Имитационное моделирование экономической деятельности предприятия

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 18 Сентября 2013 в 23:11, курсовая работа

Описание работы

Целью написания данной работы является закрепление теоретических и практических знаний. Освещение подходов и способов применения имитационного моделирования в проектной экономической деятельности.
Главная задача – исследовать с помощью имитационного моделирования эффективность хозяйственной деятельности предприятия.
В результате изучения учебного материала по теме: «Имитационное моделирование экономической деятельности предприятия» студент должен:
ЗНАТЬ:
- экономические термины и понятия по данной теме;
- систему экономических, финансовых и технических показателей предприятия;
- состав основных показателей, с которыми будет оперировать;
- сущность основных показателе предприятия, которые будут необходимы при использовании моделировании.

Содержание работы

1. Цели и задачи обучения темы: «Имитационное моделирование экономической деятельности предприятия»……………………………………3
2. Основные цели и содержание изучаемой темы «Имитационное моделирование экономической деятельности предприятия»………………….4
3. Выбор методов обучения темы «Имитационное моделирование экономической деятельности предприятия»……………………………………5
4. План-конспект лекции «Имитационное моделирование экономической деятельности предприятия»………………………………………………………5
5. Практическая работа…………………………………………………………21
6. Оценка эффективности модели……………………………………………..28
7. Тест ……………………...…………………………………………………….30

Файлы: 1 файл

курсовая работа.docx

— 71.84 Кб (Скачать файл)

 

Содержание 

1. Цели и задачи обучения  темы: «Имитационное моделирование экономической деятельности предприятия»……………………………………3

2. Основные цели и содержание изучаемой темы «Имитационное моделирование экономической деятельности предприятия»………………….4

3. Выбор методов обучения темы  «Имитационное моделирование экономической деятельности предприятия»……………………………………5

4. План-конспект лекции  «Имитационное моделирование экономической  деятельности предприятия»………………………………………………………5

5. Практическая работа…………………………………………………………21

6. Оценка эффективности  модели……………………………………………..28

7. Тест ……………………...…………………………………………………….30

 

 

 

 

 

 

 

Цели и задачи обучения  темы: «Имитационное моделирование  экономической деятельности предприятия»

Моделирование в экономике  начали применять еще задолго  до того, как экономика окончательно оформилась как самостоятельная  научная дисциплина. Математические модели использовались еще Ф. Кенэ (1758 г. Экономическая таблица ), А. Смитом (классическая макроэкономическая модель), Д. Рикардо (модель международной торговли). В XIX веке большой вклад в моделирование  внесла математическая школа (Л. Вальрас, О. Курно, В Парето, Ф. Эджворт и  др.). В XX веке методы математического  моделирования экономики применялись  очень широко и с их использованием связаны выдающиеся работы лауреатов  нобелевской премии по экономике (Д. Хикс, Р. Солоу, В. Леонтьев, П. Самуэльсон). Самостоятельная работа по предмету «Имитационное моделирование экономических процессов» является самостоятельной учебно-исследовательской работой.

Целью написания данной работы является закрепление теоретических  и практических знаний. Освещение  подходов и способов применения имитационного  моделирования в проектной экономической деятельности.

Главная задача – исследовать  с помощью имитационного моделирования  эффективность хозяйственной деятельности предприятия.

В результате изучения учебного материала по теме: «Имитационное моделирование экономической деятельности предприятия» студент должен:

ЗНАТЬ:

- экономические термины и понятия по данной теме;

- систему экономических,  финансовых и технических показателей  предприятия;

- состав основных показателей,  с которыми будет оперировать;

- сущность основных показателе  предприятия, которые будут необходимы  при использовании моделировании.

