Сейчас каждый
из вас загадает комнатное растение, расскажет
нам о нём, не называя его. А мы по рассказу
отгадаем растение и назовём его.
Игра с мячом «Я знаю»
Дети становятся
в круг, в центре – воспитатель с мячом.
Воспитатель бросает ребёнку мяч и называет
класс объектов природы (звери, птицы,
рыбы, растения, деревья, цветы). Ребёнок,
поймавший мяч, говорит: «Я знаю пять названий
зверей» и перечисляет (например, лось,
лиса, волк, заяц, олень) и возвращает мяч
воспитателю.
Аналогично называются другие классы
объектов природы.
«Птицы, рыбы, звери»
Воспитатель
бросает мяч ребёнку и произносит слово
«птица». Ребёнок, поймавший мяч, должен
подобрать видовое понятие, например «воробей»,
и бросить мяч обратно. Следующий ребёнок
должен назвать птицу, но не повториться.
Аналогично проводится игра со словами
«звери» и «рыбы».
«Воздух, земля, вода»
Воспитатель
бросает мяч ребёнку и называет объект
природы, например, «сорока». Ребё-нок
должен ответить «воздух» и бросить мяч
обратно. На слово «дельфин» ребёнок отвечает
«вода», на слово «волк» - «земля» и т.д.
Возможен и другой вариант игры: воспитатель
называет слово «воздух». Ребёнок, поймавший
мяч, должен назвать птицу. На слово «земля»
- животное, обитающее на земле: на слово
«вода» - обитателя рек, морей, озёр и океанов.
«Цепочка»
У воспитателя
в руках предметная картинка с изображением
объекта живой или неживой природы. Передавая
картинку, сначала воспитатель, а затем
каждый ребёнок по цепочке называет по
одному признаку данного объекта, так,
чтобы не повториться. Например, «белка»
- животное, дикое, лесное, рыжее, пушистое,
грызёт орехи, прыгает с ветки на ветку
и т.д.
«Кто где живёт»
У воспитателя
картинки с изображением животных, а у
детей – с изображениями мест обитания
различных животных (нора, берлога, река,
дупло, гнездо и т.д.). Воспитатель показывает
картинку с изображением животного. Ребёнок
должен определить, где оно обитает, и
если совпадает с его картинкой, «поселить»
у себя, показав карточку воспитателю.
«Летает, плавает, бегает»
Воспитатель
показывает или называет детям объект
живой природы. Дети должны изобразить
способ передвижения этого объекта. Например:
при слове «зайчик» дети начинают бежать
(или прыгать) на месте; при слове «карась»
- имитируют плывущую рыбу; при слове «воробей»
- изображают полёт птицы.
«Похожи – не похожи»
Цель игры: развивать у детей умение абстрагировать,
обобщать, выделять предметы, сходные
по одним свойствам и отличные по другим,
сопоставлять, сравнивать предметы либо
изображения.
Материал: игровой лист (экран) с тремя «окнами-прорезями»,
в которые вставляются ленты с условными
обозначениями свойств; ленты-полоски
с обозначением свойств предметов. В первое
и третье «окно» вставляются полоски с
изображением предметов, во второе – полоска
с обозначением свойств.
Вариант 1. Ребёнку предлагается установить «экран»
так, чтобы в первом и третьем окне разместились
предметы, обладающие свойством, указанным
во втором окне. На начальном этапе освоения
игры свойство задаётся взрослым, затем
дети самостоятельно могут устанавливать
понравившийся признак. Например, первое
окно – яблоко, второе окно – круг, третье
окно – мяч.
Вариант 2. Один ребёнок устанавливает первое окно,
второй – выбирает и устанавливает свойство,
которым данный предмет обладает, третий
– должен подобрать предмет, подходящий
к первому и второму окну. За каждый верный
выбор дети получают фишку. После первого
тура дети меняются местами.
Вариант 3. Используется на заключительных этапах
освоения. Играть можно с большой группой
детей. Ребёнок загадывает «загадку» -
выстраивает в первом и третьем окне изображения
обладающие общим свойством, при этом
второе окно скрыто. Остальные дети догадываются,
чем изображённые предметы похожи. Ребёнок,
верно назвавший общее свойство, получает
право открыть второе окно или загадать
новую загадку.
«Выбери нужное»
На Столе рассыпаны
предметные картинки. Воспитатель называет
какое-либо свойство или признак, а дети
должны выбрать как можно больше предметов,
которые этим свойством обладают. Например:
«зелёный» - это могут быть картинки листочка,
дерева, огурца, капусты, кузнечика, ящерицы
и т.д. Или: «влажный» - вода, роса, облако,
туман, иней и т.д.
«Две корзины»
На столе муляжи
или картинки овощей и фруктов. Дети должны
их разложить на две корзины. При этом
предметы могут делиться не только по
принадлежности к фруктам или овощам,
но и по цвету, по форме, твёрдости – мягкости,
вкусу или даже запаху.
«Береги природу»
На столе или
наборном полотне картинки, изображающие
растения, птиц, зверей, человека, солнца,
воды и т.д. Воспитатель убирает одну из
картинок, и дети должны рассказать, что
произойдёт с оставшимися живыми объектами,
если на Земле не будет спрятанного объекта.
Например: убирает птицу – что будет с
остальными животными, с человеком, с растениями
и т.д.