Индивидуальная и групповая тактика футбола

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 01 Июня 2015 в 21:55, курсовая работа

Описание работы

Футбол в настоящее время - не только один из ведущих видов спорта в мире, но и значительное социальное явление. К нему постоянно приковано внимание многих жителей нашей планеты. Попробуем ответить на эти вопросы, перевернув странички футбольной летописи.
Если вы научились владеть мячом, быстро бегать и высоко прыгать, это, безусловно, похвально. Но это вовсе не означает, что вам уже подвластны все премудрости футбольной игры. Настоящим игроком может считаться тот, кто действует на поле расчетливо, соизмеряет свои силы и техническое умение с конкретной игровой ситуацией, сильными и слабыми сторонами в подготовке соперников. Вот почему каждый юный футболист должен стремиться не только совершенствовать технические приемы и развивать физические качества, но также постигать все тактические премудрости футбола.

Содержание работы

Введение
ГЛАВА 1. ТАКТИКА ФУТБОЛА
ГЛАВА 2. ИНДИВИДУАЛЬНАЯ ТАКТИКА
ГЛАВА 3. ГРУППОВАЯ ТАКТИКА
Глава 4. Опытно - исследовательская работа
Заключение
Литература

Файлы: 1 файл

артём.docx

— 67.70 Кб (Скачать файл)

 

 

Рис. 1

 

6. В упражнении отрабатывается  смена позиций.

Рис. 2

Четыре игрока образуют прямоугольник. Один игрок встает в центре. Задача игроков: послав мяч в определенном порядке, выполнить перебежку в ту же сторону и занять место партнера, которому был направлен мяч. Например, игрок Ц передает мяч игроку А и перебегает на его место. Игрок А в свою очередь - партнеру Б и бежит в его сторону и т.д. Периодически игроки изменяют направление перебежек.

Отбор мяча посредством согласованных действий.

Отбор мяча посредством согласованных действий выглядит как взаимостраховка игроков при защите своих ворот. Взаимостраховку необходимо использовать для оказания помощи партнерам, когда те по какой-либо причине оказались обыгранными соперниками. Используется взаимостраховка и в тех случаях, когда страхуется опасная зона перед воротами, например, если партнер уводится из зоны соперником. Отбор мяча посредством согласованных действий требует от игроков большого взаимопонимания, слаженности в игре. Вот один из примеров взаимостраховки. Нападающий соперников на фланге обыграл левого защитника и устремился к воротам. Однако последнего подстраховал центральный защитник, своевременно атаковав соперника с мячом. В свою очередь проигравший единоборство левый защитник не должен оставаться в пассивном положении. Он должен быстро сориентироваться и взять под опеку неприкрытого нападающего противоположной команды, которого держал центральный защитник. Освоение взаимостраховки рекомендуем вам проводить в игровых упражнениях в такой последовательности: сначала два защитника играют против одного нападающего, затем три защитника против одного нападающего, три защитника против двух нападающих, два защитника против двух нападающих, три против трех, четырех.

Упражнения:

1. Два защитника занимают  позицию перед воротами. Расстояние  между ними 5 шагов. Нападающий ведет  мяч впереди стоящего защитника, который действует пассивно. Он  обходит его справа или слева  и продвигается дальше, стремясь  обыграть последнего защитника  и забить мяч в ворота. В  качестве ворот можно использовать  флажки, стойки, ветки. Задача последнего  защитника - предугадать, с какой  стороны соперник обойдет впередистоящего  защитника и подстраховать его. Партнеры периодически меняются ролями.

2. Два защитника располагаются  в углах ворот, а вратарь-в середине ворот. С фланга на левую от вратаря стойку навешивается мяч. Вратарь выбегает, стремясь поймать мяч или отбить его. Защитник, стоящий справа от вратаря, смещается к середине ворот. Если же мяч навешивается на правую от вратаря стойку, то при выходе вратаря на мяч к середине ворот смещается другой защитник. Защитники периодически меняются ролями.

