Имеджлогия в педагогике

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 20 Декабря 2014 в 18:42, курсовая работа

Описание работы

Цель исследования : педагогическая имиджелогия как направление педагогики.

Объект исследования: имидж учителя

Предмет исследования: влияние имиджа учителя на образовательный процесс

Содержание работы

Введение
глава 1. Теоретические основы исследования проблемы педагогической имиджелогии
1,1 Понятие о педагогическом имидже и педагогической имиджелогии
1,2 Методы построения педагогического имиджа и особенности его влияния
глава 2. Экспериментальное исследование педагогической имиджелогии как перспективного направления педагогики.
2,1 Способы создания педагогического имиджа.
2,2 Анализ имиджа педагога на примере школы
Заключение
Список использованной литературы

Файлы: 1 файл

имеджлогия.doc

— 270.50 Кб (Скачать файл)

 

глава 2. Экспериментальное исследование педагогической имиджелогии как перспективного направления педагогики.

2,1 Способы создания педагогического  имиджа.

 

Создавая Я-концепцию, общество обусловливается поддержкой таких категорий, как возрастная и этническая категория, пол, вид занятий и общественный класс. Я-концепция – метод поведения, показывающий в какой мере индивид оценивает себя. В зависимости от ситуации индивидуум создает Я-облик и реагирует на него в соответствии с этой ситуацией. Целостная концепция «Я» образовывается, как верно подмечает Т. Шибутани, с помощью организации конкретных реакций, и вследствие существованию постоянного стандарта разные предрасположенности формируются в единую концепцию. Связанное в одно целое, появление ощущения определенности проистекает не за счет какой-то субстанции, а вследствие координированной структурной работы[16]. 
Таким образом, Я-концепция – совокупность форм поведения, способ  отношения человека к себе; данные значения, которые образовываются в ходе участия в коллективных действий. Намеренное поведение считается не столько проявлением того, каков индивид на самом деле, сколько эффективности взгляда о себе, сформировавшегося на базе поочередного общения с окружающими. 
Человеческие действия формируются на базе жизненного опыта и любой обязан обучиться понимать себя также, как и собственный окружающий мир.  
Современные ученые заявляют, что выполнить результативное взаимодействие способен только преподаватель с положительной Я-концепцией.  
В научных источниках имеется соответствующее определение Я-концепции – данное обобщенное пониманием о себе, концепция мнений, взглядов, соображений, анализ собственной персоны, имеющаяся в сознании человека. В ее структуре допускается отметить три основополагающих части: 
1. Когнитивный – собственно,  что человеку известно о себе. 
2. Оценочный – как человек дает оценку тому, что знает о себе. 
3. Поведенческий – как человек ведет себя в соответствии с оценкой того, что он знает о себе. 
Главным в Я-концепции личности считается оценивающая составляющая, которая как правило называется самооценкой. Самооценка отображает степень формирования чувства самоуважения, ощущения собственной значимости и положительного отношения ко всему, что входит в сферу «Я». Это обозначает, что положительную Я-концепцию возможно поставить в один ряд к положительному отношению к собственной персоне, к самоуважению, чувству собственной значимости. Синонимами отрицательной Я-концепции в данном случае станут отрицательное отношение к себе, чувство личной неполноценности. 
Выделяется две формы Я-концепции: реальная – анализ личности  самому; идеальная – суждения личности о себе в соответствии с желаниями, т.е. каким человек желал бы быть. Безусловно, реальная и безупречная профессиональные Я-концепции имеют все шансы не соответствовать и в большинстве ситуаций различаться. С одной стороны, несоответствие между реальным и безупречным «Я» способно быть источником основательных внутриличностных конфликтов, а с другой – несовместимость реальной и безупречной профессиональной Я-концепции считается стимулом для профессионального самосовершенствования личности и тяготения к ее формированию. 
Несмотря на сходство, определения Я-концепция и самооценка располагают отличиями. Я-концепция выступает в роли  комплекта описательных технологий, а не взглядов о себе. Понятие самооценки напрямую сопряжено с тем, как индивид дает оценку собственным качествам. В целом Я-концепция обширнее понятия самооценка. Компетентная самооценка способна быть рассмотренной как главным компонентом в структуре Я-концепции человека. 
Самооценка потенциала связана с анализом собственных высококлассных возможностей и воспроизводит, подобным образом, веру в себя и убежденность в собственных силах. Невысокая самооценка не постоянно способна говорить о профессиональной несостоятельности либо неполноценности, а, наоборот, в комбинации считается высоко  значимой причиной профессионального саморазвития.   
Для педагога с положительной Я-концепцией как правило свойственны:     а) ощущение своей важности;                                                                                     б) убежденность в возможности заниматься конкретным типом деятельности – преподавательской работой;

