Инновации в системе образования

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 05 Февраля 2014 в 22:53, реферат

Описание работы

Инновации в системе образования. Классификация инноваций. Национальные образовательные модели. Международное образовательное пространство. Инновационные тенденции в университетском образовании. Инновационные образовательные системы.
Инновация означает нововведение, новшество. Главным показателем инновации является прогрессивное начало в развитии школы или вуза по сравнению со сложившимися традициями и массовой практикой.

Файлы: 1 файл

иновационные процессы.docx

— 34.28 Кб (Скачать файл)

Инновации в системе  образования. Классификация инноваций. Национальные образовательные модели. Международное образовательное  пространство. Инновационные тенденции  в университетском образовании. Инновационные образовательные  системы.

Инновация означает нововведение, новшество. Главным показателем инновации является прогрессивное начало в развитии школы или вуза по сравнению со сложившимися традициями и массовой практикой. Поэтому инновации в системе образования связаны с внесением изменений:

  • в цели, содержание, методы и технологии, формы организации и систему управления;
  • в стили педагогической деятельности и организацию учебно-познавательного процесса;
  • в систему контроля и оценки уровня образования;
  • в систему финансирования;
  • в учебно-методическое обеспечение;
  • в систему воспитательной работы;
  • в учебный план и учебные программы;
  • в деятельность учителя и школьника.

В историческом плане масштаб (объем) нового всегда относителен. Новизна  носит конкретно-исторический характер, то есть она может возникать раньше «своего времени», со временем стать  нормой или устареть.

В процессе развития школы  или вуза, а возможно, и образовательной  системы в целом, учитывают:

  • абсолютную новизну (отсутствие аналогов и прототипов);
  • относительную новизну;
  • псевдоновизну (оригинальничанье), изобретательские мелочи.

Типы нововведений в школе  и вузе группируются по разным основаниям. Первая классификация нововведений основана на соотнесенности нового к педагогическому процессу, протекающему в школе или вузе. Опираясь на понимание данного процесса, выделяют следующие типы нововведений:

  • в целях и содержании образования;
  • в методиках, средствах, приемах, технологиях педагогического процесса;
  • в формах и способах организации обучения и воспитания;
  • в деятельности администрации, педагогов и учащихся.

Вторая классификация нововведений в системе образования основана на применении признака масштабности (объема). Здесь выделяют следующие преобразования:

  • локальные и единичные, не связанные между собой;
  • комплексные, взаимосвязанные между собой;
  • системные, охватывающие всю школу или вуз.

Третья классификация осуществляется по признаку инновационного потенциала. В данном случае выделяют:

  • модификации известного и принятого, связанные с усовершенствованием, рационализацией, видоизменением (образовательной программы, учебного плана, структуры);
  • комбинаторные нововведения;
  • радикальные преобразования.

Четвертая классификация нововведений основана на группировке признаков по отношению к своему предшественнику. При таком подходе нововведения относят к замещающим, отменяющим, открывающим или к ретровведениям. В качестве источников идей обновления школы или вуза могут выступать:

  • потребности страны, региона, города, района как социальный заказ;
  • воплощение социального заказа в законах, директивных и нормативных документах федерального, регионального или муниципального значении;
  • достижения комплекса наук о человеке;
  • передовой педагогический опыт;
  • интуиция и творчество руководителей и педагогов как путь проб и ошибок;
  • опытно-экспериментальная работа;
  • зарубежный опыт.

Существует множество  национальных образовательных систем разного типа и уровня, значительно  различающихся по философским и  культурным традициям, уровню целей  и задач, своему качественному состоянию. Например, к настоящему времени в  мире сложились следующие образовательные  модели:

  1. Американская модель: младшая средняя школа - средняя школа - старшая средняя школа - колледж двухгодичный - колледж четырехгодичный в структуре университета, а далее магистратура, аспирантура.
  2. Французская модель: единый колледж - технологический, профессиональный и общеобразовательный лицей - университет, магистратура, аспирантура.
  3. Немецкая модель: общая школа - реальное училище, гимназия и основная школа - институт и университет, аспирантура.
  4. Английская модель: объединенная школа - грамматическая и современная школа - колледж - университет, магистратура, аспирантура.
  5. Российская модель: общеобразовательная школа - полная средняя школа, гимназия и лицей - колледж - институт, университет и академия - аспирантура - докторантура.

Таким образом, все национальные образовательные системы объединены в мировое образовательное пространство, при этом в каждой системе при  наличии разнообразия выделяют определенные глобальные тенденции:

  1. Стремление к демократической системе образования, то есть доступность образования всему населению страны и преемственность его ступеней и уровней, предоставление автономности и самостоятельности учебным заведениям.
  2. Обеспечение права на образование всем желающим (возможность и равные шансы для каждого человека получить образование в учебном заведении любого типа, независимо от национальной и расовой принадлежности).
  3. Значительное влияние социально-экономических факторов. Образование для получения профессии и образование как самоцель для индивида.

Международное образовательное  пространство интенсивно развивается, мировое сообщество стремится к  созданию глобальной стратегии образования  человека независимо от места его  проживания и образовательного уровня. Современное образование должно стать международным. Университетское  образование приобретает черты  поликультурного образования, оно  развивает способность оценивать  явления с позиции другого  человека, разных культур, иной социально-экономической  формации, создается поликультурная среда, предполагающая свободу культурного  самоопределения будущего специалиста  и обогащения его личности.

