Автор работы: Пользователь скрыл имя, 26 Апреля 2015 в 22:18, доклад
Сейчас очень много говорят и пишут об инклюзивном образовании. Такой активности есть объяснение. Постановление Кабинета Министров № 110 от 22.02.2014 Об утверждении государственной программы «Развитие образования и науки Республики Татарстан на 2014 –2020 годы» дает возможность детям с ограниченными возможностями здоровья обучаться в неспециализированных образовательных организациях, т.е. в массовой школе.
Наиболее последовательно и убедительно обсуждали проблемы инклюзии в Женеве в 2008 году на Международной конференции "Инклюзивное образование: путь в будущее". Результатом обсуждения стали статьи Федерального закона Российской Федерации от 29 декабря 2012г. №273-ФЗ «Об образовании в Российской Федерации», где конкретизируются требования к организации получения образования обучающимися с ограниченными возможностями здоровья (ст.79) и особыми образовательными потребностями (ст.5).
ИНКЛЮЗИВНОЕ ОБРАЗОВАНИЕ
Орлова А.Ф., учитель истории МБОУ «Гимназия №3»
Сейчас очень много говорят и пишут об инклюзивном образовании. Такой активности есть объяснение. Постановление Кабинета Министров № 110 от 22.02.2014 Об утверждении государственной программы «Развитие образования и науки Республики Татарстан на 2014 –2020 годы» дает возможность детям с ограниченными возможностями здоровья обучаться в неспециализированных образовательных организациях, т.е. в массовой школе.
Наиболее последовательно и убедительно обсуждали проблемы инклюзии в Женеве в 2008 году на Международной конференции "Инклюзивное образование: путь в будущее". Результатом обсуждения стали статьи Федерального закона Российской Федерации от 29 декабря 2012г. №273-ФЗ «Об образовании в Российской Федерации», где конкретизируются требования к организации получения образования обучающимися с ограниченными возможностями здоровья (ст.79) и особыми образовательными потребностями (ст.5).
Что дает инклюзия? Она помогает всем учащимся, которые обладают ограниченными возможностями здоровья, придать уверенность в собственных силах, мотивировать их без страха учиться в школе вместе с друзьями. Подобные нововведения в законодательстве делают необходимым работать совместно специалистам и преподавателям разных профилей на благо особенных учеников. Инклюзивное образование подразумевает принятие каждого ребенка, гибкость подходов к обучающему процессу. Нужно отметить, что для успешной организации инклюзивного обучения необходима специальная подготовка преподавательского состава, где главными целями выступают освоение учителями специальной психологии, освоение определенных технологий обучения, которые обеспечивают возможность индивидуального подхода к нестандартным учащимся. Профессионализм педагога – основное условие реализации инклюзивного образования. Введение новой системы подразумевает большие изменения в школе: создание материальной и моральной среды, адаптированной к образовательным потребностям любого ребенка. В такой среде должны работать люди, готовые изменяться вместе с ребенком и ради ребенка.
Инклюзивное образование невозможно организовать там, где нет изменений в представлениях о ценностях, о нравственности. Проблемы организации инклюзивного образования в современной школе связаны в первую очередь с тем, что школа как социальный институт ориентирована на детей, для которых достаточными являются типовые методы педагогической работы. А новый Федеральный Государственный образовательный стандарт устанавливает требования к результатам обучающихся, включающим готовность слушать собеседника и вести диалог; готовность признавать возможность существования различных точек зрения и права каждого иметь свою точку зрения и оценку событий. Первым этапом подготовки нашего образования к реализации процесса инклюзии является этап психологических и ценностных изменений, а так же уровня профессиональных компетентностей учителей.
Учителя массовой школы не готовы к работе с детьми с особыми образовательными потребностями, обнаруживается их психологическая неготовность. Основным психологическим барьером является страх перед неизвестным, страх вреда инклюзии для других учеников, неправильные установки, профессиональная неуверенность учителя, нежелание изменяться. Для принятия инклюзии педагоги нуждаются в помощи психологов.
Для успешного внедрения такого образования необходим переходный, подготовительный период, иначе быстрый переход приведет к снижению эффективности инновации, или еще хуже, к отрицательным результатам, а через это и дискредитации самой идеи инклюзивного образования. На этом этапе методическая служба должна вести поиск эффективных технологий, распространять успешный опыт работы, проводить оценку динамики психологических и системных изменений в системе. Началом внедрения инклюзивного образования должен быть положительный показатель готовности учителя к профессиональной деятельности в новых образовательных условиях.
Проведя небольшое исследование среди педагогов образовательных учреждений нашего города, я получила следующие результаты.
На основе результатов опроса, выяснилось, что педагоги видят в инклюзивном образовании еще одно испытание, которое надо выдержать «с честью» и проявить профессионализм, не понимая истинного смысла инклюзивного образования – включения ребенка с особенностями развития в общество. Учителя принимают таких учащихся больше с сочувствием, чем с желанием овладеть методикой работы с особыми детьми и подготовки их к общению на равных в социуме.
В настоящий момент массовая школа уже стала инклюзивной. Современное общество с принципами индивидуальной свободы и отходом от идеалов коллективизма формирует новых учащихся и их родителей, отличающихся в требованиях к учителям от прошлых. Мобильность населения приводит к совместному обучению в классах детей разных культур. В классах становится все больше детей, требующих особого подхода. Инклюзия как педагогический процесс началась в начале нынешнего века. Поэтому готовить учителей к восприятию новых задач в обучении нужно было чуть раньше, но и сейчас педагог нуждается в психологической помощи и поддержке.
Литература