Институт инженеров железнодорожного транспорта в Хабаровске

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 19 Ноября 2014 в 16:19, реферат

Описание работы

В нём, в частности, говорилось: "В целях подготовки постоянных инженерно-технических кадров для дорог Дальнего Востока, особенно для молодёжи коренного населения Дальнего Востока, организовать в Хабаровске институт инженеров железнодорожного транспорта по специальностям: движение и грузовая работа; паровозное хозяйство; постройка железных дорог и путевое хозяйство с общим контингентом студентов 1500 человек. Приступить к подготовительным работам по строительству института в городе Хабаровске с 1 октября 1937 года с тем, чтобы к 1 сентября 1939 года обеспечить начало занятий 1 курса с приёмом 300 человек. Полное окончание строительства установить 1 сентября 1940 года..."

Содержание работы

Введение……………………………………………………………………2
Работа университета……………………………………………………….3
ХабИИЖТ во время ВОВ………………………………………………….4
Развитие…………………………………………………………………….5
Ректоры ДВГУПС………………………………………………………….7
Выпускники вуза…………………………………………………...……..10
Материальная база ДВГУПС ……………………………………………12
Университет сегодня…………………………………………………..….14
Список литературы……………………………………………………….17

Файлы: 1 файл

реферат.docx

— 36.51 Кб (Скачать файл)

Содержание

 

Введение……………………………………………………………………2

  1. Работа университета……………………………………………………….3
  2. ХабИИЖТ во время ВОВ………………………………………………….4
  3. Развитие…………………………………………………………………….5
  4. Ректоры ДВГУПС………………………………………………………….7
  5. Выпускники вуза…………………………………………………...……..10
  6. Материальная база ДВГУПС ……………………………………………12
  7. Университет сегодня…………………………………………………..….14
  8. Список литературы……………………………………………………….17

 

Введение

В 40-е годы, в период технической реконструкции железнодорожного транспорта возникла острая необходимость в подготовке квалифицированных инженерных кадров для дорог Сибири и Дальнего Востока.

Институт инженеров железнодорожного транспорта в Хабаровске основан приказом НКПС № 232/Ц от 8 сентября 1937 г., изданном в соответствии с решением ЦК ВКП(б) и СНК СССР от 17 августа 1937 г. В нём, в частности, говорилось: "В целях  подготовки постоянных инженерно-технических кадров для дорог Дальнего Востока, особенно для молодёжи коренного населения Дальнего Востока,  организовать в Хабаровске институт инженеров железнодорожного транспорта по специальностям: движение и грузовая работа; паровозное хозяйство; постройка железных дорог и путевое хозяйство с общим контингентом студентов 1500 человек. Приступить к подготовительным работам по строительству института в городе Хабаровске с 1 октября 1937 года с тем, чтобы к 1 сентября 1939 года обеспечить начало занятий 1 курса с приёмом 300 человек. Полное окончание строительства установить 1 сентября 1940 года..."

1937 - приказ об основании  ХабИИЖТа.  
1939 - открытие ХабИИЖТа (3 факультета: механический ЭЖД, СЖД).  
1940 - построена 1 очередь общежития № 1.  
1942 - открыт вечерний факультет.  
1944 - произведен первый выпуск инженеров (84 чел.).  
1956 - сдан в эксплуатацию главный учебный корпус.  
1971 - сдан в эксплуатацию лабораторный корпус (1 очередь). 

 

  1. Университет начал работу. 

1 сентября 1939 г. начались учебные занятия. Преподаватели 3-х факультетов: механического, ЭЖД и СЖД - обучали 106 студентов. Из-за отсутствия своего помещения студентов направили в Томский и Новосибирский институты инженеров железнодорожного транспорта. Второй учебный год начался в сентябре 1940 г. уже в своём помещении (обучалось 310 студентов 1-го и 2-го курсов). 
          По итогам 1940-1941 учебного года ХабИИЖТУ присуждено 3 место среди транспортных вузов страны по итогам социалистического соревнования. 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

