Лобанов А.Н. педагог дополнительного
образования
МКОУДОД ДДТ Кирово-Чепецкого
района Кировской области.
«Индивидуальная дополнительная
образовательная программа для воспитанника
с ограниченными возможностями здоровья
«Музыкальное развитие».
В условиях реформирования
нашего общества одним из главных направлений
педагогической деятельности является
развитие человека, его фундаментальных
способностей, обретение им своего места
в жизни. Стержнем нового образования
является утверждение его гуманистической
основы, его переориентация на ценности
человека, способного формировать свою
индивидуальность, развиваться в интеллектуальном
и нравственном отношениях. Гуманистическая
основа образования не мыслима без соблюдения
равных прав и возможностей для все детей
без исключения, невзирая на их место проживания
и состояние здоровья. Все основополагающие
документы в области реформирования образования
прямо указывают на соблюдение равных
возможностей. На практике же так получается
не всегда. Организационные, педагогические
и иные сложности не позволяют полноценно
организовать образование ребенка с ограниченными
возможностями здоровья, особенно в сельской
местности. Дополнительное образование
детей изначально требует большего внимания
к уровню их здоровья. На развивающийся
организм ребенка действуют повышенные
физические и нервно-психические нагрузки,
связанные с усвоением дополнительного
учебного материала, овладением новыми
видами и формами деятельности, поэтому
задача разработки и внедрения дополнительных
образовательных программ использующих
идеи здоровьесбережения становится,
вдвойне актуальной.
Разработка индивидуальной
дополнительной образовательной программы
«Музыкальное развитие» была изначально
нацелена на определенного воспитанника,
имеющего определенные ограничения по
состоянию здоровья, и разработана в соответствии
с областной целевой
программой «Развитие образования Кировской
области» на 2010-2015 годы. Ее реализация предполагает
решение целого ряда приоритетных задач,
среди которых и развитие системы работы с талантливыми
детьми и подростками, а также работа с
детьми имеющими ограниченные возможности
здоровья. Решение этих задач служит
является своевременным и целесообразным,
может служить воплощением принципа
доступности получения любого вида образования
(в том числе и дополнительного) для всех
категорий детей, в том числе и с ограниченными
возможностями в здоровье. О незыблемости
этого принципа прямо сказано в национальной образовательной
инициативе "Наша новая школа":«В каждом образовательном
учреждении должна быть создана универсальная
безбарьерная среда, позволяющая обеспечить
полноценную интеграцию детей-инвалидов».
В 2010 году принятая государственная программа
"Доступная среда", направленная
на использование современных образовательных
технологий в работе с детьми-инвалидами.
Диагноз
заболеваний обучающегося по индивидуальной
образовательной программе «Музыкальное
развитие» бронхиальная астма и нарушение
двигательных функций вследствие легкой
степени ДЦП. Программа была составлена
с таким расчетом, чтобы улучшить состояние
здоровья по этим показаниям заболевания.
Используя медицинский принцип «не навреди»
разработчик программы – педагог дополнительного
образования МКОУДОД ДДТ Кирово-Чепецкого
района Лобанов Андрей Николаевич, использовал
многократно апробированные упражнения
и методики. Для развития дыхательного
и голосового аппарата применен комплекс
упражнений на основе дыхательной гимнастки
Стрельниковой А.Н. и «Методика лечения бронхиальной
астмы с помощью обучения пению » по методике Шарая С.Н. - терапевта
московской Межведомственной Клинической больницы № 38 Министерства здравоохранения РФ. Развитие моторики рук воспитанника
осуществляется при помощи комплекса
упражнений педагога детской музыкальной
школы №14 г. Казани А.А. Фаткуллиной.
В процессе разработки
и реализации программы участвуют
следующие субъекты:
Педагог дополнительного
образования – разрабатывает
и корректирует индивидуальную
образовательную программу в
соответствии с рекомендациями специалистов,
проектирует необходимые структурные
составляющие индивидуальной образовательной
программы.
