Автор работы: Пользователь скрыл имя, 05 Июля 2014 в 20:06, доклад
Для развития умственных способностей у школьников очень эффективными являются интеллектуальные игры. Таких игр очень много.
У детей интеллектуальные игры часто ассоциируются с обязательным школьным обучением и поэтому далеко не всегда воспринимаются положительно.
Задача педагога при проведении интеллектуальных игр — сделать этот вид деятельности привлекательным для детей, заинтересовать их.
Л. С. Выготский видел в игре неиссякаемый источник развития личности, сферу, определяющую “зону ближайшего развития”, он считал, что в игре возможны высшие достижения ребенка, которые завтра станут его реальностью.
ИНТЕЛЛЕКТУАЛЬНЫЕ ИГРЫ
Для развития умственных способностей у школьников очень эффективными являются интеллектуальные игры. Таких игр очень много.
У детей интеллектуальные игры часто ассоциируются с обязательным школьным обучением и поэтому далеко не всегда воспринимаются положительно.
Задача педагога при проведении интеллектуальных игр — сделать этот вид деятельности привлекательным для детей, заинтересовать их.
Л. С. Выготский видел в игре неиссякаемый источник развития личности, сферу, определяющую “зону ближайшего развития”, он считал, что в игре возможны высшие достижения ребенка, которые завтра станут его реальностью.
Ребенок, мало играющий, теряет в своем развитии, так как в игре, по выражению Л.С. Выготского, «ребенок всегда выше свое среднего возраста, выше своего обычного повседневного поведения; он в игре как бы на голову выше самого себя».
Интеллектуальные игры – это игры обучающие. Их основное назначение – способствовать усвоению и закреплению у детей знаний, умений, навыков, развитию умственных способностей и речи.
Сущность игрового метода заключается
не в противопоставлении игры труду, а
в их синтезе.
Игра относится к косвенному методу воздействия,
когда ребенок не ощущает себя объектом
воздействия взрослого, когда он полноправный
субъект деятельности. Поэтому в процессе
игры дети сами стремятся к преодолению
трудностей, ставят задачи и решают их.
(задача, скрытая в игровую форму, решается
ребенком более успешно, так как его внимание,
прежде всего, направлено на развертывание
игрового действия и выполнение правил
игры).
Игра – это то средство, где воспитание переходит в самовоспитание.
С точки зрения педагогики интеллектуально-познавательные игры при систематической их организации обладают огромным воспитательным потенциалом:
• стимулируют познавательный интерес ребенка;
• момент соревновательности позволяет воспитуемым адекватно оценить свои возможности, а в случае победы — утвердиться в глазах сверстников;
• при работе в команде развивают навыки коллективной деятельности, совместного поиска решения проблемы; при индивидуальной игре — быстроту в принятии решения, уверенность в собственных силах, концентрацию внимания.
Также основной функцией интеллектуальных игр является развитие мышления, логики, процессов анализа и синтеза, обобщения и классификации, сравнения и противопоставления.
Следует учитывать, что в интеллектуальной игре необходимо правильное сочетание наглядности, слова воспитателя и действий самих детей с игрушками, игровыми пособиями, предметами, картинками и т.д.
Система дидактических игр, направленных на развитие интеллектуальных способностей детей, разрабатывалась в трудах отечественных и зарубежных психологов - Л.С.Выготского, А.В.Запорожца, Г.П.Антоновой, Л.А.Венгер, Е.В.Заики, Б.П.Никитина и других.
КЛАССИФИКАЦИИ ИНТЕЛЛЕКТУАЛЬНЫХ ИГР.
Все интеллектуальные игры условно можно разделить на элементарные и составные (представляющие из себя сочетание элементарных).
ПО ИГРОВОМУ ДЕЙСТВИЮ:
ПО КОЛИЧЕСТВУ УЧАСТНИКОВ:
ПО ИГРОВОЙ ЦЕЛИ:
Мы выделили следующие функции интеллектуальной игры:
Все интеллектуально-познавательные игры обладают сходными чертами, а их подготовка и проведение, несмотря на разнообразие форм, осуществляются по одному организационному алгоритму
• оформление места проведения игры;
• подготовка необходимого реквизита;
• техническое обеспечение игры;
• организация работы ведущих.
Интеллектуальные игры для воспитуемых можно придумывать самим, можно воспользоваться уже имеющимися играми.