Характеристика детей с нарушением зрения

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 04 Февраля 2015 в 08:48, контрольная работа

Описание работы

Зрительные расстройства связаны не только с условиями зрительной работы, но и с другими широкими социальными и бытовыми условиями. Это такие факторы, как питание, в частности витаминная недостаточность, природные условия, климат (длинная холодная зима, короткое холодное лето), нарушение фотопериодичности (длинный день, длинная ночь, однообразие ландшафта).

Содержание работы

1. Понятие и сущность данного вида отклонения.

2. Причины возникновения.

3. Классификация детей с нарушением зрения.

4. Содержание коррекционно-педагогической работы с детьми, имеющими зрительные нарушения.

5. Диагностика детей с нарушениями зрения.

6. Серия коррекционно-развивающих игр для детей, имеющих зрительные нарушения.

Файлы: 1 файл

педагогика.doc

— 109.50 Кб (Скачать файл)

 

Чтобы своевременно выявить тот или иной недуг глаз у ребенка, нужно систематически проверять его зрение. При необходимости врач назначит лечение. Родителям нужно уделять постоянное внимание на правильную организацию игр, занятий, а также рабочих мест детей. Все это поможет сохранить хорошее зрение у ребенка.

 

5.   1. Дерево (сидя на корточках)

 Спрятать голову в колени, обхватить их руками. Представьте, что вы - семечко, которое постепенно прорастает и превращается в дерево. Медленно поднимитесь на ноги, затем распрямите туловище, вытяните руки вверх. Затем напрягите тело и вытянитесь. Подул ветер – вы раскачиваетесь, как дерево.

 

2. Конечной целью лечения косоглазия является выработка бинокулярного и стереоскопического зрения. Для развития одновременного видения выполняется такое упражнение: «Силуэт».

Накладывание одного изображения на другое. На листе белой бумаги нарисованы контурные изображения животных. И даны вырезанные из цветной бумаги точные копии этих изображений (наложить копии на нарисованные изображения).

 

3. Для развития бинокулярного, стереоскопического зрения используется игра «Путаница».

Ребенку показывают изображение картины с различными наложениями друг на друга овощами, предметами. Просят ребенка назвать, какие предметы нарисованы и какого они цвета.

Назовите справа овощи, которые спрятались в путанице.

Назовите предметы, которые спрятались в чайнике.

 

4. Активно влияют на развитие остроты зрения, подвижности глаз и когнитивное развитие игры «Лабиринт».

Ребенку предлагается провести различных сказочных героев к своему домику, ведя карандашом по лабиринту.

 

5. В отдельную группу я выделила упражнения для активизации работы мышц глаза, которые способствуют снятию утомления, улучшению кровообращения, расслаблению.

 

- Смотреть прямо перед собой 2-3 сек.

 

- Поставить указательный палец  на расстоянии 25-30 см от глаз, перевести  взгляд на кончик пальца, смотреть  на него 2-3 сек, опустить руку (4-5 раз)   

 

- Опустить голову, посмотреть на  носок левой ноги; поднять голову, посмотреть в правый верхний угол комнаты; опустить голову, посмотреть на носок правой ноги; поднять голову, посмотреть в левый верхний угол комнаты (ноги на ширине плеч) (3-4 раза).

 

6.«Раскрась по образцу»

 

 Цель: Развивать прослеживающие  функции глаз, мелкую моторику, зрительное  восприятие цвета, формы и пространства.

 

 Описание: 1 вариант: Ребенку предлагается  образец – квадрат, разделенный  на 9 частей, в которых изображены геометрические фигуры разного цвета – и такой же незаполненный квадрат. Задание: «Нарисовать в квадрате фигуры и раскрасить их в соответствии с образцом».

 

7. «Узнай по следу»

 

 Цель: формировать способы зрительного  восприятия пространства, формы предметов, называя геометрическую фигуру, на которую они похожи (вид снизу) .

 

 Описание: Ребенку предъявляются  предметы и картинка с изображением  вида снизу этих предметов (в  натуральную величину). Предлагается  на картинке узнать предмет (по  следу) и назвать его месторасположение. (например. Кубик нарисован как квадрат и находится в верхнем левом углу) .

 

 Усложнение: изображение предметов  на картинке не в натуральную  величину.

 

8. «В каком квадрате»

 

 Цель: Развивать фиксацию, зрительное  восприятие пространства, упражнять в обозначении места нахождения предмета.

