Использование элементов изотерапии как средства здоровьесбережения дошкольников

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 05 Мая 2013 в 22:43, реферат

Описание работы

Дети активно познают многообразие окружающего мира и пытаются отобразить его в своей естественной деятельности – играх, рисунках, сказках. Наиболее яркие возможности для ребенка предоставляет изобразительное творчество.
Изобразительное искусство играет огромную роль в формировании духовно развитой личности, в совершенствовании чувств, в восприятии явлений жизни и природы сквозь призму человеческих отношений.

Файлы: 1 файл

Использщование элементов изотерапии как средства здоровьесбережения дошкольников.docx

— 19.26 Кб (Скачать файл)

Использование элементов изотерапии как средства здоровьесбережения дошкольников

Дети активно  познают многообразие окружающего  мира и пытаются отобразить его в  своей естественной деятельности –  играх, рисунках, сказках. Наиболее яркие  возможности для ребенка предоставляет  изобразительное творчество.       

Изобразительное искусство  играет огромную роль в формировании духовно развитой личности, в совершенствовании чувств, в восприятии явлений жизни и природы сквозь призму человеческих отношений.  

      

Выражая себя через  рисунок, ребенок дает выход своим  чувствам, желаниям, мечтам, перестраивает  свои отношения в различных ситуациях  и безболезненно соприкасается  с некоторыми пугающими, неприятными, травмирующими образами. Таким образом, рисование выступает как способ постижения своих возможностей и  окружающей действительности, как способ моделирования взаимоотношений  и выражения различного рода эмоций, в том числе и отрицательных, негативных. Поэтому рисование широко используют в терапевтических и  психокоррекционных целях, например, для снятия психического напряжения, стрессовых состояний, при психологической коррекции неврозов, страхов.      

Изотерапия – лечебное воздействие на психику человека с помощью изобразительного искусства (лепка, рисование). Изотерапия дает положительные результаты в работе с детьми с различными проблемами — задержкой психического развития, речевыми трудностями, нарушением слуха, умственной отсталостью, при аутизме, где вербальный контакт затруднен. Во многих случаях рисуночная терапия выполняет психотерапевтическую функцию, помогая ребенку справиться со своими психологическими проблемами.    

Рисование – это  творческий акт, позволяющий ребенку  ощутить и понять самого себя, выразить свободно свои мысли и чувства, освободиться от конфликтов и сильных переживаний, развить чувство сопережевания, быть самим собой, свободно выражать мечты и надежды. Это не только отражение в сознании детей окружающей и социальной действительности, но и ее моделирование, выражение отношения к ней. Детский рисунок в первую очередь рассматривается как проекция личности ребенка, как символическое выражение его отношения к миру. В детском рисунке отражаются не только уровень развития графических навыков и овладение техникой рисования, но и характеристики интеллектуального развития, особенности личности и характера, а также особенности межличностных отношений, например в семье.    

Стремление ребенка  к свободному рисованию, манипулирование  с красками естественно для него. Малыша не столько интересует сюжет  рисунка, сколько сам процесс  изменения окружающего мира с  помощью цвета. Именно рисование  дарит ощущение «творца», первооткрывателя, «автора», сотворившего неповторимое, радость, удовольствие и уверенность  в себе.   

Рисование предоставляет  естественную возможность для развития воображения, гибкости и пластичности мышления, зрительно-моторной координации. Его достоинство заключается  в том, что оно требует согласованного участия многих психических функций.      

Многочисленные  научные работы, связанные с изучением  изотерапии, показывают ее высокую эффективность, перспективность в развитии областей интегративной медицины, психотерапии, общей, специальной психологии и придают ей статус целого научного направления.     

Независимо от того, что ребенок и взрослый выбирают для своих занятий, основная цель использования изотерапии всегда одна и та же: помочь ребёнку начать осознавать себя и существование в своем мире. Это связано с тем, что рисование, даже без какого либо вмешательства взрослого – мощное средство самовыражения, которое помогает осуществить самоидентификацию и обеспечивает путь для проявления чувств. Нет детей, которые бы не любили рисовать. Есть дети, которые разлюбили краски. Причины кроятся в том, что взрослые усаживают малыша перед листом бумаги и уходят, забывая о том, что ребенку нужен не зритель, а человек сопереживающий. Дети рисуют то, что для них важно. Число методов, облегчающих детям выражение их чувств, при использовании рисования, бесконечно.    

Дети любят, обмакнув палец в краске оставлять следы  на бумаге. В зависимости от настроения ребенок выбирает ту или иную краску. Подобно тому, как растекается  краска, часто ведут себя и эмоции. Поскольку оттенки, цвет и жидкая консистенция красок соответствует  состоянию чувств, можно попросить  ребенка нарисовать о том, как  он чувствовал себя в тот момент, когда мама ушла и оставила его  в детском саду. Ребенок должен иметь возможность без просьбы  воспитателя подойти к стене  и нарисовать то, что ему захочется. Когда ребенок плачет можно взять его за руку и подвести к этому листу ватмана и дать возможность выплеснуть свои эмоции на бумаги, путем рисования пальчиками.    