В мире проявляется стремление к интеграции разных типов высших учебных заведений в научно-образовательные  мегаполисы континентального, межрегионального и государственного значения. В разных странах наблюдается объединение  университетов с промышленными  комплексами. Так формируется база для научных изысканий и подготовки уникальных специалистов для современных  фирм и предприятий.

Важнейшими принципами развития отечественных университетов остаются:

  • взаимосвязь науки и практики в процессе подготовки специалиста;
  • преемственность между уровнями образования, культуротворчество и высокая корпоративность выпускников университета;
  • гражданственность воспитания;
  • интеллигентность и высокая духовность университетской жизни независимо от политического строя и экономических условий в стране.

Реформирование системы  высшего образования в России характеризуется поиском оптимального соответствия между сложившимися традициями в отечественной высшей школе  и новыми веяниями, связанными с  вхождением в мировое образовательное  пространство. Здесь наблюдается  ряд тенденций.

Итак, инновационные тенденции в университетском образовании:

  1. Развитие многоуровневой системы во многих университетах России. Преимущества этой системы состоят в том, что она обеспечивает более широкую мобильность в темпах обучения и в выборе будущей специальности. Она формирует способность у выпускника осваивать на базе полученного университетского образования новые специальности.
  2. Мощное обогащение вузов современными информационными технологиями, широкое включение в систему Internet и интенсивное развитие дистанционных форм обучения студентов.
  3. Университизация высшего образования в России и процесс интеграции всех высших учебных заведений с ведущими в стране и в мире университетами, что приводит к появлению университетских комплексов.
  4. Перевод высшей школы России на самофинансирование.
  5. Включение вузов России в обновление высшего профессионального образования с учетом требований мировых стандартов. Поэтому наблюдается переход российского вуза в режим опытно-экспериментальной работы по апробации новых учебных планов, образовательных стандартов, новых образовательных технологий и структур управления.

Некоторые наиболее известные  в мире «новые школы» XX столетия:

«Свободные школьные общины» (основаны в Германии Г. Литцем, П. Гехеебом) - это школы-интернаты, организация жизни которой строилась на принципах свободного развития ребенка и сотрудничества граждан небольшого общества. Обучение базировалось на основе обязательного труда и выборе учебных занятий. В качестве принципа организации обучения применялась курсовая система, причем отсутствовал стабильный учебный план. В области воспитания приоритет отдавался гражданской ответственности на основе принципа интернационализма. Пятую часть всех учащихся составляли дети из других стран.

«Трудовая школа» (впервые появились в Германии, Швейцарии, Австрии; в России к ним относились колония Дзержинского и коммуна Горького под руководством А. С. Макаренко, школа С. Т. Шацкого, П. П. Блонского; во Франции - школа де Рош) обеспечивала профессиональную подготовку школьников, ориентировала на труд как самоценность и как элемент культуры, опиралась на самостоятельность школьника и организацию самоуправления.

Школа «свободного  воспитания» (в Лейпциге, Л.Н. Толстой в «Ясной Поляне» и др.) считала нецелесообразным обучать ученика какому-либо предмету или ремеслу. Не существовало учебного плана и классов, но и не было ограничения времени в процессе общения педагога и учащихся. Ориентация на интерес и развитие учащихся являлась определяющей. Педагоги школы видели главную задачу обучения в том, чтобы дать как можно более полное представление о разносторонних явлениях окружающего мира. Школа «свободного воспитания» следовала девизу: «исходя из ребенка».

«Школа для  жизни, через жизнь» (О. Декроли, Бельгия) - это обучение и воспитание в тесной связи с природой, опора на деятельность и свободу ребенка, тесный контакт с семьями учеников. «Центры интересов» учащихся составляли основную идею школы. Обучение организовывалось в соответствии с особенностями развития детского мышления. Ребенка стремились ввести в деятельностные процессы: наблюдения, измерения, нахождения, выражения мысли и проведения ассоциаций. Важным компонентом обучения выступало непосредственное окружение ребенка: природа, школа, семья, общество.

«Школа делания» (Д. Дьюи, США) стремилась приблизить обучение к жизни и опыту детей, стимулируя их естественное развитие. То есть организовать обучение посредством делания. В процессе обучения учитывались основные импульсы естественного роста ребенка: социальный (стремление общаться), конструктивный (стремление к движению в игре), исследовательский (тяга к узнаванию и пониманию), экспрессивный (стремление к самовыражению). Для общения детей различного возраста отводилась внеклассная деятельность. Из данного направления выросли:

  • «Лабораторная школа» (Д. Дьюи);
  • «Игровая школа» (К. Пратт), основывающаяся на принципе использования игры и метода драматизации в процессе обучения;
  • «Детская школа» (М. Наумберг), руководствовавшаяся девизом «только живя мы учимся» и отдававшая предпочтение индивидуальным занятиям;
  • «Органическая школа» (М. Джонсон), ориентировавшаяся на занятия в группах.

Для вышеозначенных американских школ было характерно:

  • стремление найти новые методы обучения;
  • внимание к интересам детей;
  • изучение индивидуальных особенностей учащихся;
  • развитие их активности, а также тенденция к практицизму и утилитарности обучения и воспитания.

Информация о работе Инновации в системе образования