Использование интерактивных методов обучения как средство активизации познавательной деятельности учащихся

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 11 Апреля 2013 в 19:46, реферат

Описание работы

На современном этапе "педагогическая технология способствует развитию творческих способностей учителя, раскрепощает личность ученика и учителя, выступает альтернативой формального образования, существенно усиливает тенденции образовательного процесса, а также усиливает гуманистическую составляющую обучения и реализует на практике личностно-ориентированную систему обучения" (В.М. Монахов). У учителя большой выбор разных видов деятельности на уроке. Главная - выбрать оптимальную интенсивность обучающего процесса для себя и для своего класса, определить комфортные условия профессиональной деятельности.

Файлы: 1 файл

Использование информационных технологий при изучении биологии.docx

— 189.76 Кб (Скачать файл)

На современном  этапе "педагогическая технология способствует развитию творческих способностей учителя, раскрепощает личность ученика и  учителя, выступает альтернативой  формального образования, существенно  усиливает тенденции образовательного процесса, а также усиливает гуманистическую  составляющую обучения и реализует  на практике личностно-ориентированную  систему обучения" (В.М. Монахов). У учителя большой выбор разных видов деятельности на уроке. Главная - выбрать оптимальную интенсивность обучающего процесса для себя и для своего класса, определить комфортные условия профессиональной деятельности.

В настоящее время, когда учащиеся много знают, имеют  доступ к сети Интернет, владеют  широким спектром информации, возрастает потребность у учителя искать новые формы и методы преподавания своего предмета с целью актуализации интереса, а, следовательно, и улучшения  качества современного образования. В  педагогической и психологической  литературе отличают недостатки изучения курса биологии в традиционной школе. Среди них называют следующий - устарел  системный подход к изучению материала, так как практика показывает, что  при всем том положительном, что  накопила традиционная школа в биологическом  образовании, полное овладение знаниями так и не удалось реализовать. Одной из причин называется - снижение интереса к предмету у учащихся.

Поэтому автором  была поставлена цель - сформировать стойкий  интерес к своему предмету. Для  достижения цели используются различные  способы, одним из которых является занимательность. Реализовать такой  способ помогает использование современных  компьютерных технологий. Эти технологии можно использовать как во время  проведения занятий классе, так и  дома. Ведь подавляющее большинство  учащихся имеют дома компьютер, многие из этих компьютеров подключены в  сеть Интернет. Многие компании - производители  электронных учебных пособий  ориентировали свои издания на среднюю  образовательную школу. Поэтому  у учителя большой выбор электронного материала. Элементы предложенных учителю  электронных уроков являются занимательными не только для ученика, но и для  него самого, они способствуют более  целостному восприятию и пониманию  поставленной проблемы на уроке. Наглядность, интерактивные модели, видеофрагменты делают незабываемым каждый урок. Учащиеся с увлечением вовлекаются в изучение новой темы. Компьютерные тренажеры, тестовые задания, используемые на этапе закрепления урока сокращают время опроса учащихся? дают возможность учителю оценить как можно больше учащихся. При объяснении нового материала, например, в курсе "Биология - 7 класс. Животные" по теме "Тип простейшие", учащиеся знакомятся не только с внешним, внутренним строением одноклеточных, но и успевают расширить свои знания о способах передвижения всех представителей этого типа в видеофрагментах, представленных на электронном носителе. Информационные компьютерные технологии позволяют более полному осмыслению изучаемого материала, расширяют кругозор учащихся, которые в реальном времени наблюдают и усваивают процесс фагоцитоза у амебы протей. Во время проведения урока традиционным способом на объяснение этого материала учителю требовалось 5-7 минут, а с применением электронных элементов - не более 10 секунд.

Использование средств  видеозаписи структурирования видеоряда  и просмотр видеофрагментов позволяют  значительно усовершенствовать  процесс учебной деятельности. Например, изложение нового материала можно  осуществлять, используя видеоуроки из Виртуальной школы "Кирилла и Мефодия", а также использовать образовательный комплекс профессора И.Н. Пономаревой. Урок по теме: "Внутренняя среда. Значение крови и ее состав" может быть представлен следующим образом.

Задачи  урока: показать, что внутренняя среда организма представляет собой единую систему, все элементы которой взаимно переходят друг в друга, выяснить значение крови в целом и отдельных ее элементов. Научить осуществлять самоанализ своего состояния здоровья по результатам анализа крови.

Средства  обучения: образовательный комплекс "Биология, 8 кл. Человек", компьютер, мультимедийный проектор, экран, микроскопы, микропрепараты крови лягушки и человека.

Ход урока: Более эффективно начать урок с объяснения нового материала:

1 слайд презентации

Внутренняя среда  организма. Демонстрация интерактивного рисунка "Движение крови, тканевой жидкости и лимфы в организме человека". Беседа о составе внутренней среды организма и о гомеостазе.

2 слайд

Учащиеся, используя  демонстрацию, рассказ учителя и  14 в учебнике самостоятельно заполняют схему в тетрадях.

3 слайд

Значение и состав крови.

