Игра как ведущий вид деятельности дошкольников

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 20 Мая 2013 в 01:01, курсовая работа

Описание работы

Актуальность поднятой проблемы вызвана потребностью психологов, педагогов, родителей в совершенствующихся методах психолого-педагогического воздействия на формирующуюся личность ребенка с целью развития интеллектуальных, коммуникативных и творческих способностей. Определение проблемы и актуальности темы позволяет сформулировать достаточно конкретно цель исследования: разработать и доказать эффективность игровых средств обучения для развития творческого начала детей дошкольного возраста.
Объект исследования – процесс развития творческого начала личности средствами игровой деятельности.

Содержание работы

ВВЕДЕНИЕ (стр. 2-3)
ОСНОВНАЯ ЧАСТЬ
Глава 1. Теоретические основы игры как средства обучения
1. Понятие и сущность игры (стр. 4-5)
2. Исторические предпосылки возникновения игры (стр. 6-12)
3. Классификация игр. Характеристика основных видов (стр. 13-19)
Глава 2.Влияние игры на формирование и развитие личности ребенка (стр. 20-22)
Глава 3.Игра как ведущий тип деятельности дошкольников
1. Развитие детского творчества и игрового замысла (стр. 22-25)
2. Значение игры для психического развития дошкольника (стр. 25-26)
3. Игра как средство воспитания детей (стр. 26-27)
Глава 4. Состояние игровой деятельности дошкольников нашего времени (стр. 27-41)
ЗАКЛЮЧЕНИЕ (стр. 42-43)
СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННОЙ ЛИТЕРАТУРЫ (стр. 44)
ПРИЛОЖЕНИЕ (стр. 45-49)

Файлы: 1 файл

Игра как ведущий вид деятельности дошкольников.doc

— 258.50 Кб (Скачать файл)

Воображение старших  дошкольников приобретает все более  активный характер, у них развивается  способность к творческой деятельности. «Это подтверждается и тем, что все  большее внимание дети начинают уделять  идее, т.е. замыслу своего произведения. Конечно, ни дошкольник, ни даже школьник не пытается передать какую-то отвлеченную мысль в образной форме. Идейный замысел 6-7-летнего ребенка обычно исчерпывается сюжетом его рисунка, игры или рассказа»[ 15].

 Глубокий и сложный  процесс преобразования и усвоения жизненных впечатлений происходит в играх. Творческое начало проявляется и в замысле – выборе темы игры, рисунка, в нахождении способов осуществления задуманного, и в том, что дети не копируют виденное, а с большой искренностью и непосредственностью, не заботясь о зрителях и слушателях, передают свое отношение к изображаемому, свои мысли и чувства.

В отличие от взрослых дети не способны во всех деталях обдумать предстоящую работу или игру, они  намечают лишь общий план, который  реализуется в процессе деятельности. Задача воспитателя – развивать творческие способности ребенка, целенаправленное воображение, побуждать его в любом деле идти от мысли к действию.

Детское творчество основано на подражании, которое служит важным фактором развития ребенка, в частности его художественных способностей. Задача педагога, - опираясь на склонность детей к подражанию, прививать им навыки и умения, без которых невозможна творческая деятельность, воспитывать у них самостоятельность, активность в применении этих знаний и умений, формировать критическое мышление, целенаправленность.

Обучение играет огромную роль в «разумной творческой деятельности»  ребенка. «Творческое начало пронизывает  процесс усвоения навыков»  [ 5].

 При правильном обучении  творчество  детей достигает относительно высокого уровня. «Сознание играет ведущую роль в деятельности человека в целом, тем более в творческой, где требуется полет мысли, сила воображения, опирающегося на опыт и знания. Способность анализа, критического отношения к качеству своей работы, которые у ребенка нарастают, прокладывают путь к новым достижениям в этой области, дают перспективу для дальнейшего развития и укрепления творческих способностей ребенка» [ 19].

Таким образом, в дошкольном возрасте закладываются основы творческой деятельности ребенка, которые проявляются в развитии способности к замыслу и его реализации , в умении комбинировать свои знания и представления, в искренней передаче своих чувств.