3. На поле обозначается  квадрат со сторонами 18 шагов. Один  нападающий действует против  двух защитников, стремясь забить  мяч в ворота, сооруженные из  двух, стоек (флажков). Один защитник  преграждает путь нападающему  к воротам, а второй его подстраховывает. Партнеры периодически меняются  ролями.

4. На поле обозначается  площадка 30Х30 шагов. На ней из  стоек сооружаются ворота. Двое  нападающих стремятся преодолеть  сопротивление трех защитников  и забить гол. Один из защитников, оттянувшись назад, подстраховывает  партнеров, атакуя прорвавшегося  соперника.

Групповые учебные тактические комбинации

Учебные тактические комбинации двух и более игроков одной или разных линий применяются для выработки тактической сыгранности и взаимопонимания. Развитие системы игры, выработка тактических вариантов и групповых тактических комбинаций проходят в следующем порядке:

а) взаимодействие 2-3 и более игроков без «противника»

б) то же с условным «противником», с «противником», оказывающим сопротивление.

Примеры групповой учебной комбинации. Замечены недостатки в команде, играющей по системе «трех защитников: выдвинутый вперед центр нападения, находясь впереди у штрафной площадки противника, отправляет все мячи, идущие ему на голову, сразу к воротам. Эти удары не опасны для противника и легко ликвидируются его вратарем. Полусредние не стремятся поддержать свой центр нападения. Если бы в этих случаях центр нападения несильным ударом головы передавал мяч назад своему полусреднему, атака была бы для противника опаснее.

Сначала требуемый тактический вариант объясняют центру нападения и полусредним. Центр нападения располагается в районе сектора для одиннадцатиметрового удара, а полусредние - в 10- 15м сзади, на своих местах. Тренирующий посылает мяч из участка средней линии по воздуху наголову центру нападения, который принимает мяч. В это время полусредние занимают позицию, на которую центру нападения удобно отправить мяч сразу или после небольшой обработки. Центр нападения выбирает момент и отправляет мяч назад к лучше «открывшемуся» полусреднему. В зависимости от обстановки, полусредний движется с мячом вперед, производит удар по воротам или разыгрывает комбинацию. Как только комбинация начнет удаваться, к центру нападения прикрепляется «противник», который сначала уступает ему, а впоследствии мешает осуществлять задуманное.

В этом случае роль полусредних усложняется. Им вменяется в обязанность помогать центру нападения, иногда перемещаясь, меняясь с ним местами или выходя на одну с ним линию для того, чтобы ввести защитника в заблуждение. По мере усвоения тремя нападающими этой комбинации, вводят еще одного, а потом и третьего «противника» для борьбы с полусредними, к которым, в свою очередь, добавляются крайние нападающие.

Для тренировки в сыгранности нападающих с выбором неожиданного места расположения служит следующее упражнение. Игроки в количестве 5-6 человек располагаются, имея один мяч, в произвольном порядке на участке поля площадью приблизительно 25 х 25м. Задача - быстро передавать мяч друг другу с хода, находясь, все время в движении. Главное в этом упражнении - дать мяч в самом неожиданном направлении, не соответствующем произведенным движениям. Это упражнение трудно усваивается, требует хорошего дыхания и большой затраты физических сил, но в результате его усвоения взаимопонимание между игроками резко повышается. Оно способствует росту комбинационной игры и выработке тактического взаимодействия.

Это упражнение не следует проводить долее 10 минут в течение одного занятия. В процессе тактической, изолированной от игры, тренировки разучивают варианты начального удара, штрафных, угловых, свободных и других ударов в защите и нападении. Кроме того, в связи с особенностями предстоящего матча, может изолированно разучиваться та или другая комбинация, намеченная для проведения в игре.

 

 

 

 

 

 

 

 

Глава 4. Опытно-практическая работа.

Методика 1.

План-конспект урока по физкультуре для учащихся 9 классов по теме: 
«Обучение технике игры в футбол»

Тип урока: обучающий, игровой.

