Интеграция образовательных областей "Здоровье" и "Физическая культурв" в условиях реализации ФГОС дошкольного образования

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 09 Ноября 2013 в 11:15, статья

Описание работы

Процесс стандартизации социальных, в том числе образовательных систем – общемировая тенденция. В Российской Федерации происходит модернизация системы образования с целью повышения качества образования, его доступности, с целью поддержки и развития таланта каждого ребенка, сохранения его здоровья. В настоящее время для большинства уровней и ступеней образования, включая дошкольное (ФГОС дошкольного образования будет утвержден к 1 сентября 2013 года), установлены федеральные государственные образовательные стандарты, представляющие собой совокупность трех групп требований:

Файлы: 1 файл

Интеграция образовательных областей.docx

— 38.36 Кб (Скачать файл)

Августовское совещание  педагогических работников Нижневартовского района

НОВОАГАНСКОЕ МУНИЦИПАЛЬНОЕ БЮДЖЕТНОЕ  ДОШКОЛЬНОЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ ДЕТСКИЙ САД ПРИСМОТРА И ОЗДОРОВЛЕНИЯ «СОЛНЫШКО»

 

Тема: Интеграция образовательных областей «Здоровье» и «Физическая культура» в условиях реализации ФГОС дошкольного образования

Процесс стандартизации социальных, в том числе образовательных  систем – общемировая тенденция. В Российской Федерации происходит модернизация системы образования с целью повышения качества образования, его доступности, с целью поддержки и развития таланта каждого ребенка, сохранения его здоровья. В настоящее время для большинства уровней и ступеней образования, включая дошкольное (ФГОС дошкольного образования будет утвержден к 1 сентября 2013 года), установлены федеральные государственные образовательные стандарты, представляющие собой совокупность трех групп требований:

- к структуре Программы;

- к условиям реализации Программы, включающим требования к психолого-педагогическим, кадровым, финансовым условиям и к предметно-пространственной среде;

- к результатам освоения Программы, представленным в виде целевых ориентиров дошкольного образования.

Стандартизация в образовании - деятельность по установлению норм, правил и требований в целях обеспечения:

- безопасности жизни и  здоровья непосредственных участников  образовательного процесса;

- повышения качества образования;

- экономии всех видов ресурсов;

- единства измерения результатов  образовательного процесса.

Стандарт разработан на основе Конвенции ООН о правах ребёнка, Конституции Российской Федерации, законодательства Российской Федерации (приказа Министерства образования и науки Российской Федерации от 23.11.2009 № 655 «Об утверждении и введении в действие федеральных государственных требований к структуре основной общеобразовательной программы дошкольного образования», закона РФ «Об образовании в Российской Федерации» от 29.12.2012 № 273) и обеспечивает возможность учёта региональных, национальных, этнокультурных и других особенностей народов Российской Федерации при разработке и реализации Программы Организацией.

При разработке Стандарта учтены:

- особые  образовательные потребности отдельных  категорий детей, в том числе  с ограниченными возможностями  здоровья;

- возможности освоения ребёнком основной образовательной программы (далее – Программы) на разных этапах её реализации.

Стандарт  преследует следующие цели:

- обеспечение государством равенства возможностей для каждого ребёнка в получении качественного дошкольного образования;

- обеспечение государственных гарантий уровня и качества образования на основе единства обязательных требований к условиям реализации основных образовательных программ, их структуре и результатам их освоения;

- сохранение единства образовательного пространства Российской Федерации относительно уровня дошкольного образования.