Демонстрация интерактивного рисунка "Расслоившаяся кровь". Беседа о значении крови, ее составе и количестве.

4 слайд

После рассказа учителя, пользуясь текстом учебника, ученики  заполняют схему в тетрадях.

5 слайд

Плазма крови. Рассказ  транспортной роли крови и значении плазмы. В процессе рассказа ученики  в тетрадях заполняют схему:

6 слайд

Демонстрация интерактивной  таблицы "Классификация форменных элементов крови". Беседа о форменных элементах крови.

7 слайд

Демонстрация интерактивного рисунка "Образование тромба". Рассказ о свертывании крови.

8 слайд

После рассказа учителя  ученики заполняют схему в  тетрадях.

9 слайд

Демонстрация интерактивного рисунка "Созревание эритроцита человека" и рассказ об особенностях строения и функций эритроцитов

10 слайд

Демонстрация фотографии "Микропрепарат крови человека".

11 слайд

Фотография "Микропрепарат крови лягушки". Беседа о причинах различии в строении эритроцитов человека и лягушки. Перед ребятами ставится проблемный вопрос: Какую бы проблему вы смогли сформулировать, видя эти отличия?

12 слайд (если позволяет время)

Лабораторная работа №5. На экран проецируется инструктивная  карточка из материалов образовательного комплекса, учащиеся выполняют лабораторную работу фронтально. У всех на столах стоят микроскопы с микропрепаратами крови человека и крови лягушки. Зарисовав кровь лягушки и  кровь человека, ребята сравнивают ее и делают выводы.

13 слайд

Эритроциты содержат гемоглобин, который состоит из железосодержащего  пигмента гема, который содержит ион железа Оксигемоглобин- это соединение гемоглобина с кислородом

Транспорт газов  эритроцитами. Во время рассказа учителя  учащиеся заполняют схему в тетрадях. Артериальная кровь, богатая кислородом и бедная углекислым газом имеет ярко алую окраску. Гемоглобин, отдавший кислород, становиться более темной окраски и поэтому венозная кровь имеет красный цвет с синеватым оттенком.

14слайд

Рассказ о строении, видах и функциях лейкоцитов. Заполнение схемы в тетрадях.

Весь урок ребята работают в тетрадях. В конце урока  все ученики сдают тетради  и получают оценки: все за лабораторную работу и некоторые за правильно  заполненную таблицу.

Домашнее задание: 14 ответить на тесты.

На этом уроке  ребята наблюдают за появляющимися  последовательно друг за другом слайдами. Демонстрация каждого слайда сопровождется объяснениями и комментариями учителя. С помощью электронного микроскопа учащимся на экране демонстрируются, например, препараты крови человека и лягушки. Наблюдая за отличиями в составе крови человека и лягушки, учащиеся выполняют лабораторную работу и самостоятельно дают сравнительную характеристику.

Для создания презентаций  используются анимации, видеофрагменты, интерактивные рисунки, интерактивные  схемы, таблицы, рисунки и фотографии. Они существенно дополняют видеоряд урока, позволяют ученикам творчески  подойти к выполнению заданий.

Для разработки содержания подобных уроков применяются интерактивные  задания, которые делают процесс  изучения, закрепления и проверки учебного материала более интересным для учащихся, используются ресурсы  Интернет, сайта "Я иду на урок биологии", электронной библиотеки Биологического факультета МГУ ИМ. М.В. Ломоносова.

Мультимедийные  технологии можно использовать и  во внеурочное время, на внеклассных  мероприятиях, в кружковой и научно-исследовательской  работе учащихся, качестве дополнительного  источника информации, что также  сокращает время подготовки, а  так же вызывает устойчивый интерес  у учащихся, формирует умение самостоятельно "добывать" информацию.

С использованием информационных технологий можно проводить  различного вида викторины ("Мир  вокруг нас", "Прогноз погоды", "Взаимоотношения в природе", "Где кто живет?") для пятиклассников. Эти викторины не только расширяют знания учащихся, но и увлекают их в волшебный мир биологии; позволяют ощутить себя, например, синоптиком, определяющим прогноз погоды; экологом, прогнозирующим среду обитания животного по представленным иллюстрации и описанию.

Важное значение таких компьютерных мультимедийных коллекций в процессе обучения - это развитие эрудированного, мыслящего человека, умеющего прогнозировать, анализировать полученную информацию. Инновационные современные компьютерные технологии не только увлекательны, но и решают задачу формирования всесторонне развитой личности.

В научно-исследовательской  деятельности учащиеся старших классов, например, методом проектов, могут  использовать презентации для представления  результатов своей работы, это  формирует умения, необходимые человеку для успешной реализации себя как  творческой личности в современном  обществе. Но основное информационное использование компьютера все же состоит в поиске, сборе и получении  современной информации по конкретной проблеме. Такой подход позволяет  существенно сэкономить время и  получить самую свежую информацию, которой в местной библиотеке может и не быть. Данный вид технологий может успешно сочетаться с традиционными  технологиями обучения и поддерживать их.

http://festival.1september.ru/articles/553446/


Информация о работе Использование интерактивных методов обучения как средство активизации познавательной деятельности учащихся