в) твердая уверенность в импонировании как всем людям, так и собственным ученикам в частности;

г) гибкость мышления, любовь к экспериментированию. 
Такой преподаватель считает себя способным осилить всевозможные жизненные ситуации и трудности. Проанализируем ключевые идеи новаторской педагогической работы некоторых преподавателей. 
Идея опережающего преподавания и основных сигналов обширно применяется в опыте С.Н. Лысенковой. Она создала эффективную концепцию управления образованием младших школьников, приносящую любому ребенку радость преуспевания в школьном труде, методы обучения, саморегуляции познавательной деятельности. Цель учителя,согласно мнению С.Н. Лысенковой, заключается в том, чтобы сформировать на занятии атмосферу свободы, заинтересованности к обучению с первых дней. 
С.Н. Лысенкова, организуя урок и трудясь с детьми, старается осуществлять руководство их работой, добивается, чтобы любой учащийся ощутил свою силу успеха. Успех в труде – внутренняя благоустроенность, позитивное настроение, когда дело спорится; основа взаимопонимания между учителем и учащимися, родителями и детьми,педагогом и родителями, а следовательно, единства поступков и воспитательных стараний школы и семьи. Если все ребята преодолевают   установленную перед ними задачу, работают с воодушевлением, с наслаждением, помогая друг другу, идут домой довольные проведенным днем в школе, стремление к обучению крепнет. А это один из признаков успешности педагогического работы. 
Бороться за успех, как объективно заявляет С.Н. Лысенкова, означает сформировать любовь детей к учебе, содействовать любому поверить в собственные способности, развивать  организованность, инициативность, ответственность, выдержку  в труде. Немаловажно поддерживать учебную активность всех на уроках, а для этого нужно хорошо понимать своих учащихся, оставаться внимательным к ним, своевременно увидеть переутомление, переключить внимание, чтобы сберечь трудоспособность. 
Комментированное руководство, деятельность по схемам-опорам может помочь детям понимать, осмысливать все совершающееся на уроке, разъяснять, аргументировать, приводить обоснования личные действия. По этой причине учащиеся могут хорошо и логично разговаривать, разумно анализировать при постановлении  проблем,выполнении грамматических упражнений. 
 Опережение в освоении основных тем, деятельность на  перспективу – это не только лишь основательные и прочные знания, но и запас времени. 
Комментированное регулирование, связано тримя действиями (думаю,  изъясняюсь, записываю), дает возможность сделать школьную деятельность осознанной и в то же время гарантирует противоположную связь – предоставляет преподавателю возможность осуществлять контроль степень знаний учащихся, своевременно увидеть отставание, создать условия  для совершенствования  в овладении знаниями и умениями, т.е. преуспевание в образовании. Формирование в классе нужной обстановки, благожелательность и взаимопомощь дает возможность ребятам стремительно и с наслаждением действовать без всякого испуга в ожидании вызова к доске, потому что интерес педагога сосредоточен не на промахах и ошибках, а на успехах и победах, пусть даже самых малых.  
В педагоге должно пленить все: и улыбка, и строгость, и выдержанность, и простота, и одежда, и запас знаний, и внимательность, и честность, и культурность, и коммуникабельность, и любовь к жизни. 
Учитель – посредник между ребенком и его духовными ценностями, только через него дети постигают реальность,иных людей.  
В осуществлении учебно-воспитательной работы преподаватель стремится к предельной гибкости; эмпатии, сензитивности к нуждам обучающихся; эмоциональную спокойствие, уверенность в себе, оптимизм;обладание стилем неформального общения с учениками и т. д. Подростки как правило высоко ценят демонстрацию подобных достоинств у педагога. В следствии положительного взаимоотношения со стороны учителя происходит подъем самооценки ученика, а это, в свою очередь, содействует выявлению креативных возможностей личности. Уверенность учащегося в своей ценности дает ему возможность наиболее полно реализовать себя.  В педагогическом процессе школы исполняется не просто взаимодействие учителя и обучающегося, а проистекает диалог двух людей, различных поколений и культур. Чем богаче уровень культуры педагога, тем увлекательнее диалог для обучающегося, тем основательнее он понимает богатство  человеческой культуры. Совместная работа учителя и учеников невозможно сформировать против воли. Взаимодействие обязано реализоваться в обстановке взаимопонимания и доверия, а его может сформировать только учитель-мастер.