Стандарт  решает задачи:

- охраны и укрепления физического и психического здоровья детей (в том числе их эмоционального благополучия);

- сохранения и поддержки индивидуальности ребёнка, развития индивидуальных способностей и творческого потенциала каждого ребёнка как субъекта отношений с людьми, миром и самим собой;

- формирования  общей культуры воспитанников,  развития их нравственных, интеллектуальных, физических, эстетических качеств, инициативности, самостоятельности и ответственности, формирования предпосылок учебной деятельности;

- обеспечения  вариативности и разнообразия  содержания образовательных программ и организационных форм дошкольного образования, возможности формирования образовательных программ различных уровней сложности и направленности с учётом образовательных потребностей и способностей воспитанников;

- формирования социокультурной среды, соответствующей возрастным и индивидуальным особенностям детей;

- обеспечения  равных возможностей полноценного  развития каждого ребёнка в  период дошкольного детства независимо  от места проживания, пола, нации, языка, социального статуса, психофизиологических особенностей (в том числе ограниченных возможностей здоровья);

- обеспечения  преемственности основных образовательных  программ дошкольного и начального  общего образования.

Основными функциями федерального государственного образовательного стандарта дошкольного образования являются:

- гуманизации дошкольного образования, ориентирующей на приоритет общечеловеческих ценностей, жизни и здоровья ребенка, свободного развития его личности в современном обществе и государстве.

- обеспечение права на качественное дошкольное образование.

- сохранения единого образовательного пространства в условиях содержательной и организационной вариативности дошкольного образования.

- критериально-оценочная.

Именно стандарт как нормативный  правовой документ призван обеспечить достижение каждому ребенку независимо от национальных, территориальных, имущественных и других различий возможность достижения необходимого и достаточного уровня развития для последующего успешного обучения на следующем уровне системы непрерывного образования России.

 

Стандарт является основой для:

- разработки и реализации основной образовательной программы дошкольного образования;

- разработки примерных образовательных программ дошкольного образования (далее – Примерные программы);

- разработки нормативов финансового обеспечения реализации Программы;

- формирования учредителем государственного (муниципального) задания в отношении Организаций;

- объективной оценки соответствия образовательной деятельности Организации требованиям Стандарта к условиям реализации и структуре Программы.

Стандарт является ориентиром для независимой оценки качества дошкольного образования (Закон РФ «Об образовании», ст. 95).

Содержание Программы  должно охватывать:

- коммуникативно-личностное развитие;

- познавательно-речевое развитие;

- художественно-эстетическое развитие;

- физическое развитие.

«Физическое развитие»  представлено в свою очередь двумя  образовательными областями: «Здоровье» и «Физическая культура».

ФГОС дошкольного  образования выделяет ряд принципов, которым должна соответствовать программа дошкольного образовательного учреждения (далее ДОУ). Одним из важнейших является принцип интеграции образовательных областей в соответствии с их спецификой и возможностями.

Процесс интеграции представляет собой объединение в единое целое ранее разрозненных компонентов и элементов системы на основах взаимозависимости и взаимодополняемости.

Принцип интеграции образовательных областей выступает  как основополагающий принцип работы ДОУ.

В педагогической науке  понятие  «интеграция в сфере образования» определяется как средство и условие достижения целостности мышления. Именно интегративность образования позволяет вносить в содержание образования (за счёт интеграции знаний) усвоение фундаментальных идей и концепций, которые являются основой формирования ценностного отношения к окружающему миру.

Так, к примеру, в образовательных областях «Здоровье» и «Физическая культура», выделяется задача, направленная на достижение целей гармоничного развития у детей физического и психического здоровья через формирование интереса к работе по здоровьесбережению и ценностного отношения к своему здоровью. Содержание образовательной области «Физическая культура» интегрируется с содержанием образовательной области «Здоровье» в части решения общей задачи по охране жизни и укреплению физического и психического здоровья.

При этом образовательные  области «Физическая культура»  и «Здоровье» в свою очередь взаимодействуют с другими образовательными областями, определяют целостный подход к здоровью человека как единству его физического, психологического и социального благополучия.

Специфика здоровьесберегающей деятельности заключается в том, что основным исследователем и субъектом управления является сам ребенок. При этом педагог лишь помогает ему обрести необходимую мотивацию, которая должна быть основана на индивидуальных потребностях, обеспечивать свободу выбора, предоставлять возможность получения необходимых знаний и навыков.