Зам. директора
по УВР – координирует деятельность
всех участников образовательного процесса,
анализирует требования федерального
государственного образовательного стандарта
и законов РФ в сфере образования, содержание
примерных основных дополнительных образовательных
программ и учебного плана, определяет
временные границы реализации индивидуальной
образовательной программы.
Директор
– утверждает программу в соответствии
с нормативно-правовыми документами образовательного
учреждения.
Методический
Совет осуществляет экспертизу индивидуальной
образовательной программы.
Родитель (законный
представитель) – вносит предложения
в индивидуальную образовательную
программу по организации образовательного
процесса; предоставляет документы, подтверждающие
статус ребенка с ОВЗ.
Лечащий врач
ребенка – анализирует медицинские
последствия упражнений, их влияние
на текущее здоровье ребенка,
дает консультации по их применению.
Целью данной программы является оказание комплексной помощи
ребенку с ограниченными возможностями
здоровья в освоении навыков вокального
исполнительства и игре на музыкальных
инструментах, улучшение, путем использования
специальных методик и упражнений, укрепление
здоровья воспитанника и его социальную
адаптацию.
Программа предусматривает
создание специальных условий обучения
и воспитания, позволяющих учитывать особые
образовательные потребности детей с
ограниченными возможностями здоровья
посредством индивидуализации и дифференциации
образовательного процесса.
Программа предусматривает
проведение занятий в форме индивидуального
занятия педагог-воспитанник. Продолжительность
занятий 1 академический час, 3 раза
в неделю. Темы занятий чередуются по разделам
в форме очного и дистанционного обучения.
- 1 занятие (вокально-дыхательный
блок);
- 2 занятие (инструментально-двигательный
блок);
- 3 занятие (синтезированный
блок).
Практически все темы занятий
(кроме сценических репетиций и работы
с микрофоном) проводятся как на базе образовательного
учреждения, в специально оборудованном
кабинете, так и на дому у воспитанника,
в случае невозможности обучающегося
посещать занятие. В дистанционной форме
занятия проводятся по медицинским показателям.
В ходе реализации программы были получены
позитивные результаты. Главным итогом
считаем укрепление здоровья воспитанника,
подтвержденное цифровым анализом
посещаемости Клешниной Наташей в 2011-2012
учебном году, цифры показывают процент
посещения занятий ребенка по месяцам.
Условно мы назвали этот показатель – индексом здоровья.
Самым серьезным заболеванием
девочки является бронхиальная астма.
Особенно негативно влияют на состояние
ее здоровья, периодически возникающие
кризисы и обострения. Из
медицинских документов мы
взяли периодичность возникновения обострений
за время реализации программы.
Воспитанник успешно адаптировался
в социо-культурной среде учреждения,
участвует во всех воспитательных мероприятиях,
в сложных постановочных концертах
и мюзиклах. Социальная адаптация выразилась
также и в успешном участии Клещниной
Наташи в районных и областных творческих
конкурсах. Апрель 2012 года – победитель
районного смотра-конкурса художественной
самодеятельности «Созвездие талантов»
в номинации сольное пение, ноябрь 2012 год
– 2 место в областном конкурсе православной
песни в номинации «Солист». Следует отметить,
что все эти конкурсы проводились среди
здоровых детей и воспитанник участвовал
в них на равных условиях, что полностью
соответствует принципам инклюзивности.
Моторика рук ребенка также
значительно улучшилась. На первом
году обучения пальцы были разбалансированы,
воспитанница исполняла несложные произведения
для одной руки. На втором году разучиваемые
произведения значительно усложнились,
использовался классический репертуар,
произведения исполняются двумя руками.
Еще одним позитивным итогом
работы по программе стало получение опыта
по дистанционной работе с воспитанником,
который можно применять и в работе
с обычной категорией обучающихся.
