Автор работы: Пользователь скрыл имя, 20 Октября 2014 в 18:04, реферат
Описание работы
В основе данного руководства лежит понимание необходимости введения в учебный процесс средств, облегчающих воспитание вдумчивости, рефлексии. Эта проблема, по мнению известного психолога Дж. Брунера, является одной из величайших, среди возникающих перед составителями учебных программ.
Сложность, избыточность конструкции
характеризует общую энергию. Чем больше
деталей, тем энергичнее человек. Соответственно,
чем экономнее рисунок, тем ярче выражено
стремление к экомии своих сил. Это может
быть связано с застенчивостью, соматическими
заболеваниями
Содержание рисунка
Тематически животные делятся
на угрожающие и нейтральные. Это отношение
к своему "я", представление о своем
положении в мире. Несоответствие размера
рисунка с размерами животного свидетельствует
о внутреннем конфликте. Например, слоноподобное
животное размером в 1/6 часть листа, или
мухообразик во весь лист. Положение в
фас трактуется как эгоцентризм.
Внешний вид животного
Внешний вид животного, непосредственное
впечатление от рисунка очень важны для
различения прямой и защитной агрессии.
По внешнему виду можно судить о том, нарисовано
ли оно страшным, злым или совсем не страшным,
безобидным; запугивает оно или холодно
убивает; нападает и съедает или устрашает.
Любые очевидные аксессуары нападения,
нарисованные, но не объявленные таковыми
- это проявление агрессии, причем именно
собственной, а не защитной агрессии. Для
боязни агрессии очень характерны гигантские
размеры животного. Сам рисунок может
быть небольшим, но в рассказе автор сообщает,
что его животное "выше Останкинской
башни". Присвоение животному больших
размеров может являться "простым и
незамаскированным исполнением желания
быть большим". Если у Вас возникает
предположение о боязни агрессии, а ребенок
сам ничего не говорит о размерах своего
существа, то нужно специально об этом
спросить. Боязнь агрессии может проявиться
в подчеркнуто выразительной агрессивности
изображенного животного. В этом случае
автор идентифицируется не с нарисованным
животным, а с самой опасностью, страхом.
Как правило это встречается лишь в случае
истинного невроза.
Детали, соответствующие органам
чувств: уши, рот, глаза
Глаза
Глаза - символ человеческого
страха. Это значение особенно подчеркивается
прорисовкой радужки. Ресницы - истероидно-демонстративные
манеры поведения для женщин; для мужчин
- женственные черты характера, а также
заинтересованность в восхищении окружающих
внешней красотой и манерой одеваться,
придание этому большого значения.
Уши
Значение детали "уши"
- прямое: заинтересованность в информации,
значимой для окружающих.Необычно большое
количество глаз, ушей - разных органов
чувств, призванных напряженно следить
за миром, чтобы не пропустить никакой
опасности и угрозы - сигнализуруют об
остром чувстве тревоги
Рот
Приоткрытый рот с прорисовкой
губ - большая речевая активность в сочетании
с чувственностью.Открытый рот без прорисовки
губ и языка, особенно зачерченный - легкость
возникновенимя страхов, опасений недоверия.
Рот с зубами - вербальная агрессия, обычно
защитная. Для детей и подростков зачерчение
рта округлой формы говорит о боязливости
и тревожности. ПокровыРога -Рога являются
символом защиты и агрессии.
Опорная часть фигуры
Несущая, опорная часть фигуры:
ноги, лапы, постамент. Рассматривается
основательность этой части фигуры по
отношению к размерам всей фигуры и форма.
Основательность - обдуманность, рациональность
при принятии решений, опора на существенную,
значимую информацию, существенные положения.
Следует обратить внимание на характер
соединения ног с корпусом: соединение
точное, тщательное или слабое, небрежное,
не соединено совсем. Это характер контроля
за своими суждениями, выводами, решениями.
