Автор работы: Пользователь скрыл имя, 19 Ноября 2014 в 16:19, реферат
В нём, в частности, говорилось: "В целях подготовки постоянных инженерно-технических кадров для дорог Дальнего Востока, особенно для молодёжи коренного населения Дальнего Востока, организовать в Хабаровске институт инженеров железнодорожного транспорта по специальностям: движение и грузовая работа; паровозное хозяйство; постройка железных дорог и путевое хозяйство с общим контингентом студентов 1500 человек. Приступить к подготовительным работам по строительству института в городе Хабаровске с 1 октября 1937 года с тем, чтобы к 1 сентября 1939 года обеспечить начало занятий 1 курса с приёмом 300 человек. Полное окончание строительства установить 1 сентября 1940 года..."
Введение……………………………………………………………………2
Работа университета……………………………………………………….3
ХабИИЖТ во время ВОВ………………………………………………….4
Развитие…………………………………………………………………….5
Ректоры ДВГУПС………………………………………………………….7
Выпускники вуза…………………………………………………...……..10
Материальная база ДВГУПС ……………………………………………12
Университет сегодня…………………………………………………..….14
Список литературы……………………………………………………….17
Содержание
Введение…………………………………………………………
Введение
В 40-е годы, в период технической реконструкции железнодорожного транспорта возникла острая необходимость в подготовке квалифицированных инженерных кадров для дорог Сибири и Дальнего Востока.
Институт инженеров железнодорожного транспорта в Хабаровске основан приказом НКПС № 232/Ц от 8 сентября 1937 г., изданном в соответствии с решением ЦК ВКП(б) и СНК СССР от 17 августа 1937 г. В нём, в частности, говорилось: "В целях подготовки постоянных инженерно-технических кадров для дорог Дальнего Востока, особенно для молодёжи коренного населения Дальнего Востока, организовать в Хабаровске институт инженеров железнодорожного транспорта по специальностям: движение и грузовая работа; паровозное хозяйство; постройка железных дорог и путевое хозяйство с общим контингентом студентов 1500 человек. Приступить к подготовительным работам по строительству института в городе Хабаровске с 1 октября 1937 года с тем, чтобы к 1 сентября 1939 года обеспечить начало занятий 1 курса с приёмом 300 человек. Полное окончание строительства установить 1 сентября 1940 года..."
1937 - приказ об основании
ХабИИЖТа.
1939 - открытие ХабИИЖТа (3 факультета: механический
ЭЖД, СЖД).
1940 - построена 1 очередь общежития № 1.
1942 - открыт вечерний факультет.
1944 - произведен первый выпуск инженеров
(84 чел.).
1956 - сдан в эксплуатацию главный учебный
корпус.
1971 - сдан в эксплуатацию лабораторный
корпус (1 очередь).
1 сентября 1939 г. начались учебные
занятия. Преподаватели 3-х факультетов:
механического, ЭЖД и СЖД - обучали 106 студентов.
Из-за отсутствия своего помещения студентов
направили в Томский и Новосибирский институты
инженеров железнодорожного транспорта.
Второй учебный год начался в сентябре
1940 г. уже в своём помещении (обучалось
310 студентов 1-го и 2-го курсов).
По итогам 1940-1941
учебного года ХабИИЖТУ присуждено 3 место
среди транспортных вузов страны по итогам
социалистического соревнования.
За 1941-1943 г., первые три года
Великой Отечественной войны, в действующую
армию по мобилизации и добровольно ушли
177 студентов, рабочих и служащих института.
К ноябрю 1942 г. на курсах и в кружках в ХабИИЖТе
было подготовлено 85 пулемётчиков, 84 автоматчика,
50 снайперов, 58 медицинских сестёр.
За первые пять
лет существования вуза было создано 9
лабораторий и 14 кабинетов. Необходимым
оборудованием они оснащались с помощью
предприятий и служб Дальневосточной
железной дороги. Общая стоимость учебно-лабораторной
базы в ценах того времени составила 800
тыс. рублей.
