Автор работы: Пользователь скрыл имя, 26 Июня 2013 в 12:45, доклад
Особую роль в процессе профессионального самосовершенствования педагога играет его инновационная деятельность. В связи с этим становление готовности педагога к ней является важнейшим условием его профессионального развития.
Если педагогу, работающему в традиционной системе, достаточно владеть педагогической техникой, т.е. системой обучающих умений, позволяющих ему осуществлять учебно-воспитательную деятельность на профессиональном уровне и добиваться более или менее успешного обучения, то для перехода в инновационный режим определяющей является готовность педагога к инновациям.
Инновационная деятельность педагога
Особую роль в процессе
профессионального
Если педагогу, работающему
в традиционной системе, достаточно
владеть педагогической техникой, т.е.
системой обучающих умений, позволяющих
ему осуществлять учебно-воспитательную
деятельность на профессиональном уровне
и добиваться более или менее
успешного обучения, то для перехода
в инновационный режим
В научно-педагогической литературе
отражены различные направления
исследования инновационной деятельности:
общие и специфические
В педагогической науке инновационная деятельность понимается как целенаправленная педагогическая деятельность, основанная на осмыслении (рефлексии) своего собственного практического опыта при помощи сравнения и изучения, изменения и развития учебно-воспитательного процесса с целью достижения более высоких результатов, получения нового знания, качественно иной педагогической практики.
К основным функциям инновационной
деятельности относится изменение
компонентов педагогического
Профессиональная деятельность
педагога неполноценна, если она строится
только как воспроизводство однажды
усвоенных методов работы, если в
ней не используются объективно существующие
возможности для достижения более
высоких результатов
Конечно, характер инновационной деятельности педагога зависит и от существующих в конкретном образовательном учреждении условий, но прежде всего от уровня его личностной готовности к этой деятельности.
Под готовностью к инновационной деятельности мы понимаем совокупность качеств педагога, определяющих его направленность на совершенствование собственной педагогической деятельности и деятельности всего коллектива колледжа, а также его способность выявлять актуальные проблемы образования, находить и реализовать эффективные способы их решения.
Инновации могут быть представлены в виде:
· абсолютной новизны (отсутствие в данной сфере аналогов и прототипов);
· относительной новизны (внесение некоторых изменений в имеющуюся практику).
В историческом плане новизна
всегда относительна. Она носит конкретный
характер, т.е. может возникать раньше
своего времени, затем может стать
нормой или устареть. ЮНЕСКО определяет
инновации как попытку изменить
систему образования, осуществить
сознательно и намеренно
Источниками инновационных идей могут быть:
· неожиданное событие (успех или провал, как толчок к развитию или расширению деятельности или к постановке проблемы);
· различные несоответствия (между истинными мотивами поведения детей, их запросами и желаниями и практическими действиями педагога);
· потребности педагогического процесса (слабые места в методике, поиск новых идей);
· появление новых
· демографический фактор;
· изменения в ценностях и установках детей (изменение отношения детей к образованию, к значимым ценностям влечёт за собой поиск новых форм общения и профессионального поведения);
· новые знания (новые концепции, подходы к образованию, конкретные методики и технологии).
Отличительные черты инновационной деятельности педагога:
· новизна в постановке целей и задач;
· глубокая содержательность;
· оригинальность применения
ранее известных и
· разработка новых концепций, содержания деятельности, педагогических технологий на основе гуманизации и индивидуализации образовательного процесса;
· способность сознательно изменять и развивать себя, вносит вклад в профессию.
Для осуществления инновационной деятельности педагоги могут объединяться в группы:
· методические объединения по определённой теме или направлению деятельности;
· проблемные (творческие)
группы, в которых педагоги разных
направлений объединятся для
определённых задач по организации
и осуществлению
· группы, разрабатывающие отдельные методические аспекты образовательного процесса;
· группы, решающие задачи
определённого возрастного
Главная цель инновационной
деятельности – развитие педагога
как творческой личности, переключение
его с репродуктивного типа деятельности
на самостоятельный поиск
Руководство инновационной деятельностью осуществляется в различных формах. Основным принципом руководства является поддержка педагога различными средствами, как образовательными (педагогическая учёба, консультации, семинары и т.д.), так и материальными (различные формы доплат, премий и т.д.) Одним из наиболее важных моментов является разворачивание среди педагогов процесса рефлексии и понимания относительно собственной педагогической деятельности.
За любой инновацией предполагается
наличие инновационно-
Участие педагога в инновационной
деятельности противоречиво. С одной
стороны, это должно быть полезно
для его профессионального
Наблюдения показывают, что
для эффективного обеспечения процесса
непрерывного профессионального развития
педагога — как преподавателя-
1) психологическая готовность
педагога к инновационной
2) переориентация всех институционализированных форм профессионального образования, повышения квалификации педагога на задачи поддержки его как педагога-профессионала в стремлении к непрерывному профессиональному росту.
Высокие достижения педагога
в учебной деятельности являются
фактором, существенно развивающим
личность. Занимаясь инновационной
деятельностью, развивая инновационную
активность, создавая что-то значительное,
новое, достойное внимания, педагог
и сам растет, поскольку "в творческих,
доблестных делах человека — важнейший
источник его роста". С другой
стороны, чем проще, однороднее деятельность,
выполняемая преподавателем, чем
меньше поле проявления его активности,
тем в меньшей степени