Использование информационных компьютерных технологий в школе

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 31 Мая 2013 в 04:09, реферат

Описание работы

Наш век называют «эпохой информации», «веком глобального информационного общества». В таком обществе образование, знания, информация и коммуникация составляют основу развития и благополучия человеческой личности. Именно поэтому одним из приоритетных направлений информатизации общества является процесс информатизации образования, который предполагает широкое использование информационных технологий обучения. (Информатизацию образования рассматривают как систему методов, процессов и программно-технических средств, интегрированных с целью сбора, обработки, хранения, распространения и использования информации в образовательном процессе).

Файлы: 1 файл

Наш век называют.docx

— 21.66 Кб (Скачать файл)

          Наш век называют «эпохой информации»,  «веком глобального информационного  общества». В таком обществе  образование, знания, информация  и коммуникация составляют основу  развития и благополучия человеческой  личности. Именно поэтому одним  из приоритетных направлений  информатизации общества является  процесс информатизации образования,  который предполагает широкое  использование информационных технологий  обучения. (Информатизацию образования  рассматривают как систему методов,  процессов и программно-технических  средств, интегрированных с целью  сбора, обработки, хранения, распространения  и использования информации в  образовательном процессе)  
      В современных условиях одной из главных задач образования является не просто получение учащимися определённой суммы знаний, а формирование у них умений и навыков самостоятельного приобретения знаний, их накопления и систематизации. Перед педагогами ставится новая задача: подготовить новое поколение к жизни в современных информационных условиях.  
Сегодня необходимы новые подходы к организации учебного процесса, опирающиеся на прогрессивные информационные технологии. Современные школьники активно используют современные информационные технологии (персональный компьютер, сервисы Интернет, электронные учебники и т.д.), они воспитаны на аудио-видео продуктах, компьютерных играх и других элементах компьютерной культуры. Именно поэтому внедрение ИКТ, а в частности, мультимедийных технологий в структуру современного урока является одним из приоритетных направлений. 

   Именно поэтому  активно используются в педагогической деятельности ИКТ , как возможность проводить уроки на новом современном уровне.  Задачи, стоящие перед учителем-словесником при применении ИКТ во многом отличаются от целей и задач других учителей-предметников.      Учителю русского языка необходимо сформировать прочные орфографические и пунктуационные умения и навыки, обогатить словарный запас учащихся, научит их владеть нормами литературного языка. Все эти задачи можно успешно реализовать, если разумно использовать ИКТ на уроках словесности.  
Материал, касающийся применения ИКТ в обучении, очень объемен. Представить его за 10-15 минут невозможно.

   Медиаобразование, как  набор средств и методов обучения  сегодня как никогда актуально,  потому что в современном мире  мультимедийные технологии занимают  всё более значительное место.  Процесс школьного обучения в  этом смысле не должен отставать  от жизни. Эта тема обсуждается  на многих сайтах для педагогов,  в частности на сайте «Сеть  творческих учителей» представлен  богатый материла из опыта  работы учителей. Актуальность данной  темы в том, что медиа-ресурсы,  медиа-средства и медиа-технологии  позволяют интегрировать и существенно  обогатить возможности традиционных  технических средств обучения  и, тем самым, преобразить конструирование  и проведение всех уроков. Поэтому  вопрос внедрения их в структуру  современного урока весьма актуален. 

  Мультимедиа - это совокупность компьютерных технологий, одновременно использующих несколько информационных сред: графику, текст, видео, фотографию, анимацию, звуковые эффекты, высококачественное звуковое сопровождение.  
   Мультимедиа технологии - это совокупность современных средств аудио-, теле-, визуальных и виртуальных коммуникаций, используемых в процессе организации, планирования и управления образовательной деятельностью. Реализация мультимедиа технологий осуществляется непосредственно в рамках медиа-, мультимедиа урока. 

  В медиауроке в передаче и усвоении учебной информации участвуют два новых компонента  образовательного процесса.  
  1. Компьютер, который органично занимает место нового универсального технического средства обучения и развития.  
  2. Программные средства. Они дополняют традиционную технологию обучения истории и содержат в себе чётко структурированную учебную информацию в текстовом виде, множество наглядных изображений в виде схем, рисунков, таблиц, видеофрагментов, снабжённых анимационными и звуковыми эффектами.  
При этом и компьютер и программы должны быть органично взаимосвязаны с составляющими процесса обучения: целями, содержанием, методами обучения, деятельностью учителя и учащегося. 

