Игровая технология

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 14 Декабря 2012 в 17:56, реферат

Описание работы

Игра наряду с трудом и ученьем - один из основных видов деятельности человека, удивительный феномен нашего существования.
По определению, игра - это вид деятельности в условиях ситуаций, направленных на воссоздание и усвоение общественного опыта, вкотором складывается и совершенствуется самоуправление поведением.

Содержание работы

Введение
1.Педагогическая игра
2.Классификационные параметры игровых технологий
3.Концептуальные основы игровых технологий
4.Особенности игровых технологий
5.Игровые технологии в дошкольном периоде
6.Технология развивающих игр Б.П.Никитина
7.Игровые технологии в младшем школьном возрасте
8.Игровые технологии в среднем и старшем школьном возрасте
9.Деловые игры
Заключение
Список литературы

Файлы: 1 файл

Игровые технологии обучения .docx

— 34.59 Кб (Скачать файл)

План

Введение

1.Педагогическая игра

2.Классификационные параметры  игровых технологий

3.Концептуальные основы игровых  технологий

4.Особенности игровых технологий

5.Игровые технологии в дошкольном  периоде

6.Технология развивающих игр  Б.П.Никитина

7.Игровые технологии в младшем  школьном возрасте

8.Игровые технологии в среднем  и старшем школьном возрасте

9.Деловые игры

Заключение

Список литературы

Введение

Человеческая  культура возникла и

развертывается  в игре, как игра.

Й.Хейзинга

Игровая деятельность

Игра наряду с трудом и ученьем - один из основных видов деятельности человека, удивительный феномен нашего существования.

По определению, игра - это вид деятельности в условиях ситуаций, направленных на воссоздание и усвоение общественного опыта, вкотором складывается и совершенствуется самоуправление поведением.

В человеческой практике игровая деятельность выполняет такие функции:

- развлекательную (это основная функция игры - развлечь, доставить довольствие, воодушевить, пробудить интерес);

- коммуникативную: освоение диалектики общения;

- самореализации в игре как полигоне человеческой практики;

- игротерапевтическую: преодоление различных трудностей, возникающих в других видах жизнедеятельности;

- диагностическую: выявление отклонений от нормативного поведения, самопознание в процессе игры;

- функцию коррекции: внесение позитивных изменений в структуру личностных показателей;

- межнациональной коммуникации: усвоение единых для всех людей социально-культурных ценностей;

- социализации: включение в систему общественных отношений, усвоение норм человеческого общежития.

Большинству игр присущи четыре главные черты (по С.А.Шмакову):

* свободная развивающая деятельность, предпринимаемая лишь по желанию ребенка, ради удовольствия от самого процесса деятельности, а не только от результата (процедурное удовольствие);

* творческий, в значительной мере импровизационный, очень активный характер этой деятельности («поле творчества»);

* эмоциональная приподнятость деятельности, соперничество, состязательность, конкуренция, аттракция и т.п. (чувственная природа игры, «эмоциональное напряжение»);

* наличие прямых или косвенных правил, отражающих содержание игры, логическую и временную последовательность ее развития.

В структуру игры как деятельности органично входит целеполагание, планирование, реализация цели, а также анализ результатов, в которых личность полностью реализует себя как субъект. Мотивация игровой деятельности обеспечивается ее добровольностью, возможностями выбора и элементами соревновательности, удовлетворения потребности в самоутверждении, самореализации.

В структуру игры как процесса входят: а) роли, взятые на себя играющими; 

б) игровые действия как средство реализации этих ролей;

в) игровое употребление предметов, т.е. замещение реальных вещей игровыми, условными;

г) реальные отношения между играющими;

д) сюжет (содержание) -- область действительности, условно воспроизводимая в игре.

Значение игры невозможно исчерпать  и оценить развлекательно-рекреактивными возможностями. В том и состоит ее феномен, что, являясь развлечением, отдыхом, она способна перерасти в обучение, в творчество, в терапию, в модель типа человеческих отношений и проявлений в труде.

Игру как метод обучения, передачи опыта старших поколений младшим люди использовали с древности. Широкое применение игра находит в народной педагогике, в дошкольных и внешкольных учреждениях. В современной школе, делающей ставку на активизацию и интенсификацию учебного процесса, игровая деятельность используется в следующих случаях:

- в качестве самостоятельных  технологий для освоения понятия,  темы и даже раздела учебного  предмета;

- как элементы (иногда весьма  существенные) более обширной технологии;

- в качестве урока (занятия)  или его части (введения, объяснения, закрепления, упражнения, контроля);

- как технологии внеклассной  работы (игры типа «Зарница», «Орленок»,  КТД и др.).