Задачи урока:

  1. Обучение технике владения мячом в футболе.

  1. Развитие координационных способностей.

  1. Развитие чувства товарищества.

Проводящий: Лукин Артём Юрьевич.

Место проведения: спортивный зал Гимназии №2.

Инвентарь и оборудование: ворота, футбольные мячи.

Части 
урока

Частные 
задачи

Содержание

Дозировка

О.М.У.

П 
о 
д 
г 
о 
т 
о 
в 
и 
т 
е 
л 
ь 
н 
а 
я  
 
 
ч 
а 
с 
т 
ь

Организовать учащихся к уроку

Построение, сообщение задач урока, проверка пульса.

1 минута

В одну шеренгу – становись! Обратить внимание на внешний вид учащихся. «Равняйсь», «Смирно», «на пра-во!» в обход налево шагом-марш

Формирование правильной осанки.

Ходьба:

- обычная  
 

- перекатом с пятки на носок  руки в стороны;  

- выпады- руки вперед;  

- в полуприсяде руки на пояс

 
 
20 сек. 
 
 
 
20 сек. 
 
 
 
 
20 сек. 
 
 
 
 
20 сек

 
 
 
 
 
 
Живот втянуть, лопатки соединить, подбородок выше, смотреть вперед. 
 
 
 
 
 
 

Бег

- обычный  
 
 
 
- с высоким подниманием бедра 
 
 
- с захлестом голени.

 
2 мин.  
 
 
 
30 сек  
 
 
 
30 сек 

"Бегом – Марш!» Бег  в среднем темпе, носки тянуть. 
 
 
 

Восстановление дыхания.

Ходьба  
1-2 –два шага обычных руки вверх;  
3-4-два шага обычных; руки вниз.

8 раз

«Шагом –Марш!»Реже шаг. Дыхание равномерное. 1-2-вдох 3-4-выдох.

Упр. на формирование подвижности в верхнем плечевом поясе.

1.Наклоны головы: вперед-назад, вправо-влево.

2.Вращение рук: вперед, назад.

3.Повороты туловища вправо, влево.

4.Наклоны туловища вперед-назад, вправо-влево.

8 раз

Повороты глубже, наклоны ниже.

Упр. на формирование подвижности в тазобедренных суставах.

1.Круговые вращения в тазобедренных  суставах.

2.-и- с наклонами.

3.Выпад  вперед на правую, левую ногу.

8 раз

Выпад ниже, смотреть вперед.

Прыжки на координацию

1.Прыжки на месте с  поворотом на 180 гр.

2.Прыжки с подтягиванием  колен к груди.

10 раз

Прыжки выше, помогать руками.

О 
с 
н 
о 
в 
н 
а 
я 
 
ч 
а 
с 
т 
ь

 

 

1.Индивидуальные упражнения  с мячом.

 

1.Жонглирование  мячом.

2.Прием  мяча внутренней и внешней  частью стопы.

3.Отработка  ударов по воротам.

 

 

 
 
15-20 
 
20-30 
 
 
8-10

 
 

Прием мягче.

 

 

2.Обучающая игра.

 Разделить класс на 2 команды, назначить капитанов, распределить  игроков по площадке.

2 тайма по 10 минут

Выполнение обязанностей судей.

З 
а 
к 
л 
ю 
ч 
и 
т 
е 
л 
ь 
н 
а 
я  
 
ч 
а 
с 
т 
ь

Упражнения на расслабление.

1.Махи у шведской стенки.

2.Встряхивания ногами.

3.Вис на перекладине.

6 раз 

4 раз

30 сек.

Мах свободнее и выше, амплитуда больше.

Подведение итогов

Домашнее задание:

  1. Упражнение на пресс.
  2. Прыжки через скакалку;
  3. Сгибание и разгибание рук в упоре лежа

Проверка пульса.