 
Мастерство учителя, как наивысшая степень формирования его профессионализма, считается следствием педагогического опыта и креативного саморазвития. Практическая деятельность демонстрирует, что на сегодняшний день нет педагога, который бы не ощущал потребности в ясном  представлении модели собственного поведения, не мечтал достигнуть той значительной степени в целостном педагогическом процессе, которая называется мастерством. Под педагогическим мастерством нередкого подразумевается большая степень профессиональной работы педагога.   
Высокая степень педагогического мастерства – способность использовать не только лишь способности, приобретенные из своего опыта, но и способы, которые опираются на общепедагогической подготовке педагога согласно разделам, как концепция управления, теория целостного преподавательского процесса.  
Педагог-мастер своего дела, профессионал высочайшей культуры, понимающий собственный предмет, хорошо исследовавший соответствующие сферы науки или искусства, практически ориентирующийся в проблемах общей идетской психологии, в идеальности обладающий методикой преподавания и воспитания
В сущность определения «педагогическое мастерство» включаются: 
а) высокая уровень культуры и кругозор; 
б) знания в сфере преподаваемой науки; педагогики и психологии, способность их применять в практике обучения ивоспитания; 
в) владение в совершенстве методикой воспитательной труда. 
Это обозначает, что педагогическое мастерство считается высшей формой профессионализма педагога. Несомненно, для выработки преподавательского мастерства преподаватель обязан владеть некоторыми природными задатками: внешней притягательностью, превосходным голосом, слухом, артистическими  данными и т. д. 
Высокая степень мастерства предоставляет новое качество всей работе учителя: складывается профессионализм,возрастает количество знаний  проистекает самореализация личности, а улучшение педагогической техники ведет к достижению эффекта, схожего с замыслом.  

 

 

2,2 Анализ имиджа педагога на примере школы

 

 
Выборочный опрос был проведен между обучающихся и учителей средней общеобразовательной школы небольшойкомплектации. В выборочном опросе приняли участие десять преподавателей, среди них директор школы; учащиесядевятого, десятого и одиннадцатого классов в общем числе девятнадцать человек. 
Интерпретация ответов учащихся продемонстрировала, что лидирующее количество одобрений получили следующиевысказывания, рассмотренные далее согласно принципу главенства. 
Первое место занимает рассуждение о том, что преподаватель постоянно должен обладать превосходное настроениеи быть дружелюбным. Однако при этом один учащийся не согласился с этим утверждением. На этой же позициирасполагается рассуждение о том, что твердость педагога вселяет твердость и в учащегося. На втором месте -одобренное учащимися позиция о потребности учителю быть современным в широком смысле данного слова, для того чтобы развивать современных детей. На третьем месте роль согласно результатам интерпретации отводится двумвысказываниям, с одинаковым числом позитивных ответов: 
1)Учителю нужно быть осмотрительным к проявлению собственных чувств. 
2)Преподаватель обязан быть таким, какой он есть, в таком случае и урок будет идти в естественной обстановке. 
Соотношение двух высказываний в данном оттенке несколько противоречиво, преподаватель обязан всегдаосуществлять контроль себя в экспансивной области, однако при этом обязан быть таким, какой есть. Быть можетпреподаватель очень амбициозен, и демонстрация этого на занятии как раз и считается показателем его естественности. Это противоречие можно объяснить тем, что, скорее всего, учитель, абсолютно уверенный всобственной позиции в классе не будет использовать экспрессивные особенности собственного характера дляформирования требуемого ему образа. 
Половина из анкетированных учащихся все же полагает, что излишняя жестикуляция учителя при разъяснении темыурока существенно препятствует запоминанию и освоению материала. Большая часть анкетированных учащихсявводит в состояние напряжения, когда преподаватель в течение урока порой поглядывает на наручные часы. Ребятаобоснуют это тем, что преподаватель, скорее всего, ожидает с нетерпением завершения урока, а вовсе неотслеживает время, назначенное на конкретный этап урока. 
Наиболее категорично ученики отнеслись к говорить о том, что преподавателю нужно обстебывать ошибки учащихся,заставляя тем самым детей не допускать в дальнейшем просчетов в учении. Только один участник согласился с даннымвысказыванием, сославшись на надобность стабильного и твердого "подстегивания" со стороны педагога кбезупречной учебной деятельности. 
Ребята весьма строго отнеслись к индивидуальной позиции учителя. "Учителю нужно быть феноменальным,великолепным, чтобы заставить нас блистать" - реплики учащихся при выборочном опросе. В первую очередь, имиджучителя как сильной, эрудированной, завораживающей личности станет проявлять существенное воздействие наребят. 
Судя по ответам на высказывание "Занимательно, когда преподаватель выглядит оригинально, его можно смотретьцелый урок", возможно сказать о том, что ребята с живостью смотрят за тем, какие различные бывают педагоги и чтоони могут показать на сегодняшний день. 
Критически к внешнему виду учителя отнеслись девять человек из девятнадцати анкетированных, посчитав, чтодоминировать в гардеробе учителя обязаны вещи классического стиля темных тонов. В то же время одиннадцать издевятнадцати анкетированных сочли, что невыразительность будней нужно разбавить красочным гардеробомучителя, заключающимся из вещей пестрого стиля. 
Доказательством того, что все же внешний вид учителя так или иначе оказывает большое влияние на осознаниеучащимися личного идеального внешнего облика стало то, что ребята сами внимательно наблюдают за собой.Одиннадцать учащихся положительно дали ответ на суждение "Задержавшись на занятие, не войду в класс, неудостоверившись, что с моим внешним обликом все в порядке". При этом двенадцать обучающихся рекомендуютпреподавателям уделять собственному внешнему облика существенную часть времени. 
Показателем того, что почти все ребята, пусть и, не стремясь осмысленно быть похожими на кого-либо изпреподавателей собственной школы, так или иначе, обнаруживают в себе моменты подражания мимики, тембра, интонации голоса конкретного педагога. 
Таким образом, возможно сконструировать определенную модель образа безупречного педагога для данной школы идля сведений учащихся. Ребята бессознательно указывают на сформированную Я-концепцию учителя, что и даст возможность ему преднамеренно или же бессознательно сформировать такой образ, который был бы позитивнопринят абсолютно всеми учениками. Это учитель с современными позициями, по максимуму выделяющий интерес своейпозиции, закладывая в себе прочный характер, ограненный положительным настроением и сопутствующей приветливостью. Красочное настроение учителя обязано отображаться и в оформлении собственной внешности и втворческой работы. Классика для учителя приемлема, однако лучше всего многообразие в гардеробе учителя. Вданной совокупности дети видят великолепного педагога. 
 