Представленный педагогический
опыт имеет широкие возможности для диссимиляции. В таблице
приведены лишь некоторые виды нарушений
здоровья у детей, при которых показаны
вокальные занятия. Индивидуальная дополнительная
образовательная программа составляется
в соответствии с рекомендациями специалистов
- врачей. В зависимости от нарушений и
ограничений жизнедеятельности выбирается
направление индивидуальной работы.
Виды нарушений |
Особенности работы
с вокалистом |
Нарушения психических функций
(восприятия, внимания, памяти, мышления,
интеллекта, эмоций, воли, сознания, поведения,
психомоторных функций). |
Вокальные произведения с несложным
текстом, обязательная двигательная нагрузка,
использование наглядного материала,
жестикуляции, позволяющих более точно
передать сюжет песни. |
Нарушения языковых и речевых
функций. Нарушения устной речи: ринолалия,
дизартрия, заикание, алалия, афазия; вербальной
и невербальной речи, нарушения голосообразования. |
Замедление темпа песен, подбор
несложных в произношении текстов. Работа
над просодикой - темпо-ритмической
стороной речи и над дыханием. |
Нарушения сенсорных функций
(зрения, слуха, осязания, тактильной, болевой,
температурной и других видов чувствительности). |
Обязательная жестикуляция
при работе над песнями, аудиальная работа
над текстом, привлечение к занятиям «проводника»
- ребенка обладающего хорошим чувством
ритма и чистотой интонирования. |
Нарушения статодинамических
функций (двигательных функций головы,
туловища, конечностей, статики, координации
движений). |
Минимизация двигательного,
жестикуля-циионного сопровождения песен,
акцент на вокализацию и чистоту интонирования,
подбор ритмически несложных вокальных
произведений. |
Нарушения функций кровообращения,
дыхания, пищеварения, выделения и пр. |
Специальная дыхательная гимнастика,
подбор вокальных произведений не несущих
большой дыхательной нагрузки |
Нарушения, обусловленные физическим
уродством (деформации лица, головы, туловища,
конечностей) |
Несложный текст в песнях, средний
темп, малая тесситура, позволяющая интонировать
в узком рабочем диапазоне. Подбор методик
статически-выразительного исполнения. |
Список литературы:
- Арт-педагогика и арт-терапия в специальном образовании /Е.А. Медведева, И.Ю. Левченко, Л.Н. Комиссарова, Т.А. Добровольская. – М., 2001.
- .Бершадская Т. «О понятиях, терминах современной теории музыки». Критика и музыкознание. Ленинград 1987г Выпуск 3
- Бриль И. «Практический курс
джазовой импровизации» Москва
- Вербицкая Н. «Мониторинг результативности
учебного процесса» С-П -1997г.
- Гарбиян С.А. Школа памяти: «Суперактивация памяти через возрождение эмоций», Москва 1990г.
- Емельянов В.В. «Фонопедический метод развития голоса» Методическое пособие 1999г.
- Золотарева А.В. «Дополнтельное образование детей. Теория и методика социально-педагогической деятельности». Ярославская Академия развития – 2004.
- Иванченко В.Н. «Занятия в системе
дополнительного образования детей» Издательство
«Учитель» 2002.
- Кайгородцева Т.В. «Методическая работа в системе дополнительного образования». Москва 2008.
- Кочнева И., Яковлева А. «Вокальный
словарь».
- Куприянов Б.В. (под редакцией
Мудрика А.В.) «Социальное воспитание в
учреждениях дополнительного образования
детей» Москва 2004г.
Левин В.А. Воспитание творчества.
– Томск: Пеленг, 1993. 56 стр.
Лук А.Н. Психология творчества.
- Наука, 1978. 125 стр.
Менабени Г. « Методика обучения сольному пению»
Никитин Б. Развивающие игры.
- М.:3нание, 1994.
- Орлова Т.М., Белкина С.И. «Учите
детей петь» Москва 1987г.
- Подкасистый П.И., Хайдаров Ж.О. «Технология игры в обучении и развитии». Москва, Российское педагогическое агентство, 1996г.
Пономарев Я.А. Психология творчества
и педагогика. - М.: Педагогика, 1976.