Использование современных образовательных технологий в дополнительном образовании

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 15 Сентября 2015 в 20:45, реферат

Описание работы

Современная реформа образования в России, связанная с реализацией личностно-ориентированного подхода, вызвала ряд серьезных изменений в привычной для нас практике обучения и воспитания детей:
обновление содержания образования;
внедрение новых педагогических технологий, обеспечивающих развитие личности.

Файлы: 1 файл

ispol-zovaniesovremennyix (1).doc

— 81.00 Кб (Скачать файл)

Ребенок самостоятельно постигает ведущие понятия и идеи, а не получает их от педагога в готовом виде.

Технология проблемного обучения предполагает следующую организацию:

  • Педагог создает проблемную ситуацию, направляет учеников на ее решение, организует поиск решения.
  • Ученик ставится в позицию субъекта своего обучения, разрешает проблемную ситуацию, в результате чего приобретает новые знания и овладевает новыми способами действия.

 

Особенностью данного подхода является реализация идеи "обучение через открытие": ребенок должен сам открыть явление, закон, закономерность, свойства, способ решения задачи, найти ответ на неизвестный ему вопрос. При этом он в своей деятельности может опираться на инструменты познания, строить гипотезы, проверять их и находить путь к верному решению.

 

По специфике проблемных задач, выделяют три вида проблемного обучения:

  1. Теоретическое исследование. Обучение строится на основе предложения и решения теоретических  учебных проблем обучающимися. В начале занятия  обучающиеся же сами должны ответить на этот вопрос.
  2. Поиск практического решения (практическое творчество), т.е. способа применения усвоенного знания в неизвестной ситуации: конструирование, открытие, изобретение. Обучение строится на основе предложения и решения практических учебных проблем и ситуаций.
  3. Разработка художественных решений (художественное творчество) с опорой на способность художественного восприятия и отображения действительности на основе творческого воображения, музыкальных, изобразительных, театральных и прочих умений. (Например, сочините сказку о том, как математика помогает нам в жизни; постановка сценок и т.д.)

Игровые технологии  обладают средствами, активизирующими и интенсифицирующими деятельность учащихся. В их основу положена педагогическая игра как основной вид деятельности, направленный на усвоение общественного опыта.

Различают следующие классификации педагогических игр:

-по видам деятельности (физические, интеллектуальные, трудовые, социальные, психологические);

-по характеру педагогического  процесса (обучающие, тренировочные, познавательные, тренировочные, контролирующие, познавательные, развивающие, репродуктивные, творческие, коммуникативные и др.);

-по игровой методике (сюжетные, ролевые, деловые, имитационные и  др.);

-по игровой среде (с  предметом и без, настольные, комнатные, уличные, компьютерные и др.).

Цели образования игровых технологий обширны:

-дидактические: расширение  кругозора, применение ЗУН на  практике, развитие определенных  умений и навыков;

-воспитательные: воспитание  самостоятельности, сотрудничества, общительности, коммуникативности;

-развивающие: развитие качеств и структур личности;

-социальные: приобщение  к нормам и ценностям общества, адаптация к условиям среды.

Технология проектного обучения

Технология проектного обучения — альтернативная технология, которая противопоставляется классно-урочной системе, при которой не даются готовые знания, а используется технология защиты индивидуальных проектов. Проектное обучение является непрямым, и здесь ценен не только результат, но в большей мере сам процесс.

Проект — буквально это «брошенный вперед», то есть прототип, прообраз какого-либо объекта, вида деятельности, а проектирование превращается в процесс создания проекта. Эффективность применения проектной деятельности в дополнительном образовании заключается в том, что:

1) происходит развитие творческого мышления

2) качественно меняется  роль педагога: устраняется его  доминирующая роль в процессе  присвоения знаний и опыта, ему  приходится не только и не  столько учить, сколько помогать  ребенку учиться, направлять его  познавательную деятельность.

3) вводятся элементы исследовательской  деятельности;

4) формируются личностные  качества воспитанников, которые  развиваются лишь в деятельности  и не могут быть усвоены  вербально (в групповых проектах, когда «работает» небольшой коллектив  и в процессе его совместной деятельности появляется совместный продукт, отсюда развивается умение работать в коллективе, брать ответственность за выбор, решение, разделять ответственность, анализировать результаты деятельности, способность ощущать себя членом команды — подчинять свой темперамент, характер, время интересам общего дела);

5) происходит включение  воспитанников в «добывание знаний»  и их логическое применение (формируются  личностные качества — способность  к рефлексии и самооценке, умение  делать выбор и осмысливать как последствия данного выбора, так и результаты собственной деятельности).

