Автор работы: Пользователь скрыл имя, 05 Сентября 2015 в 21:20, реферат
Современный урок – это интересный урок, с высокой мотивацией и эмоциональной окраской. Такой урок можно создать, если учитель владеет информационной культурой, то есть знаниями и умениями в области информационных и коммуникационных технологий. Информационно коммуникационные технологии являются универсальным инструментом, способным помочь в решении самых разнообразных проблем современного человека.
Использование новых информационных технологий при конструировании урока химии.
Современный урок – это интересный урок, с высокой мотивацией и эмоциональной окраской. Такой урок можно создать, если учитель владеет информационной культурой, то есть знаниями и умениями в области информационных и коммуникационных технологий. Информационно коммуникационные технологии являются универсальным инструментом, способным помочь в решении самых разнообразных проблем современного человека. Они вносят существенный и разнообразный вклад в процесс обучения, так как использование информационно коммуникационных технологий дает повышенную мотивацию и интегрированный подход в обучении, глубину погружения в материал, сэкономить время, а следовательно выполнить большой объем работы, приводит к профессиональному росту и повышению качества обучения. Кроме того, учащиеся становятся активными участниками не только во время проведения урока, но и при его подготовке. Они включаются в различные виды деятельности: поиск информации в Интернете, письменные задания, основанные на электронной обработке текста и так далее.
Использование новых информационно педагогических технологий в практике работы не случайно. Это результат деятельности в качестве учителя-экспериментатора в краевой, а затем муниципальной опытно-экспериментальной площадке. Как учитель-экспериментатор провожу индивидуальную опытно-экспериментальную работу по теме эксперимента. Тема индивидуального исследования «Использование новых информационных технологий при конструировании уроков химии». Основными компонентами системы работы является создание организационно-педагогических условий эффективного использования информационных технологий в преподавании химии:
Уроки строю на основе принципов информационного взаимодействия: системы понятий по рассматриваемой теме учебного курса; привлекательной формы подачи информации, сотворчества учителя и учащихся для получения новых знаний и коммуникации. Для создания сценария повторительно-обобщающих уроков разрабатываю технологическую карту, в которой отображены этапы урока и прослеживается деятельность учителя и учащихся на каждом этапе урока. (.Показан фрагмент технологической карты повторительно-обобщающего мультимедийного урока химии в 8 классе по теме «Строение атома. Периодический закон и Периодическая система химических элементов Д.И. Менделеева в свете современных представлений»).
№ п/п |
План занятий с элементами прогнозирования и моделирования содержания урока. |
Реализация основного принципа взаимодействия (формирование системы понятий по данной теме): учебная задача урока. |
Педагогические техники и приёмы как элементы занятия. |
I. 1. |
Организационный момент. Подготовка учащихся к учебно-познавательной деятельности и быстрое включение учащихся в деловой ритм. |
Создание единого информационного поля |
|
2. |
На экране эпиграф урока. Учитель: как вы догадались, сегодня мы еще раз поговорим о выдающимся открытии 19 века Периодическом законе и Периодической системе химических элементов Д.И. Менделеева на основе современных представлений о строении атома. |
Прием педагогической техники «Эпиграф» О, сколько нам открытий чудных готовит просвещенья дух, и опыт, сын ошибок трудных, и гений, парадоксов друг. А.С.Пушкин | |
3. |
Знакомство учащихся с формой организации их деятельности на уроке и формой оценивания. |
Осмысление результата деятельности от формы ее организации. |
|
4. |
Рефлексия.
Оценка каждого учащегося к занятию. |
Положительный настрой на работу и осмысление его важности для достижения результатов деятельности |
Прием педагогической техники «Самооценка». По предложенным рисункам «молекул», учащиеся выбирают одну из них, соответственно своему уровню готовности к уроку. |
Кроме того, технологическая карта является основой для создания мультимедийного проекта. Для каждого этапа урока подбираются приемы педагогической техники. Так для рефлексии это «стилистические рисунки», прием педагогической техники «Светофор», «Самооценка», которые позволяют оценить психофизическое состоянии, настроение учащихся в начале урока или готовность их к уроку.
