Инновации в организации высшего профессионального образования на основе деятельностного подхода

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 30 Января 2013 в 17:46, реферат

Описание работы

Процессы реформирования, происходящие в нашей стране, коснулись всех уровней системы образования, в том числе и высшего. Выпускник университета в настоящее время, помимо глубоких и прочных знаний, должен обладать способностью свободно мыслить и действовать творчески, самостоятельно, нетрадиционно.
При описании «личностной» составляющей называют: креативность, контактность, самоконтроль, самостоятельность и другие, способствующие раскрытию и реализации возможностей человека, формированию его мотивов и интересов.

Файлы: 1 файл

Инновации в организации образования.docx

— 60.56 Кб (Скачать файл)

Инновации в организации  высшего профессионального образования на основе деятельностного подхода

Введение

Процессы реформирования, происходящие в нашей стране, коснулись  всех уровней системы образования, в том числе и высшего. Выпускник  университета  в настоящее время, помимо глубоких и прочных знаний, должен обладать способностью свободно мыслить и действовать творчески, самостоятельно, нетрадиционно.

При описании «личностной» составляющей называют: креативность, контактность, самоконтроль, самостоятельность  и другие, способствующие раскрытию  и реализации возможностей человека, формированию его мотивов и интересов.

Традиционная система  образования, которой приписывают  «знаниевый» характер, неспособна обеспечить достижение целей, обусловленных социальным заказом общества на современном  этапе его развития. Данное обстоятельство явилось причиной перехода от традиционной к личностно-ориентированной парадигме  образования, стратегическими направлениями  которой являются интеллектуальное и нравственное развитие человека на основе вовлечения его в самостоятельную целесообразную деятельность в различных областях знания. Реформа Российской системы высшего профессионального образования детерминирована следующими факторами мирового развития:

    • прогрессом науки и техники;
    • стремительным развитием информационных технологий;
    • развитием современного конкурентного рынка труда;
    • темпом изменений в сферах производства и услуг.

В связи с этим необходима глубокая профессиональная подготовка магистрантов педагогического образования, владеющих информационными, производственными, телекоммуникационными, образовательными технологиями на достаточно высоком  уровне.

В этой работе я постараюсь рассмотреть лишь часть нововведений, которые основаны на деятельностном подходе. Но для начала, хотелось бы побольше внимания уделить самому деятельностному  подходу в высшем профессиональном образовании.

 

  1. Деятельностный подход

Народная мудрость гласит: «Скажи мне, и я забуду, покажи мне, и я запомню, дай мне действовать  самому, и я научусь».

Деятельностный  подход к жизни вообще является значительным достижением психологии. Он основан  на принципиальном положении о том, что психика человека неразрывно связана с его деятельностью и деятельностью обусловлена. При этом деятельность понимается как преднамеренная активность человека, проявляемая в процессе его взаимодействия с окружающим миром, и это взаимодействие заключается в  решении жизненно важных задач, определяющих существование и развитие  человека. По Леонтьеву, человеческая жизнь - это «совокупность, точнее система, сменяющих друг друга деятельностей».

Согласно  этой теории целью обучения является не вооружение знаниями, не накопление их, а формирование умения действовать  со знанием дела. П. Я. Гальперин в  своих исследовании поставил вопрос: для чего человек учится? И ответил: для того, чтобы научиться? что-либо делать, а для этого - узнать, как  это надо делать. Т.е. цель обучения - дать человеку умение действовать, а  знания должны стать средством обучения действиям.

 

Анализ  теории  и  практики  подготовки  специалистов  показывает,  что формирование  профессионально  значимых  знаний,  умений  и  качеств личности, а также компонентов  профессиональной культуры эффективно при условии осуществления деятельностного  подхода к обучению слушателей.

Деятельностный  подход  основан  на  положении  о  том,  что  психика личности  неразрывно  связана  с  его  деятельностью  и  деятельностью обусловлена.  При  этом  деятельность  понимается  как  преднамеренная активность  человека,  проявляемая  в  процессе  его  взаимодействия  с окружающим миром, и это взаимодействие заключается в решении жизненно важных задач, определяющих существование и развитие человека

Использование деятельностного подхода  в обучение магистрантов педагогического  образования строится с учетом освоения конкретных технологий образования  в ходе создания педагогических проектов и овладения профессиональными  умениями. Виды практической деятельности и последовательность практических работ определяются содержанием  образования и построены на основе постепенного увеличения степени сложности, разработки проектов и с учетом возможностей проявления магистрантами творческой инициативы и самостоятельности.