В период адаптации  особенно эффективна будет так называемая «настенная» живопись, пальчиковая  живопись доставляет детям большую  радость, эмоциональный заряд. Для  этого на стену в уголке изодеятельности следует повесить большой лист ватмана и периодически по мере загрязнения менять листы ватмана. Для рисования должен быть «набор художника» - цветные карандаши, мелки, фломастеры, гуашь. Это способствует развитию творческих способностей детей. Если потом драматизировать содержание детских рисунков, то еще и развитию театрально-игровых способностей детей. Какие техники рисования при этом можно использовать? 

Живопись пальцевая - изображения создаются без помощи специальных инструментов (кисточки, стеки и т.д.), одними пальцами. Для  этого обмакивают каждый пальчик  руки ребенка в свой цвет (в жидкую гуашь или смоченную водой  акварель) и рисуют на бумаге, проводя  различные линии, или делая точки, мазки с помощью отпечатков кончиков пальцев, фаланг, ладоней. Данный прием  активно используется в артпедагогике и арттерапии, так как позволяет снять у детей страх перед совершением ошибки и неудачей.   

«Пластилиновое  рисование» - используется тогда, когда  необходимо отвлечь детей от грустных мыслей, депрессии. Оно отвлекает  внимание детей на процесс «действования», моделирования новой, более конструктивной картины мира. С другой стороны, оно дает возможность в социально приемлемой форме «выплеснуть» агрессивные эмоции, сплющивая и размазывая пластилин по картону. Первый способ является более простым для детей, поэтому применяется в работе с детьми раннего и младшего дошкольного возраста, второй – со старшими дошкольниками.   

Печатание – техника  изображения с помощью печатей. В раннем возрасте на занятиях по ознакомлению с окружающим и декоративно-прикладному  рисованию предлагается печатание  листьями. Настоящий лист дерева, растения намазывают краской и отпечатывают на бумаге.    

Отпечатывание –  нетрадиционная техника изображения  с помощью отпечатков. В отличие  от техники печатания, она не дает возможности создавать стереотипные изображения, штампы. В младшем дошкольном возраста детям показывают разные способы  отпечатывания. Для этого на любую  поверхность наносят цветовое пятно, затем накладывают чистый лист бумаги. Получается отпечаток. Подрисовывая детали, ребенок придает ему определенный образ. Можно использовать отпечатки  тюля, мешковины, на кусках бумаги, даже газетной с наложенными на ней  трафаретами.   

Рисование кусочками  поролона - во время рисования можно  сначала смочить поролоном с  водой лист бумаги – тогда изображения  получаться таинственными, расплывчатыми, с мягкими очертаниями. В акварели перед началом «живописи по- сырому» бумагу равномерно смачивают водой. Когда вода впитается в бумагу и немного просохнет (через 2—3 минуты), тогда начинают писать. Мазки краски, ложась на влажную поверхность, расплываются, сливаются друг с другом, создают плавные переходы. Так можно добиться мягкости в передаче очертаний предметов, воздушности и пространственности изображения.    

Рисование мылом - с  помощью кусочка мыла дети наносят  контурное изображение (как во время  рисования простым карандашом). Затем  сверху широкой кисточкой или  губкой, кусочком поролона наносят  краску (краски). Можно создавать  рисунки, выложив пену из мыльных  пузырей на бумагу, и аккуратно  окрашивая отдельные пузыри с  помощью кисточки в разные цвета. Когда пузыри лопнут, то дети обнаружат  на бумаге невероятные, сказочные изображения, которые можно дорисовать фломастерами, когда они высохнут.   

Рисование щеткой - осуществляется через постукивание щеткой или пробкой по намазанному  краской листу. Можно сочетать ее с техникой набрызга. Для этого на бумагу кладут трафареты, смачивают в краске зубную щетку и, проводя ее по карандашу, направляют цветные брызги на бумагу.  

Рисование свечой - тупым концом свечи на рисунок  наносятся линии и штрихи. Капли  с горящей свечи становятся пятнами  и точками. При этом получается «Волшебный рисунок», которого сначала не видно, но стоит нанести на него тушь, чернила  или краску, как он проступает на цветном фоне.    

При создании одной  работы также могут сочетаться несколько  техник. Кроме того, старшие дошкольники  способны к созданию коллективного  произведения.   

Коллаж (фр. collag - приклеивание, наклейка) – прием в изобразительном искусстве, заключающийся в наклеивании на какую-либо основу материалов, отличающихся от нее по цвету и фактуре. Для создания коллажа можно использовать любой материал (коробки, нитки, шпагат, вату, поролон и др.). Коллаж в исполнении детей старшего дошкольного возраста - сочетание аппликации, рисования, конструирования из бумаги.   

Детство – период интенсивного становления физиологических  и психических функций. «Дитя  мыслит формами, красками, звуками, ощущениями вообще», - писал К.Д. Ушинский, призывая опираться на эти особенности  детского мышления. Изобразительная  работа – это безопасный и естественный для ребенка вид деятельности, который служит для него «транзитным  пространством». 

 

Воспитатели:  Антушева Елена Александровна г.Северодвинск, Архангельской области


Информация о работе Использование элементов изотерапии как средства здоровьесбережения дошкольников