Интересные мысли о способности  детей к творчеству высказывают деятели искусства. К.С. Станиславский советовал актерам учиться у детей, игру которых всегда отличает вера и правда. Поэт П.Антокольский утверждал, что все дети обладают одаренностью в той или иной области искусства. Детская одаренность проявляется и в наблюдательности детей, и в зорком схватывании ими сходства и характерных черт, в остром музыкальном слухе, в необыкновенном развитом инстинкте подражания. Творческое воображение ребенка особенно ярко проявляется  и развивается в игре, конкретизируясь в целенаправленном игровом замысле. Таким образом, в играх дошкольников замысел получает значительное развитие – от случайно, по ассоциации возникающей цели, до сознательно задуманной темы игры, от подражания действиям того или иного человека до передачи его переживаний, чувств. В игре дети часто проявляются эмоции, которые в жизни еще недоступны им. Испытывает ли ребенок эти чувства или только изображает их? Какое влияние оказывают они на формирование его морального облика?

И.М. Сеченов доказал, что игровые  переживания оставляют глубокий след в сознании ребенка. Многократное повторение действий взрослых, подражание их моральных качествам влияют на образование таких же качеств у ребенка.

Игровое творчество проявляется  и  в поисках средств для изображения  задуманного. Дети реализуют свой замысел с помощью речи, жестов, мимики, употребляя разные предметы, сооружения, постройки.

Чем  старше и более развиты  дети, тем требовательнее они к  предметам игры, тем больше сходства ищут с действительностью. Отсюда естественно возникает стремление самим сделать нужные вещи. Одна из тенденций развития игры- все большая связь ее с трудом. Задача воспитателя – поддержать это стремление ребенка к самостоятельному изготовлению игрушек, помочь ему в этом.

Таким образом, игровое творчество развивается под влиянием воспитания и обучения, уровень его зависит от приобретенных знаний и привитых умений, от сформированных интересов ребенка. Кроме того. В игре с особой силой проявляются индивидуальные особенности детей, также влияющие на развитие творческого замысла.

 

3.2 ЗНАЧЕНИЕ  ИГРЫ ДЛЯ ПСИХИЧЕСКОГО РАЗВИТИЯ  ДОШКОЛЬНИКА

Игра – это ведущий  вид деятельности дошкольников. Несомненно, игра имеет наиболее существенное значение для формирования основных психических  функций и процессов ребенка-дошкольника. Но является ли игровая деятельность основой его образа жизни и  определяет ли она в конечном счете самый стержень личности ребенка как общественного существа? Не отрицая значения игры,  определяющим для формирования личности как общественного существа компонентом всё же является неигровая повседневная бытовая деятельность ребенка, направленная на овладение правилами поведения и включения в жизнь коллектива. Как в преддошкольный период основным в развитии ребенка является овладение предметными действиями и речью, так в дошкольном возрасте основным является развитие поступка, регулируемого общественными нормами. Его формирование является основоположным приобретением или новообразованием дошкольного периода в развитии человека, что никак не исключает значения игры для формирования психики ребенка и обогащения его духовной жизни.

Ведущую роль игры в формировании психики ребенка отмечали крупнейшие педагоги и психологи (К.Д.Ушинский, Н.К.Крупская, А.М.Горький, А.В.Луначарский, А.С.Макаренко, Л.С.Выготский, А.Н.Леонтьев, Д.Б.Эльконин и др.). Ценность игровой деятельности заключается и в том, что она обладает наибольшими возможностями для формирования детского общества. Именно в игре наиболее полно активизируется общественная жизнь детей; она как никакая другая деятельность позволяет детям уже на самых ранних стадиях развития создавать самодеятельным путем те или иные формы общения. В игре как в ведущем виде деятельности активно формируется или перестраиваются психические процессы, начиная от самых простых и кончая самыми сложными.

В игровой деятельности складываются особо благоприятные условия для развития интеллекта, для перехода от наглядно-действенного мышления к элементам словесно-логического мышления. Именно в игре развивается способность ребенка создавать системы обобщенных типичных образов и явлений, мысленно преобразовывать их [2; 7; 11] .

