Автор работы: Пользователь скрыл имя, 23 Февраля 2015 в 12:09, контрольная работа
Система Марии Монтессори, итальянского педагога-гуманиста (1870-1952) уже давно пользуется мировым признанием и получила самое широкое распространение. Педагогика Монтессори - замечательный пример эффективной практической реализации идей свободного воспитания. Основным отличием метода Монтессори от традиционных детских садов является отношение к ребенку как к уникальной, неповторимой личности, со своим собственным планом развития, своими собственными способами и сроками освоения окружающего мира.
Филиал ОГБОУ СПО «Братский педагогический колледж»
Домашняя контрольная работа
по дисциплине: «Теоретические основы
дошкольного образования»
студента (студентки) заочного отделения
группы 244 специальности 050144. Дошкольное
образование
Артёменко Ольги Михайловны
Дата ____________
Проверил: Лапина Е.Н.
(психолого-педагогического цикла)
____________________Ф.И.О.
Оценка: _____________(подпись)
Дата _____________
Тема: Использование системы М. Монтессори в рамках комплексных отечественных программ».
Введение
Система Марии Монтессори, итальянского педагога-гуманиста (1870-1952) уже давно пользуется мировым признанием и получила самое широкое распространение. Педагогика Монтессори - замечательный пример эффективной практической реализации идей свободного воспитания. Основным отличием метода Монтессори от традиционных детских садов является отношение к ребенку как к уникальной, неповторимой личности, со своим собственным планом развития, своими собственными способами и сроками освоения окружающего мира. Основная идея метода Монтессори заключается в стимулировании ребенка к саморазвитию, поместив его в подготовленную среду, имеющую четкую логику построения и соответствующую психологическим потребностям ребенка. Задачей же воспитателя, или учителя, как его называют в системе Монтессори, является помочь ребенку организовать свою деятельность в этой среде, пойти свои собственным, уникальным путем, реализовать свой творческий потенциал. Монтессори была убеждена, что практически любой ребенок является нормальным человеком, способным открыть себя в активной деятельности. Эта деятельность, направленная на освоение окружающего его мира, на вхождение в культуру, созданную предшествующими поколениями, приводила к реализации заложенного в формирующейся личности потенциала, к полноценному физическому и духовному развитию. Феномен педагогики Монтессори заключается в ее безграничной вере в природу ребенка, в ее стремление исключить какое-либо авторитарное давление на формирующегося человека, а также в ориентации на свободную, самостоятельную, активную личность.
Содержание
Процесс применения Монтессори педагогики в российском образовании проходил на протяжении XX века через четыре этапа.
1. От 1910 г. - до Октябрьской
революции 1917 года. Его можно характеризовать
как ознакомительно-
Более подробное знакомство произошло в 1913 году, когда в «Вестнике воспитания» была опубликована обстоятельная статья Е.Н. Янжул «Об одном итальянском детском саде» . В этом же году появляется перевод книги М. Монтессори «Дом ребенка. Метод научной педагогики», благодаря чему система Монтессори стала изучаться отечественными педагогами. Книга сразу привлекла внимание своей оригинальностью и прикладной направленностью. Осенью 1913 года известный в то время физик-методист Лермантов привозит из Лондона и выставляет в Политехническом музее Санкт-Петербурга комплект стимульного материала, разработанного итальянским врачом и педагогом. Потом состоялись еще две выставки - в Петербургском университете и в Педагогическом музее «Соляной городок», которые вызвали значительный интерес отечественных педагогов. Весной 1914 группа педагогов, заинтересовавшихся системой Монтессори, совершила при поддержке Министерства просвещения поездку в Рим, где в течение месяца они посещали международный курс для учителей Монтессори и знакомились со школами, работающими по этой системе.
Среди них была и подвижница Монтессори педагогики в России Юлия Ивановна Фаусек (1863-1943). После возвращения Ю.И. Фаусек приступает к работе, как она позднее писала, «с большей уверенностью в своих возможностях и еще большей уверенностью в системе» (422, с. 7). Уже в октябре 1914 благодаря ее стараниям в коммерческом училище М.А. Шидловской открывается первая в России группа, работающая по системе Монтессори. А в 1915 году появляется и книга Ю.И. Фаусек «Месяц в Риме в Домах Детей Монтессори», подробно характеризующая особенности Монтессори педагогики.
Постепенно детский сад, в котором работала Ю.И. Фаусек, становится своеобразным методическим центром для всех, интересующихся новой педагогикой учителей. На базе сада в 1916 году было создано «Общество свободного воспитании (метод Монтессори)». В 1916 году на небольшую субсидию, полученную от Министерства просвещения, при этом Обществе удается организовать курсы для желающих ближе познакомиться с системой Монтессори. На эти курсы были приняты 25 слушательниц, уже имевших высшее образование. Благодаря благотворительным концертам был организован сбор пожертвований на постройку первого городского Детского дома по системе Монтессори, но в связи с революционными событиями он так и не был построен.
