Автор работы: Пользователь скрыл имя, 06 Мая 2015 в 12:30, дипломная работа
Актуальность темы. Кукла - одна из интереснейших страниц в истории культуры. Человек соединен с куклой куда более прочно, чем мы сегодня можем представить. Кукла, повторяя человека и отталкиваясь от него, связана с ним физическими, психологическими и мировоззренческими связями.
Кукла – универсальная и коммуникативная игрушка, выполняющая множество ролей и функций, имеющая безграничную власть.
Введение………………………………………………………………………..3
Глава I. Общие сведения о куклах…………………………………………...5
1.1. История развития куклы с древнейших времен и до наших дней……………………………………………………………………………..5
1.2. Современные авторские куклы…………………………………..7
Выводы по первой главе……………………………………………………....9
Глава II. Выполнение декоративной композиции по сказке «Алиса в стране чудес»………………………………………………………………..................11
2.1. Идейный замысел композиции………………………………......11
2.2. Технология изготовления декоративной композиции…….……12
2.3. Композиционный анализ творческой работы…………….…….13
Выводы по второй главе……………………………………………. ....…….13
Заключение…………………………………………………………….………14
Список литературы………………………………………………….………...16
Департамент образования и науки Кемеровской области
Государственное образовательное учреждение
среднего профессионального образования
«Кемеровский педагогический колледж»
специальность 050603 Изобразительное искусство и черчение
Художественно-образное решение декоративной композиции по сказке «Алиса в стране чудес»
пояснительная записка к выпускной квалификационной работе
Работа допущена к защите: «__»_________2010г. |
Выполнила: Наумова Дина Александровна, студентка IV курса, 407 группы. |
Работа защищена: «__»_________2010г. с оценкой: ________ |
Научный руководитель: Терских Галина Аттиковна, преподаватель технологии |
Кемерово 2010
Содержание
Введение………………………………………………………… |
|
Глава I. Общие сведения о куклах…………………………………………...5 |
|
1.1. История развития куклы с
древнейших времен и до наших дней…………………………………………………………………… |
|
1.2. Современные авторские куклы…………………………………..7 |
|
Выводы по первой главе……………………………………………………....9 |
|
Глава II. Выполнение декоративной
композиции по сказке «Алиса в стране
чудес»……………………………………………………………… |
|
2.1. Идейный замысел композиции………………………………......11 |
|
2.2. Технология изготовления декоративной композиции…….……12 |
|
2.3. Композиционный анализ творческой работы…………….…….13 |
|
Выводы по второй главе……………………………………………. ....…….13 |
|
Заключение…………………………………………………… |
|
Список литературы…………………………………………………. |
|
Приложение…………………………………………………… |
Введение
Актуальность темы. Кукла - одна из интереснейших страниц в истории культуры. Человек соединен с куклой куда более прочно, чем мы сегодня можем представить. Кукла, повторяя человека и отталкиваясь от него, связана с ним физическими, психологическими и мировоззренческими связями.
Кукла – универсальная и коммуникативная игрушка, выполняющая множество ролей и функций, имеющая безграничную власть. Куклы сопровождают нас всю жизнь: они развлекают, поучают, воспитывают, успокаивают, хранят секреты, переживания и откровения; они украшают дом, служат объектом коллекционирования и хорошим подарком.
В наше время производство кукол достигло небывалого развития, они стали неотъемлемой частью нашей повседневной жизни, но они не индивидуальны, и их серийное изготовление притупляет эстетический вкус. Поэтому на современном этапе предпочтение отдается художественной авторской кукле. Несмотря на то, что кукольный дизайн в современном искусстве направление достаточно новое, уже накоплен определенный опыт в создании технологий изготовления авторской художественной куклы и ее классификации.
Создание авторской куклы – это целое искусство, которое требует передачи индивидуальности, характера, эмоций, создания неповторимости, отличающейся от кукол массового производства. Современная художественная авторская кукла отличается целостностью своего образа. Она проработана художником до тончайших нюансов, начиная с момента зарождения идеи и до исполнения последних, на первый взгляд, совсем незначительных деталей костюма. Это кукла со своим именем, своей историей, своим настроением и только со своим неповторимым характером. В такое творение, несомненно, вложена немалая часть души её создателя.
Интерес к кукольному дизайну как к новому направлению в искусстве и определил тему выпускной квалификационной работы: «Художественно-образное решение декоративной композиции по сказке Льюиса Кэрролла «Алиса в стране чудес».
Объектом является декоративно-прикладное искусство.