  1. ХабИИЖТ во время ВОВ 

За 1941-1943 г., первые три года Великой Отечественной войны, в действующую армию по мобилизации и добровольно ушли 177 студентов, рабочих и служащих института. К ноябрю 1942 г. на курсах и в кружках в ХабИИЖТе было подготовлено 85 пулемётчиков, 84 автоматчика, 50 снайперов, 58 медицинских сестёр. 
          За первые пять лет существования вуза было создано 9 лабораторий и 14 кабинетов. Необходимым оборудованием они оснащались  с помощью предприятий и служб Дальневосточной железной дороги. Общая стоимость учебно-лабораторной базы в ценах того времени составила 800 тыс. рублей. 
 В марте 1942 г. образовано вечернее отделение с подготовкой инженеров по профилю института. 
           К 1944 г. институт насчитывал на трёх дневных факультетах: строительном, механическом, движения и грузовой работы - свыше 1000 студентов и около 75 человек профессорско-преподавательского состава. 
29 июля 1944 г. состоялся первый выпуск: 84 инженера по ведущим специальностям - строительству железных дорог, паровозам и паровозному хозяйству, движению и грузовой работе. 16 из них получили дипломы с отличием. В честь первого выпуска инженеров 15 преподавателей были удостоены знака "Почётному железнодорожнику". 
          На 1 сентября 1945 г., года окончания Второй мировой войны, контингент студентов ХабИИЖТа составлял 1186 человек, преподавателей - 74 человека, в том числе 2 доктора и 21 кандидат наук. 

 

 

 

 

  1. Развитие.

 

Шли годы, развивалась страна, а вместе с ней железнодорожный транспорт. В ногу со временем шагал и коллектив института. Открывались новые факультеты, специальности, научные школы, строились новые общежития

           В ноябре 1949 г. состоялась первая научно-практическая конференция с участием работников Дальневосточного округа железных дорог по внедрению разработанной в институте технической ступенчатой маршрутизации. 
          В сентябре 1954 г. вечернее отделение преобразовано в факультет с подготовкой инженеров по 7 железнодорожным специальностям. 
 В течение 1956-1957 г. на базе заочного отделения образован заочный факультет  с подготовкой инженеров по 12 специальностям с числом студентов-заочников 1458 человек. 
          В марте 1962 г. в институте создан первый на Дальнем Востоке вычислительный центр  на базе ЭВМ "Урал-2". На ней выполняли расчеты для кандидатских и докторских диссертаций, а также производственные задания по сетевому графику судостроительного и авиационного заводов г. Комсомольска-на Амуре. Эта ЭВМ обслуживала и ДВЖД. 
Первым студенческим строительным отрядом  ХабИИЖТа стала "Энергия", образованная в апреле 1966 г. и насчитывающая 100 бойцов. 
          В сентябре 1967 г. учреждён факультет повышения квалификации (ФПК) для переподготовки руководящих кадров железных дорог Дальнего Востока. 
          За годы X пятилетки (1975 - 1980) среднегодовой выпуск инженеров составил 1145 человек, а за годы XI пятилетки (1981 - 1985) - 1205 человек. 
1993 г. - ХабИИЖТ становится Дальневосточной государственной академией путей сообщения (ДВГАПС). 
          1997 г. -  ДВГАПС присвоен наивысший вузовский статус - университета. Вуз стал именоваться Дальневосточным государственным университетом путей сообщения (ДВГУПС). 
 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

  1. РЕКТОРЫ ДВГУПС  
     

ПАВЛЕНКО ТИМОФЕЙ АЛЕКСАНДРОВИЧ  

Начальник Хабаровского института инженеров железнодорожного транспорта с 1938 по 1949 гг. Директор - полковник пути и строительства, доцент Начальник строительства ХабИИЖТ.  
          Под его руководством было построено первое здание институтского комплекса, организованы первые факультеты и кафедры, сформирован профессорско-преподавательский состав. В 1939 г был произведен первый набор студентов, образовано студенческое научное общество, создана и укомплектована книжным фондом научно-техническая библиотека, создан самодеятельный театр. Уделяя большое внимание повышению научной квалификации преподавателей, Павленко Т.Д. первый в ХабИИЖТ защитил кандидатскую диссертацию.  
 
                     ДМИТРЕНКО ВАЛЕНТИН ИОСИФОВИЧ  

           Ректор ХабИИЖТ с 1949 по 1977 гг., профессор, организатор учебного процесса на высоком научном и профессиональном уровне. Впервые в вузовской практике в ХабИИЖТ было организовано проектно-конструкторское бюро для создания новых путевых машин, впервые на Дальнем Востоке в учебный процесс были внедрены ЭВМ  
Установив тесные творческие связи с производством, институт выступил инициатором реального дипломного проектирования.  
 

                     ТИЛИЧЕНКО АРТУР ГРИГОРЬЕВИЧ  

          Ректор ХабИИЖТ с 1977 по 1989 гг. профессор, внес большой вклад в развитие института и укрепление его учебно-материальной базы. При его активном участии в вузе были открыты новые специальности построена вторая очередь лабораторного корпуса, новые общежития, открыта база практики и отдыха в с. Рязановка (Приморский край) Внедряются и активно используются новые технические средства обучения в лекционных курсах, в лабораторном практикуме   Склонность к научной работе позволила А.Г. Тиличенко как руководителю вуза поднять на высокий уровень научные исследования по проблемам высшей школы и важнейшим производственным проблемам, связанным сдвижением поездов и станционной работой.  
 
