Индивидуальный подход в деятельности социального педагога с трудными подростками

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 25 Декабря 2012 в 22:25, научная работа

Описание работы

Цель исследования - теоретически обосновать методы и формы индивидуального подхода в работе социального педагога с трудными подростками.
Для достижения цели исследования выдвинуты следующие задачи:
- выяснить роль индивидуальной работы в процессе воспитания трудных подростков;
- определить сущность понятия трудный подросток, и его составляющие;
- уточнить причины и личностные особенности трудных школьников;
- определить методы и формы индивидуального подхода в работе социального педагога с трудными подростками;
- разработать рекомендации по индивидуальной работе с трудными подростками;
- проанализировать основные методы и формы индивидуальной работы с трудными подростками.

Файлы: 1 файл

ВСТУП ИССЛЕД.doc

— 71.00 Кб (Скачать файл)

          Актуальность исследования:

            Изменение в нашем обществе выдвинули целый ряд проблем и одной из главных является проблема воспитания трудного ребенка(подростка). Эта проблема заключается в том, что с каждым годом отмечается рост преступности, наркомании, увеличивается число детей с девиантным поведением. Причины отклонений в поведении ребенка возникают как результат политической, социально-экономической и экологической нестабильности общества, изменений содержания ценностных ориентаций молодежи, неблагополучных семейно-бытовых отношений, отсутствие контроля за поведением, чрезмерной занятости родителей, эпидемий, разводов и т.д.

            У родителей существует ложное мнение о том, что главным воспитателем детей является школа, а в плохой успеваемости ученика виноват учитель. В аморальности подростка винят улицу. Ошибки семейного воспитания нередко дополняются ошибками школьного воздействия на личность ребенка. Слабеет внимание к личности учащегося, его жизненному опыту, интересам, личностным ценностям, эмоциональной сферы. Социальные факторы усиливают недостатки семейного и школьного воспитания. Сказываются отсутствие воспитательной работы по месту жительства с населением, отрицательный пример, влияние неформальных групп и лидеров, соблазн улицы.

            Все это подрывает уверенность ребенка в себе, его способность к самоутверждению в жизненно важных ситуациях. Появляется чувство одиночества и незащищенности.

          В нашем обществе, в последнее время, педагогами совместно с другими специалистами проводилась не социально-педагогическая работа, а предпринимались главным образом предупредительно-карательные меры, в результате которых наказание, «урок», который молодой человек получил за тот или иной поступок, не только не нейтрализовало накопления девиантного потенциала, но, наоборот, увеличивало вероятность отклоняющихся форм поведения.

            Работа социального педагога может быть построена на постоянной поддержке и стимулировании позитивного поведения ребенка и сведении к минимуму предупредительно - карательных мер в ответ на различные формы отклоняющегося от норм поведения подростков.

          Объект исследования - учебно-воспитательный процесс в школе.

          Предмет исследования - формы и методы индивидуального подхода в работа социального педагога с трудными подростками.

           Цель исследования - теоретически обосновать методы и формы индивидуального подхода в работе социального педагога с трудными подростками.

Учитывая состояние проблемы гипотеза исследования состоит из того что деятельность социального педагога с трудными подростками будет наиболее продуктивна, если:

1) четко определены формы  и методы социально-педагогической  деятельности;

2) изучены причины отклонений  в поведении трудных учащихся;

3) определены особенности личности трудных школьников.

Для достижения цели исследования выдвинуты следующие задачи:

- выяснить роль индивидуальной работы в процессе воспитания трудных подростков;

- определить сущность  понятия трудный подросток, и  его составляющие;

- уточнить причины и  личностные особенности трудных  школьников;

- определить методы и  формы индивидуального подхода в работе социального педагога с трудными подростками;

- разработать рекомендации по индивидуальной работе с трудными подростками;

- проанализировать  основные методы и формы индивидуальной работы с трудными подростками.

           Научная новизна и теоретическая значимость исследования состоит в теоретическом обосновании организационно-педагогических условий и путей эффективной социально-воспитательной работы с трудными подростками на основе индивидуального подход 

(социально - психологическая поддержка личности в новом, современном типе подросткового объединения, коллектива, в индивидуальной и коллективной, многоплановой по содержанию деятельности; активизация субъектной позиции трудного подростка, его социального участия в решении собственных проблем; сопряжение личностно значимых ценностей с общепринятыми нормами и ценностными ориентациями и др.).

