Игровые технологии в современной жизни детей

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 28 Октября 2014 в 10:31, лекция

Описание работы

Игровые технологии в современной жизни активно используются средствами массовой информации, прежде всего телевидением, в качестве развлекательных, познавательных и спортивных мероприятий. "Как стать миллионером", "Умники и умницы", "Слабое звено", "Самый умный", "Своя игра", "Два рояля", "Форт Баярд", "Последний герой", "Танцы со звездами" и так далее, всего и не перечислишь. Секреты зрелищности игр разные, но в их основе лежит, прежде всего, качественная разработка - подготовка игры и ее актуальность. Разработка игры – очень сложный, кропотливый и долговременный процесс, которым, несомненно, должны заниматься профессионалы. В таком случае задача разработки игры сводится к адаптации имеющейся телевизионной версии игры к возможностям и условиям пришкольного лагеря. Одна из важнейших рекомендаций при разработке таких игр: выбирайте, прежде всего, ту игру, которая наиболее популярна и современна.

Файлы: 1 файл

семинар.doc

— 75.50 Кб (Скачать файл)

 

          Не секрет, что в течение учебного года дети накапливают в себе стрессы, проблемы, которые негативно сказываются на их физическом и психологическом здоровье. Наша задача – избавить ребёнка от негативных эмоций и стрессов, помочь ему сбросить психологический груз, который он приобрёл в обычной жизни.

Каникулы – всегда зарядка новой энергией, хорошим настроением, самый яркий по эмоциональной окраске период школьного детства. Это время – интенсивного освоения мира, закрепления знаний, полученных в школе, смена деятельности, смена впечатлений, богатейшее время воспитания и самовоспитания!

Лагерь должен обрадовать, понравиться, с первых минут активными делами, ритмом жизни, маленькими и большими радостями.

Лагеря-кораблики плывут по лету, прочерчивая свои необычные маршруты на карте жизни.  Совсем немного продолжается смена. Но какой бесценный багаж приобретают ребята: поэтическое восприятие мира, роскошь человеческого общения, романтику коллективного дела, веру в собственные силы, радость открытий! 

Существует много форм работы с отрядом, с помощью которых можно разнообразить ежедневную отрядную жизнь, быстрее сдружить ребят.

 Ребятам любого возраста  очень нравится, если их отряд  чем-то отличается от других. Какие-то  отличительные знаки, атрибуты, речёвки, свой собственный, ни на кого не похожий способ шагать - все это ребята сами придумывают с удовольствием. И созданный имидж, неповторимый внешний образ отряда, выгодно отличает его от других.

Зачем в лагере законы? - Выполнение законов дисциплинирует детей, приучает быть более ответственными. Но важно, чтобы законы не насаждались взрослыми, а предлагались, обсуждались и принимались детьми. Принятые таким образом законы легче воспринимаются и лучше выполняются ребятами. Это могут быть:  Закон 00 (Время дорого у нас, берегите каждый час); Закон правой руки (если вожатый поднимает правую руку – все замолкают); Закон дружбы (один за всех и все за одного); Закон доброго слова; Закон уважения к старшим; Закон уважительного отношения друг к другу - «Закон дружбы, общения, сотрудничества»; Закон бережного отношения к природе.

 Этап  планирования воспитательной работы  хорошо знаком всем организаторам  летнего отдыха. Это пошаговая  фиксация действий по выполнению  проекта развития личности ребенка и всего детского коллектива, основа будущей эффективной работы.

Взяв за основу календарь летних праздников, традиции лагеря, задачи оздоровительного периода, модель смены, воспитатели следует разработать примерный план-сетку.

Среди огромного многообразия юбилейных и памятных дат; дат краеведческого значения, традиционных лагерных мероприятий,  можно выбрать дела, соответствующие возрасту и интересам детей младшего и среднего школьного возраста. Такой подбор дел предполагает конечный результат, который поможет детям осмыслить все, что будет с ними происходить в лагере, увидеть пройденный вместе путь и осознать рост коллектива в целом и свой личностный. 

Основные цели и задачи работы  педагогического коллектива при проведении смены лагеря считаются успешно реализованными, если были созданы максимальные условия для быстрой адаптации ребят; необходимые условия для оздоровления, отдыха и рационального использования каникулярного времени у детей, формирования у них общей культуры и навыков здорового образа жизни. 

Лагерь – это клапан для спуска излишков детской энергии и вместе с тем – всегда зарядка новой энергией, настроением, приобретение новых сил.  Наконец, лагерь – это место реализации человеческой фантазии.                   Составление программы пришкольного летнего лагеря позволяет максимально эффективно использовать ресурсы и возможности пришкольного лагеря, учитывать интересы детей и запросы их родителей.      

