Использование активных методов на уроках в начальной школе

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 09 Мая 2013 в 23:26, доклад

Описание работы

Изучая методическую литературу, наблюдая и анализируя уроки в школе невольно задумываешься об активных методов обучения. Редко удивит нас парная, групповая работа, деловая игра, дискуссия. Чаще встречаются уроки-игры, уроки-путешествия. Хотя в задачи технологии активного обучения входит развитие познавательной сферы обучающихся и сознательное активное осмысление и усвоение ими информации, ее можно использовать только тогда, когда обучаемые уже владеют основами необходимой информации, полученной, как правило, традиционными методами. Поэтому нецелесообразно противопоставлять традиционные и инновационные методы.

Файлы: 1 файл

Prakticheskaya_chast_olya.docx

— 22.42 Кб (Скачать файл)

 2.1. Методика исследования влияния активных методов обучения на познавательную активность учащихся

Изучая методическую литературу, наблюдая и анализируя уроки в  школе невольно задумываешься об активных методов обучения. Редко удивит нас парная, групповая работа, деловая игра, дискуссия. Чаще встречаются уроки-игры, уроки-путешествия. 
Хотя в задачи технологии активного обучения входит развитие познавательной сферы обучающихся и сознательное активное осмысление и усвоение ими информации, ее можно использовать только тогда, когда обучаемые уже владеют основами необходимой информации, полученной, как правило, традиционными методами. Поэтому нецелесообразно противопоставлять традиционные и инновационные методы. Необходимо находить разумное сочетание и использование сильных сторон в зависимости от стоящих перед учебно-воспитательным процессом задач и возникающих ситуаций. 
Как известно к активным методам обучения относятся проблемные ситуации, обучение через деятельность, групповая и парная работа, деловые игры, драматизация, театрализация, творческая игра «Диалог», «Мозговой штурм», «Круглый стол», дискуссия, метод проектов, методы удивления, любования, уверенности, успеха, диалога, метод эвристических вопросов, игровое проектирование, имитационный тренинг, организационно-деловые игры (ОДИ), организационно-мыслительные игры (ОМИ), дискуссия, синектика и другие. 
Мы видим, что технология активного обучения включает в себя методы, стимулирующие познавательную деятельность обучающихся, вовлекающие каждого из них в мыслительную и поведенческую активность, и направлена на осознание, отработку, обогащение и личностное принятие имеющегося значения каждым учеником. 
Я заметила на практике, что многие проблемы можно решить, подружив ребят с образом. В изучении математики неоценимую помощь оказывают «девочка Точка» и ее подружки, «малыш Треугольник» и его старшие братья. Мир однообразных чисел оживает перед ребенком, раскрывается смысл числа и счета еще до полного его осознания. Одновременно у детей развивается речь и появляется интерес к учебе.  
На уроках литературы присутствуют образы-фигурки героев, изготовленные детьми различными способами. Ученики дают им советы, ведут с ними диалоги, утешают и поздравляют их. 
Часто ученики выполняли домашнее задание по литературе на выбор: кто-то учит отрывок наизусть, кто-то приносит рисунок по прочитанному произведению, кто-то придумывает загадку и т.п. 
Большую работу я проводила по активизации словаря. Свое внимание я направляла прежде всего на использование в речи имен прилагательных. Очень любят дети игру «Собери предложение», где они поочередно добавляют по одному слову в предыдущую конструкцию. Параллельно мы вели работу с глаголами, так как основа любой мысли — точно выбранное сказуемое. В этом помогают игры «Замени глагол», «Уточни действие», «Подбери антонимы», «Ответь на вопрос» и др. Эта работа помогает и в умении пересказать текст. На уроке мы обязательно составляем «программу действий», затем проводим «медленное чтение» с нахождением и запоминанием ярких эпитетов, которыми потом можно пользоваться при воспроизведении текста.  
Часто я использовала на уроках коллективные формы работы. Групповая работа в парах оживляет педагогический процесс, помогает каждому ребенку раскрыться как личности. В результате такого труда создаются совместные сценарии, композиции с изображением природы, коллажи т.д. Очень любили мои ученики создавать коллективную сказку с продолжением, сказку-путаницу, сочинять считалки, аннотации к любимым произведениям. Я хвалила их даже за самую маленькую удачу, верно найденное слово, за старание и трудолюбие. Это признание стимулирует их к дальнейшему творчеству.  
Метод «Круглый стол» я чаще использовала при обобщении материала. На уроке чтения мы проводили урок-обсуждение. Детям было дано задание написать дома сочинения про зверюшек от имени животных. Мы обсудили пять сочинений. Я решила отобрать не просто удачные, лучшие работы, а выстроить «лесенку» от работ самых неудачных к удачным, чтобы маленькие авторы, поднимаясь по ней, еще раз попробовали преодолеть свои авторские трудности. 
Урок-обсуждение детских сочинений обязателен, ради обсуждения, собственно, и пишутся сочинения. На таких уроках ребенок развивается и как автор, и как читатель.

Сегодня очень часто педагоги используют метод-проектов. На уроках технологии дети выбирают сами по теме материал, выбирают путь изготовления изделия. Может быть представлено проектирование с исследованием: «Разные кошки - разные характера», «Как вырастить цветок».  
Я пришла к выводу, чтобы у учащихся выработалось правильное отношение к учебной деятельности нужно саму учебную деятельность строить особым образом, т.е. систематически и целенаправленно ориентировать школьников на активное мотивированное овладение системой знаний и способов деятельности. Во всех методах обучения используются приемы. Я сгруппировала приемы ориентировки учащихся, направленные на активное мотивированное овладение системой знаний и способами деятельности, согласно этапам организации учебной деятельности.