Предметом является процесс художественно-образного решения декоративной композиции по сказке «Алиса в стране чудес».
Целью выпускной квалификационной работы является создание декоративной композиции по сказке «Алиса в стране чудес».
Достижению поставленной цели способствует решение следующих задач:
1. Изучение литературы по истории куклы с древнейших времен и до наших дней.
2. Знакомство с современной авторской куклой.
3. Поиск образного, пластического
и колористического решения
Практическая значимость выпускной квалификационной работы заключается в том, что сведения об истории куклы и особенностях кукольного дизайна как одного из видов декоративно-прикладного искусства, представленные в первой главе пояснительной записки к выпускной квалификационной работе, могут быть использованы на уроках изобразительного искусства в школе и на занятиях творческих объединений детей в дополнительном образовании. А выполненная декоративная композиция может служить наглядным пособием или украшением интерьера образовательного учреждения, квартиры или офиса.
Глава I. Общие сведения о куклах
История куклы тянется еще с древних времен. По материалам археологических исследований и литературным источникам известны куклы древнего Египта – из дерева и ткани. От древнего Китая до нас дошли глиняные куклы. В детских погребениях античной эпохи обнаружены куклы и марионетки из слоновой кости. В Афинах были распространены примитивные деревянные куклы. В феодальном обществе стали развиваться кустарные промыслы игрушки. У детей феодалов, а позднее у детей богатого дворянства и крупной буржуазии, куклы отличались небывалой роскошью. Они были одеты в дорогие наряды, а кукольные дома были сделаны с резной мебелью и полной обстановкой. Такие куклы служили для украшения комнат и хранились как фамильные ценности.
На территории России древнейшие куклы найдены из раскопок в Радонеже, Коломне, Москве. Русская народная кукла имеет свою славную историю и богатые традиции. Тряпичные куклы, выполненные в традициях, сложившихся в народе, это куклы, которые делали с использованием старинных техник и технологий.
По своему назначению куклы делятся на три большие группы: куклы – обереги, игровые и обрядовые.
Куклы – обереги. Интересно, что у тряпичных кукол лицо не изображалось. Это связано с древними представлениями, с ролью игрушки в прошлом как магического предмета. Такая “безликая кукла” служила “оберегом”. Отсутствие лица было знаком того, что кукла – вещь неодушевленная, а значит, недоступная для вселения в неё злых сил. Оберег – амулет или волшебное заклинание, спасающее человека от различных опасностей, а также предмет, на который заклинание наговорено и который носят на теле в качестве талисмана.
Известно, что шили кукольные платья не просто так, а со смыслом. Во-первых, в наряде всегда должен был присутствовать красный цвет – цвет солнца, тепла, здоровья, радости. И еще считали, что он обладает охранительным действием: оберегает от сглаза и травм. Вышитый узор, которым когда-то украшали наряд куклы, тоже не был случайным. Каждый его элемент хранил магическое значение, и узор должен был в лице куклы оберегать ребенка. Слово «узор» обозначало «призор», т.е. «присмотр». Поэтому на кукольном платье, как и на костюме взрослого человека, вышивали: круги, кресты, розетки – знаки солнца; женские фигурки и оленей-символы плодородия; волнообразные линии – знаки воды; горизонтальные линии – знаки земли, ромбики с точками внутри - символ засеянного поля; вертикальные линии - знаки дерева, вечно живой природы.
Игровые куклы предназначались для забавы детям. Они делились на сшивные и свернутые. Свёрнутые куклы делались без иголки и нитки. На деревянную палочку наматывали толстый слой ткани, а затем перевязывали верёвкой. Потом к этой палочке привязывали голову с ручками и одевали в нарядную одежду. К игровым свёрнутым куклам относят куклы – закрутки, которые изготавливались очень просто. Туловище – кусок ткани, закрученный вокруг своей оси и скреплённый ниткой. Таким же способом изготовлены руки и, наконец, небольшой шарик – голова, с помощью нитки прикреплённый к туловищу.
Богата земля русская обрядами. И не только русская. На всех континентах, все народы совершают своеобразные обряды, участниками которых бывают куклы. Встречается обрядовая кукла и на Алтае. Обрядовых кукол почитали и ставили в избе, в красный угол. Они имели ритуальное назначение. Считалось раньше, что если в доме есть сделанная своими руками кукла “Плодородие”, то будет достаток и хороший урожай. Обрядовая кукла “Покосница” изображала женщину во время сенокоса. Бытовала “Покосница” в деревне Фёдоровка на территории Ленинского района Тульской области.