 

Помимо этого на физическое и психологическое здоровье школьников оказывают влияние дефицит духовности, снижение моральных устоев и переоценка ценностей. Поэтому наиболее актуальной сейчас является деятельность по развитию системы воспитания и досуга школьников во время летних каникул, здорового образа жизни и оздоровления.                                                                                    

Необходим новый, неформальный подход к проблеме организации досуга, подход, предполагающий создание системы оздоровительных, развивающих и воспитательных мероприятий. Таким подходом является программирование воспитательного процесса в летнем лагере. Однотипный ритм жизни ребят здесь сменяется разными видами деятельности, обогащается новыми впечатлениями. Большая роль отводится организации занятости детей в летний период времени, как мощная превентивная форма против безнадзорности, асоциального и аддитивного поведения подростков.               

Лагерь – это клапан для спуска излишков детской энергии и вместе с тем – всегда зарядка новой энергией, настроением, приобретение новых сил. Наконец, лагерь – это место реализации человеческой фантазии.                 Составление программы пришкольного летнего лагеря позволяет максимально эффективно использовать ресурсы и возможности пришкольного лагеря, учитывать интересы детей и запросы их родителей.                                         

 

Итак,  поиск новых форм организации работы пришкольных лагерей

  Дело в том, что у современных детей ярко выражено стремление к активному общению, соревновательности, зрелищности, ко всему, что на молодежном сленге называется  "тусовка". Как раз это и может помочь в поиске новых форм организации работы пришкольных лагерей. Используя это понятие в качестве изначальной мотивации к участию ребенка, особенно среднего  школьного возраста, в сезоне летнего пришкольного лагеря, можно добиться повышения других мотивационных составляющих: любознательности, познавательному интересу, расширению кругозора и т. д. Итак, поставив во главу угла, прежде всего развитие интереса пришедшего в летний лагерь ребенка ко всему происходящему здесь, сделаем ставку, прежде всего на продуманность игровых и коммуникативных форм. Именно коллективные игровые формы дают возможность:

  • вовлечь в этот процесс практически неограниченное число участников, в том числе учителей, воспитателей и вожатых;
  • сделать игровой процесс зрелищным и наглядным;
  • каждому проявить свои собственные творческие способности и по достоинству оценить их у других.

Однако, при организации работы пришкольных лагерей, активно используя игровые формы, следует помнить, что успех зависит, прежде всего, от качества разработки, подготовки и проведении таких мероприятий. Ведь одно неудачно проведенное мероприятие может надолго испортить настроение всего лагеря и дезорганизовать детей.

 Игровые технологии в современной жизни активно используются средствами массовой информации, прежде всего телевидением, в качестве развлекательных, познавательных и спортивных мероприятий. "Как стать миллионером", "Умники и умницы", "Слабое звено", "Самый умный", "Своя игра", "Два рояля", "Форт Баярд", "Последний герой", "Танцы со звездами" и так далее, всего и не перечислишь. Секреты зрелищности игр разные, но в их основе лежит, прежде всего, качественная разработка - подготовка игры и ее актуальность. Разработка игры – очень сложный, кропотливый и долговременный процесс, которым, несомненно, должны заниматься профессионалы. В таком случае задача разработки игры сводится к адаптации имеющейся телевизионной версии игры к возможностям и условиям пришкольного лагеря. Одна из важнейших рекомендаций при разработке таких игр: выбирайте, прежде всего, ту игру, которая наиболее популярна и современна.  Можно использовать лишь элементы уже знакомых игр. Например: элементы известной игры "Форд Баярд", дети опускают монетки в стаканчик, который находился в сосуде с водой, у кого стаканчик утонет первым, тот и получит утешительный приз, а победитель – получит свою награду. Таких примеров только из этой игры можно найти массу. Внедрение креативного подхода при проведении мероприятий в пришкольных лагерях уже само по себе дает синергетический эффект. Примером такого подхода может являться опыт проведения таких мероприятий как "Комический футбол", "В гостях у Сказки".  Интересна идея " Еркемай-города". В такой форме очень удобно организовывать жизнь лагеря на примере современного города, привнося в него свою неповторимость.

Как показывает опыт, наиболее продуктивно использовать креативность самих детей, это позволяет организаторам лишь направлять творческую энергию в нужное русло. С большим энтузиазмом и с огромным удовольствием дети участвуют не только в подготовке и проведении мероприятий, но и сами начинают предлагать и воплощать в жизнь свои собственные идеи и замыслы. И не только в мероприятиях, но и в повседневной лагерной жизни. Но все это возможно только в том случае, если педагоги сами "настроены" на детскую волну, стремятся услышать то, что действительно детям интересно, то, что действительно может зажечь их. И мы должны меняться вместе с ними. Тогда дети действительно раскроются и пойдут за нами. Быть современными, интересными, уметь услышать и поддержать интересы детей, и, наконец, любить детей всем своим сердцем – вот основные секреты успеха педагога - организатора детского отдыха.

Отсюда следуют Выводы:

1) Современные дети очень  активно стремятся к общению, поэтому летние пришкольные лагеря, при их правильной организации, могут стать не только полезными, но и приятными для детей.

2) Использование при подготовке  летнего пришкольного лагеря, опыта современной развлекательной индустрии, и, прежде всего телевидения, с одной стороны, оказывает неоценимую помощь организаторам, с другой стороны, позволяет повысить интерес самих детей к их проведению.

