Характеристика воспитания как процесса

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 05 Января 2014 в 11:47, контрольная работа

Описание работы

Цель данной работы – проанализировать воспитание как процесс.
Для достижения поставленной цели необходимо решить следующие задачи:
Охарактеризовать воспитание как процесс;
Исследовать структуру воспитания как процесса;
Определить сущность процесса воспитания.

Файлы: 1 файл

педагогика.doc

— 77.00 Кб (Скачать файл)

Л.С.Выготский в своем  труде «Педагогическая психология»  писал, что в основу воспитательного процесса должна быть положена личная деятельность ученика, и все искусство воспитателя должно сводиться только к тому, чтобы направлять и регулировать эту деятельность7. Педагогические закономерности воспитания – это адекватное отражение объективной действительности воспитательного процесса, обладающего общими устойчивыми свойствами при любых конкретных составляющих.

В организации и управлении учебно-воспитательным процессом важная роль отводится принципам воспитания.

Основные из них:

- принцип народности  — единства общечеловеческого  и национального; любви к родному краю, его культуре, народным традициям;

- принцип природосообразности  воспитания (учета многогранности  и целостности природы человека, его возрастных, анатомо-фи-зиологических,  региональных особенностей);

- принцип культуросоответствия воспитания;

- принцип гуманизации,  демократизации воспитания;

- принцип непрерывности  воспитания;

- принцип этнизации  воспитания (наполнение воспитания  национальным смыслом, развитие  национального самосознания, чувства  принадлежности к своему народу);

- принцип дифференциации и индивидуализации процесса воспитания;

- принцип последовательности, систематичности, вариативности  и интегративности форм и методов  воспитания;

- принцип активности  и сознательности личности;

- связь воспитания  с жизнью и практикой;

- принцип воспитания  в коллективе;

- принцип единства  требований и уважения к личности;

- принцип соответствия  возрастным и индивидуальным  особенностям личности8.

Таким образом, процесс  воспитания осуществляется двумя универсальными путями: средствами духовного воздействия и включения человека в различные виды деятельности, которая дает ему возможность усвоить социальный опыт, направленный на формирование гуманистических межличностных и общественных отношений в реально существующих или специально созданных условиях.

 

Заключение

 

Воспитание – это  целенаправленное создание условий (материальных, духовных, организационных) для усвоения новым поколением общественно-исторического  опыта с целью подготовки его  к общественной жизни и производительному  труду.

Процесс воспитания оказывается состоящим из трех различных процессов – процесса воздействия, процесса формирования и процесса развития; во-вторых, часто можно встретить тавтологию, поскольку один процесс определяется через другой процесс, т. е. процесс есть процесс.

Структура воспитательного процесса представляет собой взаимосвязь основных элементов: целей и содержания, методов и средств, а также достигнутых результатов, предполагает наличие четко поставленной воспитательной цели, содержания воспитания, отвечающего поставленной цели, форм и методов его реализации, предполагаемые результаты и условия, влияющие на эффективность воспитательного процесса.

Для того чтобы воспитательные отношения приводили растущего человека к развитию, их необходимо определенным образом организовать. Для этого создается педагогический процесс.

Процесс воспитания - это целенаправленный педагогический процесс взаимного активного воздействия при руководящей и направляющей роли воспитателя. Его сущность состоит в организации жизнедеятельности каждого воспитанника и группы в целом, выработке у них стойких положительных норм поведения, принятых в обществе.

Процесс воспитания осуществляется двумя универсальными путями: средствами духовного воздействия и включения человека в различные виды деятельности, которая дает ему возможность усвоить социальный опыт, направленный на формирование гуманистических межличностных и общественных отношений в реально существующих или специально созданных условиях.

 

Список литературы

 

  1. Подласый, И.П. Педагогика. / И. П. Подласый. - М.: Академия, 2006. – 364 с.
  2. Пидкасистый, П.И. Педагогические теории, системы, технологии. / П.И. Пидкасистый. – М.: Гардарики, 2005. – 368 с.
  3. Липский, И.А. Полифункциональная структура воспитательного процесса в системе образования. / И.А. Липский. // [Электронный ресурс] – режим доступа: /www.hotel-olimp.ru.
  4. Бордовская, Н. А. Педагогика. / Н.А. Бордовская, А.А. Реан. – М.: Академия, 2006. – 389 с.
  5. Педагогика. Учебное пособие. / Под ред. Л.П. Крившенко. – М.: ВЛАДОС, 2005. – 388 с.
  6. Битинас, Б.П. Введение в философию воспитания. / Б. П. Битинас. – М.: Академия, 2005. – 367 с.

1 Подласый, И.П. Педагогика. / И. П. Подласый. - М.: Академия, 2006. – С.121.

2 Пидкасистый, П.И. Педагогические теории, системы, технологии. / П.И. Пидкасистый. – М.: Гардарики, 2005. – С.143.

3 Липский, И.А. Полифункциональная структура воспитательного процесса в системе образования. / И.А. Липский. // [Электронный ресурс] – режим доступа: /www.hotel-olimp.ru.

4 Бордовская, Н. А. Педагогика. / Н.А. Бордовская, А.А. Реан. – М.: Академия, 2006. – С. 32.

5 Бордовская, Н. А. Педагогика. / Н.А. Бордовская, А. А. Реан. – М.: Академия, 2006. – С. 33.

6 Педагогика. Учебное пособие. / Под ред. Л.П. Крившенко. – М.: ВЛАДОС, 2005. – С. 76.

7 Битинас, Б.П. Введение в философию воспитания. / Б. П. Битинас. – М.: Академия, 2005. – С.98.

8 Битинас, Б.П. Введение в философию воспитания. / Б. П. Битинас. – М.: Академия, 2005. – С. 99.


Информация о работе Характеристика воспитания как процесса