Автор работы: Пользователь скрыл имя, 05 Мая 2014 в 20:28, контрольная работа
Социализация происходит в процессе стихийного взаимодействия человека с обществом и стихийного влияния на него различных, порой разнонаправленных обстоятельств жизни; в процессе влияния со стороны государства на те или иные категории людей; в процессе целенаправленного создания условий для развития человека, т.е. воспитания; в процессе саморазвития, самовоспитания человека. Воспитание можно определить как относительно социально контролируемый процесс развития человека в ходе его социализации.
ПОНЯТИЕ И СУЩНОСТЬ СОЦИАЛИЗАЦИИ. |
Социализация - это включение,
вхождение, встраивание человека в социальные
отношения, социальный мир, усвоение им
социальных ценностей, норм поведения,
знаний, навыков и умений, сформированных
и утвержденных в обществе.8 Понятие "социализация"
используется в философии, психологии,
социологии, педагогике. Впервые это понятие
описано в конце 40 - начале 50х г.г. у американских
психологов и социологов (А. Парк, Д. Даллард,
Дж. Кольман, В. Уолтер и др.). |
Человек становится личностью только в процессе социализации, т.е. общения, взаимодействия с другими людьми Вне человеческого общества духовное, социальное, психическое развитие происходить не может
Реальная действительность, в условиях которой происходит развитие человека, называется средойНа формирование личности влияют разнообразные внешние условия, в том числе географические и социальные, школьные и семейные Когда педагоги говорят о влиянии среды, то имеют в виду, прежде всего, с среду социальное и домашнее Первое относят к дальнему окружения, а второе - в ближайшее Понятиеття социальную среду имеет следующие общие характеристики, как общественный строй, система производственных отношений, материальные условия жизни Ближайшее среда - семья, родственники, друзья
Большое влияние на развитие человека, особенно в детстве, оказывает домашнюю среду В семье проходят первые, решающие для становления, развития и формирования годы жизни человека Семья определяет круг ин ересь и потребностей, взглядов и ценностных ориентаций Семья же, обеспечивает и условия для развития природных задатков Моральные и социальные качества личности также закладываются в семьиім'ї.
Взаимодействие человека с обществом называется \" социализация \"Понятие о социализации как процесс полной интеграции личности в социальную систему, в ходе которого осуществляется ее приспособление, сформировалось в американской социологии (Т Парсонс, Р Мертон) В трад дициях этой школы социализация раскрывается с помощью понятия \"адаптацияuot;адаптація".
Понятие адаптация, будучи ведущим понятием биологии, означает приспособление живого организма к условиям среды Оно было экстраполированы в обществоведение и стало означать процесс приспособления человека к условиям соц социальном среды Так возникли понятия социальной и психической адаптации, результатом которой является адаптированность личности к различным социальным ситуациям, микро-и макрогрууп.
С помощью понятия адаптация социализация трактуе
Общество с целью воспроизводства социальной системы, сохранения своих структур стремится сформировать социальные стереотипы и стандарты (групповые, классовые, этнические, профессиональные и др.), образцы поведения Чтобы не е быть в оппозиции по отношению к обществу, личность усваивает этот социальный опыт путем вхождения в социальную среду, систему существующих социальных связей Однако, в связи со своей природ ной активностью личность сохраняет и развивает тенденцию к автономии, независимости, свободы, формирования собственной позиции, не повторной индивидуальности Результатом выявления такой тенденции? и преобразования не только самой личности, но и обществоства.
Таким образом, сущностное содержание социализации раскрывается в совокупности таких ее процессов, как адаптация, интеграция, саморазвитие и саморегуляция их диалектическое единство обеспечивает оптимальное развитие ос собистости протяжении всей жизни человека во взаимодействии с окружающей средум.
Социализация - это непрерывный процесс, который продолжается в течение всей жизни Он состоит из этапов, каждый из которых \"специализируется\" на решении определенных задач, без решения которых следующий этап может не наступить, быть искаженным или заторможенным В отечественной науке при определении стадий (этапов) социализации считают, что она осуществляется более плодотворно в трудовой деятельности В зависимости от отнош ения к трудовой деятельности выделяют следующие ее стадиині її стадії:
- к трудовой, содержащий весь период жизни человека до начала трудовой деятельности Эта стадия разделяется на два более или менее самостоятельные периода: ранняя социализация, охватывающая время от рождения ребенка до его вступления й в школу; юношеская социализация - обучение в школе, техникуме, вузе;
- трудовая стадия охватывает период зрелости человека;
- пислятрудова стадия, наступающая в пожилом возрасте в связи с прекращением активной трудовой деятельности
АВПетровський выделил три макрофазы социального развития личности на к трудовой стадии:детство - адаптация индивида, овладение нормами социальной жизни; отрочество - индивидуальная, выражающаяся в необходимости индивида в максимальной персонализации, в потребности \"быть личностью\"; юность - интеграционная, что выражается в приобретении черт и свойств личности, отвечают необходимости и потребностям группового и личностного развития
Какие же факторы социализации и формирования
личности? Факторами социализац
- мегафакторы (мега - очень большой, общий) - космос, планета, мир, которые в той или иной степени через другие группы факторов влияют на социализацию всех жителей планеты или очень больших труп людей, проживающих в в отдельных странах
- макрофакторы (макро - большой) - страна, этнос общество, государство, которые влияют на социализацию всех жителей, проживающих в определенных странах (это влияние опосредованное другими группами факторов)
- мезофакторы (мезо - \"средний, промежуточный\") - условия социализации больших групп людей, выделяемых: по месту и типу поселения, в котором они живут (регион, село, поселок, город), по принадлежности к аудитории тех или других сетей массовой коммуникации (радио, телевидение, кино и др.), по принадлежности к тем или иным субкульту субкультур.
