Характеристика и анализ педагогических методов

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 25 Февраля 2014 в 13:13, контрольная работа

Описание работы

1. Проанализируйте различные подходы к определению понятия «педагогический метод». Докажите значимость педагогических методов для эффективности педагогического процесса. Объясните, почему метод нередко называют «сердцевиной» педагогического процесса.
2. Приведите примеры классификаций методов обучения и методов воспитания. Предложите способ их систематизации.
3. Обоснуйте критерии выбора методов в педагогическом процессе.

Файлы: 1 файл

общая и проф педагогика.doc

— 80.00 Кб (Скачать файл)

 

Основные причины, вызывающие затруднения в выборе методов обучения у работающих учителей, обусловлены, во-первых, ограничены знаниями о них; во-вторых, недостаточными представлениями о развивающих, образовательных и воспитательных возможностях методов обучения и их конкретной направленности, например, на развитие самостоятельности или на воспитание интереса к предмету и т.д.; и, в-третьих, отсутствием в педагогической литературе описания возможностей различных методов при решении той или иной дидактической задачи.

 

Возможность применения того или иного метода всегда диктуется целесообразностью его применения. Так, например, для развития памяти учащихся наиболее эффективными являются наглядные методы обучения, связанные с наблюдением, выделением существенных признаков изучаемого объекта, запоминанием. Если учитель на уроке ставит задачу, связанную с формированием у учащихся знаний о явлениях в природе и обществе, то наиболее предпочтительными могут быть словесные методы обучения, методы самостоятельной работы, репродуктивные методы и т.д.

 

Многие исследователи-педагоги, занимающиеся изучением проблемы методов, выделяют разные факторы, влияющие в реальных условиях на выбор метода обучения. Основные из них связаны с личностью ученика; с условиями, в которых протекает учебный процесс; с личностью учителя, со знанием методов и приемов обучения.

 

И.Я.Лернер рекомендует следующие этапы выбора методов и сочетаний приемов, с помощью которых они реализуются:

 

1. В соответствии  с учебным материалом, воплощающим  цели обучения, его местом в  теме или разделе определить  цели обучения, воплощенные в  этом материале (целевой аспект).

 

2. Выделить  в учебном материале виды содержания  образования на уровне общедидактического (теоретического) представления (содержательный  аспект).

 

3. Для каждого  вида содержания сообразно способу  его усвоения отобрать соответствующий  ему дидактический метод обучения (гностический и психологический аспекты).

 

4. В соответствии  с логикой построения содержания  учебного материала и чередования  в нем видов содержания определить  чередование дидактических методов  обучения (логический аспект).

 

5. Для каждого  метода в соответствии с учебным  материалом выбирать наличные  средства — предметные, практические, интеллектуальные (материально-источниковый  аспект).

 

6. Соответственно  этим же методам и в порядке  их чередования отобрать приемы  обучения и их сочетания, учитывая потребностно-эмоциональную сферу учащихся (управленческий, воспитательный аспекты).

 

Ю. К. Бабанский считает, что для обоснования критериев оптимального выбора методов обучения важно знать то место, которое занимает сама процедура их выбора в структурировании учебного процесса.

 

При планировании процесса обучения учитель должен осуществить следующие операции.

 

1. Определить  задачи изучения темы после  ознакомления с программой и  методическими указаниями по  теме (задачи формирования знаний, умений, навыков общенаучного и политехнического характера, приемов учебно-познавательной деятельности).

 

2. Ознакомиться  с содержанием учебного материала  по теме в учебнике, выделив  основные научные и воспитательные  идеи, понятия, законы, умения, навыки, которые должны быть, усвоены учащимися в соответствия с поставленными задачами.

 

3. Обосновать  логику раскрытия темы в соответствии  с закономерностями усвоения  знаний, принципами систематичности, последовательности, связи обучения  с жизнью, теории с практикой, научности и доступности, а также определить, на каком этапе раскрытия темы какие именно виды уроков потребуются, а какие вопросы можно будет перенести на самостоятельное изучение.

 

4. Конкретизировать  число и последовательность всех  уроков и других занятий по теме в соответствии со временем, отведенным программой на ее изучение.

 

5. Определить  тематику каждого занятия, урока, сформулировав их основные задачи, совокупность которых должна  обеспечить решение общего комплекса  задач изучения темы.

 

6. Конкретизировать задачи данного урока на основе изучения особенностей учащихся данного класса.

 

7. Отобрать  наиболее рациональное содержание  обучения на данном уроке и  выделить в нем главное, существенное.

 

8. Избрать  оптимальное сочетание методов  и средств обучения для реализации содержания урока и намеченных учебно-воспитательных задач.

