Использование дидактических игр при изучении курса «Окружающий мир»

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 20 Января 2013 в 09:47, реферат

Описание работы

Младший школьник мыслит наглядно-образно, поэтому при применении дидактических игр на уроках окружающего мира необходимо использовать наглядность. Дидактические игры кратковременны - не более 5-7 минут и важно, чтобы всё это время не снижалась умственная активность играющих, не падал интерес к поставленной задаче. Нельзя допустить, чтобы выполнением заданий был занят один ученик, а другие бездействовали.

Файлы: 1 файл

реферат.doc

— 33.00 Кб (Скачать файл)

ИСПОЛЬЗОВАНИЕ ДИДАКТИЧЕСКИХ ИГР

ПРИ ИЗУЧЕНИИ КУРСА «ОКРУЖАЮЩИЙ МИР»

 

Каждый период жизни и развития ребенка характеризуется определенным ведущим видом деятельности. С приходом в школу ведущей становится учебная деятельность. Однако и на этапе школьного обучения игра занимает еще важное место. В.А. Сухомлинский отстаивал то, чтобы чудесный мир природы, игры, музыки, сказки, который окружал ребенка до школы, не закрыли перед ним дверью класса [3 : 128].

Включение в урок дидактических  игр и игровых моментов делает процесс обучения интересным и занимательным, создает у школьников бодрое рабочее настроение, облегчает преодоление трудностей в усвоении учебного материала.

Игра для ребенка - важный источник информации об окружающем мире. В игре дети учатся наблюдать, сравнивать, классифицировать предметы по тем или иным признакам; упражняют память, внимание; проявляют сообразительность, находчивость, а главное - обретают вкус к учебной деятельности.

В игре ребенок раскрывает себя и делает первые шаги к установлению взаимоотношений с педагогом и сверстниками; закрепляет нормы общения в коллективе; играя, ребенок вступает в мир человеческих действий и отношений.

Младший школьник мыслит наглядно-образно, поэтому при применении дидактических игр на уроках окружающего мира необходимо использовать наглядность. Дидактические игры кратковременны - не более 5-7 минут и важно, чтобы всё это время не снижалась умственная активность играющих, не падал интерес к поставленной задаче. Нельзя допустить, чтобы выполнением заданий был занят один ученик, а другие бездействовали. В ходе организации и проведения дидактических игр на уроках окружающего мира учитываются индивидуальные особенности учащихся: кто-то получает более легкие задания, кто-то – посложнее; одному стоит задать наводящий вопрос, а от другого потребовать вполне самостоятельного выполнения игровых заданий [1, 2, 4].

Дидактические игры, используемые в  курсе «Окружающий мир», различаются по обучающему содержанию, познавательной деятельности учащихся, игровым действиям и правилам, организации и взаимоотношениям учащихся, по роли преподавателя. Чаще же всего они подразделяют по виду деятельности учащихся. По данному признаку выделяют такие дидактические игры, как игры-путешествия, игры-поручения, игры-предположения, игры-загадки, игры-беседы (диалоги).

Игры-путешествия - игры действия, мысли, чувств ученика. Отражают реальные факты  или события, но имеют сходство со сказкой, её развитием, чудесами. В игре-путешествии используются многие способы раскрытия познавательного содержания в сочетании с игровой деятельностью: постановка задач, пояснение способов ее решения, разработка маршрутов путешествия.

Игры-поручения имеют те же структурные  элементы, что и игры-путешествия, но по содержанию они проще и по продолжительности короче. В основе их лежат действия с предметами, игрушками, словесные поручения. Игровая задача и игровые действия в них основаны на предложении что-то сделать, например: «Проверь домашнее задание у Незнайки».

Игры-предположения - «Что было бы...?», «Что бы я сделал...», «Кем бы хотел быть и почему?», «Кого бы выбрал в друзья?» Дидактическое содержание подобных игр заключается в том, что перед учащимися ставится задача и создается ситуация, требующая осмысления последующего действия. Эти игры требуют умения соотнести знания с обстоятельствами, установления причинных связей. В них содержится и соревновательный элемент: “Кто быстрее сообразит?”.

Игры-загадки многими педагогами рассматриваются как вид обучающей  игры. Основным признаком загадки  является замысловатое описание, которое нужно расшифровать (отгадать и доказать). Способы построения логических загадок различны, но все они активизируют умственную деятельность учащихся.

Игры-беседы (диалоги). В основе такой  игры лежит общение учителя с  учащимися, учащихся с учителем и учащихся друг с другом. Это общение имеет особый характер игрового обучения и игровой деятельности учащихся. В игре - беседе учитель часто выступает не от себя, а от близкого учащимся персонажа. Для нее характерны элементы театрализации. Игра-беседа воспитывает умение слушать и слышать вопросы учителя, вопросы и ответы учащихся, умение сосредоточивать внимание на содержании разговора, дополнять сказанное, высказывать суждения.

Использование на уроках окружающего мира разнообразных по типу дидактических игр и игровых заданий, создание игровых ситуаций способствует повышению эффективности обучения по курсу.

 

СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ

1. Выготский, Л.С. Игра и ее роль в психическом развитии ребенка / Л.С. Выготский // Вопросы психологии. – 1966. – № 6. – С. 62-68.

2. Калмыкова, Е.В. Игровые технологии обучения в начальной школе / Е.В. Калмыкова. – М. : Аркти, 2007. – 60 с.

3. Сухомлинский В.А. Сердце отдаю  детям / В.А. Сухомлинский. - Киев: Радянська школа, 1974. - 288 с.

4.  Шорина, С.В. Интеллектуально - познавательные игры и игровые методики / С.В. Шорина. – М. : ЦГЛ РОН, 2005. – 154 с.


Информация о работе Использование дидактических игр при изучении курса «Окружающий мир»