2 минуты 

30 раз  
(3 серии)  
150 раз ежедневно  
10 раз  
(3 серии)

     

 

 

         Выставление оценок 
 
 
 
 
 


 

 

ЗАКЛЮЧЕНИЕ

Современный уровень развития футбола предъявляет высокие требования к физической подготовленности футболистов, одной из сторон которой являются скоростно-силовые качества и специальная выносливость. В ряде видов спорта, в том числе в футболе, методика воспитания скоростно-силовых способностей, а так же тактика футбола нуждается в дальнейшем совершенствовании. По данным ряда исследований, Особенно важно существенно повысить уровень индивидуальной и групповой тактики при игре в футбол, т.к. благодаря этому закладывается фундамент их спортивного мастерства. С помощью различных тактик футбола происходит активная морфологическая перестройка организма, интенсивно происходит психическое развитие, адаптация к внешней среде физиологических систем, в едином комплексе развиваются нервная система и двигательный аппарат. Очевидно, искать резервы повышения эффективности тренировочного процесса следует в учете особенностей индивидуального развития футболистов при совершенствовании физических качеств и усовершенствовании тактических приемов, применяемых в футболе. В то же время, имеющиеся в литературе сведения недостаточно полно отражают уровень показателей тактики, в том числе индивидуальных и групповых действий. В связи с этим, исследования, посвященные анализу индивидуальных и групповых тактик футбола, а также разработка дифференцированной методики развития других тактических действий являются актуальными направлениями в теории и методике физического воспитания и спортивной тренировки.

Конечно, в объеме одной курсовой работы не возможно полностью раскрыть тематику данной работы, однако, я считаю, что цели данной курсовой были достигнуты: раскрыты суть и содержание как индивидуальной, так и групповой тактики футбола.

Так же были раскрыты и задачи, поставленные для изучения и исследования данной темы и написания курсовой: изучена полно и всесторонне тактика футбола, посредствам которой достигнуты цели и задачи для изучения индивидуальной и групповой тактики футбола.

В курсовой приведена не только теории, но и практика, а так же приведены схемы, которые были составлены для изучения групповой тактики футбола, поэтому видно наглядно в каких действиях выражаются групповые действия футболиста, а в каких индивидуальные.

Завершая работу, хотелось бы отметить, что в виду неоднозначного подхода в рассмотрении ряда вопросов относительно тактический действий игры, а именно групповых и индивидуальных тактик - данная тема будет оставаться актуальной и предметом исследования научных работ в будущем.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Список использованной литературы

1.      Ашмарин Б.А. Теория и методы физического воспитания. Учебное пособие для студентов факультетов физического воспитания педагогических институтов. М. Просвещение, 2006, 2008г.

2.      Бальсевич В.К. Физическая подготовка в системе воспитания культуры здорового образа жизни человека (методологический, экологический и организационный аспекты) //Теория и практика физической культуры.2006, № 1.

3.      Богословский В.П. “Сборник инструктивно-методических материалов по физическому воспитанию”, М. Просвещение, 2009г. Журналы “Легкая атлетика” 2006г.

4.      Годик М.А. Спортивная метрология: Учебн. для ин-тов физ. культ.- М.: ФиС, 2006.

5.      Дулибский А.В. Моделирования тактических действий в процессе подготовки юношеских команд из футбола. Украина. - К., 2001 г.

6.      Зациорский В.М. Физические качества спортсмена, М.Фис.2012.

7.      Зациорский В.М. Осторожно: Статистика! //Теор. и практ. физ. культ.2006, № 2.

8.      Матвеев Л.П. Основы спортивной тренировки. М.: ФиС,2007.

9.      Монаков Г.В. Техническая подготовка футболистов. М.,2007.

10.    Железняк Ю.Д. Совершенствование системы подготовки спортивных резервов в игровых видах спорта: Автореф. докт. дис. М.,2012.

11.    Футбол: Учебник для ин-тов физ. культ. /Под ред. Ю.М. Портнова. Изд. 3-е, перераб.- М.: ФиС,2009.

12.    Харре Д. Учение о тренировке.- М.: ФиС, 2011.

 

 

 


Информация о работе Индивидуальная и групповая тактика футбола