Игра как средство формирования фонетических навыков у учащихся начальной школы

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 14 Мая 2013 в 22:16, курсовая работа

Описание работы

Целью данной работы является:
- изучение роли и места игр в обучении фонетической стороне речи (на примерах немецкого языка у младших школьников). Задачи работы:
1. Исследовать вопрос формирования фонетических навыков на начальном этапе обучения.
2. Определить цель и содержание обучения фонетике на начальном этапе.
3. Рассмотреть игры и игровые приемы для обучения фонетическим навыкам.

Содержание работы

Введение ………………………………………………………………………......3
Глава 1. Формирование фонетических навыков на начальном этапе обучения
Обучение фонетической стороне речи у младших школьников……...…..5
1.2 Технология обучения произносительных навыков…………………...……6
1.3 Игра - средство формирования фонетических навыков у младших школьников……………………………………………………………………..…9
Глава 2. Фонетическая зарядка как важная игровая часть урока немецкого языка……………………………………………………………………………...13
2.1.Подборка упражнений для проведения фонетической зарядки………….17
Заключение………………………………………………………….……………27
Список литературы………………………………………………………………28

Файлы: 1 файл

курсовая по методике преподавания ин.языков.docx

— 56.55 Кб (Скачать файл)

Ниже приведены некоторые игры, используемые для обучения фонетической стороне речи младших школьников.

1. Фонетические игры:

1. «Слышу - не  слышу». Цель: формирование навыков  фонематического слуха.

Ход игры: обучаемые делятся на команды. Преподаватель произносит слова. Если он называет слово, в котором есть долгий гласный ... или ..., обучаемые поднимают левую руку. Если в названном слове есть также согласные звуки ... или ..., все поднимают обе руки. Преподаватель записывает ошибки играющих на доске. Выигрывает команда, которая сделала меньше ошибок.

2. «Какое слово  звучит?» Цель: формирование навыка  установления адекватных звуко-буквенных соответствий.

Ход игры: обучаемым предлагается набор из 10-20 слов. Преподаватель начинает читать с определенной скоростью слова в произвольной последовательности. Обучаемые должны найти в списке слов произнесенные преподавателем и поставить рядом с каждым из них порядковый номер по мере их произнесения преподавателем.

3. «Озвучивание  картинки». Цель: активизация лексики  по изученной теме, развитие навыков  диалогической речи.

Ход игры: играющие образуют пары. Каждой паре даются картинки, к которым прилагаются карточки с соответствующими репликами. С их помощью необходимо озвучить картинки. Выигрывает пара, которая первой подготовит диалог и правильно его воспроизведет.

В приложении можно также рассмотреть некоторые  другие игры, используемые для обучения фонетике.

Фонетические игры тренируют учащихся в произношении иностранных звуков, учат учащихся правильно произносить слова, громко, отчетливо читать стихотворения, разучивать их с целью их воспроизведения по ролям.

Другим способом для обучения фонетическим навыкам  являются специальные упражнения. К ним относятся: чтение слов, фраз (пословиц, поговорок), стихотворений, скороговорок, рифмовок.

 

 

 

 

 

 

 

Глава 2. Фонетическая зарядка как важная игровая часть урока немецкого языка

Для повышения эффективности обучения иностранному языку, необходимо широко использовать эмоции учащихся в этом процессе.

Комплексное решение практических, образовательных, воспитательных и развивающих задач обучения возможно лишь при условии воздействия не только на сознание учащихся, но и проникновения в их эмоциональную сферу.

Одним из наиболее эффективных средств воздействия на эмоции и чувства школьников - является фонетическая зарядка, представляющая собой «сильнейший психический побудитель, проникающий в подспудные глубины сознания» [2].

Фонетическая зарядка может оказать неоценимую помощь в изучении иностранного языка. Преимущество состоит в том, что она помогает без особого труда более прочному усвоению и расширению лексического запаса, грамматических навыков, а также других видов речевой деятельности, в частности при повторении и отработке произносительных навыков.

В целях сохранения мотивации к изучению иностранного языка ребенку необходимо приблизить перспективу «говорения» и поддержать его первоначальное стремление немедленно вступить в процесс коммуникации.

Именно фонетическая зарядка как игровой прием облегчает процесс запоминания правильного произношения, заучивания необходимых фраз и сложной лексики.

Фонетическая зарядка соответствует возрастным и психологическим особенностям детей. Фонетическая зарядка играет важную роль при формировании дикции, четкого и ясного произнесения не только звука, слова, но и фразы в целом[2].

Фонетическая зарядка способствует совершенствованию речевого дыхания, так как создает условия чёткости соблюдения пауз, благодаря этому появляется выразительность речи.

Таким образом, фонетическая зарядка играет огромную роль как средство развития детской речи и ее компонентов, укрепляет не только произвольную выразительность речи, но и способствует выработке правильного произнесения отдельных звуков, слов, а также и фразы в целом, что способствует улучшению качества произношения.

Эффективным средством усвоения фонетического  материала является заучивание наизусть скороговорок, рифмовок, диалогов, отрывков из прозы.

