Интеграция влияния микрофакторов как социально-педагогическая проблема

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 05 Мая 2014 в 20:28, контрольная работа

Описание работы

Социализация происходит в процессе стихийного взаимодействия человека с обществом и стихийного влияния на него различных, порой разнонаправленных обстоятельств жизни; в процессе влияния со стороны государства на те или иные категории людей; в процессе целенаправленного создания условий для развития человека, т.е. воспитания; в процессе саморазвития, самовоспитания человека. Воспитание можно определить как относительно социально контролируемый процесс развития человека в ходе его социализации.

Файлы: 1 файл

к.р соц пед.docx

— 35.57 Кб (Скачать файл)

Введение  
 
Развитие человека во взаимодействии и под влиянием окружающей среды в самом общем виде можно определить как процесс и результат его социализации, т.е. усвоения и воспроизводства культурных ценностей и социальных норм, а также саморазвития и самореализации в том обществе, в котором он живет. 
Социализация происходит в процессе стихийного взаимодействия человека с обществом и стихийного влияния на него различных, порой разнонаправленных обстоятельств жизни; в процессе влияния со стороны государства на те или иные категории людей; в процессе целенаправленного создания условий для развития человека, т.е. воспитания; в процессе саморазвития, самовоспитания человека. Воспитание можно определить как относительно социально контролируемый процесс развития человека в ходе его социализации. 
Поскольку социальное воспитание лишь составная часть процесса социализации, то оно рассматривается в следующем контексте: какие социальные обстоятельства прямо или косвенно влияют на воспитание человека в масштабах планеты, страны, места его проживания (регион, район, тип поселения), какую роль в жизни ребенка играют средства массовой коммуникации, семья, общение с окружающими людьми и некоторые другие факторы. 
Становление социальной активности начинается с раннего детства и продолжается на протяжении всей жизни человека. Ряд ученых (И.В. Дубровина, Р.В. Овчарова, С.А. Кузнецова и др.) отмечают особое значение микрофакторов в данном процессе. 
Это положение и определило тему нашей работы: «Интеграция влияния микрофакторов как социально-педагогическая проблема». 
Методы исследования: теоретико-ориентированные – анализ литературы, обобщение и систематизация материала.

ПОНЯТИЕ И СУЩНОСТЬ СОЦИАЛИЗАЦИИ.