Однотипность и однонаправленность, а
также повторяемость форм ног, любых элементов
опорной части это - свительство стабильности
и конформизма в суждениях и установках.
Соответственно, обратное (разнообразие
в форме и расположении несущих частей
тела) свидетельствует о самостоятельности
и непостоянстве.
Части над фигурой
Функциональные части, возвышающиеся
над уровнем фигуры, интерпретируются
как показатели энергии, охвата разных
областей человеческой деятельности,
уверенности в себе, стремление руководить,
доминировать над окружающими. Украшающие
части, возвышающиеся над уровнем фигуры,
свидетельствуют о демонстративности,
склонности к обращению на себя внимания,
манерности.
Перья
Наличие перьев выдает тенденцию
к самоукрашению или самооправданию, к
демонстративности.
Грива, шерсть, подобие прически=
Грива, шерть, волосяной покров
интерперетируются как чувственность,
подчеркивание своего пола, а иногда ориентировка
на свою сексуальную роль.
Хвост
Хвосты выражают отношение
рисующего к собственным действиям и результатам
своей деятельности. Оценка их обозначена
направлением хвоста. Движение вверх,
(хвост трубой или морковкой) - уверенность
в своих действиях и их результатах. Движение
вниз (поджатый хвост) - недовольство собой,
подавленность, сожаление о содеянном.Если
хвост направлен вправо, то чувство вызвано
недовольством по поводу своих действий.
Если хвост направлен влево, то испытывается
неудовлетвореность в связи со своими
мыслями, пропущенным моментом, собственной
нерешительностью
Характер линий
Слабые, паутинообразные линии
связываются с слабостью, стремлением
к экономии сил. Линии с сильным нажимом
сигнализируют о тревожности. При этом
Важно обратить внимание, какая деталь
выполнена с повышенным нажимом, чтобы
понять, с чем связана тревога.
Название несуществующего животного
Название животного используется
для определения типа мышления. Названия,
составленные из нескольких названий
или частей названий других животных,
говорят о рациональном, научном подходе.
Название по звучанию, состоящее из нескольких
слогов или звуков, которые сами по себе
смысла не имеют, характеризуют художественный
тип мышления. Кроме того название несуществующего
животного может говорить о способе представления
себя другим людям перед процессом взаимодействия:
Псевдонаучные - с латинскими
окончаниями это -демонстрация своей образованности
и значительности своего интеллектуального
уровня.
Названия с повторяющимся слогом
- инфантильность.
Название с ироническим звучанием
- ироническое отношение к людям и ситуации
тестирования.
Название, не имеющее никакой
связи с рисунком- несерьезность, поверхностность.
Все описанные в руководстве
признаки и их характеристики могут быть
сведены в единую таблицу.
Уровни интерпретации
В зависимости от глубины поставленной
задачи, опыта и квалификации специалиста
можно выделить несколько уровней интерпретации
одного и того же проективного рисунка.
На самом поверхностном уровне в соответствии
с таблицей интерпретатора выделяется
список особенностей личности. При этом
специалист не заботится о составлении
целостного портрета. Более глубокий уровень
предполагает установление связей между
определенными чертами рисунка, первичную
иерархизацию выделенных черт. При таком
подходе значимыми признаками рассматриваются
только симптомокомплексы - свойства,
подтверждаемые разными элементами рисунка.
Таким образом, незначимые элементы впрямую
не интерпретируются. Например, наличие
глаза средней величины при отсутствии
каких-либо признаков агрессии или защиты,
демонстративности и т.п. может не интерпретироваться
как страх). Этот уровень позволяет дать
характеристику отличительных особенностей
личности. Следующий уровень анализа рисунка
позволяет нарисовать динамическую картину
личности с точки зрения ее основной проблематики.
На этом уровне специалист способен выделить
основные проблемы, которые формируют
характер личности, стиль поведения и
проявления в различных ситуациях.