При отборе конкретного содержания обучения принципиально большое  значение имеют социально-нравственные аспекты профессиональной деятельности, личностная и практическая значимость разрабатываемых проектов.

При данном подходе к обучению основным элементом работы магистрантов будет  решение задач, имеющих исследовательскую, научно-поисковою, творческую направленность. В этом случае фактические знания станут следствием работы над профессиональными  задачами, организованными в целесообразную и эффективную систему.

Кроме того, в результате реализации организационно-деятельной игры нами определяются факторы, способствующие формированию готовности магистрантов к профессиональной деятельности с  позиции деятельностного подхода:

  • объективные, проявляющиеся как внешняя «заданность» и связанные с реальной системой профессиональной деятельности (включая обучение);
  • субъективные, связанные с индивидуальными предпосылками меры успешности профессиональной деятельности, - это мотивы, направленность, интересы, компетентность и др., мера их проявления объясняет субъективные причины, содействующие росту;
  • объективно-субъективные, связанные с организацией реальной профессиональной среды.

Вышеизложенное позволяет утверждать, что введение ОДИ в педагогический процесс позволит уйти от однообразия  и монотонности образовательной  среды, создаст условия для смены  видов деятельности, сочетание и  координация которых являются необходимым  условием возникновения у магистрантов различений типов требований, предъявляемых  к его готовности к профессиональной деятельности. Множественность видов  деятельности, а главное - переходы между различными по типу регламентации  и типу ответственности видами деятельности, создают условия для развития у магистрантов способности: выделять собственную цель, соотносить поставленную цель и условия ее достижения, строить  программу действий в соответствии с собственными возможностями.

Таким образом, ОДИ как продуктивная технология становится, образно выражаясь, «тренажёром», в котором осуществляется не только выбор деятельности, но и  создается личная система ценностей  на основе рефлексии по поводу результатов  деятельности и в которой происходит творческое преобразование личности магистранта. Кроме того, приведенная нами ОДИ  определяется как технология, под  которой мы понимаем детально организованную совокупность преднамеренных действий, осуществляемых в определенной последовательности. При этом следует добавить, что  ОДИ «Моя профессиональная карьера» технологичная и обладает обучающими, воспитательными и развивающими возможностями.

 

  1. Инновация

Инновационное развитие затрагивает  практически все уровни образовательной  системы, а в особенности систему  высшего профессионального образования. При внедрении инноваций в  российских вузах складываются особые экономические отношения, обусловленные  тем, что диапазон инноваций в  образовании представлен очень широко: это и результаты исследований и разработок, передаваемых для внедрения и применения в производстве, и новые формы обучения, например дистанционное обучение, и целенаправленная маркетинговая работа с предприятиями и выпускниками. Ядром данной системы выступают университеты. Они являются основополагающей составной частью научного прогресса, аккумуляторами человеческого капитала.

Инновации в образовании объявлены  руководством страны ключевым условием подъема качества образования, доступности, эффективного использования ресурсов, развития экспортного потенциала, рациональным использованием средств на всех ступенях образовательного процесса.

Дать оценку эффективности инновационных  обучающих программ возможно лишь при  четком определении самого понятия  «инновация». 
Часто под инновацией понимают любое нововведение, нечто новое. Некоторые исследователи отмечают, что первоначально появился термин «инновация», который достаточно плотно вошел в «разговорное пространство» ещё в XIII веке, обозначая при этом «придумывание чего-нибудь нового, опережающего своё время». 
В XIX столетии «инновация» приходит в сферу научного знания и в разных областях науки начинает играть различные роли. Например, в лингвистике этим термином обозначалось явление изменения грамматических форм при их переносе из одного культурного ареала в другой. В юриспруденции под инновацией понимался акт замены существующего обязательства на другое. В естествознании термин использовался для обозначения изменений, обретаемых в процессе роста. В области искусства инновацией обозначалось внедрение некоторых элементов одной культуры в другую. Инновации условно делятся на базисные (принципиально новая продукция или технология) и улучшающие (продукция или технология с улучшенными параметрами). 