При проведении разбора формы ответов преподавателей на предложенные высказывания учитывалось то, какойвариант написания решения предпочли педагоги: проставление знаков либо прописывание слов да или нет. Многие неограничились установленными вариантами решений в первой части опросника: аннотировали высказывания,формулировали собственное мнение, выходящее из рамок обычного ответа да или нет. Это дозволило раскрыть,насколько волнительна исходная тема для преподавателей. Можно сделать вывод, что многие высказывания былиактуальны для анкетированных преподавателей, был найден причина выразить важное мнение по тревожащемупроблеме. 
Интерпретация ответов преподавателей в первой части опросника обнаружила четыре критических позициипедагогов: три спровоцированы позитивным ответом на высказывания: 
1)Учителю нужно быть вниматильным к проявлению собственных чувств. 
2)Твердость педагога вселяет твердость и в учащихся. 
)Не терпится оформить собственный кабинет так, чтобы ребята в нем стремились создавать и созидать. 
При этом преподавателей существенно тревожит, в каком виде они покажутся перед учащимися. Это демонстрируетодобрение девяти из десяти анкетированных преподавателей на высказывание о потребности учителю убедиться в безупречности собственного внешнего облика, перед тем как он войдет к ребятам в класс, а также рвениепредоставлять своей облика достаточное количество времени. 
Практически все анкетированные акцентируют внимание потребность педагога быть таким, какой он есть прижелании являться современным, в определенной степени требовательным, мягким или уступчивым, овладетьартистическим профессионализмом. Другими словами нужно отыскать золотую середину взаимодействия средижелаемыми и существующими особенностями в образе учителя. 
Анализ второй части опросника для преподавателей, обнаружил серьезный отношение преподавателей к проблемепрофессиональной Я-концепции. Ответы были предоставлены предельно содержательно, что разрешило отследитьстремление преподавателей рассматривать собственную личность в течение всей преподавательской работы.Некоторый характеризуют личностную Я-концепцию как двигатель в труде, задающий чувство обязанности, ответственности, творчества в труде способность доводить начатое дело до конца, как фактор профессиональногороста, как задаток эффективного взаимодействия с учащимися. Если многие из анкетированных преподавателейранее и не думали о своей профессиональной Я-концепции, то данный опрос натолкнул их на конкретные суждениепо пересмотру определенных концептуальных частей. 
Удивительным оказался факт, что двое из преподавателей против какого-либо перемены в себе, даже послепересмотра некоторых частей Я-концепции. Эти респонденты ссылаются на то, что это имеет возможность сделатьпедагога не интересным для учащихся. Другие восемь преподавателей этой школы, наоборот, достаточноэкспансивно подчеркнули потребность улучшаться постоянно, обнаруживать пути перемены в наилучшую сторону,что даст возможность понимать важность собственной деятельность, отыскать нужный ключик к учащимся,гарантировав формирование их возможностей и успешности, развивать в собственных учащихся наилучшие качества. 
Многие из них заметили, что нужно в течение всей преподавательской работы действовать над понятиями о себе,соотнесение их с реальностью. Это даст возможность достигнуть намеченной цели. 
А цель у учителя в первую очередь - отыскать связь с учащимися, создав предельно позитивный преподавательскийоблик. А затем по цепочке заложить эффективную педагогическую работа с получением чувства удовлетворения отличной деятельность. И условие эффекта деятельности даст возможность закрепить сложившийся имидж, позитивновоздействующий на учащихся. 
Можно говорить о том, что учителя данной школы стараются быть совершенными учителями и готовы регулярностримится к совершенству, а это означает пересматривать и менять собственный профессиональный облик. Готовностьк исполнению собственных общественно существенных функций представляет собой подтверждением выработаннойпрофессиональной Я-концепции преподавателей этой школы. 
И что наиболее существенное, результаты выборочного опроса среди учащихся и преподавателей, не обнаружилидиссонанса в выводах между двумя категориями образовательного процесса. Учителя и ученики сошлись мнениями намногочисленные аспекты, продемонстрированные в опроснике. 
При этом, учитель, таким образом или иначе, задумывается о воздействии имиджа на взаимодействие с учащимися приранее сформировавшемся понятии о нем у обучающихся и, выявив какое-то неудовлетворение в восприятииокружающими, преподаватель задается целью пересмотреть что-то в себе. Подобным образом, совершаетсяосмысленное создание позитивного стиля: анализ, понимание и модифицирование в имеющемся образе ненужныхкачеств, изменение определенных частей стиля, формирование и проверка безупречной модификации, анализрезультатов. 
 