 

УМЕТЬ:

- имитировать случайную выборку из генеральной совокупности;

- проводит анализ выборки;

- понимать и применять  на практике метод Монте-Карло;

- приеменять законы распределения случайных величин к конкертным задачам

ВЛАДЕТЬ НАВЫКАМИ:

- моделирование для конкретных условий комплексной системы оценки результатов деятельности предприятия;

- работы с пакетом Pilgrim Для статистического анализа данных функционирования предприятия и сравнения полученных результатов сопоставлялись все факторы, влияющие на процесс выпуска и реализации товара

2. Основные цели  и содержание изучаемой темы «Имитационное моделирование экономической деятельности предприятия»

Цели

Ознакомившись с данной темой, вы будете:

1) Иметь представление об имитационном моделировании и о его методе;

2) Использовать законы  распределения случайных величин;

3) Научиться планировать  имитацию компьютерного эксперимента  и применять его на практике

Данная тема включает в  себя следующие вопросы:

1. Теоретические основы  имитационного моделирования

1.1. Моделирование. Имитационное моделирование

1.2. Метод Монте-Карло 

1.3. Использование законов  распределения случайных величин 

1.3.1. Равномерное распределение

1.3.2. Дискретное распределение (общий случай)

1.3.3. Нормальное распределение

1.3.4. Экспоненциальное распределение

1.3.5. Обобщенное распределение Эрланга 

1.3.6. Треугольное распределение

1.4. Планирование имитационного компьютерного эксперимента

1.4.1. Кибернетический подход  к организации экспериментальных  исследований сложных объектов и процессов

1.4.2. Регрессионный анализ  и управление модельным экспериментом 

1.4.3. Ортогональное планирование второго порядка 

2. Практическая работа

3. Выводы по бизнес-модели  «Эффективность производства»

3.  Выбор методов  обучения темы  «Имитационное  моделирование экономической деятельности  предприятия»

Лекция начинается с объяснения новой темы. Преподаватель объявляет  тему (тема записывается на доске), затем  подробно (с примерами) объясняет  новый материал, далее учащиеся на практике пытаются применить новые  знания на компьютере. После обработки  материала на дом задаются задания, подобные тем, что решались в аудитории. Наследующей лекции преподаватель  проверяет выполнение домашнего  задания, при необходимости продолжает обрабатывать материал. После этого проводится тестирование.

4. План-конспект  лекции «Имитационное моделирование  экономической деятельности предприятия»

1. Теоретические основы имитационного моделирования

1.1. Моделирование.  Имитационное моделирование

В процессе управления различными процессами постоянно возникает  необходимость прогнозирования  результатов в тех или иных условиях. Для ускорения принятия решения о выборе оптимального варианта управления и экономии средств на эксперимент используется моделирование процессов.

Моделированием является перенос свойств одной системы, которая называется объектом моделирования, на другую систему, которая называется модель объекта, воздействие на модель осуществляется с целью определения  свойств объекта по характеру  ее поведения.

Такую замену (перенос) свойств  объекта приходится делать в тех  случаях, когда непосредственное его  изучение затруднено или даже невозможно. Как показывает практика моделирования, замена объекта его моделью дает часто положительные эффект.

Модель является представлением объекта, системы или понятия (идеи) в некоторой форме, отличной от формы  их реального существования. Модель какого-либо объекта может быть или  точной копией этого объекта (хотя и  выполненной из другого материала  и в другом масштабе), или отображать некоторые характерные свойства объекта в абстрактной форме.

Одновременно в процессе моделирования удается получить достоверную информацию об объекте  с меньшими затратами времени, финансов, средств и других ресурсов.

Основными целями моделирования  являются:

1) анализ и определение свойств объектов по модели;

2) проектирование новых систем и решение на модели оптимизационных задач (нахождение наилучшего варианта);

3) управление сложными объектами и процессами;

4) прогнозирование поведения объекта в будущем.

Наиболее распространены следующие виды моделирования:

1) математическое;

2) физическое;

3) имитационное.

При математическом моделировании  исследуемый объект заменяется соответствующими математическими соотношениями, формулами, выражениями, с помощью которых решаются те или иные аналитические задачи (делается анализ), находятся оптимальные решения, а также делаются прогнозы.

Физические модели представляют собой реальные системы той же природы, что и исследуемый объект, либо иной. Наиболее типичным вариантом  физического моделирования является использование макетов, установок  или выбор фрагментов объекта  для проведения ограниченных экспериментов. И наиболее широко оно нашло применение в сфере естественных наук, иногда в экономике.