Фонетический  аспект обучения детей иноязычной речи является сложным для усвоения младшими школьниками. Скороговорки, рифмовки, стихотворения, диалоги - это благодатный  материал, используемый в обучении. Его можно использовать во всех классах, обучая искусству иносказания, иллюстрируя  свою мысль. Их использование в практике преподавания немецкого языка, несомненно, будет способствовать лучшему овладению  этим предметом, расширяя знания о языке, лексический запас и особенности его функционирования[8].

Формирование  навыков произношения с первых уроков должно идти в условиях реального  общения или как можно точнее имитировать эти условия. Другими  словами, учащиеся должны «не готовиться к речи, как предусмотрено устными  вводными курсами, а начинать обучение сразу». Создать реальную обстановку на уроке, ввести элемент игры в процесс  овладения звуковой стороной иноязычной речи помогут рифмовки. Кроме того, они (рифмовки) прочно ложатся в память. Их запоминание облегчается разными  созвучиями, рифмами и ритмикой[7].

Рифмовки  могут использоваться при введении нового фонетического явления, при  выполнении упражнений на закрепление  нового фонетического материала  и при его повторении, а также  во время фонетических зарядок. На начальном  этапе к рифмовкам можно обращаться для обработки звуковой стороны  речи. Урок обычно начинается с фонетической зарядки, куда очень часто включаются рифмовки. Они служат своеобразным отдыхом для детей.

Рифмовки  помогают поставить произношение отдельных  трудных согласных, в особенности  тех, которые отсутствуют в русском  языке. Вместо отдельных слов и словосочетаний, содержащих тот или иной звук, можно  предложить классу специально отобранные рифмовки. Затем в течение двух-трех уроков рифмовка повторяется, корректируется произношение звука.

Данный вид  работы можно включить в урок на разных его этапах, он служит своеобразной разрядкой для учащихся. Рифмовки отбираются в зависимости от того, какой звук отрабатывается[9].

Для того чтобы речь была ясной, разборчивой и понятной, неоценимую помощь также оказывает работа со скороговорками. Это другой игровой прием при обучении фонетической стороне речи. Они являются лучшим средством достижения чёткости речи при любом темпе, так как не может быть темпа более быстрого, чем скороговорка.

Использование скороговорок на уроке иностранного языка поможет учителю в непринуждённой игровой форме отработать произношение отдельных согласных, в особенности тех, которые отсутствуют в русском языке. Для совершенствования или коррекции произношения предлагаются  следующие этапы работы со скороговорками.

Первый этап - демонстрация или презентация скороговорки. Вначале скороговорка должна звучать в быстром темпе, т.е. так, как её следует произносить. И лишь только затем медленно, по слогам.

Второй этап - работа над содержанием скороговорки. Очень важно не механически проговаривать скороговорку, а произносить осмысленно. Учащимся необходимо знать то, что они произносят. Значение некоторых слов можно раскрыть при помощи сигналов, антонимов, комментария. Можно использовать иллюстрации или предложить несколько вариантов перевода скороговорки на выбор.

Третий этап - работа над произношением. Необходимо отработать изолированно каждый звук, затем слово, содержащее этот звук, словосочетания и, наконец, всю скороговорку. Сначала скороговорка внимательно прочитывается про себя, затем произносится несколько раз беззвучно с подчёркнуто чёткой артикуляцией, потом медленно шёпотом, тихо, громче. Затем скороговорка произносится вслух, слитно, но ещё достаточно медленно и, наконец, громко и быстро.

Чтобы работа над произношением была более увлекательной, можно использовать такой игровой прием; проговорите хорошо и быстро эти скороговорки:

•Die Katze tritt die Treppe krumm, krumm tritt die Katze die Treppe.

•Als Anna abends alles aβ, aβ Anna abends Ananas.

•Wir kaufen ein Pfund Pflaumen für fünfzig Pfennig.

•Zwischen zwei Zwetschenbaumen zwitschern zwei Spatzen.

2. Выучите наизусть эти скороговорки:

•Esel fressen Nesseln nicht, Nesseln fressen Esel nicht.

•Eine lange Schlange ringelt sich um eine lange Stange.

•Zehn Ziegen zogen zehn Zentner Holz.

         Ознакомление школьников с пословицами изучаемого языка является одним из эффективных приёмов работы по развитию их речевых навыков и умений. Являясь произведениями устного народного творчества, корни которых уходят в далёкое прошлое, пословицы позволяют учащимся соприкоснуться с культурой страны изучаемого языка. Они убеждают учащихся в том, что различным народам бывают свойственны одни и те же мысли и стремления, служат их нравственному воспитанию. Знакомство с пословицами вызывает у школьников положительные эмоции, что существенно влияет на мотивацию использования немецкого языка как средства межкультурной коммуникации.

Использование  пословиц  на занятиях по немецкому языку:

I. Для совершенствования и коррекции произношения, в частности:

1. Твёрдого приступа(Knaklaut):

Ende gut_- alles gut.

  • Aller Anfang ist schwer.
  • Anfang gut,alles gut.
  • Keine Antwort ist auch eine Antwort.