Чтобы активизировать учащихся на учебно-познавательную деятельность на основе опорных знаний используются такие педагогические приемы как «Интеллектуальная разминка», «Беглый опрос по базовым вопросам», «Цифровой диктант», «Ключевые слова». Так, например, при проведении повторительно-обобщающего мультимедийного урока в 9 классе по теме «Подгруппа кислорода» учитель произносит ряд утверждений:
1. NAHS- сульфид натрия
2. Степень окисления серы в нем равна +2
3. В H2SO4 сера проявляет высшую степень окисления
4. Соединения серы (IV) в реакциях проявляют только окислительные свойства
5. Соли серной кислоты
6. Реакция окисления SO2 в SO3 экзотермическая.
7.Соединения серы (II) в реакциях являются только восстановителями.
Если ученик согласен, то он ставит единицу, если нет- 0. В результате получается число. Полученное число после окончания работы сразу позволяет каждому учащемуся осуществить самоконтроль своих знаний.
Для более полного, расширенного повторения основных понятий темы подбираются приемы педагогических техник, направленные на развитие логического мышления, решение проблемных задач и ситуаций, на творческое применение полученных знаний и развитие способностей учащихся. К таким приемам относятся: «Особое задание», «Лови ошибку», «Идеальное задание», «Логические цепочки».
На том же уроке с целью проверки умения подбора коэффициентов методом электронного баланса применен прием педагогической техники «Лови ошибку». На слайде записаны уравнения химических реакций с заведомо допущенными ошибками.
а) Cu + H2SO4 = CuSO4 + SO2 + 2H2O
б) 3Mg + H2SO4 = 3 MgSO4 + S +3H2O
в) C + 2H2SO4 = CO2 + SO2 + 2H2О
Учитель предлагает учащимся, работая в паре по вариантам, найти ошибки в уравнениях реакций. Выполняя задание, учащиеся находят ошибки, исправляют и дают пояснение. Затем проводится проверка выполнения заданий.
Для проверки знаний проводится компьютерное тестирование, Это самооценка и самореализация, хороший стимул для обучения, способ деятельности и выражения себя. Для учителя средство качественного контроля знаний и способ накопления оценок.
Для оценки деятельности учащихся используются такие средства и способы как рейтинг-листы, самопроверка, взаимопроверка, общественный контроль знаний. Применяются и разнообразные формы организации учебной деятельности: индивидуальная и групповая работа, выполнение творческих проектов и так далее.
В течение урока обязательно проводятся физкультминутки – это и информационные зарядки и физкультминутки для коррекции зрения. Прием педагогической техники
«Информационная
Сера нам необходима-
Нам без серы не прожить!
Всем известно, что без серы
Нам огня не запалить.
Сера есть в белках, сульфатах,
И в сульфиде есть она.
И для сероуглерода
Обязательно нужна.
Портит сера атмосферу,
А верней – ее оксид.
Пожелтели листья в сквере,
Дождь кислотный моросит.
Через необычную форму организации физкультминутки проводится релаксация и закрепление изученного материала.
Традиционно учащиеся достаточно сложно воспринимают учебный материал по химии, поэтому при использовании мультимедийных обобщающих уроков даже сложные темы можно преподнести так, что учащиеся будут осваивать материал без труда и с интересом.
Таким образом, использование новых информационных технологий позволяют найти учителю новые продуктивные подходы к организации образовательного процесса, повысить педагогическое мастерство и качество педагогической деятельности.
Наблюдая за ребятами на уроке, убеждаешься в том, что им интересно. Они не чувствуют усталости, их внимание сконцентрировано на выполнении того или иного задания. Радуют и результаты таких уроков. Каждый учащийся получает на уроке от трех до пяти положительных оценок, Да и сами учащиеся оценивают свою работу и работу учителя на уроке самыми высокими баллами.
Информация о работе Использование новых информационных технологий при конструировании урока химии