   В соответствии с осуществляемыми функциями современных технических средств выделяют следующие способы использования их в процессе обучения:  
1. Источник учебной информации.  
2. Средство выбора информации и ее качественной обработки.  
3. Средство представления (презентации) учебного материала.  
4. Средство осуществления контроля над выполнением образовательной задачи.  
Степень и время мультимедийной поддержки урока могут быть различными: от нескольких минут до полного цикла.  
     Структура мультимедийного урока  
Современный мультимедийный урок строится по той же структуре, что и традиционный: актуализация знаний, объяснение нового, закрепление, контроль. Используются те же методы: объяснительно-иллюстративный, репродуктивный, частично-поисковый и другие. Но направленность на оперативную обратную связь с пользователями, принципиальная избыточность информации и возможность выстраивания индивидуальной образовательной траектории в информационной среде электронного дидактического средства обучения меняют и понимание современного учебного предмета как дидактического феномена, и его структуру, и дидактические функции.  
 
Необходимые компоненты медиа-урока:  
– рисунок, иллюстрация, графика;  
– формула;  
– интерактивная игра;  
– интерактивная карта;  
– интерактивная модель;  
– мультимедиапанорама;  
– тренажер;  
– трехмерная модель;  
– видеофрагмент;  
– аудиозапись ;  
-мультимедийная презентация.

      Преобладают три основных способа : 
    Иллюстративный. Визуальный ряд иллюстрирует традиционный рассказ учителя. Этот же визуальный ряд затем можно использовать при опросе или обобщении.  
    Схематичный. В основу обучения положено конструирование опорных конспектов или структурно-логических схем. Использование мультимедиа расширяет возможности построения таких схем. Они становятся более наглядными, яркими.  
    Интерактивный. Наиболее сложный. Сочетает в себе элементы иллюстративного и схематичного подходов. Разница заключается в том, что использование разнообразного визуального материала, схем и анимаций сочетается, дополняется привлечением документов, отрывков из разнообразных источников. И документы, и „картинки" должны быть яркими, создавать определенный образ, отличаться определенной „символичностью". Но самое главное в таком подходе ─ высокий уровень методической обработки материала. Он и дается, собственно, в таком сочетании, чтобы вызвать активность учеников, спровоцировать их на сопоставление, размышление, дискуссию.

    Я применяла мультимедийные средства на уроках русского языка. Приведу пример урока на тему: «Суффиксы О и А на конце наречий».

      На уроке  была представлена презентация из десяти слайдов. Чтоб детям было видно и доступно, она была выполнена крупным шрифтом. На уроке так же был представлен тест на интерактивной доске, что облегчило его выполнение. Дети не переспрашивали вопросы теста, а сосредотачивали внимание на определенном вопросе, так как визуально его воспринимали.

   Интерактивная доска так же помогла мне с физминуткой, когда дети отдыхали от письменной работы и делали упражнения для  расслабления глазных мышц.

    Подготавливаясь  к каждому уроку, я использовала  мультимедийные средства, которые  облегчили мне работу, помогли  сконцентрировать внимание детей  на доске. Детям интересно все  новое, они проявляют повышенное  внимание к компьютеру, интерактивной  доске, проектору, поэтому их  можно привлечь к самостоятельной  работе, например, подготовить дома  самому презентацию.  С помощью наглядности дети лучше усваивают и запоминают материал.

  Интернет мне помогал  давать задания на дом, через  электронный дневник, тем ученикам, которых не было на уроке,  что очень облегчало мою работу.

   Мультимедийные средства в век высоких технологий оказывают на нашу жизнь как негативное, так и положительное влияние. Учитель же должен брать только полезное из нынешних технологий, которые помогают ему быть ближе к современной молодежи, обучая ее в ногу со временем.

  Я считаю, что использование информационных и коммуникационных технологий в учебном процессе является актуальной проблемой современного школьного образования. Необходимо расширять кругозор учащихся, повышать уровень их культурного образования, развивать языковые и коммуникативные навыки и умения. Современный урок ценен не столько получаемой на нём информацией, сколько обучением в ходе его приемам работы с информацией: добывания, систематизации, обмена, эстетического оформления результатов. Компьютер является средством самоконтроля, тренажа знаний, презентации результатов собственной деятельности.

 

  

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

                               Список литературы:

1. Чередникова О. А. «Информационные технологии в работе учителя русского языка и литературы.  Пенза, 2009.

2. http://www.it-n.ru/resource.aspx?cat_no=201360

 

 

 

 

 

 


Информация о работе Использование информационных компьютерных технологий в школе