2. Октябрь 1917-го - конец 20-х
годов. Период изучения и применения.
В послереволюционное время Ю.
Наибольший интерес к Монтессори педагогике у руководителей советского образования приходится на середину 20-х годов. Для советской педагогики это было время экспериментов и пристального внимания к зарубежному опыту.
Сегодня школа Монтессори считается достаточно популярной в мире. Например, в Европе около трети учебных заведений работают именно по ней.
В России школы Марии Монтессори были открыты в 1992 году. Развитие ребенка по методу Монтессори дает основательную базу для формирования личности - личности всесторонне развитой, ответственной, счастливой и образованной. Воспитанники детских школ и центров, пропагандирующих эту методику, приобретают огромную внутреннюю мотивацию к обучению, способность концентрироваться на работе, самостоятельность, они обладают хорошими навыками общения в социуме и внутренней дисциплиной. Метод формирует также сознательное послушание, тренирует волю, высокое чувство ответственности, трудолюбие и стремление к самосовершенствованию, развивает интуицию и социальную адаптированность.
Особенно большое развитие в отечественной системе образования в 1990-е годы получила педагогическая система М. Монтессори. В настоящее время в России действует около 2000 дошкольных групп и около двадцати школьных классов, заявивших о своей работе по Монтессори методу.
Такое влияние было обусловлено, прежде всего, тем, что в конце ХХ века система отечественного образования обратилась к поиску новых парадигм развития педагогической науки и практики на основе гуманистических и культурных приоритетов. В этой связи наметилась и получила развитие тенденция повышения интереса к теоретическому осмыслению наследия зарубежных представителей гуманистической педагогики XX века и осуществлению попыток практического применения созданных ими образовательных моделей в современных условиях.
Таким образом, гуманистическая направленность российского образования создала благоприятные условия для осмысления потенциала зарубежной гуманистической педагогики. Практическое применение педагогики Р. Штайнера и М. Монтессори, обращение к идеям Д. Дьюи, Я. Корчака, С. Френе открыли возможности для сближения мировоззренческих позиций отечественных и западных педагогов, для начала процесса адаптации к отечественной педагогической традиции идей и технологий, разработанных гуманистической педагогикой XX века.
Вместе с тем, распространение и практическое использование зарубежных педагогических систем и технологий закономерно поставило перед российскими педагогами ряд сложных вопросов, связанных с проблемой их адаптации, а также определением возможности и пределов их авторской интерпретации отечественными педагогами.
К таким вопросам, прежде всего, следует отнести:
корреляцию философских и религиозных оснований западных педагогических систем с российским педагогическим менталитетом и традициями;
соотнесение западных педагогических технологий с образовательными технологиями, уже имеющимися в России;
разработку технологии переноса западных педагогических систем в российское образовательное пространство;
поиск путей подготовки российских педагогов к использованию в своей практике положений и технологий зарубежных педагогических систем.
Для этого необходим глубокий анализ, осуществленных на протяжении ХХ века подходов к теоретическому осмыслению российскими педагогами западных педагогических систем; выработке особых механизмов их переноса в образовательное пространство; установлению критериев адекватной интерпретации и адаптации западных педагогических систем, не разрушающих целеценностные основания российской педагогической традиции.
Это тем более актуально, что наряду с позитивными результатами практического применения западных педагогических систем, прошедшие два десятилетия рельефно выявили значительную опасность ряда зарубежных религиозно-философских систем и технологий, использовавшихся в сфере российского образования, например таких, как мунизм, сайентология и др. Сложившееся положение предполагает выработку защитных механизмов против подобных деструктивных образовательных систем. И, вместе с тем, стимулирование теоретического осмысления и практического использования зарубежных гуманистических педагогических систем, способствующих гуманизации образования, созданию в России гражданского общества. Такой подход, в частности, предполагает разработку механизмов адаптации западных педагогических систем в российском образовательном пространстве.
В данной связи актуальным для современного педагогического процесса является необходимость теоретического осмысления того, как происходила адаптация западной педагогики во второй половине ХХ столетия, какие национальные, культурные, социальные и, возможно, этнические особенности повлияли на ту форму, в которой западные педагогические системы оказались, использованы в российском образовании. Ответы на эти вопросы позволят дать достоверный прогноз о перспективах теоретического осмысления и применения западных педагогических систем в отечественном образовании XXI века.
Информация о работе Использование системы М. Монтессори в рамках комплексных отечественных программ