Автор работы: Пользователь скрыл имя, 09 Мая 2013 в 23:26, доклад
Изучая методическую литературу, наблюдая и анализируя уроки в школе невольно задумываешься об активных методов обучения. Редко удивит нас парная, групповая работа, деловая игра, дискуссия. Чаще встречаются уроки-игры, уроки-путешествия. Хотя в задачи технологии активного обучения входит развитие познавательной сферы обучающихся и сознательное активное осмысление и усвоение ими информации, ее можно использовать только тогда, когда обучаемые уже владеют основами необходимой информации, полученной, как правило, традиционными методами. Поэтому нецелесообразно противопоставлять традиционные и инновационные методы.
2.1. Методика исследования влияния активных методов обучения на познавательную активность учащихся
Изучая методическую литературу,
наблюдая и анализируя уроки в
школе невольно задумываешься об активных
методов обучения. Редко удивит нас парная,
групповая работа, деловая игра, дискуссия.
Чаще встречаются уроки-игры, уроки-путешествия.
Хотя в задачи технологии активного обучения
входит развитие познавательной сферы
обучающихся и сознательное активное
осмысление и усвоение ими информации,
ее можно использовать только тогда, когда
обучаемые уже владеют основами необходимой
информации, полученной, как правило, традиционными
методами. Поэтому нецелесообразно противопоставлять
традиционные и инновационные методы.
Необходимо находить разумное сочетание
и использование сильных сторон в зависимости
от стоящих перед учебно-воспитательным
процессом задач и возникающих ситуаций.
Как известно к активным методам обучения
относятся проблемные ситуации, обучение
через деятельность, групповая и парная
работа, деловые игры, драматизация, театрализация,
творческая игра «Диалог», «Мозговой штурм»,
«Круглый стол», дискуссия, метод проектов,
методы удивления, любования, уверенности,
успеха, диалога, метод эвристических
вопросов, игровое проектирование, имитационный
тренинг, организационно-деловые игры
(ОДИ), организационно-мыслительные игры
(ОМИ), дискуссия, синектика и другие.
Мы видим, что технология активного обучения
включает в себя методы, стимулирующие
познавательную деятельность обучающихся,
вовлекающие каждого из них в мыслительную
и поведенческую активность, и направлена
на осознание, отработку, обогащение и
личностное принятие имеющегося значения
каждым учеником.
Я заметила на практике, что многие проблемы
можно решить, подружив ребят с образом.
В изучении математики неоценимую помощь
оказывают «девочка Точка» и ее подружки,
«малыш Треугольник» и его старшие братья.
Мир однообразных чисел оживает перед
ребенком, раскрывается смысл числа и
счета еще до полного его осознания. Одновременно
у детей развивается речь и появляется
интерес к учебе.
На уроках литературы присутствуют образы-фигурки
героев, изготовленные детьми различными
способами. Ученики дают им советы, ведут
с ними диалоги, утешают и поздравляют
их.
Часто ученики выполняли домашнее задание
по литературе на выбор: кто-то учит отрывок
наизусть, кто-то приносит рисунок по прочитанному
произведению, кто-то придумывает загадку
и т.п.
Большую работу я проводила по активизации
словаря. Свое внимание я направляла прежде
всего на использование в речи имен прилагательных.
Очень любят дети игру «Собери предложение»,
где они поочередно добавляют по одному
слову в предыдущую конструкцию. Параллельно
мы вели работу с глаголами, так как основа
любой мысли — точно выбранное сказуемое.
В этом помогают игры «Замени глагол»,
«Уточни действие», «Подбери антонимы»,
«Ответь на вопрос» и др. Эта работа помогает
и в умении пересказать текст. На уроке
мы обязательно составляем «программу
действий», затем проводим «медленное
чтение» с нахождением и запоминанием
ярких эпитетов, которыми потом можно
пользоваться при воспроизведении текста.
Часто я использовала на уроках коллективные
формы работы. Групповая работа в парах
оживляет педагогический процесс, помогает
каждому ребенку раскрыться как личности.
В результате такого труда создаются совместные
сценарии, композиции с изображением природы,
коллажи т.д. Очень любили мои ученики
создавать коллективную сказку с продолжением,
сказку-путаницу, сочинять считалки, аннотации
к любимым произведениям. Я хвалила их
даже за самую маленькую удачу, верно найденное
слово, за старание и трудолюбие. Это признание
стимулирует их к дальнейшему творчеству.
Метод «Круглый стол» я
чаще использовала при обобщении материала.
На уроке чтения мы проводили урок-обсуждение.
Детям было дано задание написать дома
сочинения про зверюшек от имени животных.
Мы обсудили пять сочинений. Я решила отобрать
не просто удачные, лучшие работы, а выстроить
«лесенку» от работ самых неудачных к
удачным, чтобы маленькие авторы, поднимаясь
по ней, еще раз попробовали преодолеть
свои авторские трудности.
Урок-обсуждение детских сочинений обязателен,
ради обсуждения, собственно, и пишутся
сочинения. На таких уроках ребенок развивается
и как автор, и как читатель.