В марте 1942 г. образовано вечернее отделение
с подготовкой инженеров по профилю института.
К 1944 г. институт
насчитывал на трёх дневных факультетах:
строительном, механическом, движения
и грузовой работы - свыше 1000 студентов
и около 75 человек профессорско-
29 июля 1944 г. состоялся первый выпуск: 84
инженера по ведущим специальностям -
строительству железных дорог, паровозам
и паровозному хозяйству, движению и грузовой
работе. 16 из них получили дипломы с отличием.
В честь первого выпуска инженеров 15 преподавателей
были удостоены знака "Почётному железнодорожнику".
На 1 сентября
1945 г., года окончания Второй мировой войны,
контингент студентов ХабИИЖТа составлял
1186 человек, преподавателей - 74 человека,
в том числе 2 доктора и 21 кандидат наук.
Шли годы, развивалась страна, а вместе с ней железнодорожный транспорт. В ногу со временем шагал и коллектив института. Открывались новые факультеты, специальности, научные школы, строились новые общежития
В ноябре 1949 г. состоялась первая научно-практическая
конференция с участием работников Дальневосточного
округа железных дорог по внедрению разработанной
в институте технической ступенчатой
маршрутизации.
В сентябре
1954 г. вечернее отделение преобразовано
в факультет с подготовкой инженеров по
7 железнодорожным специальностям.
В течение 1956-1957 г. на базе заочного отделения
образован заочный факультет с подготовкой
инженеров по 12 специальностям с числом
студентов-заочников 1458 человек.
В марте
1962 г. в институте создан первый на Дальнем
Востоке вычислительный центр на базе
ЭВМ "Урал-2". На ней выполняли расчеты
для кандидатских и докторских диссертаций,
а также производственные задания по сетевому
графику судостроительного и авиационного
заводов г. Комсомольска-на Амуре. Эта
ЭВМ обслуживала и ДВЖД.
Первым студенческим строительным отрядом
ХабИИЖТа стала "Энергия", образованная
в апреле 1966 г. и насчитывающая 100 бойцов.
В сентябре
1967 г. учреждён факультет повышения квалификации
(ФПК) для переподготовки руководящих
кадров железных дорог Дальнего Востока.
За годы X пятилетки
(1975 - 1980) среднегодовой выпуск инженеров
составил 1145 человек, а за годы XI пятилетки
(1981 - 1985) - 1205 человек.
1993 г. - ХабИИЖТ становится Дальневосточной
государственной академией путей сообщения
(ДВГАПС).
1997 г. - ДВГАПС
присвоен наивысший вузовский статус
- университета. Вуз стал именоваться Дальневосточным
государственным университетом путей
сообщения (ДВГУПС).
ПАВЛЕНКО ТИМОФЕЙ
АЛЕКСАНДРОВИЧ
Начальник Хабаровского института
инженеров железнодорожного транспорта
с 1938 по 1949 гг. Директор - полковник пути
и строительства, доцент Начальник строительства
ХабИИЖТ.
Под его
руководством было построено первое здание
институтского комплекса, организованы
первые факультеты и кафедры, сформирован
профессорско-преподавательский состав.
В 1939 г был произведен первый набор студентов,
образовано студенческое научное общество,
создана и укомплектована книжным фондом
научно-техническая библиотека, создан
самодеятельный театр. Уделяя большое
внимание повышению научной квалификации
преподавателей, Павленко Т.Д. первый в
ХабИИЖТ защитил кандидатскую диссертацию.