Социализация - это включение, вхождение, встраивание человека в социальные отношения, социальный мир, усвоение им социальных ценностей, норм поведения, знаний, навыков и умений, сформированных и утвержденных в обществе.8 Понятие "социализация" используется в философии, психологии, социологии, педагогике. Впервые это понятие описано в конце 40 - начале 50х г.г. у американских психологов и социологов (А. Парк, Д. Даллард, Дж. Кольман, В. Уолтер и др.). 
Понятие "социализация" часто сводится к адаптации. Так в структурно - функциональной школе социологии (Т. Парсонс, Р. Мертон) социализация раскрывается на основе понятия адаптации и толкуется как процесс вхождения человека в макро - и микро - социальную среду, приспособление индивида к существующим социальным процессам, как интеграция его с обществом - т.е. данный подход акцентирует внимание на человеке как объекте. 
Напротив, в рамках гуманистической психологии (А. Маслоу,. К. Роджерс, А. Оллпорт и др.) социализация рассматривается как процесс самоактуализации личности, т. е. реализации ею своих потенций и творческих способностей. Индивид мыслится здесь как целостная 
самостановящаяся, саморазвивающаяся система на основе самосознания и самовоспитания, как активный субъект. 
таким образом, социализация личности представляет собой сложный процесс взаимодействия индивида с социальной средой, в итоге которого формируются качества человека как полноценного субъекта социальных отношений. социализация, следовательно, выступает как процесс и как результат усвоения социального опыта на основе общения и деятельности индивидов. 
Корни (причины) социализации: 
Биологические корни. необходимость социализации обусловлена биологической ограниченностью человека: т.е. ряд способностей и качеств человека, без которых он неспособен существовать и реализовывать свою жизнедеятельность, - добывать пищу, одеваться, строить жилище и др. - человек, родившись, постепенно должен перенять от других (родителей и т.д.). Дело в том, что эти витальные сложные формы поведения не запрограммированы в генах человека и не передаются по наследству. Им человек должен обучиться, усвоить опыт других. так, в течении первого года жизни обеспечение пищей зависит целиком от взрослых, тогда, как например, дети обезьян сами добывают себе пищу уже через 3 - 6 месяцев после рождения. 
Социокультурные причины. Необходимость социализации обусловлена также рамками культуры данного общества, которая требует формирования у человека определенных, важных именно для данного социума качеств. так, у американцев ценится прагматизм, деловая активность, независимость, свобода и пр. Именно эти качества формируются у американцев с помощью разных институтов и многообразными средствами. таким образом, культура определяет направленность социализации и ее методы. 
Социализация является непрерывным процессом и происходит в течении всей жизни человека. Вместе с тем имеются значительные различия социализации в детстве, молодости, в зрелом и пожилом возрасте. 
В детстве и молодости (юности) социализация происходит наиболее интенсивно - идет процесс становления личности и ее основных качеств - характера, интеллекта, сознания и самосознания, мировоззрения, личностных нравственных качеств, формирования половой идентичности (половая социализация). 
особенности социализации взрослых: социализация взрослых выражается, главным образом, в изменении их внешнего поведения, тогда как детская социализация формирует базовые ценности и нормы поведения. Взрослые способны оценивать нормы, тогда как дети только усваивают их. В оценке ситуации и своего поведения взрослые способны различать не только "черное" или "белое", но и промежуточные цвета - т.е. оценка у взрослых более гибка, лабильна и осознана. 
Социализация взрослых направлена, прежде всего, на то, чтобы помочь человеку овладеть конкретными навыками, опытом, знаниями (стать военным, управленцем и т.д.). Социализация же детей направлена, главным образом, на мотивацию их поведения. 
Различия в социализации детей и взрослых обусловлены различиями в содержании переломных, критических этапов в жизни тех и других и соответствующими различиями в их осмыслении (у взрослых), переживании - т.е. социализация выступает как процесс адаптации индивида к витальным изменениям во внешней среде и в жизни самой личности: смерть близких; уход с работы; несчастный случай, повлекший инвалидность; серьезная болезнь; выбор профессии и т.д. Например, возрастные кризисы личности - "кризис 40 - летних" (когда люди нередко теряют прежний смысл жизни, работа наскучила, семья кажется "опустевшим гнездом"), уход на пенсию и пр. 
Кризисы у взрослых в зависимости от характера, темперамента, установок личности, интеллекта, пола, жизненного опыта переживаются по разному: некоторые, например переживают значительный стресс, глубокую тревогу, страх смерти и т.д. 
Данный подход к социализации взрослых называется адаптивным: жизнь взрослых рассматривается как ряд ожидаемых и неожиданных кризисов, которые личность должна осмыслить и преодолеть. 
Другой - развивающий подход также исходит из того, что жизнь - это переход от одного этапа и кризиса к другому и их преодоление. однако при этом подчеркивается, что кризисы создают основу для дальнейшего роста. 
Иной подход предложен американским психологом Роджером Гоулдом (1978). Согласно ему социализация взрослых не является продолжением социализации детей, а, напротив, представляет процесс преодоления психологических особенностей (психических травм и пр.), возникших в детстве. 
Роджер Гоулд в духе З. Фрейда признает, что психические травмы, полученные в детстве, определяют формирование личности, но он считает, что их можно частично преодолеть. По Гоулду, люди в зрелом возрасте на основе опыта и самосознания могут осознать, что ряд понятий внушенных им в детстве, неверны, что родители далеки от совершенства, что необязательно подчиняться авторитетам, что в жизни надо надеяться, прежде всего, на себя, что окружающие имеют и достоинства и недостатки и пр. 
Этот процесс преодоления детских мифов ведет к успешной социализации взрослых, формирует более объективные, критические реалистические позиции и взгляды людей, делает их терпимее, щедрее, умудреннее и свободнее в своем поведении и деятельности. 
Процесс социализации взрослых включает различные формы, среди которых особое значение в жизнедеятельности взрослых имеют десоциализация и ресоциализация. 
Как и весь процесс социализации, десоциализация и ресоциализация связаны с важнейшими этапами - жизненными циклами человека, становлением его социальной зрелости, самосознания и т. д. (например, окончание школы и поступление в вуз или на производство, выбор профессии, женитьба и пр.). 
В свою очередь, жизненные циклы индивида связаны с социальными ролями его, которые он выполняет и меняет в процессе перехода от одного этапа к другому. Смена социальных ролей с переходом от одного жизненного цикла к другому, отказ от прежних норм, ценностей, окружения, установившихся ранее форм поведения и обретение новых форм поведения и деятельности, новых ценностей, правил, новых друзей и пр. и выражается в понятиях десоциализация и ресоциализация. 
Десоциализация - это процесс изменения (разрушение, отучение) старых ролей, прежних ценностей, норм и правил поведения, стереотипов деятельности. 
Ресоциализация - это процесс обучения новым ролям (в том числе, восстановление разрушенных ролей), ценностям, нормам и правилам поведения и деятельности (например, переподготовка, обучение новым профессиям и пр.). 
Таким образом, десоциализация и ресоциализация - диалектически взаимосвязанные процессы отрицания старого (десоциализация) и обретение нового (ресоциализация). 
В детстве и отрочестве резких изменений в жизни ребенка и подростка обычно не бывает (кроме экстремальных ситуаций - смерть родителей, преступление и попадание в исправительные учреждения, психическая болезнь и помещение в психиатрическую больницу и пр.) 
Американский психолог Ирвин Гоффман выделил следующие признаки ресоциализации в экстремальных условиях (помещение в тюрьму, больницу, призыв в армию) 
Изоляция от внешнего мира (высокие стены, решетка, спецпропуска и т.п.); 
Постоянное общение с одними и теми же людьми, с которыми индивид работает, отдыхает, спит; 
Утрата прежней идентификации, которая происходит через ритуал переодевания (замена гражданской формы спецформой); 
Замена старой обстановки на новую, обезличенную; 
Отвыкание от старых привычек, ценностей, обычаев и привыкание к новым; 
Утрата свободы действий. 
Поскольку человек не готов к такой перемене среды (его к этому не готовили), он может нравственно деградировать в указанных условиях (негативная ресоциализация). 
Десоциализация может быть слишком радикальной и тогда позитивная ресоциализация уже не поможет - разрушены основы личности. 
Вместе с тем, позитивная ресоциализация может быть также радикальной (например, русский, обосновавшийся в США, попадает в новую культуру, отвыкает от старых привычек и т.д. и обретает новые; человек ушедший в монастырь, не становится духовно нищим). 
Одним из сложных типов социализации взрослых является социализация пожилых. Основные особенности и сложности этой социализации в следующем: 
Адаптация к старости может не вести к росту и развитию; 
Развитие личности может прекратиться или она может даже деградировать  из-за ослабления 
физических и психологических возможностей человека. Пожилые плохо адаптируются к 
старости, ибо здесь меньше, чем раньше, радостей, благ, запоминающихся событий и впечатлений (рост дохода, женитьба, власть, любовные приключения и пр.); 
Чаще происходят потери (друзей, близких, знакомых), дети уезжают и т.д. - отсюда 
одиночество и стрессы; 
Роли пожилых не определены четко (вдова не жена, эксначальник уже не начальник и т.д.); 
Старики не пользуются как в другом возрасте, престижем, почетом и т.д. (исследование Ирвина Розова, 1974).