2. Дифтонгов:

  • “Morgen, morgen nur nicht heute.’’-sagen alle faulen Leute.
  • Ohne Fleiss kein Preis.
  • Eile mit Weile.
  • Die Zeit teilt, heilt, eilt.
  • Einmal ist keinmal.

3. Звуков [ O ] , [ E ]

  • Keine Rose ohne Dornen.
  • Morgenstunde hat Gold im Munde.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

2.1.  Подборка упражнений для проведения фонетической зарядки

 

Для того чтобы  речь была ясной, разборчивой и понятной, неоценимую помощь может оказать  работа со скороговорками. Они являются лучшим средством достижения чёткости речи при любом темпе, так как  не может быть темпа более быстрого, чем скороговорка.

Использование скороговорок на уроке иностранного языка поможет учителю в непринуждённой игровой форме отработать произношение отдельных согласных, в особенности  тех, которые отсутствуют в русском  языке. Для совершенствования или  коррекции произношения мы предлагаем следующие этапы работы со скороговорками.

Первый этап - демонстрация или презентация скороговорки.

Вначале скороговорка должна звучать в быстром темпе, т.е. так, как её следует произносить. И лишь только затем медленно, по слогам.

Второй этап - работа над содержанием скороговорки.

Очень важно  не механически проговаривать скороговорку, а произносить осмысленно. Учащимся необходимо знать то, что они произносят. Значение некоторых слов можно раскрыть при помощи сигналов, антонимов, комментария. Можно использовать иллюстрации  или предложить несколько вариантов  перевода скороговорки на выбор.

Третий этап - работа над произношением.

Необходимо  отработать изолированно каждый звук, затем слово, содержащее этот звук, словосочетания и, наконец, всю скороговорку. Сначала скороговорка внимательно  прочитывается про себя, затем  произносится несколько раз беззвучно  с подчёркнуто чёткой артикуляцией, потом медленно шёпотом, тихо, громче. Затем скороговорка произносится вслух, слитно, но ещё достаточно медленно и, наконец, громко и быстро.

Чтобы работа над произношением была более  увлекательной, мы предлагаем следующие  виды работ.

  1. Если вы хотите улучшить своё произношение, говорите хорошо и быстро эти скороговорки:

•Die Katze tritt die Treppe krumm, krumm tritt die Katze die Treppe.

•Als Anna abends alles aβ, aβ Anna abends Ananas.

•Wir kaufen ein Pfund Pflaumen für fünfzig Pfennig.

•Zwischen zwei Zwetschenbaumen zwitschern zwei Spatzen.

2. Выучите наизусть эти скороговорки:

•Esel fressen Nesseln nicht, Nesseln fressen Esel nicht.

•Eine lange Schlange ringelt sich um eine lange Stange.

•Zehn Ziegen zogen zehn Zentner Holz.

3. Прочитайте  фразы-ловушки, где речь идёт  о:

а) продуктах питания;

б) домашних и  диких животных;

в) птицах.

  • Welche Buchstaben schwimmen? («n», «т» - die Ente).
  • Wer hat einen Kamm und kommt sich nicht? (der Hahn).
  • Welche Buchstabe gibt uns Milch? («Q» - das Kuh).
  • Welches Brot kann man am Morgen nicht essen?(das Abendbrot).
  • Welches Jahr hat nur einen Tag? (das Neujahr).

4. Назовите  скороговорки, в которых есть:

а) имена собственные;

б) исторические и географические названия;

в) числительные.

- Zehn Ziegen zogen zehn Zentner Holz.

- Milch macht müde Männer munter.

- Bauerische Bierbrauer brauen bayrisches Bier.

- Als Anna abends alles aβ, aβ Anna abends Ananas.

В дальнейшем, чтобы ученики не забыли выученные скороговорки, нужно использовать следующие различные задания.

  1. Учащиеся отгадывают скороговорку по одному названному учителем слову.
  2. Учитель показывает один за другим рисунки, иллюстрирующие скороговорки. Дети, увидев рисунок, должны произнести ту скороговорку, иллюстрацией которой он является. Можно раздать рисунки детям (которые они рисовали на прежних уроках при работе над каждой скороговоркой). Учитель называет скороговорку, а дети должны показывают подходящий рисунок.
  3. Ученикам предлагается из данных слогов или слов составить знакомую скороговорку.
  4. Учитель начинает произносить скороговорку, дети хором завершают.
  5. Учитель предлагает угадать, в какой скороговорке идёт речь о:
  6. а) хлебе; б) молоке; в) кошке; г) собаке; д) рыбе и так далее.

7. Ученики  по очереди должны назвать  одно за другим слова скороговорки, стараясь не ошибиться, при  этом можно начинать как с  первого слова, так и с последнего.

8.Один из  учащихся «играет» скороговорку, используя мимику, жесты, и просит  других назвать скороговорку, о  которой идёт речь.

9.Начало одной  скороговорки соединено с концом  другой. Дети должны назвать обе  скороговорки полностью и правильно.

10. Учащимся  даются вперемежку слова из  известных скороговорок, и предлагается  объединить их в группы, расположить  в правильном порядке и дополнить  недостающими словами.

Информация о работе Игра как средство формирования фонетических навыков у учащихся начальной школы