Автор работы: Пользователь скрыл имя, 02 Марта 2015 в 05:20, реферат
Большинство студентов, поступающих в педагогические вузы, имеют интерес к профессии педагога и склонность к педагогической деятельности. Очень часто, в основе этого интереса лежит образ первого учителя или учителя в средних и в старших классах - педагога талантливого, творческого, увлечённого, любящего детей и свою профессию, настоящего мастера своего дела. Деятельность такого учителя, его личность становятся тем примером, идеалом, к достижению которого стремится будущий педагог.
Введение…………………………………………………………………………………...2
Понятие индивидуального стиля деятельности педагога……………………………3
Вывод ……………………………………………………………………………...6
Структура личности, лежащая в основе выработки индивидуального стиля деятельности………………………………………………………………………..7
Вывод……………………………………………………………………………..13
Применение чужого педагогического опыта, как одно из условий формирования индивидуального стиля деятельности педагога……………………………………13
Вывод……………………………………………………………………………..19
Заключение……………………………………………………………………………….20
Список литературы…………………………………………….................................................... 21
Особое значение имеет формирование благоприятного психологического климата в коллективе, способствующего творческой деятельности педагогов и психологов. Характеристиками такого климата являются: эмоционально-психологический настрой; стимулирование включения в творческую деятельность; создание условий результативной деятельности; учет интересов педагогов.
Чернявская А. П. выделяет 4 правила, выполнение которых способствует созданию эмоционально-психологического настроя в ходе работы:
1. Отношения в коллективе должны строиться как совместная творческая деятельность, при этом следует развивать демократические, диалоговые, вариативные методы общения;
2. Совместную творческую
деятельность в коллективе
3. Должна быть реализована идея свободного выбора форм, направлений, видов деятельности, которая формирует мотивационную сферу, развивает творческое мышление, стремление к самостоятельным действиям, критическому оцениванию своих возможностей;
4. Необходим стремиться
к достижению абсолютного
У специалиста, включившегося в такой творческий процесс, возникает и развивается стремление к свободному самовыражению, к проявлению и развитию своих творческих способностей. Это оказывает стимулирующее влияние на процесс формирования индивидуального стиля деятельности.
Формирование индивидуального стиля происходит постоянно, на различных этапах педагогической деятельности. По мнению И. Ф. Демидовой этот процесс осуществляется постепенно, проходя следующие стадии:
1.Творческая самонастройка на педагогическую деятельность.
2. Педагогическая диагностика.
3. Педагогическое
4. Целеобразование.
5. Планирование.
6. Осуществление, оценивание результатов и коррекция .
Творческая самонастройка на педагогическую деятельность начинается еще в школе, когда ученик решает стать в будущем студентом педагогического вуза. Продолжается эта стадия весь период профессионального обучения. В это же время осуществляется диагностирование предпосылок развития индивидуального стиля деятельности, что позволит определить приоритетные направления развития данной личности.
А. П. Чернявская предлагает каждому студенту педагогического вуза составить карту индивидуального профессионального развития, в которой фиксируются те направления, по которым студенту необходимо осуществлять развитие своего индивидуального стиля.
Такая или подобная ей карта может помочь сформулировать цели и спланировать действия по дальнейшему саморазвитию.
А. П. Чернявская предлагает следующие рекомендации по практической организации самостоятельной работы по выработке индивидуального стиля педагогической деятельности:
1. При анализе профессионального
развития следует
2. В профессиональном
развитии учитель всегда
3. В основе развития лежит собственная активность учителей, их самостоятельность в приобретении нового опыта и знаний и включении их в свою практику.
4. Эффективнее развивается учитель, имеющий ни одну, а несколько возможностей для развития (например, совершенствование в нескольких методических приёмах, различных дидактических и воспитательных технология и др.). С одной стороны, не найдя в какой-то момент источников информации или коллег - единомышленников для развития в одном направлении, педагог может переключиться на другое. С другой стороны, развитие в одной области поможет быстрейшему развитию в другой.
5. Огромную помощь оказывает
кооперирование с коллегами
6. Последние правило -
немедленная «тренировка» или
опробование на практике новых
знаний и приёмов. Прежде чем
опробовать новое в классе, следует
провести «тренировку» в
7. Побывав на такой «тренировке» в роле ученика, педагог сможет лучше понять реакцию реальных детей на изменения в методах или содержании обучения.
Использование опыта коллег не должно быть автоматическим переносом в свою деятельность чужих находок, а должно осуществляться на основе их переосмысления и творческой переработки с учетом индивидуальности педагога.
На основе данного параграфа можно выделить следующие утверждения:
Одним из условий формирования индивидуального стиля педагогической деятельности является использование чужого педагогического опыта.
Оно эффективно только в том случае, когда не является простым копированием.
Опыт других педагогов должен творчески перерабатываться учителем с учетом его педагогической индивидуальности.
Заключение
Известный советский психолог Б. М. Теплов писал: « Нет ничего нежизненнее и схоластичнее идеи о том, что существует только один способ успешного выполнения всякой деятельности. Эти способы бесконечно разнообразны, как разнообразны человеческие способности». [18. Теплов Б. М. Способности и одаренность. - М.,1961.-с. 42.]
В педагогической деятельности успех достигается благодаря развитию и использованию педагогом наиболее сильных сторон личности, наиболее ярких его способностей. Наиболее полно возможности педагога реализуются через индивидуальный стиль деятельности.
Список литературы
Информация о работе Индивидуальный стиль деятельности педагога