 

 

Влияние среды на развитие личности

Человек становится личностью только в процессе социализации, т.е. общения, взаимодействия с другими людьми Вне человеческого общества духовное, социальное, психическое развитие происходить не может

Реальная действительность, в условиях которой происходит развитие человека, называется средойНа формирование личности влияют разнообразные внешние условия, в том числе географические и социальные, школьные и семейные Когда педагоги говорят о влиянии среды, то имеют в виду, прежде всего, с среду социальное и домашнее Первое относят к дальнему окружения, а второе - в ближайшее Понятиеття социальную среду имеет следующие общие характеристики, как общественный строй, система производственных отношений, материальные условия жизни Ближайшее среда - семья, родственники, друзья

Большое влияние на развитие человека, особенно в детстве, оказывает домашнюю среду В семье проходят первые, решающие для становления, развития и формирования годы жизни человека Семья определяет круг ин ересь и потребностей, взглядов и ценностных ориентаций Семья же, обеспечивает и условия для развития природных задатков Моральные и социальные качества личности также закладываются в семьиім'ї.

Взаимодействие человека с обществом называется \" социализация \"Понятие о социализации как процесс полной интеграции личности в социальную систему, в ходе которого осуществляется ее приспособление, сформировалось в американской социологии (Т Парсонс, Р Мертон) В трад дициях этой школы социализация раскрывается с помощью понятия \"адаптацияuot;адаптація".

