Интеллектуальные игры

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 05 Июля 2014 в 20:06, доклад

Описание работы

Для развития умственных способностей у школьников очень эффективными являются интеллектуальные игры. Таких игр очень много.
У детей интеллектуальные игры часто ассоциируются с обязательным школьным обучением и поэтому далеко не всегда воспринимаются положительно.
Задача педагога при проведении интеллектуальных игр — сделать этот вид деятельности привлекательным для детей, заинтересовать их.
Л. С. Выготский видел в игре неиссякаемый источник развития личности, сферу, определяющую “зону ближайшего развития”, он считал, что в игре возможны высшие достижения ребенка, которые завтра станут его реальностью.

Файлы: 1 файл

ИНТЕЛЛЕКТУАЛЬНЫЕ ИГРЫ.docx

— 17.58 Кб (Скачать файл)

ИНТЕЛЛЕКТУАЛЬНЫЕ ИГРЫ

Для развития умственных способностей у школьников очень эффективными являются интеллектуальные игры. Таких игр очень много.

У детей интеллектуальные игры часто ассоциируются с обязательным школьным обучением и поэтому далеко не всегда воспринимаются положительно.

Задача педагога при проведении интеллектуальных игр — сделать этот вид деятельности привлекательным для детей, заинтересовать их.

Л. С. Выготский видел в игре неиссякаемый источник развития личности, сферу, определяющую “зону ближайшего развития”, он считал, что в игре возможны высшие достижения ребенка, которые завтра станут его реальностью.

Ребенок, мало играющий, теряет в своем развитии, так как в игре, по выражению Л.С. Выготского, «ребенок всегда выше свое среднего возраста, выше своего обычного повседневного поведения; он в игре как бы на голову выше самого себя». 

Интеллектуальные игры – это игры обучающие. Их основное назначение – способствовать усвоению и закреплению у детей знаний, умений, навыков, развитию умственных способностей и речи.

Сущность игрового метода заключается не в противопоставлении игры труду, а в их синтезе.  
Игра относится к косвенному методу воздействия, когда ребенок не ощущает себя объектом воздействия взрослого, когда он полноправный субъект деятельности. Поэтому в процессе игры дети сами стремятся к преодолению трудностей, ставят задачи и решают их. (задача, скрытая в игровую форму, решается ребенком более успешно, так как его внимание, прежде всего, направлено на развертывание игрового действия и выполнение правил игры).

Игра – это  то средство, где воспитание переходит в самовоспитание.

С точки зрения педагогики интеллектуально-познавательные игры при систематической их организации обладают огромным воспитательным потенциалом:

• стимулируют познавательный интерес ребенка;

• момент соревновательности позволяет воспитуемым адекватно оценить свои возможности, а в случае победы — утвердиться в глазах сверстников;

• при работе в команде развивают навыки коллективной деятельности, совместного поиска решения проблемы; при индивидуальной игре — быстроту в принятии решения, уверенность в собственных силах, концентрацию внимания.

Также основной функцией интеллектуальных игр является развитие мышления, логики, процессов анализа и синтеза, обобщения и классификации, сравнения и противопоставления.

Следует учитывать, что в интеллектуальной игре необходимо правильное сочетание наглядности, слова воспитателя и действий самих детей с игрушками, игровыми пособиями, предметами, картинками и т.д.

Система дидактических игр, направленных на развитие интеллектуальных способностей детей, разрабатывалась в трудах отечественных и зарубежных психологов - Л.С.Выготского, А.В.Запорожца, Г.П.Антоновой, Л.А.Венгер, Е.В.Заики, Б.П.Никитина и других.

 

 

 КЛАССИФИКАЦИИ ИНТЕЛЛЕКТУАЛЬНЫХ ИГР.

Все интеллектуальные игры условно можно разделить на элементарные и составные (представляющие из себя сочетание элементарных). 

ПО ИГРОВОМУ ДЕЙСТВИЮ:

  • Предметные
    • Настольно-печатные
    • Настольно-предметные шашки, шахматы, домино, лото, сома, Го, сого, игры Рубика, игры Никитина, спички, «Морской бой», судоку
    • пространственные
  • Словесные
    • загадки,
    • логические задачи (и загадки-истории),
    • игры в слова («Эрудит». «Балда», «Города», «Да и Нет» и пр.),
    • ребусы,
    • кроссворды
    • викторины

ПО КОЛИЧЕСТВУ УЧАСТНИКОВ: 

  • Индивидуальные
  • Парные
  • Командные и массовые викторины.

 

 ПО ИГРОВОЙ ЦЕЛИ:

  • Соревновательные и интерактивные
  • Пространственные и комбинаторные
  • Логические

 

Мы выделили следующие функции интеллектуальной игры:

  • функция межнациональной коммуникации;
  • функция самореализации человека в игре;
  • диагностическая функция игры;
  • игротерапевтическая функция игры;
  • функция коррекции в игре;
  • развлекательная функция игры.

 

Все интеллектуально-познавательные игры обладают сходными чертами, а их подготовка и проведение, несмотря на разнообразие форм, осуществляются по одному организационному алгоритму

• оформление места проведения игры;

• подготовка необходимого реквизита;

• техническое обеспечение игры;

• организация работы ведущих.

 

Интеллектуальные игры для воспитуемых можно придумывать самим, можно воспользоваться уже имеющимися играми.

 


Информация о работе Интеллектуальные игры