 

3.3 ИГРА КАК  СРЕДСТВО ВОСПИТАНИЯ ДЕТЕЙ

 

Значение игры в воспитании ребенка рассматривается во многих педагогических системах прошлого и  настоящего. Большинство педагогов  расценивают игру как серьезную  и нужную для ребенка деятельность.

В истории зарубежной и русской педагогической науки сложилось два направления использования игры в воспитании детей:

  1. для всестороннего гармоничного развития;
  2. в  узко дидактических целях.

Ярким представителем первого направления  был великий  чешский педагог - Я.А.Коменский. Он считал игру необходимой формой деятельности ребенка, отвечающей его природе и склонностям: игра – серьезная умственная деятельность, в которой развиваются все виды способностей ребенка; в игре расширяется и обогащается круг представлений об окружающем мире, развивается речь; в совместных играх ребенок сближается со сверстниками.

Дидактическое направление  использования игры получило развитие в  XVIII в. у педагогов - филантропистов (И.С. Базедов, Х.Г. Зальцман и др.) стремились сделать обучение детей занимательным, отвечающим их возрастным особенностям, филантрописты использовали разнообразные игры.

К.Д.Ушинский указал зависимость  содержания детских игр от социального  окружения. Он утверждал, что игры не проходят для ребенка бесследно: они могут определить характер и поведение человека в обществе [2].

 

ГЛАВА 4.   Состояние игровой деятельности дошкольников нашего времени.

                           

Положение о  сюжетно-ролевой игре как ведущей  деятельности   дошкольника является общепризнанным и традиционным в отечественной   психологии. Особое значение имеет игра для становления мотивационной     сферы и произвольности ребенка.

Дошкольный  возраст является периодом наиболее интенсивного формирования мотивационной  сферы, когда  возникают личностные механизмы поведения, складывается предпосылки к самоконтролю и саморегуляции. Наиболее интенсивно и эффективно всё   это происходит в сюжетно-ролевой игре (Л.С.Выготский, А.Н. Леонтьев, Д.Б.Эльконин).

Однако, классические исследования игры проводились в 50-60-х годах прошлого века, когда общественные отношения и общество в целом во многом были другими. С тех пор произошли значительные изменения в жизни взрослых людей, а также в условиях воспитания детей. Всё это не могло не отразиться на детской игре. Опытные воспитатели детских садов отмечают, что за последние 5-6 лет произошли существенные изменения в играх дошкольников. Однако, эти изменения остаются не исследованными. Характер этих изменений чрезвычайно важно понять, поскольку особенности игры современных дошкольников отражают             своеобразие их внутреннего мира, их интересов, ценностей, представлений и пр.

Значимость  данной темы обостряется в последнее время в связи с предполагаемым снижением сроков начального обучения до 5 лет и повышенным вниманием к различным видам обучения дошкольников. Дошкольное образование всё более превращается в подготовку к школе, которая понимается как усвоение знаний и умений. Выявление влияния раннего обучения на игровую деятельность дошкольников и на особенности их личностного развития является крайне актуальной задачей.

За последние  десятилетия социо-культурные условия жизни ребенка          значительно изменились. В последнее время наблюдается разрыв между поколениями детей и родителей. (В.И. Слободчиков, Л.А. Венгер, Б.Д. Эльконин). Повышенная занятость родителей снижает их участие в воспитании детей, что приводит к отчуждению детей и взрослых. Наблюдается явный дефицит эмоциональных и содержательных отношений с родителями и положительных контактов со сверстниками. С другой стороны появились новые профессии, суть которых закрыта для ребенка (программист, менеджер, дизайнер, стилист). Характер поведения взрослого в этих случаях не может быть смоделирован в игре. Мир взрослых стал более закрыт для детского понимания, и еще более сузилась сфера возможного участия детей в труде взрослых. В связи с этим утрачивается возможность представленности идеального образа взрослости и совместная жизнь со взрослым не дает содержания для игровой деятельности ребенка.

В современных условиях, сокращается также реальная возможность             включения дошкольника в совместную деятельность и общение со старшими детьми. Дети разного возраста разобщены, дворовое и соседское общение становится редкостью. Всё это затрудняет естественную трансляцию игровой деятельности от одного поколения детей к другому.