Педагог превращается в куратора или консультанта:  

  • помогает обучаемым в поиске источников;  
  • сам является источником информации;  
  • поддерживает и поощряет учащихся;  
  • координирует и корректирует весь процесс;  
  • поддерживает непрерывную обратную связь.

Типология проектов

Проекты различаются по следующим признакам:

1. Какая деятельность  доминирует в проекте: исследовательская, поисковая, творческая, ролевая, прикладная (практико-ориентированная), ознакомительно-ориентировочная и пр.

2. Предметно-содержательная  область: монопроект (в рамках одной  области знания); межпредметный проект.

3. по характеру координации  проекта: непосредственный (жесткий, гибкий), скрытый (неявный, имитирующий участника проекта).

4. по характеру контактов (среди участников одной школы, класса, города, региона, страны, разных  стран мира).

5. Количеству участников  проекта.

6. Продолжительности выполнения  проекта (в рамках одного занятия; нескольких занятий; месяц, год и т.д.)

 

Результат проектной деятельности – это, прежде всего ход самой деятельности (сама деятельность),  а продукт (игрушка-подушка, игрушка-коврик) – это одно из воплощений замысла, он помогает  представить каков был замысел решения проблемы проекта.

Интерактивная деятельность на уроках предполагает организацию и развитие диалогового общения, которое ведет к взаимопониманию, взаимодействию, к совместному решению общих, но значимых для каждого участника задач. Интерактив исключает доминирование как одного выступающего, так и одного мнения над другим. В ходе диалогового обучения учащиеся учатся критически мыслить, решать сложные проблемы на основе анализа обстоятельств и соответствующей информации, взвешивать альтернативные мнения, принимать продуманные решения, участвовать в дискуссиях, общаться с другими людьми. Для этого на уроках организуются индивидуальная, парная и групповая работа, применяются исследовательские проекты, ролевые игры, идет работа с документами и различными источниками информации, используются творческие работы.

Здоровьесберегающие образовательные технологии - это система, создающую максимально возможные условия для сохранения, укрепления и развития духовного, эмоционального, интеллектуального, личностного и физического здоровья всех субъектов образования (обучащихся, педагогов и др.).

 «Здоровьесберегающие образовательные технологии» можно рассматривать и как качественную характеристику любой образовательной технологии, её «сертификат безопасности для здоровья», и как совокупность тех принципов, приёмов, методов педагогической работы, которые дополняя традиционные технологии обучения и воспитания, наделяют их признаком здоровьесбережения.

информационно-коммуникативные технологии

  • Сочетание ИКТ связано с двумя видами технологий: информационными и коммуникационными.
  • «Информационная технология – комплекс методов, способов и средств, обеспечивающих хранение, обработку, передачу и отображение информации и ориентированных на повышение эффективности и производительности труда».
  • На современном этапе методы, способы и средства напрямую взаимосвязаны с компьютером (компьютерные технологии).
  • Коммуникационные технологии определяют методы, способы и средства взаимодействия человека с внешней средой (обратный процесс также важен).

Информационная технология - целенаправленная организованная совокупность информационных процессов с использованием средств вычислительной техники, обеспечивающих высокую скорость обработки данных, быстрый поиск информации, рассредоточение данных, доступ к источникам информации независимо от места их расположения.

Все обучающие, развивающие, воспитательные, социальные технологии, используемые в дополнительном образовании детей, направлены на то, чтобы:

-разбудить активность  детей;

-вооружить их оптимальными способами осуществления деятельности;

-подвести эту деятельность  к процессу творчества;

-опираться на самостоятельность, активность и общение детей.

Новые педагогические технологии могут радикально перестроить процесс обучения. В условиях дополнительного образования ребенок развивается, участвуя в игровой, познавательной, трудовой деятельности, поэтому цель внедрения инновационных технологий - дать детям почувствовать радость труда в учении, пробудить в их сердцах чувство собственного достоинства, решить социальную проблему развития способностей каждого ученика, включив его в активную деятельность, доведя представления по изучаемой теме до формирования устойчивых понятий и умений.

Современные технологии в работе учреждений дополнительного образования детей сочетаются со всем ценным, что накоплено в отечественном и зарубежном опыте, в семейной и народной педагогике, они позволяют выбирать наиболее эффективные способы и приемы организации деятельности детей и создавать максимально комфортные условия для их общения, активности и саморазвития.

 

 

 

 

 

 


Информация о работе Использование современных образовательных технологий в дополнительном образовании