3) Использование в работе  традиционных методов, но с выдумкой, позволяет не только разнообразить их, но и создать в итоге что-то совершенно новое.

4) Дети обладают огромным  творческим потенциалом, который  в первую очередь нужно использовать  при организации работы пришкольного  лагеря.

В качестве примера поиска новых форм предлагаю вам следующую программу «Еркемай-город»

 Программа летнего пришкольного лагеря " Еркемай - Город" 

1. Пояснительная записка.

Лагерь организуется на базе  школы. В распоряжении лагеря  спортзал, кабинеты начальной школы, актовый зал, спортивная площадка, пришкольный участок. Участники лагерной смены - учащиеся  школы. Возраст детей от 7 до 15 лет. Два отряда трудовые, отрабатывают практику на пришкольном участке. Продолжительность смены 10 дней. Содержание работы лагеря - большая игра "Город - Еркемай".  

В основе программы лагеря лежат принципы:

  • признание значимости личности ребенка;
  • признание социальной активности;
  • признание многообразия форм, видов и содержания деятельности;
  • признание учета возрастных особенностей детей, доступности предлагаемых форм работы.

2. Цель организации работы лагеря:

Создать благоприятные условия для укрепления здоровья и организации досуга, учащихся во время оздоровительного сезона.

Задачи:

  • Проведение работы с детьми, сочетающей развитие и воспитание с оздоровительным отдыхом.
  • Развитие творческих способностей детей.
  • Воспитание культуры поведения.
  • Создание условий для формирования желаний учащихся приносить пользу обществу, добросовестно относится к своему труду.
  • Формирование у школьников коммуникативных навыков.

3. Игровая  модель смены.

Реализация цели и задач осуществляется по программе "Еркемай" в форме ролевой игры.

 У города есть свой девиз:

Супер лагерь!

Супер мы!

Супер я и супер ты!!!

Отдыхать нам классно! Здесь мы не напрасно!

Для игры был создан словарик:

Аким - начальник лагеря

 Зам. акима – ст. вожатая

ГЛАВА МИКРОРАЙОНА – воспитатель

СОВЕТНИКИ – вожатые

ГЛАВНЫЙ ТРЕНЕР – учитель физкультуры

ГЛАВНЫЙ ВРАЧ –  мед.сестра

РАБОТНИКИ КУЛЬТУРЫ – руководители кружков

ШЕФ-ПОВАР – повар

МИКРОРАЙОНЫ – кабинеты

ПОЛИКЛИНИКА – мед. кабинет

КАФЕ – столовая

МЭРИЯ – кабинет №

Все жители города разделены на 4 микрорайона. В каждом микрорайоне действуют глава микрорайона (воспитатель) и советники (вожатые). Во главе города стоят  Аким (начальник лагеря) и его помощник  зам. Акима (старшая вожатая). В городе есть главный тренер (учитель физкультуры), главный врач (фельдшер), шеф-повар (повар школьной столовой), ландшафтный дизайнер (учитель биологии, работающий на пришкольном участке). Объекты города названы: поликлиника, кафе, стадион,  акимат. У города есть герб и флаг. "В  Еркемае правит чудо-детвора, пусть царит здесь счастье, радость, доброта", - эти слова напечатаны на гербе.

В городе есть законы.

1. Закон вежливости.

2. Закон точного времени (не заставляй себя ждать).

3. Закон скорости: передвигаясь  по городу, не создавай аварийных  ситуаций.

4. Закон территории.

5. Закон чистоты.

6. Закон самообслуживания.

На открытии лагеря, празднике "Салют,  Еркемаю", ребята посвящаются в жители города и получают сертификаты соответствия, которые подтверждают, что дети действительно являются ловкими, веселыми, умными, находчивыми, трудолюбивыми.

 У города есть своя  денежная единица –  еркемайки. В первые дни ребята оформляют для игры личные "кредитные карточки" и карточку микрорайона, в которые вклеиваются монеты  Еркемай-города. Каждая монета – это вклад ребенка в развитие города: интеллектуальный, трудовой, спортивный, творческий.

Монеты имеют разные цвета:

  • желтые - за 1-е место;
  • белые - за 2-е место;
  • красные - за 3-е место;
  • оранжевые - за интересные идеи и инициативу;
  • зеленые - за качество выполненной работы;
  • голубой - за участие в городских делах;
  • розовый - за оригинальность.

В конце игры подводится итог. Выбирается микрорайон-победитель. Ребята, набравшие большее количество баллов, становятся почетными жителями города  Еркемай. В  акимате для них проходит торжественный прием.

Каждый день в городе тематический: День смеха, здоровья, спорта, сказки, игры, рисунка, фантазии, театра, День города и другие.

Передвижение по городу осуществляется по маршрутным листам, которые советники получают на общем собрании города в зале совещаний.

Объявления о конкурсах, спектаклях, соревнованиях, распорядок на каждый день, фотографии с места событий постоянно добавляются и меняются в течение сезона в информационном уголке. Информационный уголок эстетичен, вся информация востребована детьми.

Информация о работе Игровые технологии в современной жизни детей