Понятие адаптация, будучи ведущим понятием биологии, означает приспособление живого организма к условиям среды Оно было экстраполированы в обществоведение и стало означать процесс приспособления человека к условиям соц социальном среды Так возникли понятия социальной и психической адаптации, результатом которой является адаптированность личности к различным социальным ситуациям, микро-и макрогрууп.

С помощью понятия адаптация социализация трактуется как процесс вхождения человека в социальную среду и ее приспособления к культурным, психических и социальных факторов Несколько иначе осмысливается сущность социализации в гуманистической психолог гии, представителями которой являются Г Олпорт, А Маслоу, К Роджерс и др. В ней социализация - это процесс самоактуализации \"Я-концепции\", само реализации личностью своих потенциальных творческих способностей, перебор вания негативных воздействий среды, мешающих ее саморазвитию и самоутверждению Здесь субъект рассматривается как саморозвиваюча система, как продукт самовоспитания Эти два подхода не противоречат друг от ному, а определяют двусторонний процесс социализацицес соціалізації.

Общество с целью воспроизводства социальной системы, сохранения своих структур стремится сформировать социальные стереотипы и стандарты (групповые, классовые, этнические, профессиональные и др.), образцы поведения Чтобы не е быть в оппозиции по отношению к обществу, личность усваивает этот социальный опыт путем вхождения в социальную среду, систему существующих социальных связей Однако, в связи со своей природ ной активностью личность сохраняет и развивает тенденцию к автономии, независимости, свободы, формирования собственной позиции, не повторной индивидуальности Результатом выявления такой тенденции? и преобразования не только самой личности, но и обществоства.

Таким образом, сущностное содержание социализации раскрывается в совокупности таких ее процессов, как адаптация, интеграция, саморазвитие и саморегуляция их диалектическое единство обеспечивает оптимальное развитие ос собистости протяжении всей жизни человека во взаимодействии с окружающей средум.

Социализация - это непрерывный процесс, который продолжается в течение всей жизни Он состоит из этапов, каждый из которых \"специализируется\" на решении определенных задач, без решения которых следующий этап может не наступить, быть искаженным или заторможенным В отечественной науке при определении стадий (этапов) социализации считают, что она осуществляется более плодотворно в трудовой деятельности В зависимости от отнош ения к трудовой деятельности выделяют следующие ее стадиині її стадії:

- к трудовой, содержащий весь период жизни человека до начала трудовой деятельности Эта стадия разделяется на два более или менее самостоятельные периода: ранняя социализация, охватывающая время от рождения ребенка до его вступления й в школу; юношеская социализация - обучение в школе, техникуме, вузе;

- трудовая стадия охватывает период зрелости человека;

- пислятрудова стадия, наступающая в пожилом возрасте в связи с прекращением активной трудовой деятельности

АВПетровський выделил три макрофазы социального развития личности на к трудовой стадии:детство - адаптация индивида, овладение нормами социальной жизни; отрочество - индивидуальная, выражающаяся в необходимости индивида в максимальной персонализации, в потребности \"быть личностью\"; юность - интеграционная, что выражается в приобретении черт и свойств личности, отвечают необходимости и потребностям группового и личностного развития

Какие же факторы социализации и формирования личности? Факторами социализации называют такие обстоятельства, при которых создаются условия для осуществления процесса социализации АВМудрик выделил основные факторы специализации, объединив их в четыре группы:

- мегафакторы (мега - очень большой, общий) - космос, планета, мир, которые в той или иной степени через другие группы факторов влияют на социализацию всех жителей планеты или очень больших труп людей, проживающих в в отдельных странах

- макрофакторы (макро - большой) - страна, этнос общество, государство, которые влияют на социализацию всех жителей, проживающих в определенных странах (это влияние опосредованное другими группами факторов)

- мезофакторы (мезо - \"средний, промежуточный\") - условия социализации больших групп людей, выделяемых: по месту и типу поселения, в котором они живут (регион, село, поселок, город), по принадлежности к аудитории тех или других сетей массовой коммуникации (радио, телевидение, кино и др.), по принадлежности к тем или иным субкульту субкультур.

- микрофакторы - это те, которые непосредственно влияют на конкретного человека - семья и домашний очаг, группа сверстников, микросоциум, организации, в которых осуществляется социальное воспитание - учебные, профессиональные, гром щественные и и.

