Характеристика педагогической технологии

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 14 Апреля 2013 в 14:01, реферат

Описание работы

Применение обобщенных педагогических технологий в учебном процессе предполагает их наполнение конкретным содержанием изучаемой учебной дисциплины, а также структурным и методическим наполнением, технологическим общением, специфически смоделированным под данную технологию и обеспечивающим результативность отношений, стиля руководства и стиля педагогического общения. Можно отметить, что основа почти всех педагогических технологий, за исключением машинных, есть общение учащихся и учителя.
Наполняясь разноаспектным конкретным содержанием, обобщенные педагогические технологии эволюционируют, перерастают в конкретные прикладные. Они обслуживают конкретный учебный предмет и обеспечивают достижение поставленных целей.

Содержание работы

Введение ………………………………………………………………………….3
Адаптивная технология обучения…………………………………………….…4
Интегральная(объединяющая) технология обучения…………………………..9
Другие технологии обучения……………………………………………………11
Червертый уровень развития…………………………………………………….13
Библиографический список……………………………

Файлы: 1 файл

соц. пед..docx

— 32.84 Кб (Скачать файл)

    Первый этап — планирование блока на основе главных узловых проблем, законов и закономерностей. Блок включает диагностичные цели, содержание учебного материала, методы и средства их достижения; навыки и умения, приобретаемые в процессе урока; методическую подготовку учителя, учебный материал, профессионально обработанный для восприятия учащимися.

     Второй этап — взаимосвязь структурных компонентов блока, углубленное усвоение учебного материала, практикумы.

    Структурные компоненты блока: школьная лекция (вводное повторение и концентрированное изучение нового материала) + семинар, конференция, самостоятельная работа с учебной литературой (углубленное изучение нового материала) + практическое занятие, практикум (предусматривает обучение учащихся приемам применения приобретенных знаний). Задания могут носить характер первоначального; освоения знаний, репродуктивного или творческого.

     Третий этап — тематический зачет и развитие его форм. Проверяется степень усвоенности основных понятий, ведущих идей, уровень развитости умений работать с учебными материалами, формулами, производить расчеты и вычисления и т.д.   Формы проведения зачета могут быть самыми разными, обусловленными спецификой учебного предмета и изучаемого учебного материала.

 

Другие технологии обучения

      Ряд рассмотренных технологий обучения может быть продолжен кратким перечислением уже названных технологий в теме “Основы педагогической технологии”. Отметим, что в настоящее время в рамках различных педагогических теорий, концепций, методик разрабатываются разные варианты одноименных педагогических технологий. Происходит так, что по названию теории или концепции того или иного автора дается название и технологии. К ним можно отнести следующие:

   - Алгоритмизация обучения (Л.Н. Ланда).

    - Программированное обучение (В.П. Беспалько, Н.Ф. Талызина, Т.А. Ильина, А.Г. Молибог и др.).

    - Технология коллективной учебно-познавательной деятельности (М.Д. Виноградова, И.Б. Первин, В.В. Рубцов, В.П. Тарантей и др.).

    -Технология проблемного обучения (М.И. Махмутов, И.Я. Лернер, М.Н. Скаткин, A.M. Матюшкин).

    - Технология обучения через погружение (М.П. Щетинин). -Технология оптимизации обучения (Ю.К. Бабанский, М.М. Поташник).

    - Технология интенсификации обучения (И.Ф. Харламов, Е.И. Пас-сова, В.Ф. Шаталов и др.).

    - Технология развивающего обучения (Д.Б. Эльконин, В.В. Давыдов, Л.В. Занков, В. Репкин и др.).

     - Технология дифференцированного обучения (Л.Н. Рожина, И.М. Чередов и др.).

   И продолжим другими:

    - Личностно-ориентированная технология обучения (И.С. Якиманская и др.).

     - Здоровьесберегающие технологии.

    - Технологии уровневой дифференциации (Н.П. Гузик, В.В. Фирсов, И.Н. Закатова).

    -Технология эвристического обучения (А.В. Хуторской).

     - Компьютерные технологии обучения и другие.

    Содержание преобладающего числа технологий в обзорном стиле и в связи с рассмотрением других дидактических аспектов излагается в теме “Обзор современных направлений развития дидактики” данного издания.

    Для полноты представлений о педагогических технологиях предлагаем к рассмотрению еще один уровень их развития.

Четвертый уровень  развития технологий.