Кукла “Купавка”- это обрядовая кукла одного дня, бытовавшая в Рязанской, Тульской, Владимирской и Калужской губерниях. “Купавка” олицетворяла собой начало купаний. Её сплавляли по воде, и тесёмки, привязанные к её рукам, забирали с собой людские болезни и невзгоды – такое значение придавалось очистительной силе воды. Эта кукла праздников Аграфены Купальницы и Ивана Купалы.
Обрядовую куклу “Масленица” делали из соломы или лыка, но обязательно использовали дерево – тонкий ствол берёзы. Солома, как и дерево, олицетворяла буйную силу растительности. Одежда на кукле должна быть с растительным рисунком. В Тульской губернии кукла “Масленица’’ была в человеческий рост, из лыка или соломы. Её закрепляли на крестовине из дерева. Куклу украшали лентами, искусственными цветами. На руки её ставили посуду, использовавшуюся при приготовлении блинов, вешали тесёмки, завязывая которые, люди загадывали желания. Эти тесёмки, чтобы желания сбылись, должны были сгореть вместе с куклой.
Проявлением использования кукол в обрядах были христианские кукольные представления. Со средних веков и до наших дней они широко распространены в Европе.
1.2. Современные авторские куклы
Со временем куклы перестали быть связаны исключительно с культами и обрядами. В середине 19 века, наряду с промышленным подъемом и экономическим расцветом Европы, начинают открываться фабрики по изготовлению игрушек и, в частности, кукол. Коммерческий успех той или иной фирмы зависел от разнообразия выпускаемой продукции, ее качества и, конечно, от степени художественности изделий. В наши дни промышленное производство кукол достигло неимоверного развития. И все же, на фоне победоносно шагающих серийных игрушек, в двадцатом веке появляется новый жанр искусства, странный и загадочный, - авторская художественная кукла.
До ХХ века, за редким исключением, художники никогда не создавали собственно игрушки. Новый век, изменивший отношение к детству, впервые заставил посмотреть на детскую игру как на творчество, способное проявляться в самых неожиданных формах. Кукла как важное средство этой игры попала в круг внимания художников.
Такая кукла не предназначена для игры в общепринятом смысле, она скорее является украшением, предметом декора и объектом для созерцания.
"Авторская" означает,
что данная кукла сделана
«Авторская художественная игрушка» - созданные художниками вне зависимости от их творческой специальности произведения с различными социальными функциями, с сознательно заложенным в их структуру особым игрушечным характером образа.
К настоящему времени это вид искусства полностью сформировался, обрел собственные направления и течения, имеет своих классиков и авангардистов. Современные авторы уже создают работы, которые можно с большим трудом отнести к куклам, несмотря на их кукольную технологию. Скорее их можно назвать фигурами, объектами. Их нельзя отнести к бутафории, скульптуре малых форм или одетой скульптуре. Они слишком подробны, отточены, ювелирны. Как правило, они фигуративны. Такие работы - плод экспериментов художника, поиска новых приемов, новых фактур, сочетания стилей.
Талантливо сделанные куклы обладают определенной энергетикой и способны, как никакие другие творения пластического искусства, окружать себя таинственной аурой бытия. Временами кажется, что это вовсе и не куклы, сделанные руками мастера, а неземные существа в привычных для нашего глаза образах, способные приоткрыть для нас завесу в параллельные миры и цивилизации.
Выводы по первой главе
Первая глава посвящена истории куклы с древности до наших дней, ее роли, значении и разновидностям, а также новому направлению в искусстве - авторской кукле и ее образу. История куклы тянется еще с древних времен. По своему назначению куклы делятся на три большие группы: куклы – обереги, игровые и обрядовые. В древности кукла служила “оберегом”. Отсутствие лица было знаком того, что кукла – вещь неодушевленная, а значит, недоступная для вселения в неё злых сил. Оберег – амулет или волшебное заклинание, спасающее человека от различных опасностей, а также предмет, на который заклинание наговорено и который носят на теле в качестве талисмана. Игровые куклы предназначались для забавы детям. Они делились на сшивные и свернутые. Богата земля русская обрядами. Обрядовых кукол почитали и ставили в избе, в красный угол. Они имели ритуальное назначение. Со временем куклы перестали быть связаны исключительно с культами и обрядами. В середине 19 века, наряду с промышленным подъемом и экономическим расцветом Европы, начинают открываться фабрики по изготовлению игрушек и, в частности, кукол. В двадцатом веке появляется новый жанр искусства, странный и загадочный, - авторская художественная кукла. Такая кукла не предназначена для игры в общепринятом смысле, она скорее является украшением, предметом декора и объектом для созерцания. К настоящему времени это вид искусства полностью сформировался, обрел собственные направления и течения, имеет своих классиков и авангардистов. Современные авторы уже создают работы, которые можно с большим трудом отнести к куклам, несмотря на их кукольную технологию. Скорее их можно назвать фигурами, объектами. Такие работы - плод экспериментов художника, поиска новых приемов, новых фактур, сочетания стилей.