Дошкольные образовательные  учреждения поставлены перед решением совершенно новой задачи: необходимо не просто проводить цикл занятий  по здоровьесберегающей деятельности, а организовать единый интегративный процесс взаимодействия взрослого и ребёнка, в котором будут гармонично объединены различные образовательные области для целостного восприятия окружающего мира. Конечным результатом такого процесса должно стать формирование у ребёнка представления о здоровье человека как ценности, являющейся необходимой предпосылкой для полноценной жизни, удовлетворения его материальных и духовных потребностей, активного участия в трудовой и социальной жизни общества, во всех видах человеческой деятельности.

Реализация принципа интеграции в освоении содержания двух образовательных областей («Здоровье» и «Физическая культура»), основанная на совместной деятельности всех участников образовательного процесса в ДОУ, позволяет создавать предпосылки для обеспечения полноценного физического и психического развития личности и формирования навыков здоровьесбережения, являющихся составной частью разностороннего развития детей.

Содержание  области «Физическая культура» предусматривает решение ряда специфических задач:

– развитие физических качеств (силовых, скоростных, в том  числе гибкости, выносливости, координации);

– накопление и  обогащение двигательного опыта  у детей;

– формирование у  детей потребности в двигательной активности и физическом совершенствовании.

Содержание  образовательной области «Здоровье» направлено на достижение цели формирования культуры здоровья детей через решение

следующих задач:

– сохранение и  укрепление физического и психического здоровья детей;

– воспитание культурно-гигиенических навыков;

– формирование первичных  представлений о здоровом образе жизни.

Вышеперечисленные задачи двух образовательных областей в конечном итоге призваны обеспечить формирование у ребёнка потребности бережно относиться к своему здоровью, т.е. вести здоровый образ жизни.

Реализацию процесса интеграции не возможно представить без взаимодействия всего педагогического коллектива, а также родителей воспитанников. Именно поэтому в дошкольном учреждении, разработано комплексно-тематическое планирование, которое помогает решить задачи интеграции. Задачи образовательных областей решаются в различных видах деятельности, интегративно, при взаимодействии всех участников образовательного процесса.

Можно выделить следующие  формы интегративного процесса: совместные творческие проекты, праздники, эксперименты, экскурсии, сюжетно-ролевые игры и т.д.

При этом в каждой образовательной области в разных видах детской деятельности у педагога имеется возможность акцентирования внимания детей на правилах сохранения здоровья. В ходе проведения исследовательской деятельности, сравнительного наблюдения, в процессе проектирования, при чтении художественной литературы воспитатель имеет возможность рассматривать вопросы культуры здоровья, основ здорового образа жизни, правил здоровьесберегающего поведения, что способствует формированию у ребёнка ценностного отношения к своему здоровью.

В практику работы нашего ДОУ внедряется проектная деятельность по физическому развитию и здоровью дошкольников, реализуется проект «Оздоровительные дорожки» по организации самостоятельной двигательной деятельности детей на прогулке.

Создан банк консультативного материала для педагогов и  родителей по различным направлениям совместной и свободной деятельности с детьми дошкольного возраста. 

Реализуется совместный проект детского сада и родительской общественности «Детский сад – территория здоровья» по изготовлению нетрадиционного оборудования для проведения как НОД, так и самостоятельной двигательной деятельности детей.

В разработанное комплексно-тематическое планирование воспитательно-образовательного процесса для всех возрастных групп интегрирован валеологический блок.

В ДОУ разработана программа  оздоровления воспитанников «Здоровье», основная цель, которой — сохранение и укрепление здоровья детей. Продуманы и реализуются разнообразные формы и методы оздоровления воспитанников, осуществляется оздоровительно-профилактическая работа.

С целью реализации программы  «Здоровье» разработан Комплексный  план профилактических мероприятий  на основе интеграции деятельности специалистов учреждения, который обновляется  и утверждается ежегодно на начало учебного года.

Информация о работе Интеграция образовательных областей "Здоровье" и "Физическая культурв" в условиях реализации ФГОС дошкольного образования