как точно сказано, и насколько актуально, когда речь идет о гуманизации отношений между преподавателем и студентом.
Основная задача преподавателя – научить студентов думать, воспитать так, чтобы души их приподнялись. Но сейчас педагоги просто не могут уделять всем достаточно внимания - слишком большой поток учащихся. Все-таки, что бы ни говорили, а преподаватель получает сегодня низкую зарплату – потому он и вынужден жертвовать качеством работы ради количества денег на содержание семьи. Набор студентов с каждым годом растет, возрастает и энерго-трудовая нагрузка – и вот уже преподаватель совершенно «выжат», у него нет ни сил, ни желания работать, к своим обязанностям он относится равнодушно. Приводить примеры в интересах формирования модели "Гуманизация отношений в системе преподаватель - студент" можно еще долго. И от того яснеет на душе: не черствеют душа и помыслы наших преподавателей и студентов. А это значит, что и все общество обязательно возродится для добра и человечности.
Эту мысль подтверждают и известные слова Г. Драгоманова:" Даже сознательная национальная независимость без образования не даст демократии. Все, что мы можем желать, - это чтобы, с одной стороны, был больше таланта, труда и образования, а из другого - больше человечности".
Основные требования к отношениям "преподаватель-студент" можно сформулировать следующим образом:
• взаимодействие факторов сотрудничества при организации воспитательного процесса;
• формирование духа корпоративности, коллегиальности, профессиональной общности с педагогами;
• ориентация системы педагогического
общения на взрослого человека с
развитым самосознанием и тем
самым преодоление
• использование
Такой стиль формируется под влиянием двух важнейших факторов:
• увлеченности наукой, предметом;
• стремления превратить область научного поиска в материал педагогического воздействия, так называемого педагогического чувства.
Информация о работе Гуманизация отношений преподаватель-студент