Глава II. Выполнение декоративной композиции по сказке «Алиса в стране чудес»
2.1. Идейный замысел композиции
На создание такой композиции меня подтолкнул просмотр фильма «Алиса в стране чудес». Современная сказка очень впечатлила меня, я много думала о том, какой больше образ подходит Алисе и решила остановиться на образе самого автора. Алиса - любящая и нежная, учтивая, вежливая и приветливая со всеми девочка, словно королевская дочь. И еще - доверчивая, готовая поверить в самую невозможную небыль и принять ее с безграничным доверием мечтательницы; и, наконец,- любопытная, отчаянно любопытная и жизнерадостная девочка. Для костюма Алисы я выбрала вопреки традиционным цветам бардово-розовые. Почему-то наряд сразу предстал в моем воображении как некий собирательный образ со всех сказок о принцессах, из моих детских мечтаний о красивом, пышном платье. Почему я выбрала именно куклу? Потому, что это мне еще не знакомо и завораживает своей таинственностью, новизной и широтой фантазии. Например, ты задумал один образ, а получиться может что-то особенное, отличающееся от твоего замысла, как будто кукла сама направляет тебя на свое создание, говорит о том, какой она хочет быть. Чтобы воплотить в реальность задуманный образ, нужно определиться с материалами и размерами. Размер своей композиции я не знала точно, он определился уже в ходе работы. В качестве основного материала я выбрала самозатвердевающий на воздухе вид пластичного материала «Jovi». Т.к. эта техника была для меня новой, я много изучала материала, знакомилась с работами опытных мастеров, узнавала про ошибки и трудности в работе с пластиком, узнавала новые техники и после всего выбрала наиболее оптимальную для меня технологию. 2.2. Технология
изготовления декоративной
Процесс создания декоративной композиции делится на несколько этапов: 1. Проволочный каркас. Для его изготовления берется алюминиевая проволока 4мм. Для каркаса очень важно, чтобы проволока не ломалась и не пружинила, т.к. пластичный материал при высыхании может растрескаться. Чтобы правильно сделать каркас будущей модели, на листе А4 рисуется человек с правильными пропорциями и по ходу изготовления каркаса периодически сравнивается с образцом. 2. Каркас готов. Чтобы к нему легче присоединялся синтепон, он обклеивается монтажной клейкой лентой и пропитывается клеем ПВА. 3. С помощью синтепона наращивается небольшая масса тела, т.к., если делать все это из пластика, он не просохнет. 4. После того, как облепленный
каркас просох, ему нужно придать
необходимое положение и 5. Голова куклы изготовляется из пищевой фольги. Вдавливаются глазницы и вставляются стеклянные глаза. Облепляется все пластиком в соответствии с задумкой автора. 6. Готовую куклу с головой облепляют пластиком и дают просохнуть 24 часа. 7. По тому же принципу делают кролика. 8. После того, как «Алиса» просохла, к голове прикрепляют волосы с помощью суперклея. 9. Костюм Алисы изготавливается из ткани и декоративных элементов. 10. Композицию устанавливают и закрепляют на декоративной подставке в форме шахматной доски.