Исследователь Нестеров А. В. говорит  об инновации как о деятельности, которую условно можно разделить  на три фазы: появление или рождение нового – открытие, изобретение, улучшение, - собственно новацию и распространение  нового. Инновация как таковая  подразумевает спецификацию прав собственности  на результат интеллектуальной деятельности, то есть превращение продукта в товар. 
Существует и другая характеристика этапов развития инновационного процесса. В ней выделяют следующие действия: 
•     определение потребности в изменениях; 
•     сбор информации и анализ ситуации; 
•     предварительный выбор или самостоятельная разработка нововведения; 
•     принятие решения о внедрении (освоении); 
•     собственно само внедрение, включая пробное использование новшества; 
•     институализация или длительное использование новшества, в процессе которого оно становится элементом повседневной практики.

Итак, исходя из вышесказанного, можно  сделать вывод, что инновацией применительно  к сфере образования можно  считать изменения и нововведения в содержании и технологии обучения и воспитания, с целью повышения  их эффективности. 
Инновационная составляющая основана на умении образовательными учреждениями быстро реагировать на изменения, которые диктуются внешней средой, в нашем случае на рынке труда, т. е. система занятости молодых специалистов.

Например, К.Л. Гаврилов определяет инновационную  деятельность как «комплекс мероприятий, необходимых для внедрения идеи в экономическую практику». К.Л. Гаврилов не отождествяет понятие инновация  и инновационный процесс в  силу различия этих категорий по своему содержанию. 

Инновации являются одним из важных факторов, влияющих на социально-экономическое  развитие предприятий в современных  условиях. Инновационная деятельность становится неотъемлемой частью любого современного предприятия. Важность инноваций отмечается во всех секторах экономики, и она растет с каждым годом.

Рассматривая управление инновациями  как деятельность, важно упомянуть  такие понятия, как инновационная  деятельность, инновационный процесс  и, собственно, само понятие деятельности.

Если рассматривать инновационный  процесс, то он представляется следующим  образом, как это было предложено Джеральдом Гринбергом (рис.1). Инновационный  процесс состоит из нескольких компонентов  и шагов.

На первом этапе предполагается формирование общего плана, включающего  миссии, например, в виде единого  документа, определяющего направление  развития предприятия. Неотъемлемым элементом  этого этапа является мотивация. Следующая стадия является подготовительной для инноваций. Она может включать определение конкретных более четких целей, и оценка ресурсов.

На третьем этапе происходит рождение новых идей для дальнейшего  развития, которые проходят отбор  на следующем – четвертом этапе, где идеи оцениваются и соотносятся  с имеющимися ресурсами, в том  числе и с человеческими. На пятом  этапе окончательно прорабатываются  те идеи, которые были отобраны.

Рис. 1. Структура  инновационного процесса

 

Можно выделять различные виды деятельности и различать их между собой  по какому-либо признаку, например по их форме, по способам их осуществления, по их временной и пространственной характеристике, и т.д. Основное отличие  одной деятельности от другой заключается  в разделении их предметов, так как  предмет деятельности и придает  ей некую направленность. А.Н. Леонтьев в качестве предмета деятельности выделяет ее действительный мотив, который может  быть как вещественным, так и существующим только в воображении, в мысли. Главное - то, что он всегда отвечает той или  иной потребности.

Итак, мы выяснили, что понятие деятельности неразрывно связано с понятием мотива. Деятельность не может быть без мотива. Если мотива деятельности нет, значит, он просто скрыт и не очевиден.

Говоря о мотивах, которые представляют собой инстинктивные импульсы, возникает  вопрос о потребностях. Потребность  возникает как предпосылка деятельности, и далее по мере развития деятельности переходит в ее результат. Следует  сделать основной акцент на переходе потребности в процесс потребления  предмета. Таким образом «индивид производит предмет и через его  потребление опять возвращается к самому себе»

 


Информация о работе Инновации в организации высшего профессионального образования на основе деятельностного подхода