                   ГРИГОРЕНКО ВИКТОР ГРИГОРЬЕВИЧ  
          Ректор ХабИИЖТ с 1989 г. доктор технических наук, профессор  
Став руководителем в переломный для страны момент, когда высшая школа столкнулась с серьезными трудностями. В.Г Григоренко создал такой коллектив единомышленников, который позволил ХабИИЖТ получить статус сначала академии, а затем и наивысший среди вузов - университета!  
Под руководством В.Г. Григоренко создан ряд, новых научных школ, возрос контингент преподавателей, обладающих учеными степенями. На базе НВЦ "ПМ" реализуется модель создания принципиально новой техники.  
В университете образован ряд новых факультетов, введены новые специальности, вводятся передовые технологии. Следуя требованиям времени, ДВГУПС вышел на новый уровень компьютеризации учебного процесса.  
          Качественно улучшается инфраструктура студенческого городка. Введены в строй опытно-экспериментальный завод, легкоатлетический манеж оздоровительный центр, проведена масштабная реконструкция главного и второго учебного корпусов Построены и продолжают строиться новые студенческие общежития.  
 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

  1. ВЫПУСКНИКИ ВУЗА  

Ежегодно Дальневосточный государственный университет путей сообщения выпускает в большую жизнь более 2,5 тыс. молодых специалистов и по праву гордится своими выпускниками - высококвалифицированными инженерами железнодорожного транспорта, талантливыми учеными, умелыми организаторами производства.  
          Окончив с отличием в 1961г. факультет "Эксплуатация железных дорог". Г.М. Фадеев прошёл нелегкий путь становления от молодого инженера до Министра путей сообщения Российской Федерации. Он - первый министр обновленной России, сумевший не только сохранить управляемость отраслью, но и обеспечить её функционирование в период бурных преобразований.  
          Среди выпускников немало зам министров различных отраслей промышленности, начальников управлений строительства и транспорта, административных работников. Многие стали учеными, докторами наук, профессорами, ректорами вузов. В числе начальников дорог, работавших в разные годы и работающих сейчас во всех регионах России, также немало тех. кто носил форму студента ХабИИЖТ.  
Выпускники "железки", как с теплотой называют наш вуз, - основа командного состава железнодорожного транспорта и транспортного строительства не только Дальнего Востока, но и других регионов России.  
          За последние пять лет учебная база университета полностью обновилась. Сегодня студенты в процессе обучения пользуются новыми приборами и технологиями, которые применяются на железнодорожном транспорте. Сотни аудиторий и лабораторий каждый день гостеприимно распахивают свои двери для студентов Действующие научно-внедренческие центры, проблемные лаборатории и научно-исследовательские группы дают все возможности для занятия наукой.

И высокие результаты наших студентов на конференциях конкурсах и олимпиадах как регионального, так и международного уровня - яркое тому подтверждение.  
 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

6. МАТЕЛЬНАЯ БАЗА ДВГУПС  

Университет обладает одной их лучших на Дальнем Востоке учебно-материальной базой и располагает учебными зданиями в городах Хабаровске, Свободном, Тынде, Южно-Сахалинске общей площадью более 127 тыс. кв. метров.  
          Студенческий городок в Хабаровске состоит из пяти учебных корпусов, манежа, спортивного корпуса с залами , ориентированными на разные виды спорта, бассейна, стадиона, пяти общежитий, поликлиники, культурно-досугового центра , комбината общественного питания, мастерских. Для организации практического обучения и отдыха в распоряжении студентов и преподавателей находятся учебные базы в с. Петропавловка (Хабаровский край), в с. Рязановка и спортивно-оздоровительная база в с. Андреевка (Приморский край).  
Ежегодно собственными силами, с помощью МПС и дорог региона происходит переоснащение лабораторий, приобретаются современные приборы и оборудование, создаются новые лаборатории. За последний год созданы уникальные лаборатории неразрушающих методов контроля, современных средств связи, психофизиологическая лаборатория. Многое делается для развития информатизации учебного процесса.  
          В настоящее время в университете создана современная корпоративная вычислительная сеть, объединяющая свыше 1000 ЭВМ.  
Все подразделения университета имеют рабочие станции с доступом в сеть интернет, к информационным ресурсам сети университета, электронную почту и т.д.  
          Для всех железнодорожных специальностей созданы современные компьютерные классы с программным обеспечением отраслевых информационных технологий. Для работы с электронными учебниками есть мультимедийный класс с выходом в сеть передачи данных МПС и интернет.  
Университет обладает большой фундаментальной библиотекой с фондом более 800 тыс. экземпляров.  
          Студенческий культурно-досуговый центр ДВГУПС - это уникальная творческая лаборатория, где проходят обучение, развитие и совершенствуют свои креативные навыки сотни студентов.  
Реконструкция зрительного зала СКДЦ позволила осуществиться давнишней мечте студентов: единственный студенческий клуб существует! Это зрительный зал на 220 мест, где проходят репетиции и спектакли театра преподавателей и сотрудников, а также различные конкурсные и развлекательные программы.  