С другой стороны  в современное детство активно  внедряются новые информационные технологии. Просмотр телевидения, видеофильмов, компьютерные игры становятся привычной формой досуга, источником впечатлений для ребенка. Современный ребенок в возрасте от 3 до 5 лет в среднем 28 часов в неделю смотрит на экран. Постепенно игра подменяется просмотром телевизора.

Активное внедрение  информационных технологий в повседневную жизнь детей и взрослых ведет к повышению ценности интеллекта, начиная с раннего возраста. Родители хотят, чтобы дети учились с самого раннего возраста. Все эти изменения не могли не отразиться на игровой деятельности дошкольника, а следовательно и на особенностях развития детей. Можно полагать, что обозначенные выше общественные трансформации нарушают психолого-педагогические условия игровой деятельности и, следовательно, ведут к снижению уровня развития             сюжетно-ролевой игры. Это в свою очередь неизбежно отражается на             особенностях развития детей. Поскольку сюжетно-ролевая игра  способствует прежде всего становлению потребностно-мотивационной сферы и произвольности, можно полагать, что редукция этой деятельности ведет к отклонениям в развитии этих важнейших сторон личности ребенка.

Для проверки и  конкретизации данного предположения было предпринято специальное исследование игровой деятельности современных дошкольников. Мы стремились изучить особенности сюжетно-ролевой игры детей и проследить связь между уровнем развития игры и произвольности дошкольников. Нас интересовала широкая и обобщённая картина того, во что и как играют современные дошкольники, каковы сюжеты и содержание их игр.

Первый аспект анализа был направлен на выяснение  сюжетов детских игр, а именно - во что играют современные дети и какие игры пользуются у них наибольшей популярностью. Для ответа на этот вопрос было проведено наблюдение за свободной игрой дошкольников 4,5-5,5 лет. Наблюдение проводилось под руководством практическими психологами детских садов г. Москвы. В нём участвовало около 250 дошкольников. Небольшой группе детей (5-6 чел.) предлагалось в течение 40 мин. в знакомом помещении поиграть в какую-либо игру.

Наблюдатель отмечал, во что играют дети, а при необходимости  после             окончания игры спрашивал «Во что вы играли». В каждой группе наблюдение проводилось 3 раза. В результате был получен перечень игр и занятий, которые мы подвергали ранжированию.

Наблюдение  за свободной деятельностью детей  показало, что значительная часть дошкольников (приблизительно 46%) в свободное время не играли в сюжетно-ролевые игры. Некоторые из них демонстрировали отдельные предметные действия (катание машинок, бросание мяча), рассматривали книжки, рисовали, занимались конструктором «Лего» и пр. Многие дети, услышав предложение «поиграть» брали с полки коробки с настольными дидактическими играми.

Остальные дошкольники 54 % демонстрировали те или иные формы ролевой игры. Остановимся подробнее на рассмотрении сюжетов этих игр.

Наиболее популярными (53% от всех зафиксированных сюжетов) оказались традиционные бытовые сюжеты в семью: кормление, укладывание спать, прогулка, купание дочки и др. В эту же группу мы отнесли современную разновидность этой игры «Семья куклы Барби».

Достаточно  часто (около 25%) встречались сюжеты, связанные с телепередачами и мультфильмами (Человек-паук, роботы,  черепашки-нинзя, последний герой, Бригада, «Зачарованные», собака  Рекс и др.). Значительное место среди них (около половины) занимают агрессивные сюжеты связанные с защитой и нападением: «полицейские и  воры», «бандиты и наши», «охотники за приведениями», погоня за   преступниками и пр. Чаще они проигрывались мальчиками. Подобные   агрессивные сюжеты встречались в 10% случаев.

Ещё одну своеобразную группу сюжетов составили игры в домашних  животных (примерно 10%). В этих играх дети берут на себя роли кошечек или собачек и их хозяев и разыгрывают отношения между ними: кормление, прогулки, лечение и пр.

Информация о работе Игра как ведущий вид деятельности дошкольников