микрофакторы оказывают влияние на развитие личности через так называемых агентов социализации, т.е. лиц, в непосредственном взаимодействии с которыми происходит ее жизнь На разных возрастных этапах состав агентов р разное Так, в отношении детей и подростков таковы родители, братья и сестры, родственники, ровесники, соседи, учителя В юности или в молодости агентами также супруг, коллеги по работе, уч Анне и службе в армии В зрелом возрасте добавляются собственные дети, а в пожилом и членов их семейімей.

Социализация осуществляется с помощью широкого набора средств, специфичных для определенного общества, социального положения, возраста человека К ним относятся способы кормления грудью и ухода за ним; методы поощрения и наказания в семье, в группах сверстников, в учебных ных и профессиональных группах, разнообразные виды и типы отношений в основных сферах жизнедеятельности человека (общение, игра, спорт и др.) Чем лучше организованы социальные группы, тем больше возможностей вы представить социализирующую влияние на личность Однако социальные группы неравнозначны по своим возможностям оказывать влияние на личность на разных этапах ее онтогенетического развития Так, в раннем и дошкил ьному возрасте наибольшее влияние оказывает семья В подростковом и юношеском возрасте увеличивается и оказывает действенное влияние группа сверстников, в зрелом же возрасте на первое место по значимости выдвигается хозяйствово й состояние, трудовой и профессиональный коллектив, отдельные личности Есть факторы социализации, ценность которых сохраняется на протяжении всей жизни человека Это нация, ментальность, этнос время все большее значение вч карманы предоставляют макрофакторы социализации, в том числе И природно-географическим условиям, поскольку установлено, что они влияют на становление личностиобистості.

Факторы социализации - это развивающая среда, должно быть спроектировано, хорошо организованное и даже построено Важнейшим требованием к развивающей среды является создание атмосферы, в которой п господствовать гуманные отношения, доверие, безопасность, возможность личностного роста. Вместе с тем, нельзя переоценивать роль социальных факторов в формировании личности Еще Аристотель писал, что душа \"есть неисписанная книга природы, опыт наносит на ее страницы Свои письмена\" Д.Локк считал, что человек рождается с душой чистой, как доска (tabyla rasa), покрытая воском. Воспитание пишет на этой доске все, что ему заблагорассудится. Социальная среда в этом случае трактовалось метафизически, как что-то неизменное, роковое, определяющее судьбу человека, а человек трактовалась как пассивный объект воздействия средвпливу середовища.

Переоценка роли среды (Гельвеций, Дидро, Оуэн) позволила сделать вывод: чтобы изменить человека, нужно изменить среду Но среда - это, в первую очередь, люди, поэтому получается замкнутый круг Щ Чтобы изменить среду, нужно изменить людей Однако, человек не пассивный продукт среды, она тоже влияет на среду Изменяя среду, человек тем самым изменяет сам себе.

Признание деятельности личности ведущим фактором ее становления выдвигает вопрос о целенаправленную активность, саморазвитие личности, т.е. вопрос о непрерывную работу над собой, над собственным духовным развитием. Саморазвитие обеспечивает возможность последовательного усложнения задач и содержания образования, реализации возрастного и индивидуального подхода, формирования творческой индивидуальности школьника и стимулирования личностью своего дальнейшего развития.

Характер развития личности, широта, глубина этого развития при одинаковых условиях обучения и воспитания зависит в основном от ее собственных усилий, от той энергии и работоспособности, которые она проявляет в различных видах деятельности, разумеется, с соответствующей поправкой на природные задатки. Именно этим во многих случаях объясняются те различия в развитии людей, в том числе и школьников, которые живут и воспитываются в одних и тех же условиях и испытывают на себе примерно одинаковые воспитательные влияние.

Отечественная педагогика руководствуется положением о том, что свободный и гармоничное развитие личности возможно в условиях коллективной деятельности Конечно, при определенных условиях коллектив нивелирует личность Однако и индивидуальность может развиваться и найти свое выражение в коллективе Организация различных форм коллективной деятельности (учебно-познавательная, трудовая, художественно-эстетическая и др.) способствует выявлению творческие ого потенциала личности Коллектив с его общественным мнением, традициями, обычаями незаменим как фактор формирования общественного положительного опыта.

Информация о работе Интеграция влияния микрофакторов как социально-педагогическая проблема