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 
7. УНИВЕРСИТЕТ СЕГОДНЯ. 
      

   За долгие годы становления и развития он прошел исторически значимый путь от скромного ведомственного учебного заведения до крупного регионального учебно-научного центра. Сегодня это многопрофильный комплекс с развитой инфраструктурой и разветвленной сетью учебных подразделений.  
          В университете созданы все условия для организации учебного процесса и научной деятельности..  
15000 человек из Сибири, Забайкалья, Дальнего Востока обучается в стенах Дальневосточного государственного университета путей сообщения. Здесь работают более 500 высококвалифицированных преподавателей, в числе которых 65 докторов наук, профессоров и 300 кандидатов наук, доцентов.  
Образовательный процесс в университете организован на многоуровневой основе. При завершении базового образования по одному из направлений (срок обучения 4 года) присваивается степень бакалавра наук. В рамках каждого направления осуществляется подготовка дипломированных специалистов (инженеров, экономистов) и магистров наук по соответствующим профессиям. Общий срок обучения, включая базовое, на дипломированного специалиста - 5 лет, магистра -6 лет.  
Подготовка будущих бакалавров инженеров и магистров ведется по дневной и заочной формам обучения на факультетах: в институтах и филиалах университета по 14 направлениям. 36 специальностям и 54 специализациям.  
          Студенты обеспечиваются стипендией, различными материальными компенсациями.         

 

 

  • Развивается международное сотрудничество университета со странами АТР и США. В ДВГУПСе обучаются студенты из Китая и Южной Кореи. Действует Российско-Американская программа, разработанная совместно с университетом штата Аляска, предусматривающая обучение в России с помощью американских преподавателей и обучение в США. Выпускники, прошедшие обучение по этим программам, получают международный диплом бакалавра делового администрирования и российский диплом инженера-экономиста. 
              Выпускники основных профилирующих специальностей после завершения обучения и защиты выпускной работы направляются на железные дороги и предприятия строительной отрасли Дальнего Востока, в проектные и научно-исследовательские институты, предприятия энергетического комплекса, на предприятия и в учреждения края, где требуются квалифицированные специалисты в области автоматики, электроники, механики, строительства со знанием основ рыночной экономики.  
               Наш университет сегодня - это более 6000 студентов очной и 7000 - заочной форм обучения, около 2500 выпускников ежегодно. Свыше 350 преподавателей высшей квалификации готовят дипломированных специалистов, бакалавров, магистров по 35 специальностям и 15 направлениям.  
    В состав университета входят:  
          
  •       Институт тяги и подвижного состава ведёт обучение по направлениям "Подвижной состав железных дорог" и "Транспортные машины и транспортно-технологические комплексы"  
  •          Институт управления, автоматизации и телекоммуникаций ведет обучение по направлениям "Системы обеспечения движения поездов". "Организация перевозок и управления на транспорте". "Информационные системы"  
     
       Институт транспортного строительства ведет обучение по
  • направлениям :"Строительство" и "Транспортное строительство" 
  •    Институт экономики ведет обучение по направлению "Экономика".  
  •    Институт интегрированных форм обучения учит заочно по всем направлениям университета.  
  •    Институт повышения квалификации ведет подготовку высококвалифицированных специалистов и руководителей.  
  •   Департамент электроэнергетики ведет обучение по направления: "Электроэнергетика", "Электротехника, электромеханика, электротехнологии", "Системы обеспечения движения поездов"  
  •      Естественно-научный факультет ведет обучение по направлениям "Телекоммуникации", "Безопасность жизнедеятельности", "Информатика и вычислительная техника", "Прикладная математика и информатика".  
  •      Гуманитарный факультет ведет обучение по направлениям "Юриспруденция", "Социальная работа", "Психология"  
  •       Факультет воздушных сообщений ведет обучение по направлениям "Организация перевозок и управления на транспорте", "Экономика" применительно к воздушному транспорту. 

Информация о работе Институт инженеров железнодорожного транспорта в Хабаровске