 

 

 

Заключение

 

 
Исследование проблематики имиджа в научной и публицистической литературе обнаружило плюрализм суждений опонятии "имидж педагога". Однако какими бы определения этого термина ни существовали, этапы согласноформированию личного образа формируются однозначно: 
1)Мотивационно-целенаправленный; 
2)Философски-стратегический; 
)Консультационно-технологический; 
)Плодотворно-оценочный; 
Решая определенные проблемы этой работы, в исследовании отображены коэффициенты, оказывающие большое влияние на создание имиджа учителя. Зависимость представлена от влияния мотивации до существенностивысококлассной Я-концепции учителя. 
Практическая часть курсовой деятельность дала возможность раскрыть значимые свойства образа современногопедагога на базе собирательных взглядов о безупречном преподавателе. Это разрешило прийти к заключению, чтохарактерной чертой образования имиджа учителя считается процесс пересмотра существующего посредствоманализа имеющихся образов преподавателей и перенесения тех либо иных достоинств на себя, принимая во вниманиемнение окружающих о своем внешнем виде, средствах вербального и невербального общения, методе построениясферы деятельности. Способ скрупулезного анализа и внутреннее принятие того или иного действия даст возможностьсформировать определенную модель безупречного имиджа, осуществить ее и дать оценку результаты. 
При этом немаловажно не забывать, что профессия учителя, сопряжена с известностью и авторитетом среди широкихслоев населения, а их профессиональная благополучие формируется привлекательным имиджем. Подобнымспециалистам в целях профессионального самосовершенствования нужно овладевать технологией образования икорректировки собственного имиджа. Данное целесообразно преподавателям, для их взаимодействие ииндивидуальное влияние на людей - значительный инструмент профессиональной работы. В этом и состоитобоснование потребности учителю преднамеренно сформировывать позитивный образ. 
В целом, свойства, описывающие облик "идеального" педагога, необходимо оценивать как "концепцию требований", предъявляемую учащимися к стилю педагога в современных обстоятельствах. Творческое же соотношение с типичнымэталоном безупречного педагога обязано быть внутренним стимулом улучшения и саморазвития любого учителя с актуализацией личных способностей, с формированием креативного возможности. 

 


Информация о работе Имеджлогия в педагогике