Понятие «игровые педагогические технологии»  включает достаточно обширную группу методов и приемов организации  педагогического процесса в форме различных педагогических игр.

Педагогическая игра

В отличие от игр вообще педагогическая игра обладает существенным признаком -- четко поставленной целью обучения и соответствующим ей педагогическим результатом, которые могут быть обоснованы, выделены в явном виде и характеризуются учебно-познавательной направленностью.

Игровая форма занятий создается  на уроках при помощи игровых приемов  и ситуаций, которые выступают  как средство побуждения, стимулирования учащихся к учебной деятельности.

Реализация игровых приемов  и ситуаций при урочной форме  занятий происходит по таким основным направлениям: дидактическая цель ставится перед учащимися в форме игровой  задачи; учебная деятельность подчиняется  правилам игры; учебный материал используется в качестве ее средства, в учебную  деятельность вводится элемент соревнования, который переводит дидактическую  задачу в игровую; успешное выполнение дидактического задания связывается  с игровым результатом. Место и роль игровой технологии в учебном процессе, сочетание элементов игры и ученья во многом зависят от понимания учителем функций и классификации педагогических игр (рис. 4). В первую очередь следует разделить игры по виду деятельности на физические (двигательные), интеллектуальные (умственные), трудовые, социальные и психологические.

По характеру педагогического  процесса выделяются следующие группы игр:

а) обучающие, тренировочные, контролирующие и обобщающие;

б) познавательные, воспитательные, развивающие;

в) репродуктивные, продуктивные, творческие;

г) коммуникативные, диагностические, профориентационные, психотехнические и др.

Обширна типология педагогических игр по характеру игровой методики. Укажем лишь важнейшие из применяемых  типов: предметные, сюжетные, ролевые, деловые, имитационные и игры-драматизации. По предметной области выделяются игры по всем школьным дисциплинам.

И, наконец, специфику игровой технологии в значительной степени определяет игровая среда: различают игры с  предметами и без предметов, настольные, комнатные, уличные, на местности, компьютерные и с ТСО, а также с различны ми средствами передвижения.

Классификационные параметры  игровых технологий

По уровню применения: все уровни.

По философской основе: приспосабливающаяся.

По основному фактору  развития: психогенные.

По концепции усвоения опыта: ассоциативно-рефлекторные + гештальт + суггестия.

По ориентации на личностные структуры: ЗУН + СУД + СУМ + СЭН +СДП.

По характеру содержания: все виды + проникающие.

По типу управления: все виды - от системы консультаций до программной.

По организационным формам: все формы.

По подходу к ребенку: свободное воспитание.

По преобладающему методу: развивающие, поисковые, творческие.

По направлению модернизации: активизация.

По категории обучаемых: массовая, все категории.

Спектр целевых  ориентаций

Дидактические: расширение кругозора, познавательная деятельность; применение ЗУН в практической деятельности; формирование определенных умений и навыков, необходимых в практической деятельности; развитие общеучебных умений и навыков; развитие трудовых навыков.

Воспитывающие: воспитание самостоятельности, воли; формирование определенных подходов, позиций, нравственных, эстетических и мировоззренческих установок; воспитание сотрудничества, коллективизма, общительности, коммуникативности.

Развивающие: развитие внимания, памяти, речи, мышления, умений сравнивать, сопоставлять, находить аналогии, воображения, фантазии, творческих способностей, эмпатии, рефлексии, умения находить оптимальные решения; развитие мотивации учебной деятельности.

Социализирующие: приобщение к нормам и ценностям общества; адаптация  к условиям среды; стрессовый контроль, саморегуляция; обучение общению; психотерапия.

Концептуальные основы игровых технологий.

Психологические механизмы игровой  деятельности опираются на фундаментальные  потребности личности в самовыражении, самоутверждении, самоопределении, саморегуляции, самореализации.

* Игра - форма психогенного поведения,  т.е. внутренне присущего, имманентного  личности (Д.Н.Узнадзе).

* Игра - пространство "внутренней  социализации" ребенка, средство  усвоения социальных установок  (Л.С.Выготский).

* Игра - свобода личности в воображении, "иллюзорная реализация нереализуемых  интересов" (А.Н.Леонтьев).

* Способность включаться в игру  не связана с возрастом человека, но в каждом возрасте игра  имеет свои особенности.

* Содержание детских игр развивается  от игр, в которых основным  содержанием является предметная  деятельность, к играм, отражающим  отношения между людьми, и, наконец,  к играм, в которых главным  содержанием выступает подчинение  правилам общественного поведения  и отношения между людьми.