 

 Описание: Ребенку предъявляются  квадраты и дается задание: «В  каком квадрате находится кораблик: покажи и скажи». Предполагаемый  ответ: «Кораблик находится в  правом нижнем квадрате, в центре».

 

 Усложнение: Ребенок называет  положение указанного изображения  относительно остальных в данном  квадрате. («Сверху над сердечком, справа внизу от флажка 2 и т. п.)

 

 

 

Заключение.

 

Слепые дети страдают полным отсутствием зрения либо имеют остаточное зрение (от светоощущения до остроты зрения 0,04 на лучше видящем глазу при обычной коррекции очками). Для них основными средствами познания становятся осязание и слух. В связи с этим чувственные образы имеют иное, чем у зрячих, качество, иную структуру. Те дети, у которых сохранилось остаточное зрение, имеют возможность воспринимать окружающий мир в виде зрительных образов, хотя весьма обедненных и неточных. Потеря зрения обусловливает некоторые специфические особенности развития: возникают затруднения в оценке пространственных признаков (местоположения, направления, расстояния и т.д.), процесс формирования движений задержан, иногда отмечаются изменения в эмоционально-волевой сфере.

 

Коррекционно-педагогическое воздействие направлено на формирование у слепых детей чувственного опыта. Развитие процессов компенсации слепоты за счет усиления функций сохранных анализаторов необходимо начинать с раннего возраста. Важную компенсаторную роль играет речь. В речевом общении с окружающими в сознании слепого ребенка создаются и укрепляются связи между словом и действием. Словесное описание предмета, сделанное взрослым, ребенок подтверждает собственным обследованием. С помощью слуховых и осязательных ощущений дети учатся передвигаться самостоятельно. Высокого развития у слепых достигает память, т.к. им для ориентировки в пространстве, общения с людьми, усвоения знаний необходимо привлекать больше сведений, чем зрячим. В развитии основных процессов познания и мышления компенсаторную роль играют практические занятия, во время которых дети сравнивают реально воспринимаемые предметы с существующими у них представлениями.

 

Если проанализировать все существующие особенности  развития детей

с нарушением зрения с точки зрения коррекционного воздействия, то можно представить конкретные занятия, виды деятельности, наиболее тесно с ними связанные.

Каждый вид отклонений требует определенных форм и средств воздействия и одновременно нуждается в тесной связи с другими сторонами отклонений и мерами коррекционной помощи. В этом видится важнейший принцип взаимосвязанных и взаимообусловленных дидактических средств, определяющих сущность организации

коррекционной работы, взаимосвязи всех психолого-педагогических и медицинских средств воздействия позволяет видеть помощь детям как системное образование.

 

 

 

 

 

 

 

Список литературы..

 

1. Ермаков В.П., Якунин Г.А. «Развитие, обучение и воспитание детей с нарушением зрения» - М., 1990

 

2. «Обучение и воспитание дошкольников  с нарушением зрения» (из опыта  работы) под ред. Земцовой М.И. –  М.,1978.

 

3. Дружинина Л.А. Коррекционная  работа в детском саду для  детей с нарушением зрения. – М.: «Экзамен», 2006.

 

4. Григорьева Л.П. Развитие восприятия  у детей. Пособие для коррекционных  занятий с детьми с нарушением  зрения. – М., «Пресс».

 

5.. Нагаева Т.И.Нарушение зрения у дошкольников.- Ростов на Дону: «Феникс», 2008.

 

6. Л.И. Медведев. Лечение косоглазия и амблиопии у детей в специализированных детских садах яслях. Изд. «Штиинца» Кишинев 1986.

 

7.А.Г.Литвак, - Психология слепых и слабовидящих. - Санкт-Петербург, «КАРО» 2006

 

8.Т.Г.Неретина.- Специальная педагогика и коррекционная психология. - М.: «Флинт» 2010

 

9. Плаксина Л.И.,Сековец Л.С. Коррекционно-развивающая  среда в дошкольных образовательных  учреждениях компенсирующего вида: Учебно-методическое пособие.-М.:ЗАО  «ЭЛТИ-КУДИЦ»,2006.

 

10.Стребелева Е.А. Специальная дошкольная педагогика.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

ГОУ СПО Новокузнецкий педагогический колледж №2

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Характеристика детей с нарушением зрения.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

  Составитель:

 

Студентка ОЗО гр. 4-13

 

Копылова Мария Евгеньевна

 

 

 

 

 

 

2014

 

 


Информация о работе Характеристика детей с нарушением зрения