Интеллектуальная готовность детей к обучению в школе

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 06 Апреля 2013 в 11:55, контрольная работа

Описание работы

Практическая значимость исследования состоит в выявлении и использования комплекса методик, направленных на изучение уровня интеллектуальной готовности к обучению в школе. Результаты и выводы исследования могут быть использованы для решения практических задач по подготовке к обучению в школе детей 6-7 лет. Поступление в школу — это начало нового этапа в жизни ребенка, вхождение его в мир знаний, новых прав и обязанностей, сложных и разнообразных отношений со взрослыми и сверстниками.

Содержание работы

Введение стр. 3-4
1.Понятие школьной зрелости и готовности к школьному обучению стр. 5-6
2. Интеллектуальная готовность к школьному обучению стр. 6-10
3. Практическая часть. Исследование основных психических процессов у детей 6-7 лет
3.1. Исследование логического мышления стр. 11-13
3.2. Исследование внимания стр. 13-16
3.3. Исследование кратковременной памяти стр. 16-18
Заключение стр. 19
Список литературы стр. 20-21

Файлы: 1 файл

Психология 2012.doc

— 115.50 Кб (Скачать файл)

  Тимофей К. По результатам диагностик показал средние результаты. Во время проведения исследования, на задания был настроен положительно, чувствовалось старание ребенка сделать все правильно. Уровень логического мышления, концентрации и распределения внимания и кратковременной памяти является достаточным для обучения в школе.

  Саша С. на все задания была настроена положительно, очень старалась при их выполнении. Но по результатам исследования показала в основном низкие результаты, что говорит о недостаточной сформированности у нее психических процессов. Возможно родителям надо оставить ребенка еще на 1 год в детском саду.

У Вероники Низкий уровень  мышления, но внимание находится на среднем уровне, на задания был настроен положительно, чувствовалось старание ребенка сделать все правильно. Сложив результаты можно считать, что ребёнок подготовлен частично и находится на низком уровне.

  По итогам исследования у Саши низкий уровень развития логического мышления, концентрации и распределения внимания и кратковременной памяти. Ребенок не смог сосредоточится на заданиях, постоянно отвлекался, баловался, поэтому не смог показать хорошие результаты.

  В общем, по результатам исследования психических процессов: логического мышления, концентрации и распределения внимания и кратковременной памяти,- можно сделать вывод, что большинство детей обладают достаточным уровнем интеллектуальной готовности к школе. У них присутствует способность обобщать, сравнивать объекты, классифицировать их, выделять существенный признак. И на основании этого определять причинно- следственные зависимости, делать вывод.

Высокий


 

Средний


 

Низкий



                Арина     Ваня      Тима     Вероника      Саша

 

 

 

 

Заключение

  Ребенок, поступая в школу, должен быть зрелым в физиологическом и социальном отношении, успешность обучения ребенка в школе также зависит от зрелости основных психических процессов. Психологическая готовность к обучению – понятие многоаспектное. Она предусматривает не отдельные знания и умения, а определенный набор, в котором должны присутствовать все основные элементы. Основными компонентами готовности к школьному обучению являются: интеллектуальная, личностная и эмоционально- волевая готовность. Все перечисленные составляющие школьной готовности важны в развитии ребенка. В случае, если есть недостаточная развитость какого-либо одного компонента возникает потребность в психологической помощи ребенку.

 От интеллектуальной  готовности к школе зависит  успех обучения. Если у ребенка  плохо развиты основные психические процессы, то учебная деятельность будет проходить тяжело. В целях интеллектуальной подготовки ребенка к школе взрослые должны развивать познавательные потребности, обеспечивать достаточный уровень мыслительной деятельности, предлагая соответствующие задачи, и дать необходимую систему знаний об окружающем.

  Необходимо отметить, что под пристальным вниманием учителей должны быть и индивидуальные особенности детей. Каждому ребенку с самого начала овладения учебными навыками следует помочь найти и сформировать свой стиль учебной деятельности – адекватной его природным особенностям и уровню готовности к новому виду учебной деятельности.

 По итогам практической  работы дети исследуемой группы  показали, что большинство из  них обладает достаточным уровнем основных психических процессов (мышления, внимания и памяти) для освоения учебной деятельности.

 

 

Список литературы

1. Архипова И. А. Подготовка ребенка к школе. Книга для родителя будущего первоклассника. – Екатеринбург, У – Фактория-2006.-224

2. Божович Л.И. Личность и ее формирование в детском возрасте – М-1968

3. Венгер Л.А. Готов ли ваш ребенок к школе. М- 1994

 4. Виноградова Н.Ф. Современные подходы к реализации преемственности между дошкольным и начальным звеньями системы образования – 2000-№1; с 7-12

 5. Вовчик-Блакитная Е.А. Детские контакты и их мотивы. С. 34-38. //Психология дошкольника. Хрестоматия /Сост. Г.А.Урунтаева. - 2-е изд., стереотип. - М.: Издательский центр «Академия», 1998. - 384 с.

6. В.С Волков, Н.В. Волкова. Как подготовить ребенка к школе. Ситуации. Упражнения. Диагностики. 2004 – 192с.

 7. Гуткина Н.И. Психологическая готовность к школе, 4-е издание – СПБ.: Питер,2006. -208с

8. Дубровина И.В. Готовность к школе. Руководство практического психолога.- М: 1995

 9. Журова Л. Е.,.Кочурова Е. Э, Кузнецова М.И. Диагностика готовности детей дошкольного возраста к обучению в школе. С. 81-104. - Тула: Родничок, 1999. - 832 с..

10. Завалко Н.А. Теория и практика индивидуализации процесса обучения в многоступенчатой системе «детский сад-школа-вуз». Дисс… докт. пед. наук. - Барнаул, 2000. - 336 с.

11. Каменская В.Г. Детская психология с элементами психофизиологии. – М: ФОРУМ: ИНФРА – 2005

 12. Коломинский Л.Л., Панько Е.А.Учителю о психологии детей шестилетнего возраста. М: 1998 – 190с.

13. Кравцова Е.Е.Психологические проблемы готовности детей к обучению в школе. М, 1993.

 14. Кулагина И.Ю. Возрастная психология (Развитие ребенка от рождения до 17 лет) – м: Издательство УРАО, 1997- 176 с.

 15. Мухина В.С. Шестилетний ребенок в школе.- М 1986.

16. Мухина В.С. Психология детства и отрочества. М, 1998 – 448с.

 17. Немов Р.С. Психология – М, 1994

 18. Нижегородцева Н.В., ШадриковВ.Д. Психолого–педагогическая готовность ребенка к школе./ Практическое пособие для практических психологов, педагогов и родителей. 2001 – 256с.

 19. Овчарова Р.В. Практическая психология в начальной школе. - М.: ТЦ «Сфера», 1996. - 240 с.

 20. Петрова О.О, Умнова Т.В. Возрастная психология, конспекты лекций. Ростов нД 2004. – 224с.

 21. Реан А.А., Костромина С.Н. Как подготовить ребенка к школе. – Спб: Питер Ком, 1998 -160с..

 22. Смирнов А.А. Избранные психологические труды. В 2т - М, 1987. Т1.

 23. Степанова М.И. Что такое «школьная зрелость»?// Справочник для родителей будущего первоклассника. - М: 1999-48с


Информация о работе Интеллектуальная готовность детей к обучению в школе