* В возрастной периодизации  детей (Д.Б.Эльконин) особая роль отведена ведущей деятельности, имеющей для каждого возраста свое содержание. В каждой ведущей деятельности возникают и формируются соответствующие психические новообразования. Игра является ведущим видом деятельности для дошкольного возраста.

Особенности игровых технологий

Все следующие за дошкольным возрастные периоды со своими ведущими видами деятельности (младший школьный возраст - учебная деятельность, средний - общественно полезная, старший школьный возраст - учебно-профессиональная деятельность) не вытесняют игру, а продолжают включать ее в процесс.

Игровые технологии в дошкольном периоде

Ролевой игрой ребенок овладевает к третьему году жизни, знакомится с  человеческими отношениями, начинает различать внешнюю и внутреннюю сторону явлений, открывает у  себя наличие переживаний и начинает ориентироваться в них. У ребенка  формируется воображение и символическая  функция сознания, которые позволяют  ему переносить свойства одних вещей  на другие, возникает ориентация в  собственных чувствах и формируются  навыки их культурного выражения, что  позволяет ребенку включаться в  коллективную деятельность и общение.

В результате освоения игровой деятельности в дошкольном периоде формируется  готовность к общественно-значимой и общественно-оцениваемой деятельности ученья.

Технология развивающих  игр Б.П.Никитина

Программа игровой деятельности состоит  из набора развивающих игр, которые при всем своем разнообразии исходят из общей идеи и обладают характерными особенностями.

Каждая игра представляет собой набор задач, которые ребенок решает с помощью кубиков, кирпичиков, квадратов из картона или пластика, деталей из конструктора-механика и т.д. В своих книгах Никитин предлагает развивающие игры с кубами, узорами, рамками и вкладышами Монтессори, уникубом, плана ми и картами, квадратами, наборами «Угадай-ка», таблицами сотни, «точечка ми», «часами», термометром, кирпичиками, кубиками, конструкторами. Дети играют с мячами, веревками, резинками, камушками, орехами, пробками, пуговицами, палками и т.д. и т.п. Предметные развивающие игры лежат в основе строительно-трудовых и технических игр, и они напрямую связаны с интеллектом.

Задачи даются ребенку в различной  форме: в виде модели, плоского рисунка  в изометрии, чертеже, письменной или  устной инструкции и т.п., и таким  образом знакомят его с разными способами передачи информации.

Задачи имеют очень широкий диапазон трудностей: от доступных иногда двух - трехлетнему малышу до непосильных среднему взрослому. Поэтому игры могут возбуждать интерес в течение многих лет (до взрослости). способности, в отличие от обучения, где все объясняется и где формируются, в основном, только исполнительские черты в ребенке.

Решение задачи предстает перед ребенком не в абстрактной форме ответа математической задачи, а в виде рисунка, узора или сооружения из кубиков, кирпичиков, деталей конструктора, т.е. в виде видимых и осязаемых вещей. 

Это позволяет сопоставлять наглядно «задание" с «решением" и самому проверять точность выполнения задания.

В развивающих играх - в этом и заключается их главная особенность - удалось объединить один из основных принципов обучения от простого к сложному с очень важным принципом творческой деятельности самостоятельно по способностям, когда ребенок может подняться до «потолка» своих возможностей. Этот союз позволил разрешить в игре сразу несколько проблем, связанных с развитием творческих способностей:

* развивающие игры могут дать  «пищу» для развития творческих  способностей с самого раннего возраста;

* их задания-ступеньки всегда  создают условия, опережающие развитие способностей;

* поднимаясь каждый раз самостоятельно до своего "потолка», ребенок развивается наиболее успешно;

* развивающие игры могут быть  очень разнообразны по своему содержанию и, кроме того, как и любые игры, они не терпят принуждения и создают атмосферу свободного и радостного творчества.

Игровые технологии в младшем  школьном возрасте

Для младшего школьного возраста характерны яркость и непосредственность восприятия, легкость вхождения в образы. Дети легко вовлекаются в любую деятельность, особенно в игровую, самостоятельно организуются в групповую игру, продолжают игры с предметами, игрушками, появляются неимитационные игры.

В игровой модели учебного процесса создание проблемной ситуации происходит через введение игровой ситуации: проблемная ситуация проживается участниками  в ее игровом воплощении, основу деятельности составляет игровое моделирование, часть деятельности учащихся происходит в условно-игровом плане. Ребята действуют по игровым правилам (так, в случае ролевых игр - по логике разыгрываемой роли, в имитационно - моделирующих играх наряду с ролевой позицией действуют «правила» имитируемой реальности). Игровая обстановка трансформирует и позицию учителя, который балансирует между ролью организатора, помощника и соучастника общего действия.

Информация о работе Игровая технология