 

9. Выбрать  формы организации учебной работы  школьников на уроке — общеклассные, групповые или индивидуальные.

 

10. Определить  оптимальный темп обучения на  уроке, содержание и методы домашней работы учеников.

 

 

2. Согласны ли Вы с высказыванием  С. Френе: «Наказание – всегда  ошибка. Оно унизительно для всех  и никогда не достигает желанной  цели. Это самое крайнее средство». К какому направлению педагогики  относится данный инвариант С. Френе?

 

Наказание - это очень сильное средство воздействия на ребенка. Оно заставляет его испытывать чувство стыда, раскаяния за свой поступок. А стыд вызывает недовольство собой, желание исправиться.

 

Сущность наказания - переживание.

 

Наказание не несет вреда, если ребенок чувствует, что оно относится не к его личности, а только к его проступку.

 

С ребенком надо обращаться как с равным, даже если он совершает проступок. Ребенок имеет право на собственную точку зрения, пусть он и не прав. В общении с ним нужно пытаться смотреть на себя его глазами, даже если считаешь, себя абсолютно правым. Обсуждая с ребенком его проступок, не надо переносить оценку проступка на всю личность. Можно предложить самому оценить свой проступок и определить наказание для себя.

 

Самым большим наказанием, как принято считать в психологии воспитания, должно быть огорчение родителей. Никакое самое «безболезненное» физическое наказание не является положительным методом воспитания. Нельзя растить страх в ребенке. Подобные меры воздействия развивают в детях чувство унижения, неравенства, зависимости, обиды, озлобленности. Боязнь наказания очень часто не останавливает ребенка перед очередным запретом, лишь заставляет его учиться изворачиваться, обманывать взрослых.

 

Физическое наказание, по мнению психологов, действенно только по отношению к наказывающему лицу: ребенок начинает бояться только его, старается вести себя прилично только в присутствии этого лица, не соблюдая требований и приличий в отношении других людей. Зло наказания в том, что, устраняя один конфликт, оно создает другой, требующий еще наказания и еще. Постоянные наказания отталкивают ребенка от человека, который его наказывает.

 

Френе создал систему Новой школы. Его считают представителем гуманистического направления в педагогике.

 

СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННЫХ ИСТОЧНИКОВ

 

1.​ Андреев  В.И. Педагогика творческого саморазвития (инновационный курс).

Книга 1 – Казань: Изд-во Казанского университета, 1996. -567 с.

 

2.​ Леонтьев  А.Н.. Круглый стол «Формирование  образования и воспитания в

России», 1997, №5.

 

3.​ Лихачев  Б.Т. Педагогика: Курс лекций/ Учеб. пособие  для студентов.- 4-е 

изд., перераб. и доп.- М., 2001.- 607с.

 

4.​ Макаренко  А.С. Проблемы школьного советского  воспитания. – Соч., т. 5.

 

5.​ Маленкова  Л.И. Воспитание в современной школе. Книга для учителя-

воспитателя. – М.: Педагогическое общество России, 1999. – 300 с.

 

6.​ Морозова  О.П. Педагогический практикум: Учебные  задания, задачи и 

вопросы. - М., 2000.- 320 с.

 

7.​ Педагогика/ Под ред. П.И.Пидкасистого. - М., 1995.- 637с.

 

8.​ Педагогика: Учеб. Пособие для студентов пед. ин-тов/ Ю.К.Бабанский,

В.А.Сластенин, Н.А.Сорокин и др.; Под ред. Ю.К.Бабанского.-2-е изд., доп. и перераб. - М., Просвещение, 1988. – 479с.

 

9.​ Савин  Н.В. Педагогика. Учеб. Пособие для пед. училищ. Изд. 2-е, доп. – М.,

«Просвещение», 1978. – 351 с.

 

10.​ Селиванов  В.С. Основы общей педагогики: теория  и методика воспитания. – 

М., 2000. – 312 с.

 

11.​ Сластенин  В.А., Подымова Л.С. Педагогика: инновационная  деятельность. – 

М.: Магистр, 1997. – 224 с.

 

12.​ Смирнов  В.И. Общая педагогика в тезисах, дефинициях, иллюстрациях. – М.,

1999. – 416 с.

 

13.​ Ушинский  К.Д. Собр. соч.: В 11 т. – Т.5. - М., 1950.

 

14.​ Фромм  Э. Революция надежды. В. Кн.: Психоанализ  и этика. – М., 1993.

 

15.​ Харламов И.Ф. Педагогика: Курс лекций для университетов и пединститутов.

– Минск: Изд-во БГУ, 1979. – 462с.

 

 


Информация о работе Характеристика и анализ педагогических методов