     Рассмотрение трех уровней развития педагогических технологий и обзор названных еще не позволяет получить о них достаточных сведений. Пополнит эти сведения анализ четвертого уровня развития технологий. Наличие технологий на методологическом, теоретическом и методическом уровне не обеспечивает необходимую степень технологичности, которая определяет, конкретизирует, детализирует, уточняет цель, содержание, объем, время, последовательность операций и действий, результативность и т.д. Другими словами, четвертый уровень характеризуется наличием:

    - подробного описания способов организации педагогического процесса, его специфичности, направленности на достижение конкретных целей и задач;

   - в первую очередь соответствующего технологического инструментария, т.е. разработанных на технологическом уровне и с учетом технологических требований учебных планов, учебных программ, учебных книг, комплексов упражнений, операций, действий, описаний планируемых к получению результатов;

    - описания и последовательности коммуникативных шагов и действий (с комментариями и пояснениями);

    - разновидности заданий и упражнений с описанием вариантов их применения и их учебных возможностей, направленности на развитие конкретных способностей, умений и навыков, других качеств и свойств личности;

   - подробного описания технологических операций разного уровня для развития различных видов учебной деятельности, которые предполагают отбор соответствующих методов, средств и приемов обучения и воспитания;

   - конкретизированных целей и задач применительно к разделу, теме, уроку и его отдельным этапам;

   - заданных результатов в развитии и формировании личности школьника.

    Таким образом, четвертый уровень технологий представляет собой подробнейшее, с комментариями и пояснениями, описание способов организации педагогического процесса, его содержательной и функциональной структуры, механизмов управления, заданности параметров процесса и его результативности, а также контролируемости и воспроизводимости результатов. Технологичность процесса характеризуется и тем, что на всех его этапах осуществляется “экологический” контроль технологии и коррекция режимов работы.

     Этот уровень технологии предполагает:

   - наличие гарантированного минимального уровня обученности;

    - обязательный учет экономических затрат: времени, средств, физических и духовных сил педагога, его творческого потенциала;

   - обязательную повторяемость и воспроизводимость результатов обучения.

        В качестве справки, поясняющей последнюю мысль, укажем на то, что при оптимальных условиях обучения и учете индивидуальных ocoбенностей и отличий детей, например, при использовании технологии полного усвоения знаний, можно достичь полного усвоения учебного содержания. Проверено, что 95 % детей могут полностью усвоить содержание. В их числе: 5 %— талантливые, 90 %— обычные учащиеся, малоспособные дети составляют около 5 %. Это дети больные, с врожденными аномалиями, задержкой психического развития и т.п. Такую статистику дают исследования, проводимые в США. Следовательно, хорошо отработанные и выверенные технологии при их использовании учителями-технологами могут обеспечивать повторяемость и воспроизводимость результатов.    Это подтверждается педагогическим опытом.

    Проблемы конструирования технологий обучения (да и воспитания) не сводятся к вышеназванным. Идет поиск новых дидактических подходов, систем, методов и средств, которые помогли бы перевести обучение на технологическую основу.   Появляются новые идеи. В ряде школ и вузов Беларуси, России, Украины, других государств проводятся экспериментальные исследования по разработке и внедрению технологий как педагогами-технологами, так и творческими коллективами. В Республике Беларусь разработкой проблем педагогических технологий заняты на кафедре педагогики Гродненского госуниверситета им. Я. Купалы (научный руководитель —- проф. В.П. Тарантей), школе-гимназии №30 г.Гродно (научный руководитель— Р.И. Таран), в лабораториях Академии последипломного образования г. Минска.

    Внедрение технологий в учебный процесс медленно, но уверенно продолжается, занимает умы все большего числа педагогов, психологов, представителей смежных наук. Технология— это синтетическое образование, возникшее на стыке гуманитарного, естественно-математического и технического циклов наук. В педагогике за ним, по всем прогнозам, — будущее.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Библиографический список

Лихачев Б.Т. Педагогика. Курс лекций. - М., 1993

Лутошкин А.Н. Как вести за собой - М., 1986

Макаренко А.С. Педагогические сочинения - М., 1986

Новицкая Л.И. Уроки вдохновения - М., 1984

Педагогика. Учебное пособие (Под ред. Пидкасистого П.И.) - М.,1996

Питюков В.Ю. Что такое  педагогическая технология. (Воспитание школьников) - М.,1995

Щуркова Н.Е. Педагогическая технология. Педагогическое воздействие  в процессе воспитания школьников - М., 1992

 


Информация о работе Характеристика педагогической технологии