Идеи об целесообразно организованной среде в работах Моложавого С.С., Иорданского Н.Н., Выготского Л.С.

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 01 Июля 2012 в 21:54, доклад

Описание работы

Рассмотрим определения понятия «педагогическая среда»:
В педагогических словарях приводятся следующие формулировки понятия «педагогическая среда»: педагогическая среда - целенаправленное создание благоприятных воспитывающих и развивающих условий во всех сферах жизнедеятельности индивида: в семье, школе, центрах досуга детей и юношества, микрорайоне
среда педагогическая - специально, сообразно с педагогическими целями, создаваемая система условий организации жизнедеятельности детей, направленная на формирование их отношений к миру, людям и друг к другу

Файлы: 1 файл

ЭССЭ.docx

— 38.44 Кб (Скачать файл)

минобрнауки россии

федеральное государственное  бюджетное  образовательное учреждение

высшего профессионального  образования

«ЧЕРЕПОВЕЦКИЙ ГОСУДАРСТВЕННЫЙ  УНИВЕРСИТЕТ»


 

 

Институт педагогики и  психологии

Кафедра социологии и социальных технологий

 

 

 

 

 

 

Эссе

 

Тема: Идеи об целесообразно организованной среде в работах Моложавого С.С., Иорданского Н.Н., Выготского Л.С.

 

По дисциплине: Педагогика среды

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Выполнила студентка

Группы 2СРб-21

Абубакарова Н.Г.

Проверила: Гольцова Н.В.

 

 

 

                                                  Череповец  

2012

Рассмотрим определения  понятия «педагогическая среда»:

В педагогических словарях приводятся следующие формулировки понятия «педагогическая среда»:                                                                          педагогическая среда - целенаправленное создание благоприятных воспитывающих  и развивающих условий во всех сферах жизнедеятельности индивида: в семье, школе, центрах досуга детей  и юношества, микрорайоне 

среда педагогическая - специально, сообразно с педагогическими  целями, создаваемая система условий  организации жизнедеятельности  детей, направленная на формирование их отношений к миру, людям и друг к другу 

При рассмотрении образовательной  среды можно выделить два представления  о ней:

- среда как совокупность  обстоятельств, которые влияют  на развитие человека;

- среда как предмет  проектной деятельности человека, направленной на создание определенной  образовательной среды.

Разрабатывая социально-биологическую  концепцию как теорию «двух факторов», педология разделилась на два  направления: биогенетическое, считающее  главным в воспитании природно-наследственный фактор (П. П. Блонский, И. А. Арямов, Е. А. Аркин), и социогенетическое, считающее ведущим началом социальную среду (А.Б.Залкинд, С.С.Моложавый, А. С.Залужный). Оба направления трактовали роль наследственности и среды, не выходя за пределы развития природных сил, способностей ребенка и обусловленности этого развития жизненными обстоятельствами.

Значительную роль в регуляции  направления психического развития детей  С.С. Моложавый отводил детским коллективам. При этом он исходил из приоритета коллектива над личностью, а потому в его работах исследовались прежде всего вопросы адаптации личности к коллективу, социализации личности и подчинения ее нормам и требованиям группы. Разрабатывая схему обследования ребенка, Моложавый отмечал, что нулевой ступенью развития является индивидуализм, минимум контактности, а высшей, пятой ступенью развития, – умение подчиняться правилам и совместно действовать.

На основе экспериментального изучения детских групп А.С. Залужный, Моложавый С.С. предлагали  свою классификацию  детских коллективов, основанную на двух признаках – степени организации  и времени существования. Таким  образом, он выделили:                               1.Самовозникающие коллективы:

Однократно возникающие или  кратковременные, например группы играющих детей или уличную толпу; многократно  возникающие, или долговременные, длительные, например компании детей из одной  школы или с одной улицы.

  2. Организованные коллективы:

Кратковременные, например организованные игры детей, собрания, конференции; длительные простые, объединяющие непосредственно  отдельных лиц, например школьные кружки, классы; длительные сложные, объединяющие целые коллективы, например детские  организации (пионеры, комсомольцы).

Большое влияние на школьную практику имела книга Н.Н.Иорданского  «Основы и практика социального  воспитания», много раз переиздаваемая в первой половине 20-х гг. Анализируя то, что в ней говорится о  работе воспитателя, А.С. Макаренко  писал: это далеко не соответствует  духу социального, коллективного воспитания, т.к. не выходит за рамки обособленной личности воспитателя и его персонального  отношения к ребенку. «Здесь вообще функционируют души, а не реальности». В книгах «Детский дом-коммуна» (1919), «Организация детской среды» (1925) Н. Н. Иорданский рассматривал демократическое управление школой как важный фактор нового воспитания. Он отстаивал взгляд на школу как на относительно самостоятельный институт.

 Принципиально новый смысл вкладывает в данное понятие Л. С. Выготский. Для него среда не есть нечто противостоящее или помогающее развитию. Она - источник развития. Во взаимодействии с людьми (средой) человек становится человеком. Действия взрослого выступают как образцы, побудительная сила, фактор контроля и коррекции действий ребенка. Под их влиянием не только развиваются или угнетаются, но и создаются способности как способы психической деятельности: человеческое внимание, человеческая память, речь и т.Для более глубокого раскрытия механизма влияния среды Л. С. Выготский в работе «Проблема возраста» вводит понятие «социальная ситуация развития». 
В этой ситуации возникают и развиваются новообразования, характеризующие перестройку личности в данном возрасте как результат ее взаимодействия с социальной средой. Новые свойства личности «взрывают» ситуацию и знаменуют переход на новый возрастной этап. Л. С. Выготский показал специфическое влияние среды как взаимодействие ребенка с другими людьми, а среду - как источник усвоения новых способов познания и поведения. 

              Огромное влияние на развитие  человека, особенно в детском  возрасте, оказывает домашняя среда.  В семье обычно проходят первые, решающие для становления, развития  и формирования годы жизни  человека. Ребенок -- обычно довольно точное отражение той семьи, в которой он растет и развивается. Семья во многом определяет круг его интересов и потребностей, взглядов и ценностных ориентиров. Семья же предоставляет и условия, в том числе материальные, для развития природных задатков. Нравственные и социальные качества личности также закладываются в семье.


Информация о работе Идеи об целесообразно организованной среде в работах Моложавого С.С., Иорданского Н.Н., Выготского Л.С.