ДМИТРЕНКО ВАЛЕНТИН ИОСИФОВИЧ
Ректор ХабИИЖТ с 1949 по 1977 гг., профессор,
организатор учебного процесса на высоком
научном и профессиональном уровне. Впервые
в вузовской практике в ХабИИЖТ было организовано
проектно-конструкторское бюро для создания
новых путевых машин, впервые на Дальнем
Востоке в учебный процесс были внедрены
ЭВМ
Установив тесные творческие связи с производством,
институт выступил инициатором реального
дипломного проектирования.
ТИЛИЧЕНКО АРТУР ГРИГОРЬЕВИЧ
Ректор ХабИИЖТ с 1977 по 1989 гг. профессор,
внес большой вклад в развитие института
и укрепление его учебно-материальной
базы. При его активном участии в вузе
были открыты новые специальности построена
вторая очередь лабораторного корпуса,
новые общежития, открыта база практики
и отдыха в с. Рязановка (Приморский край)
Внедряются и активно используются новые
технические средства обучения в лекционных
курсах, в лабораторном практикуме Склонность к научной работе
позволила А.Г. Тиличенко как руководителю
вуза поднять на высокий уровень научные
исследования по проблемам высшей школы
и важнейшим производственным проблемам,
связанным сдвижением поездов и станционной
работой.
ГРИГОРЕНКО ВИКТОР ГРИГОРЬЕВИЧ
Ректор
ХабИИЖТ с 1989 г. доктор технических наук,
профессор
Став руководителем в переломный для страны
момент, когда высшая школа столкнулась
с серьезными трудностями. В.Г Григоренко
создал такой коллектив единомышленников,
который позволил ХабИИЖТ получить статус
сначала академии, а затем и наивысший
среди вузов - университета!
Под руководством В.Г. Григоренко создан
ряд, новых научных школ, возрос контингент
преподавателей, обладающих учеными степенями.
На базе НВЦ "ПМ" реализуется модель
создания принципиально новой техники.
В университете образован ряд новых факультетов,
введены новые специальности, вводятся
передовые технологии. Следуя требованиям
времени, ДВГУПС вышел на новый уровень
компьютеризации учебного процесса.
Качественно
улучшается инфраструктура студенческого
городка. Введены в строй опытно-экспериментальный
завод, легкоатлетический манеж оздоровительный
центр, проведена масштабная реконструкция
главного и второго учебного корпусов
Построены и продолжают строиться новые
студенческие общежития.
Ежегодно Дальневосточный государственный
университет путей сообщения выпускает
в большую жизнь более 2,5 тыс. молодых специалистов
и по праву гордится своими выпускниками
- высококвалифицированными инженерами
железнодорожного транспорта, талантливыми
учеными, умелыми организаторами производства.
Окончив
с отличием в 1961г. факультет "Эксплуатация
железных дорог". Г.М. Фадеев прошёл
нелегкий путь становления от молодого
инженера до Министра путей сообщения
Российской Федерации. Он - первый министр
обновленной России, сумевший не только
сохранить управляемость отраслью, но
и обеспечить её функционирование в период
бурных преобразований.
Среди выпускников
немало зам министров различных отраслей
промышленности, начальников управлений
строительства и транспорта, административных
работников. Многие стали учеными, докторами
наук, профессорами, ректорами вузов. В
числе начальников дорог, работавших в
разные годы и работающих сейчас во всех
регионах России, также немало тех. кто
носил форму студента ХабИИЖТ.
Выпускники "железки", как с теплотой
называют наш вуз, - основа командного
состава железнодорожного транспорта
и транспортного строительства не только
Дальнего Востока, но и других регионов
России.
За последние
пять лет учебная база университета
полностью обновилась. Сегодня студенты
в процессе обучения пользуются новыми
приборами и технологиями, которые применяются
на железнодорожном транспорте. Сотни
аудиторий и лабораторий каждый день гостеприимно
распахивают свои двери для студентов
Действующие научно-внедренческие центры,
проблемные лаборатории и научно-исследовательские
группы дают все возможности для занятия
наукой.