            Практическая  значимость исследования   заключается в изучении  современных методов и форм использования индивидуального подхода в социально-воспитательной работе с трудными подростками.  
 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

ИЗУЧЕНИЕ  МЕЖЛИЧНОСТНЫХ ОТНОШЕНИЙ МЕТОДОМ  СОЦИОМЕТРИИ

Цель Определение положения члена группы в межличностных отношениях.

Необходимый материал: 2 листка для регистрации выборов.

 

1.

Ваша фамилия  и критерий выбора.

 

2.

   

3.

   
     

Инструкция: «Куратору и декану хотелось бы уточнить, как сложился коллектив группы и каков в нём, как говорят, психологический климат (отношения дружбы, взаимоуважение, недоверия и т.д.). Выполнению этой задачи в некоторой степени может способствовать небольшой опрос. Прошу Вас откровенно ответить на предлагаемые вопросы. Ваши ответы не будут разглашены и послужат лишь материалом для планирования воспитательной работы. Напишите на листке бумаги фамилию того студента, с кем бы Вы желали вместе работать после окончания вуза в первую очередь, а если это почему-либо неосуществимо, то фамилию другого и, наконец, при невозможности выполнить Ваше желание в отношении первых двух, напишите фамилию третьего.

Кто затрудняется в выборе товарищей пусть сдаст  листок только со своей фамилией.

Второй листок заполните аналогично первому, отвечая  на другой вопрос:

Если бы Вам пришлось выехать в лагерь, в стройотряд, в подшефный колхоз, то кого бы из товарищей по группе Вы взяли в свою палатку (во-первых, во-вторых и в-третьих)».

Обработка данных выполненного задания: Наиболее доступны и показательны два взаимно дополняющих друг друга графических способа:

1) Основные таблицы  результатов.

Карты групповой  дифференциации.

Основные таблицы  результатов похожи на турнирные  таблицы спортивных соревнований. По вертикали под соответствующими номерами Вами записываются фамилии  всех членов изучаемой группы (по алфавиту, сначала юноши, потом девушки), - по горизонтали только их номера. На соответствующих пересечениях цифрами 1, 2, 3 обозначают тех, кого выбрал каждый испытуемый в 1-ю, 2-ю, 3-ю очередь. Далее обозначаются взаимные выборы. Если среди тех, кто его выбрал, есть студенты, которых он выбрал сам, то это значит, что у него с этими студентами взаимный выбор. Этот взаимный выбор на основной таблице результатов обводится кружком или выделяется шрифтом.

Таблица-матрица

 
   

Кого выбирают

 

Кто выбирает

1

2

3

4

5

6

7

8

9

10

 

1

Афонин

   

1

3

2

           

2

Белов

1

 

2

   

3

         

3

Вишняков

 

1

 

2

3

           

4

Голубев

1

 

2

 

3

           

5

Доронин

1

 

3

2

             

6

Егорова

 

2

           

1

3

 

7

Жукова

             

1

2

3

 

8

Зуева

   

1

   

2

   

3

   

9

Исаева

         

1

 

2

 

3

 

10

Катина

   

3

 

2

   

1

     
 

Всего выборов,

3

2

6

3

4

3

0

3

3

3

 
 

из них взаимных

22

11

22

33

33

22

00

11

11

00

 
                         

После того, как  зафиксированы все выборы, приступаем к их суммированию. Подсчитываем по вертикали количество полученных выборов каждым студентом и количество взаимных выборов, сделанных студентом.

На нашей  таблице даны результаты опыта с  группой из 10 чел. Каждый из них делает 3 выбора.

Рассмотрим  порядок заполнения таблицы на конкретном примере. Студент Доронин выбрал Афонина, Голубева и Вишнякова. Первая, вторая и третья очередность их выбора отмечена цифрами в графах, номера которых соответствуют порядковым номерам фамилий этих студентов. Количество взаимных выборов данного студента совпадают с выборами его самого другими студентами. В нашем примере Доронина выбрали четыре студента под номерами 1, 3, 4, 10, а он сам выбрал среди них троих под номерами 1, 3, 4. Как видно трое студентов под номерами 1, 3, 4, а именно Афонин, Вишняков и Голубев избраны Дорониным взаимно.

Итоговые данные таблицы дают представление о месте каждого испытуемого в системе отношений группы. В нашем примере наиболее благоприятное положение занимает Вишняков (3), получивший 6 выборов и Доронин (5), которого выбрали 4 студента, а сам он взаимно выбрал из них трёх товарищей по группе.

Весьма неблагоприятное  положение в коллективе у Жуковой (7), которую не выбрал ни один студент. Ока оказалась как бы в изоляции.

 

 


Информация о работе Индивидуальный подход в деятельности социального педагога с трудными подростками