Автор работы: Пользователь скрыл имя, 31 Мая 2013 в 04:09, реферат
Наш век называют «эпохой информации», «веком глобального информационного общества». В таком обществе образование, знания, информация и коммуникация составляют основу развития и благополучия человеческой личности. Именно поэтому одним из приоритетных направлений информатизации общества является процесс информатизации образования, который предполагает широкое использование информационных технологий обучения. (Информатизацию образования рассматривают как систему методов, процессов и программно-технических средств, интегрированных с целью сбора, обработки, хранения, распространения и использования информации в образовательном процессе).
Наш век называют «эпохой
В современных условиях одной
из главных задач образования является
не просто получение учащимися определённой
суммы знаний, а формирование у них умений
и навыков самостоятельного приобретения
знаний, их накопления и систематизации.
Перед педагогами ставится новая задача:
подготовить новое поколение к жизни в
современных информационных условиях.
Сегодня необходимы новые подходы
к организации учебного процесса, опирающиеся
на прогрессивные информационные технологии.
Современные школьники активно используют
современные информационные технологии
(персональный компьютер, сервисы Интернет,
электронные учебники и т.д.), они воспитаны
на аудио-видео продуктах, компьютерных
играх и других элементах компьютерной
культуры. Именно поэтому внедрение ИКТ,
а в частности, мультимедийных технологий
в структуру современного урока является
одним из приоритетных направлений.
Именно поэтому активно
используются в педагогической деятельности
ИКТ , как возможность проводить уроки
на новом современном уровне. Задачи,
стоящие перед учителем-словесником при
применении ИКТ во многом отличаются от
целей и задач других учителей-предметников.
Учителю русского языка необходимо сформировать
прочные орфографические и пунктуационные
умения и навыки, обогатить словарный
запас учащихся, научит их владеть нормами
литературного языка. Все эти задачи можно
успешно реализовать, если разумно использовать
ИКТ на уроках словесности.
Материал, касающийся применения
ИКТ в обучении, очень объемен. Представить
его за 10-15 минут невозможно.
Медиаобразование, как
набор средств и методов
Мультимедиа - это совокупность
компьютерных технологий, одновременно
использующих несколько информационных
сред: графику, текст, видео, фотографию,
анимацию, звуковые эффекты, высококачественное
звуковое сопровождение.
Мультимедиа технологии
- это совокупность современных средств
аудио-, теле-, визуальных и виртуальных
коммуникаций, используемых в процессе
организации, планирования и управления
образовательной деятельностью. Реализация
мультимедиа технологий осуществляется
непосредственно в рамках медиа-, мультимедиа
урока.
В медиауроке в передаче и усвоении
учебной информации участвуют два новых
компонента образовательного процесса.
1. Компьютер, который органично
занимает место нового универсального
технического средства обучения и развития.
2. Программные средства.
Они дополняют традиционную технологию
обучения истории и содержат в себе чётко
структурированную учебную информацию
в текстовом виде, множество наглядных
изображений в виде схем, рисунков, таблиц,
видеофрагментов, снабжённых анимационными
и звуковыми эффектами.
При этом и компьютер и программы
должны быть органично взаимосвязаны
с составляющими процесса обучения: целями,
содержанием, методами обучения, деятельностью
учителя и учащегося.
В соответствии с осуществляемыми
функциями современных технических средств
выделяют следующие способы использования
их в процессе обучения:
1. Источник учебной информации.
2. Средство выбора информации
и ее качественной обработки.
3. Средство представления (презентации)
учебного материала.
4. Средство осуществления контроля
над выполнением образовательной задачи.
Степень и время мультимедийной
поддержки урока могут быть различными:
от нескольких минут до полного цикла.
Структура
мультимедийного урока
Современный мультимедийный
урок строится по той же структуре, что
и традиционный: актуализация знаний,
объяснение нового, закрепление, контроль.
Используются те же методы: объяснительно-иллюстративный,
репродуктивный, частично-поисковый и
другие. Но направленность на оперативную
обратную связь с пользователями, принципиальная
избыточность информации и возможность
выстраивания индивидуальной образовательной
траектории в информационной среде электронного
дидактического средства обучения меняют
и понимание современного учебного предмета
как дидактического феномена, и его структуру,
и дидактические функции.
Необходимые компоненты
медиа-урока:
– рисунок, иллюстрация, графика;
– формула;
– интерактивная игра;
– интерактивная карта;
– интерактивная модель;
– мультимедиапанорама;
– тренажер;
– трехмерная модель;
– видеофрагмент;
– аудиозапись ;
-мультимедийная презентация.
Преобладают три
основных способа :
Иллюстративный. Визуальный ряд иллюстрирует
традиционный рассказ учителя. Этот же
визуальный ряд затем можно использовать
при опросе или обобщении.
Схематичный. В основу обучения положено
конструирование опорных конспектов или
структурно-логических схем. Использование
мультимедиа расширяет возможности построения
таких схем. Они становятся более наглядными,
яркими.
Интерактивный. Наиболее сложный. Сочетает
в себе элементы иллюстративного и схематичного
подходов. Разница заключается в том, что
использование разнообразного визуального
материала, схем и анимаций сочетается,
дополняется привлечением документов,
отрывков из разнообразных источников.
И документы, и „картинки" должны быть
яркими, создавать определенный образ,
отличаться определенной „символичностью".
Но самое главное в таком подходе ─ высокий
уровень методической обработки материала.
Он и дается, собственно, в таком сочетании,
чтобы вызвать активность учеников, спровоцировать
их на сопоставление, размышление, дискуссию.
Я применяла мультимедийные средства на уроках русского языка. Приведу пример урока на тему: «Суффиксы О и А на конце наречий».
На уроке была представлена презентация из десяти слайдов. Чтоб детям было видно и доступно, она была выполнена крупным шрифтом. На уроке так же был представлен тест на интерактивной доске, что облегчило его выполнение. Дети не переспрашивали вопросы теста, а сосредотачивали внимание на определенном вопросе, так как визуально его воспринимали.
Интерактивная доска так же помогла мне с физминуткой, когда дети отдыхали от письменной работы и делали упражнения для расслабления глазных мышц.
Подготавливаясь
к каждому уроку, я
Интернет мне помогал
давать задания на дом, через
электронный дневник, тем
Мультимедийные средства в век высоких технологий оказывают на нашу жизнь как негативное, так и положительное влияние. Учитель же должен брать только полезное из нынешних технологий, которые помогают ему быть ближе к современной молодежи, обучая ее в ногу со временем.
Я считаю, что использование информационных и коммуникационных технологий в учебном процессе является актуальной проблемой современного школьного образования. Необходимо расширять кругозор учащихся, повышать уровень их культурного образования, развивать языковые и коммуникативные навыки и умения. Современный урок ценен не столько получаемой на нём информацией, сколько обучением в ходе его приемам работы с информацией: добывания, систематизации, обмена, эстетического оформления результатов. Компьютер является средством самоконтроля, тренажа знаний, презентации результатов собственной деятельности.
Список литературы:
1. Чередникова О. А. «Информационные технологии в работе учителя русского языка и литературы. Пенза, 2009.
2. http://www.it-n.ru/resource.
Информация о работе Использование информационных компьютерных технологий в школе