Индивидуальный стиль деятельности педагога

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 02 Марта 2015 в 05:20, реферат

Описание работы

Большинство студентов, поступающих в педагогические вузы, имеют интерес к профессии педагога и склонность к педагогической деятельности. Очень часто, в основе этого интереса лежит образ первого учителя или учителя в средних и в старших классах - педагога талантливого, творческого, увлечённого, любящего детей и свою профессию, настоящего мастера своего дела. Деятельность такого учителя, его личность становятся тем примером, идеалом, к достижению которого стремится будущий педагог.

Содержание работы

Введение…………………………………………………………………………………...2
Понятие индивидуального стиля деятельности педагога……………………………3
Вывод ……………………………………………………………………………...6
Структура личности, лежащая в основе выработки индивидуального стиля деятельности………………………………………………………………………..7
Вывод……………………………………………………………………………..13
Применение чужого педагогического опыта, как одно из условий формирования индивидуального стиля деятельности педагога……………………………………13
Вывод……………………………………………………………………………..19
Заключение……………………………………………………………………………….20
Список литературы…………………………………………….................................................... 21

Файлы: 1 файл

Реферат по педагогике.doc

— 123.00 Кб (Скачать файл)

Особое значение имеет формирование благоприятного психологического климата в коллективе, способствующего творческой деятельности педагогов и психологов. Характеристиками такого климата являются: эмоционально-психологический настрой; стимулирование включения в творческую деятельность; создание условий результативной деятельности; учет интересов педагогов.

Чернявская А. П. выделяет 4 правила, выполнение которых способствует созданию эмоционально-психологического настроя в ходе работы:

1. Отношения в коллективе должны строиться как совместная творческая деятельность, при этом следует развивать демократические, диалоговые, вариативные методы общения;

2. Совместную творческую  деятельность в коллективе должна  пронизывать идея преодоления  трудностей и достижения цели;

3. Должна быть реализована  идея свободного выбора форм, направлений, видов деятельности, которая  формирует мотивационную сферу, развивает творческое мышление, стремление к самостоятельным  действиям, критическому оцениванию  своих возможностей;

4. Необходим стремиться  к достижению абсолютного признания  достоинства каждой личности, ее  права на выбор, самостоятельную  профессиональную деятельность, творчество, творческое взаимовлияние личностей. [13.Чернявская А. П. Педагогическая техника в работе учителя.- М.- с. 102].

У специалиста, включившегося в такой творческий процесс, возникает и развивается стремление к свободному самовыражению, к проявлению и развитию своих творческих способностей. Это оказывает стимулирующее влияние на процесс формирования индивидуального стиля деятельности. 

Формирование индивидуального стиля происходит постоянно, на различных этапах педагогической деятельности. По мнению И. Ф. Демидовой этот процесс осуществляется постепенно, проходя следующие стадии:

1.Творческая самонастройка на педагогическую деятельность.

2. Педагогическая диагностика.

3. Педагогическое прогнозирование.

4. Целеобразование.

5. Планирование.

6. Осуществление, оценивание  результатов и коррекция .

Творческая самонастройка на педагогическую деятельность начинается еще в школе, когда ученик решает стать в будущем студентом педагогического вуза. Продолжается эта стадия весь период профессионального обучения. В это же время осуществляется диагностирование предпосылок развития индивидуального стиля деятельности, что позволит определить приоритетные направления развития данной личности.

А. П. Чернявская предлагает каждому студенту педагогического вуза составить карту индивидуального профессионального развития, в которой фиксируются те направления, по которым студенту необходимо осуществлять развитие своего индивидуального стиля.

Такая или подобная ей карта может помочь сформулировать цели и спланировать действия по дальнейшему саморазвитию.

А. П. Чернявская предлагает следующие рекомендации по практической организации самостоятельной работы по выработке индивидуального стиля педагогической деятельности:

1. При анализе профессионального  развития следует фокусироваться  на глубоком осмыслении двух  процессов - передачи знаний и  усвоение их детьми - и понимании детей, которых обучает педагог.

2. В профессиональном  развитии учитель всегда выступает  в двух ролях - обучающего и  ученика. В своем развитии не  останавливается только тот учитель, который постоянно учится сам. Важно почувствовать обе роли, только тогда развитие будет эффективным.

3. В основе развития  лежит собственная активность  учителей, их самостоятельность  в приобретении нового опыта  и знаний и включении их  в свою практику.

4. Эффективнее развивается  учитель, имеющий ни одну, а несколько  возможностей для развития (например, совершенствование в нескольких методических приёмах, различных дидактических и воспитательных технология и др.). С одной стороны, не найдя в какой-то момент источников информации или коллег - единомышленников для развития в одном направлении, педагог может переключиться на другое. С другой стороны, развитие в одной области поможет быстрейшему развитию в другой.