 

2.2. Описание результатов  исследования

 

В ходе исследовательской  работы мной были проведены констатирующий и контрольный эксперименты. Констатирующий этап эксперимента я провела в начале исследования, в котором поставила задачу – выяснить на практике эффективность использования активных методов обучения. 
Мы использовали разнообразные методы исследования: наблюдение, беседы, анкетирование, тестирование, анализ работ детей, уроков, внеклассных занятий. 
Для определения исходного уровня знаний детей мной был проведен тест с заданиями из различных предметов по последним пройденным темам. В итоге оказалось, что 6 человек справились с заданием на 60%, 3 человек – на 45%, 1 человек – на 30%. 
В конце исследовательской работы мной был снова проведен тест: 
5 человек выполнили задания на 80% 
3 человек – на 65% 
2 человека –на 35%  
Это довольно высокий результат. Из таблицы видно, что использование активных методов обучения на уроках оправдано.

 
Констатирующий  эксперимент

 
Результаты  опыта

 
6 человек – на 60%

 
5 человек – на 80%

 
3 человек – на 35%

 
3 человек – на 65%

 
1 человек – на 30%

 
2 человека – на 35%


Все указанные активные методы в этой или иной степени используются в практике начального обучения. Опыт показал, что их эффективность зависит  от целей и задач конкретного  занятия, особенностей содержания учебного материала, уровня сформированности учебной деятельности учащихся.  
Из опыта работы, я пришла к выводу: активное мотивированное овладение учащимися системой знаний и способов деятельности определяется в значительной степени тем, что учитель организует их учебную деятельность, каковы ее структура и характер.

 

2.3. Рекомендации  по использованию активных методов  в процессе обучения младших  школьников 

Мне бы хотелось порекомендовать  учителям школ: 
-использовать активные методы обучения и воспитания в педагогическом процессе; 
-включать в учебные занятия проблемность; 
-управлять формированием и развитием индивидуально-психологических особенностей обучаемых; 
- вовлекать учащихся в постоянную деятельность: отвечают, анализируют, рассуждают, оценивают, выделяют главное; 
- организовывать сотрудничество и кооперацию; 
- организовывать коллективное взаимодействие; 
- изменить модель учителя: соорганизатор, партнер, интерпретатор, консультант (традиционно-организатор, информатор, консультант). 
- соблюдать единство и согласованность требований к поведению учащихся в организации их учебной деятельности. 
 
 

 

 

 

 

 

 

 

ЗАКЛЮЧЕНИЕ 

Изучение научной и  методической литературы по проблеме позволило мне сделать вывод  о том, что технология активного  обучения – это такая организация  учебного процесса, при которой невозможно неучастие в познавательном процессе: каждый ученик либо имеет определенное ролевое задание, в котором он должен публично отчитаться, либо от его  деятельности зависит качество выполнения поставленной перед группой познавательной задачи. 
Такая технология включает в себя методы, стимулирующие познавательную деятельность обучающихся, вовлекающие каждого из них в мыслительную и поведенческую активность и направлена на осознание, отработку, обогащение и личностное принятие имеющегося знания каждым учеником. 
Преимущество всех рассмотренных мной методов технологии активного обучения очевидны. Разумное и целесообразное использование этих методов значительно повышает развивающий эффект обучения, создает атмосферу напряженного поиска, вызывает у учащихся и учителя массу положительных эмоций и переживаний. 
Отличительная особенность развития образования в мире в настоящее время – повышенное внимание правительств большинства стран к проблемам его качества и эффективности. Образование становится стратегической областью, обеспечивающей национальную безопасность страны. О конкурентоспособности страны начинают судить по уровню образовательной подготовки подрастающего поколения.  
Активные методы обучения – это совокупность способов и приемов, вызывающих качественные и количественные изменения, происходящие в мыслительных процессах в связи с возрастом и под влиянием среды, а также специально организованных воспитательных и обучающих воздействий и собственного опыта ребенка. 
Активные методы выполняют направляющую, обогащающую, систематизирующую роль в умственном развитии детей, способствуют активному осмыслению знаний. Технология активного обучения – это обучение, соответствующее силам и возможностям школьников. 
Преследуя образовательные цели, активные методы обучения воздействуют в комплексе на личность ребенка, влияют на умственное развитие. 
Активные методы способствовали лучшему усвоению знаний по развитию связной речи, ознакомлению с окружающим, развитию математических представлений. Дети развивали внимание, умение быстро сообразить, выполнить точно ответить, проявить сообразительность. 
Исследование подтвердило, что в педагогическом процессе следует максимально использовать активные, развивающие методы.  

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Список литературы

  1. Анцибор М.М. Активные формы и методы обучения. Тула 2002
  2. Беспалько В.П. Программированное обучение. – М., 2002.
  3. Беспалько В.П. Педагогика и прогрессивные технологии обучения. – М., 2001.
  4. Бордовская Н.В. Педагогика. – М., 2000.
  5. Брушменский А.В. Психология мышления и проблемное обучение. – М., 2003.
  6. Гузеев В.В. Образовательная технология – М., 2003
  7. Гузик Н.П. Учить учиться. - М., 1991.
  8. Занков Л.В. Наглядность и активизация учащихся в обучении. – М., 1960
  9. Лернер И.Я. Дидактические основы методов обучения, М., 2004.
  10. Лизинский В.М. Приемы и формы в учебной деятельности. М., 2004.
  11. Орлов А.А. Основы профессионально-педагогической деятельности. М., 2004.
  12. Харламов И.Ф. Педагогика. –М., 2003.
  13. Шлаков С.А. Игры учащихся. –М., 2004. 

Информация о работе Использование активных методов на уроках в начальной школе