Автор работы: Пользователь скрыл имя, 01 Июля 2012 в 21:54, доклад
Рассмотрим определения понятия «педагогическая среда»:
В педагогических словарях приводятся следующие формулировки понятия «педагогическая среда»: педагогическая среда - целенаправленное создание благоприятных воспитывающих и развивающих условий во всех сферах жизнедеятельности индивида: в семье, школе, центрах досуга детей и юношества, микрорайоне
среда педагогическая - специально, сообразно с педагогическими целями, создаваемая система условий организации жизнедеятельности детей, направленная на формирование их отношений к миру, людям и друг к другу
минобрнауки россии федеральное государственное бюджетное образовательное учреждение высшего профессионального образования «ЧЕРЕПОВЕЦКИЙ ГОСУДАРСТВЕННЫЙ УНИВЕРСИТЕТ» |
Институт педагогики и психологии
Кафедра социологии и социальных технологий
Эссе
Тема: Идеи об целесообразно организованной среде в работах Моложавого С.С., Иорданского Н.Н., Выготского Л.С.
По дисциплине: Педагогика среды
Выполнила студентка
Группы 2СРб-21
Абубакарова Н.Г.
Проверила: Гольцова Н.В.
2012
Рассмотрим определения
понятия «педагогическая среда»
В педагогических словарях
приводятся следующие формулировки
понятия «педагогическая среда»
среда педагогическая - специально, сообразно с педагогическими целями, создаваемая система условий организации жизнедеятельности детей, направленная на формирование их отношений к миру, людям и друг к другу
При рассмотрении образовательной среды можно выделить два представления о ней:
- среда как совокупность обстоятельств, которые влияют на развитие человека;
- среда как предмет
проектной деятельности
Разрабатывая социально-
Значительную роль в регуляции направления психического развития детей С.С. Моложавый отводил детским коллективам. При этом он исходил из приоритета коллектива над личностью, а потому в его работах исследовались прежде всего вопросы адаптации личности к коллективу, социализации личности и подчинения ее нормам и требованиям группы. Разрабатывая схему обследования ребенка, Моложавый отмечал, что нулевой ступенью развития является индивидуализм, минимум контактности, а высшей, пятой ступенью развития, – умение подчиняться правилам и совместно действовать.
На основе экспериментального
изучения детских групп А.С. Залужный,
Моложавый С.С. предлагали свою классификацию
детских коллективов, основанную на
двух признаках – степени
Однократно возникающие или кратковременные, например группы играющих детей или уличную толпу; многократно возникающие, или долговременные, длительные, например компании детей из одной школы или с одной улицы.
2. Организованные коллективы:
Кратковременные, например организованные игры детей, собрания, конференции; длительные простые, объединяющие непосредственно отдельных лиц, например школьные кружки, классы; длительные сложные, объединяющие целые коллективы, например детские организации (пионеры, комсомольцы).
Большое влияние на школьную
практику имела книга Н.Н.Иорданского
«Основы и практика социального
воспитания», много раз переиздаваемая
в первой половине 20-х гг. Анализируя
то, что в ней говорится о
работе воспитателя, А.С. Макаренко
писал: это далеко не соответствует
духу социального, коллективного воспитания,
т.к. не выходит за рамки обособленной
личности воспитателя и его
Принципиально новый смысл
вкладывает в данное понятие Л. С. Выготский.
Для него среда не есть нечто противостоящее
или помогающее развитию. Она - источник
развития. Во взаимодействии с людьми
(средой) человек становится человеком.
Действия взрослого выступают как образцы,
побудительная сила, фактор контроля и
коррекции действий ребенка. Под их влиянием
не только развиваются или угнетаются,
но и создаются способности как способы
психической деятельности: человеческое
внимание, человеческая память, речь и
т.Для более глубокого раскрытия механизма
влияния среды Л. С. Выготский в работе
«Проблема возраста» вводит понятие «социальная
ситуация развития».
В этой ситуации возникают и развиваются
новообразования, характеризующие перестройку
личности в данном возрасте как результат
ее взаимодействия с социальной средой.
Новые свойства личности «взрывают» ситуацию
и знаменуют переход на новый возрастной
этап. Л. С. Выготский показал специфическое
влияние среды как взаимодействие
ребенка с другими людьми, а среду
- как источник усвоения новых способов
познания и поведения.
Огромное влияние на развитие
человека, особенно в детском
возрасте, оказывает домашняя среда.
В семье обычно проходят