Сегодня очень часто педагоги
используют метод-проектов. На
уроках технологии дети выбирают сами
по теме материал, выбирают путь изготовления
изделия. Может быть представлено проектирование
с исследованием: «Разные кошки - разные
характера», «Как вырастить цветок».
Я пришла к выводу, чтобы у учащихся выработалось
правильное отношение к учебной деятельности
нужно саму учебную деятельность строить
особым образом, т.е. систематически и
целенаправленно ориентировать школьников
на активное мотивированное овладение
системой знаний и способов деятельности.
Во всех методах обучения используются
приемы. Я сгруппировала приемы ориентировки
учащихся, направленные на активное мотивированное
овладение системой знаний и способами
деятельности, согласно этапам организации
учебной деятельности.
2.2. Описание результатов исследования
В ходе исследовательской
работы мной были проведены констатирующий
и контрольный эксперименты. Констатирующий
этап эксперимента я провела в начале
исследования, в котором поставила задачу
– выяснить на практике эффективность
использования активных методов обучения.
Мы использовали разнообразные методы
исследования: наблюдение, беседы, анкетирование,
тестирование, анализ работ детей, уроков,
внеклассных занятий.
Для определения исходного уровня знаний
детей мной был проведен тест с заданиями
из различных предметов по последним пройденным
темам. В итоге оказалось, что 6 человек
справились с заданием на 60%, 3 человек
– на 45%, 1 человек – на 30%.
В конце исследовательской работы мной
был снова проведен тест:
5 человек выполнили задания на 80%
3 человек – на 65%
2 человека –на 35%
Это довольно высокий результат. Из таблицы
видно, что использование активных методов
обучения на уроках оправдано.
|
|
|
|
|
|
|
|
Все указанные активные методы
в этой или иной степени используются
в практике начального обучения. Опыт
показал, что их эффективность зависит
от целей и задач конкретного
занятия, особенностей содержания учебного
материала, уровня сформированности учебной
деятельности учащихся.
Из опыта работы, я пришла к выводу: активное
мотивированное овладение учащимися системой
знаний и способов деятельности определяется
в значительной степени тем, что учитель
организует их учебную деятельность, каковы
ее структура и характер.
2.3. Рекомендации
по использованию активных
Мне бы хотелось порекомендовать
учителям школ:
-использовать активные методы обучения
и воспитания в педагогическом процессе;
-включать в учебные занятия проблемность;
-управлять формированием и развитием
индивидуально-психологических особенностей
обучаемых;
- вовлекать учащихся в постоянную деятельность:
отвечают, анализируют, рассуждают, оценивают,
выделяют главное;
- организовывать сотрудничество и кооперацию;
- организовывать коллективное взаимодействие;
- изменить модель учителя: соорганизатор,
партнер, интерпретатор, консультант (традиционно-организатор,
информатор, консультант).
- соблюдать единство и согласованность
требований к поведению учащихся в организации
их учебной деятельности.
ЗАКЛЮЧЕНИЕ
Изучение научной и
методической литературы по проблеме
позволило мне сделать вывод
о том, что технология активного
обучения – это такая организация
учебного процесса, при которой невозможно
неучастие в познавательном процессе:
каждый ученик либо имеет определенное
ролевое задание, в котором он
должен публично отчитаться, либо от его
деятельности зависит качество выполнения
поставленной перед группой познавательной
задачи.
Такая технология включает в себя методы,
стимулирующие познавательную деятельность
обучающихся, вовлекающие каждого из них
в мыслительную и поведенческую активность
и направлена на осознание, отработку,
обогащение и личностное принятие имеющегося
знания каждым учеником.
Преимущество всех рассмотренных мной
методов технологии активного обучения
очевидны. Разумное и целесообразное использование
этих методов значительно повышает развивающий
эффект обучения, создает атмосферу напряженного
поиска, вызывает у учащихся и учителя
массу положительных эмоций и переживаний.
Отличительная особенность развития образования
в мире в настоящее время – повышенное
внимание правительств большинства стран
к проблемам его качества и эффективности.
Образование становится стратегической
областью, обеспечивающей национальную
безопасность страны. О конкурентоспособности
страны начинают судить по уровню образовательной
подготовки подрастающего поколения.
Активные методы обучения – это совокупность
способов и приемов, вызывающих качественные
и количественные изменения, происходящие
в мыслительных процессах в связи с возрастом
и под влиянием среды, а также специально
организованных воспитательных и обучающих
воздействий и собственного опыта ребенка.
Активные методы выполняют направляющую,
обогащающую, систематизирующую роль
в умственном развитии детей, способствуют
активному осмыслению знаний. Технология
активного обучения – это обучение, соответствующее
силам и возможностям школьников.
Преследуя образовательные цели, активные
методы обучения воздействуют в комплексе
на личность ребенка, влияют на умственное
развитие.
Активные методы способствовали лучшему
усвоению знаний по развитию связной речи,
ознакомлению с окружающим, развитию математических
представлений. Дети развивали внимание,
умение быстро сообразить, выполнить точно
ответить, проявить сообразительность.
Исследование подтвердило, что в педагогическом
процессе следует максимально использовать
активные, развивающие методы.
Список литературы
Информация о работе Использование активных методов на уроках в начальной школе