5. Огромную помощь оказывает  кооперирование с коллегами при  приобретении нового опыта. Только  при объединении с другими учителями возможно быстрое и эффективное приобретение новых знаний и внедрение их в практику. Рефлексия, неизбежно возникающая при обсуждении дел с коллегами, наиболее эффективна именно в группе, и она быстрее способствует изменению «педагогического мировоззрения».

6. Последние правило - немедленная «тренировка» или  опробование на практике новых  знаний и приёмов. Прежде чем  опробовать новое в классе, следует  провести «тренировку» в группе  коллег.

7. Побывав на такой  «тренировке» в роле ученика, педагог сможет лучше понять реакцию реальных детей на изменения в методах или содержании обучения.

Использование опыта коллег не должно быть автоматическим переносом в свою деятельность чужих находок, а должно осуществляться на основе их переосмысления и творческой переработки с учетом индивидуальности педагога.  

    1. Вывод

На основе данного параграфа можно выделить следующие утверждения:

 

Одним из условий формирования индивидуального стиля педагогической деятельности является использование чужого педагогического опыта.

Оно эффективно только в том случае, когда не является простым копированием.

Опыт других педагогов должен творчески перерабатываться учителем с учетом его педагогической индивидуальности.  

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Заключение

 

Известный советский психолог Б. М. Теплов писал: « Нет ничего нежизненнее и схоластичнее идеи о том, что существует только один способ успешного выполнения всякой деятельности. Эти способы бесконечно разнообразны, как разнообразны человеческие способности». [18. Теплов Б. М. Способности и одаренность. - М.,1961.-с. 42.]

В педагогической деятельности успех достигается благодаря развитию и использованию педагогом наиболее сильных сторон личности, наиболее ярких его способностей. Наиболее полно возможности педагога реализуются через индивидуальный стиль деятельности. 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Список литературы

 

  1. Демидова, И.Д. Педагогическая психология/ И.Д. Демидова. - Ростов н/Д.: «Феникс», 2003.
  2. Загвязинский, В.И., Атаханов, Р. Методология и методы психолого-педагогического исследования/ В.И. Загвязинский. -  М.: «Академия», 2001.
  3. Зимняя, И.А. Педагогическая психология/ И.А. Зимняя. -  Ростов н/Д.: « Феникс», 1997.
  4. Кан-Калик, В.А., Никандров, Н.Д. Педагогическое творчество/ Н.Д. Никандров. - М.: «Педагогика», 1990.
  5. Крутецкий, В.А. Психология/ В.А. Крутецкий. - М.: «Просвещение»,1980.
  6. Немов, Р.С. Психология. Кн. 2/ Р.С. Немов. - М.: «Просвещение»,1994.
  7. Роботова, А.С., Леонтьева, Т.В. Введение в педагогическую деятельность/ А.С. Роботова. -  М.: « Академия», 2000.
  8. Рогов, Е.И. Личность учителя: теория и практика/ Е.И. Рогов. - Ростов н/Д.:  «Феникс», 1996.
  9. Смирнов, С.А. Педагогика: педагогические теории, системы, технологии/ С.А. Смирнов. -  М.: « Академия», 1998.
  10. Столяренко, Л.Д. Педагогическая психология - 2-е изд., перераб. и доп./ Л.Д. Столяренко. - Ростов н/Д.: «Феникс», 2003.
  11. Фридман, Л.М., Кулагина, И.Ю. Психологический справочник учителя/ Л.М. Фридман. -  М.: «Просвещение», 1991.
  12. Харламов, И.Ф. Педагогика/ И.Ф. Харламов. -  М.: «Гардарики», 2000.
  13. Чернявская, А.П. Педагогическая техника в работе учителя/ А.П. Чернявская. - М., 2000.
  14. Ушинский, К.Д. Собрание сочинений/ К.Д. Ушинский. - М., 1950.
  15. Российская педагогическая энциклопедия. - М., 1999.
  16. Климов, Е.А. Индивидуальный стиль деятельности в зависимости от типологических свойств нервной системы/ Е.А. Климов. - Казань, 1969.
  17. Кузьмина, Н.В. Профессионализм  личности  преподавателя и мастера производственного обучения/Н.В. Кузьмина. - М.: «Высшая школа», 1990.
  18. Теплов, Б.М. Способности и  одаренность/Б.М. Теплов. - М., 1961.

 

 

 


Информация о работе Индивидуальный стиль деятельности педагога