- микрофакторы - это те, которые непосредственно влияют на конкретного человека - семья и домашний очаг, группа сверстников, микросоциум, организации, в которых осуществляется социальное воспитание - учебные, профессиональные, гром щественные и и.
микрофакторы оказывают влияние на развитие личности через так называемых агентов социализации, т.е. лиц, в непосредственном взаимодействии с которыми происходит ее жизнь На разных возрастных этапах состав агентов р разное Так, в отношении детей и подростков таковы родители, братья и сестры, родственники, ровесники, соседи, учителя В юности или в молодости агентами также супруг, коллеги по работе, уч Анне и службе в армии В зрелом возрасте добавляются собственные дети, а в пожилом и членов их семейімей.
Социализация осуществляется с помощью широкого набора средств, специфичных для определенного общества, социального положения, возраста человека К ним относятся способы кормления грудью и ухода за ним; методы поощрения и наказания в семье, в группах сверстников, в учебных ных и профессиональных группах, разнообразные виды и типы отношений в основных сферах жизнедеятельности человека (общение, игра, спорт и др.) Чем лучше организованы социальные группы, тем больше возможностей вы представить социализирующую влияние на личность Однако социальные группы неравнозначны по своим возможностям оказывать влияние на личность на разных этапах ее онтогенетического развития Так, в раннем и дошкил ьному возрасте наибольшее влияние оказывает семья В подростковом и юношеском возрасте увеличивается и оказывает действенное влияние группа сверстников, в зрелом же возрасте на первое место по значимости выдвигается хозяйствово й состояние, трудовой и профессиональный коллектив, отдельные личности Есть факторы социализации, ценность которых сохраняется на протяжении всей жизни человека Это нация, ментальность, этнос время все большее значение вч карманы предоставляют макрофакторы социализации, в том числе И природно-географическим условиям, поскольку установлено, что они влияют на становление личностиобистості.
Факторы социализации - это развивающая среда, должно быть спроектировано, хорошо организованное и даже построено Важнейшим требованием к развивающей среды является создание атмосферы, в которой п господствовать гуманные отношения, доверие, безопасность, возможность личностного роста. Вместе с тем, нельзя переоценивать роль социальных факторов в формировании личности Еще Аристотель писал, что душа \"есть неисписанная книга природы, опыт наносит на ее страницы Свои письмена\" Д.Локк считал, что человек рождается с душой чистой, как доска (tabyla rasa), покрытая воском. Воспитание пишет на этой доске все, что ему заблагорассудится. Социальная среда в этом случае трактовалось метафизически, как что-то неизменное, роковое, определяющее судьбу человека, а человек трактовалась как пассивный объект воздействия средвпливу середовища.
Переоценка роли среды (Гельвеций, Дидро, Оуэн) позволила сделать вывод: чтобы изменить человека, нужно изменить среду Но среда - это, в первую очередь, люди, поэтому получается замкнутый круг Щ Чтобы изменить среду, нужно изменить людей Однако, человек не пассивный продукт среды, она тоже влияет на среду Изменяя среду, человек тем самым изменяет сам себе.
Признание деятельности личности ведущим фактором ее становления выдвигает вопрос о целенаправленную активность, саморазвитие личности, т.е. вопрос о непрерывную работу над собой, над собственным духовным развитием. Саморазвитие обеспечивает возможность последовательного усложнения задач и содержания образования, реализации возрастного и индивидуального подхода, формирования творческой индивидуальности школьника и стимулирования личностью своего дальнейшего развития.
Характер развития личности, широта, глубина этого развития при одинаковых условиях обучения и воспитания зависит в основном от ее собственных усилий, от той энергии и работоспособности, которые она проявляет в различных видах деятельности, разумеется, с соответствующей поправкой на природные задатки. Именно этим во многих случаях объясняются те различия в развитии людей, в том числе и школьников, которые живут и воспитываются в одних и тех же условиях и испытывают на себе примерно одинаковые воспитательные влияние.
Отечественная педагогика руководствуется положением о том, что свободный и гармоничное развитие личности возможно в условиях коллективной деятельности Конечно, при определенных условиях коллектив нивелирует личность Однако и индивидуальность может развиваться и найти свое выражение в коллективе Организация различных форм коллективной деятельности (учебно-познавательная, трудовая, художественно-эстетическая и др.) способствует выявлению творческие ого потенциала личности Коллектив с его общественным мнением, традициями, обычаями незаменим как фактор формирования общественного положительного опыта.
Информация о работе Интеграция влияния микрофакторов как социально-педагогическая проблема