Для сложных систем, к  числу которых относятся экономические, социальные, информационные и другие социально-информационные системы, нашло  широкое применение имитационное моделирование. Это распространенная разновидность  аналогового моделирования, реализуемого с помощью набора математических инструментальных средств специальных  имитирующих компьютерных программ и технологий программирования, позволяющих  посредством процессов-аналогов провести целенаправленное исследование структуры  и функций реального сложного процесса в памяти компьютера в режиме «имитации», выполнить оптимизацию  некоторых его параметров.

Для получения необходимой  информации или результатов необходимо осуществлять “прогон” имитационных моделей, а не “решать” их. Имитационные модели не способны формировать свое собственное решение в том  виде, в каком это имеет место  в аналитических моделях, а могут  лишь служить в качестве средства для анализа поведения системы  в условиях, которые определяются экспериментатором.

Следовательно, имитационное моделирование – не теория, а  методология решения проблем. Более  того, имитационное моделирование является только одним из нескольких имеющихся  в распоряжении системного аналитика  важнейших методов решения проблем. Поскольку необходимо приспосабливать  средство или метод к решению  задачи, а не наоборот, то возникает естественный вопрос: в каких случаях имитационное моделирование полезно?

Необходимость решения задач  путем экспериментирования становится очевидной, когда возникает потребность  получить о системе специфическую  информацию, которую нельзя найти  в известных источниках. Непосредственное экспериментирование на реальной системе  устраняет много затруднений, если необходимо обеспечить соответствие между  моделью и реальными условиями; однако недостатки такого экспериментирования  иногда весьма значительны:

1) может нарушить установленный порядок работы фирмы;

2) если составной частью системы являются люди, то на результаты экспериментов может повлиять так называемый хауторнский эффект, проявляющийся в том, что люди, чувствуя, что за ними наблюдают, могут изменить свое поведение;

3) может оказаться сложным поддержание одних и тех же рабочих условий при каждом повторении эксперимента или в течение всего времени проведения серии экспериментов;

4) для получения одной и той же величины выборки (и, следовательно, статистической значимости результатов экспериментирования) могут потребоваться чрезмерные затраты времени и средств;

5) при экспериментировании с реальными системами может оказаться невозможным исследование множества альтернативных вариантов.

По этим причинам исследователь  должен рассмотреть целесообразность применения имитационного моделирования  при наличии любого из следующих  условий:

1. Не существует законченной математической постановки данной задачи, либо еще не разработаны аналитические методы решения сформулированной математической модели. К этой категории относятся многие модели массового обслуживания, связанные с рассмотрением очередей.

2. Аналитические методы имеются, но математические процедуры столь сложны и трудоемки, что имитационное моделирование дает более простой способ решения задачи.

3. Аналитические решения существуют, но их реализация невозможна вследствие недостаточной математической подготовки имеющегося персонала. В этом случае следует сопоставить затраты на проектирование, испытания и работу на имитационной модели с затратами, связанными с приглашением специалистов со стороны.

4. Кроме оценки определенных параметров, желательно осуществить на имитационной модели наблюдение за ходом процесса в течение определенного периода.

5. Имитационное моделирование может оказаться единственной возможностью вследствие трудностей постановки экспериментов и наблюдений явлений в реальных условиях (напримером, изучение поведения космических кораблей в условиях межпланетных полетов).

6. Для долговременного действия систем или процессов может понадобиться сжатие временной шкалы. Имитационное моделирование дает возможность полностью контролировать время изучаемого процесса, поскольку явление может быть замедлено или ускорено по желанию (например, исследования проблем упадка городов).

Дополнительным преимуществом  имитационного моделирования можно  считать широчайшие возможности  его применения в сфере образования  и профессиональной подготовки. Разработка и использование имитационной модели позволяет экспериментатору видеть и испытывать на модели реальные процессы и ситуации. Это в свою очередь  должно в значительной мере помочь понять и прочувствовать проблему, что стимулирует процесс поиска нововведений.

Имитационное моделирование  реализуется посредством набора математических инструментальных средств, специальных компьютерных программ и приемов, позволяющих с помощью  компьютера провести целенаправленное моделирование в режиме «имитации» структуры и функций сложного процесса и оптимизацию некоторых  его параметров. Набор программных  средств и приемов моделирования  определяет специфику системы моделирования  – специального программного обеспечения.

Информация о работе Имитационное моделирование экономической деятельности предприятия