И высокие результаты наших
студентов на конференциях конкурсах
и олимпиадах как регионального, так и
международного уровня - яркое тому подтверждение.
6. МАТЕЛЬНАЯ БАЗА
ДВГУПС
Университет обладает одной
их лучших на Дальнем Востоке учебно-материальной
базой и располагает учебными зданиями
в городах Хабаровске, Свободном, Тынде,
Южно-Сахалинске общей площадью более
127 тыс. кв. метров.
Студенческий
городок в Хабаровске состоит из пяти
учебных корпусов, манежа, спортивного
корпуса с залами , ориентированными на
разные виды спорта, бассейна, стадиона,
пяти общежитий, поликлиники, культурно-досугового
центра , комбината общественного питания,
мастерских. Для организации практического
обучения и отдыха в распоряжении студентов
и преподавателей находятся учебные базы
в с. Петропавловка (Хабаровский край),
в с. Рязановка и спортивно-оздоровительная
база в с. Андреевка (Приморский край).
Ежегодно собственными силами, с помощью
МПС и дорог региона происходит переоснащение
лабораторий, приобретаются современные
приборы и оборудование, создаются новые
лаборатории. За последний год созданы
уникальные лаборатории неразрушающих
методов контроля, современных средств
связи, психофизиологическая лаборатория.
Многое делается для развития информатизации
учебного процесса.
В настоящее
время в университете создана современная
корпоративная вычислительная сеть, объединяющая
свыше 1000 ЭВМ.
Все подразделения университета имеют
рабочие станции с доступом в сеть интернет,
к информационным ресурсам сети университета,
электронную почту и т.д.
Для всех
железнодорожных специальностей созданы
современные компьютерные классы с программным
обеспечением отраслевых информационных
технологий. Для работы с электронными
учебниками есть мультимедийный класс
с выходом в сеть передачи данных МПС и
интернет.
Университет обладает большой фундаментальной
библиотекой с фондом более 800 тыс. экземпляров.
Студенческий
культурно-досуговый центр ДВГУПС - это
уникальная творческая лаборатория, где
проходят обучение, развитие и совершенствуют
свои креативные навыки сотни студентов.
Реконструкция зрительного зала СКДЦ
позволила осуществиться давнишней мечте
студентов: единственный студенческий
клуб существует! Это зрительный зал на
220 мест, где проходят репетиции и спектакли
театра преподавателей и сотрудников,
а также различные конкурсные и развлекательные
программы.
7. УНИВЕРСИТЕТ
СЕГОДНЯ.
За долгие годы становления
и развития он прошел исторически значимый
путь от скромного ведомственного учебного
заведения до крупного регионального
учебно-научного центра. Сегодня это многопрофильный
комплекс с развитой инфраструктурой
и разветвленной сетью учебных подразделений.
В университете
созданы все условия для организации учебного
процесса и научной деятельности..
15000 человек из Сибири, Забайкалья, Дальнего
Востока обучается в стенах Дальневосточного
государственного университета путей
сообщения. Здесь работают более 500 высококвалифицированных
преподавателей, в числе которых 65 докторов
наук, профессоров и 300 кандидатов наук,
доцентов.
Образовательный процесс в университете
организован на многоуровневой основе.
При завершении базового образования
по одному из направлений (срок обучения
4 года) присваивается степень бакалавра
наук. В рамках каждого направления осуществляется
подготовка дипломированных специалистов
(инженеров, экономистов) и магистров наук
по соответствующим профессиям. Общий
срок обучения, включая базовое, на дипломированного
специалиста - 5 лет, магистра -6 лет.
Подготовка будущих бакалавров инженеров
и магистров ведется по дневной и заочной
формам обучения на факультетах: в институтах
и филиалах университета по 14 направлениям.
36 специальностям и 54 специализациям.
Студенты
обеспечиваются стипендией, различными
материальными компенсациями.
Информация о работе Институт инженеров железнодорожного транспорта в Хабаровске