2.3. Композиционный анализ творческой работы
Декоративная композиция включает в себя две фигуры - куклу Алису и белого Кролика, размещенных на стилизованной шахматной доске. Композиция связывает две фигуры в единое целое за счет литературного сюжета из сказки Льюис Керолл. Двухфигурная композиция статична, но некоторое движение ей придается за счет наклонной позы Алисы. Пропорциональные отношения фигур близки к реалистическим. Некоторые изменения в пропорциях в фигуре Алисы связаны с созданием художественного образа, поэтому в фигуре визуально удлинены руки и ноги, хотя по пропорциям они сделаны в соответствии с натурой. Цветовое
решение является авторским
Выводы по второй главе Для реализации задуманного образа была осуществлена последовательная работа. Продуман идейный замысел и технология изготовления декоративной композиции, по которой выполнялась работа. На основе готового изделия проведен композиционный анализ. Для создания композиции выбраны два героя сказки: Алиса и Кролик. Технология изготовления декоративной композиции включает несколько этапов:
Задуманная идея реализована, поставленные перед собой задачи выполнены. Заключение В результате выполнения выпускной квалификационной работы нам удалось реализовать поставленные цели и задачи. На первых этапах работы шло интенсивное изучение истории кукол, было проанализировано много источников по народной кукле. Знакомство с новым направление в искусстве – кукольным дизайном, осуществлялось в основном через выход в Интернет. Авторская художественная кукла – это синтетическое явление современной культуры, которое может быть рассмотрено только в совокупности с его характеристикой как вида декоративно-прикладного искусства и дизайна. По своим социальным функциям авторская художественная кукла может являться сильнейшим средством воспитания, декоративным предметом интерьера, выставочным или музейным экспонатом. В процессе выполнения выпускной квалификационной работы удалось четко представить в сознании и создать образ Алисы по сказке Льюиса Кэрролла «Алиса в стране чудес». Работа над данной композицией позволила познакомиться с творчеством русских и зарубежных кукольников, узнать больше о техниках изготовления кукол, о материалах и открыть для себя новые горизонты для творчества. Сегодня почти в каждом крупном городе есть мастера, дарящие людям радость общения с этими удивительными «существами» – куклами. Выполнение выпускной квалификационной работы дало возможность познакомиться с новыми материалами для лепки, использовать знания и умения, полученные на практике по изображению человека, на уроках по технологии и композиции, полученных в процессе всего обучения в колледже. Сведения об истории куклы и особенностях кукольного дизайна как одного из видов декоративно-прикладного искусства, могут быть использованы на уроках изобразительного искусства в школе и на занятиях творческих объединений детей в дополнительном образовании. А выполненная декоративная композиция может служить наглядным пособием или украшением интерьера образовательного учреждения, квартиры или офиса.
Список литературы
1.Архив сообщества [Электронный
ресурс]/ www.community.livejournal.com. - Режим доступа: http://community.livejournal. 2.Бойко, С. Игрушки во все времена [Текст] /С. Бойко // Дошкольное воспитание. – 2001. - №4. – С. 55-59. 3.Генсицкая, Н. История одной куклы [Текст] / Н. Генсицкая. - Минск:: Изд-во Глобос, 2008. - 152 с. 4.Журавлева, Н.В. Кукла - берегиня [Текст] /Н.В. Журавлева // Народное творчество. – 2005. - №4. – С. 22-23. 5.Кунина, Е. Характерные куклы из полимерных масс [Текст] / Е. Кунина. - М.: Изд-во Дизайн Кора, 2006. - 81 с. 6.Керролл Льюис. Алиса в стране чудес [Текст] / Льюис Керролл; пер. с англ. Б. Заходера. - Л.: «Фатум», 1991. - 50 с. 7.Мастерская (куклы и рукоделие)
[Электронный ресурс]/ www.manga.ru,doll.forum. – Режим доступа: http://www.manga.ru,doll.forum 8.Марченко, М.А. Детская игрушка как объект, образ и элемент художественной структуры произведения изобразительного искусства [Текст] / М.А. Марченко // Издательство «Книжный Дом». - 2008. - № 38.– С. 222-228. 9.Марченко, М.А. Авторская художественная игрушка в искусстве XX века. Проблемы, тенденции, имена [Текст] : автореферат, диссертация / Марченко Мария Александровна. – М., 2009. – 31с. 10.Менделеева, Л. Бесконечная
история [Электронный ресурс] / Л. Менделеева; www.b-u-g-s-y.livejournal.com. - Режим доступа : http://b-u-g-s-y.livejournal. 11.Путулько, Т. Куклы разные нужны. Как сделать куклу [Текст] / Т. Путулько // Игра и дети. – 2004. - №2. – С. 28-30. 12.Пластика – что это? [Электронный ресурс] / www.moikompas.ru. – Режим доступа : http// www.moikompas.ru,compas.lepka. – 2009. – 20 мая. 13.Рукоделие [Электронный ресурс] / www.perfectlady.ru. – Режим доступа: http//www.perfectlady.ru. – 2005. – 5 мая. 14.Худякова, С. Кукла – одна из интереснейших страниц в истории культуры [Электронный ресурс] / С. Худякова; www.dollart.ru. – Режим доступа: http//www.dollart.ru. - 2009. – 13 мая. 15.http:// ru.wikipedia.org/wiki/Льюис Керролл.
|