Автор работы: Пользователь скрыл имя, 10 Ноября 2014 в 15:32, статья
Известный российский психолог Л.С. Выгодский утверждал о необходимости расширения опыта ребенка для основы его творческой деятельности, проследил двойственную взаимосвязь и взаимную зависимость воображения и опыта, сделал вывод о влиянии эмоционального фактора на творческую деятельность. О влиянии красоты природы написано и сказано немало.
Федеральный государственный образовательный стандарт дошкольного образования ориентирует педагогов ДОУ на создание условий для формирования у ребенка элементов экологической культуры, экологически грамотного поведения, реализации новых идей об универсальности и самоценности природы.
Макарова Дарья Юрьевна
Воспитатель
Филиал МКДОУ «Детский сад № 3» -
«Детский сад № 33»
г. Первоуральск
Использование воспитательного потенциала экологического пространства ДОУ как ресурс внедрения ФГОС ДО
Известный российский психолог Л.С. Выгодский утверждал о необходимости расширения опыта ребенка для основы его творческой деятельности, проследил двойственную взаимосвязь и взаимную зависимость воображения и опыта, сделал вывод о влиянии эмоционального фактора на творческую деятельность. О влиянии красоты природы написано и сказано немало.
Федеральный государственный образовательный стандарт дошкольного образования ориентирует педагогов ДОУ на создание условий для формирования у ребенка элементов экологической культуры, экологически грамотного поведения, реализации новых идей об универсальности и самоценности природы.
На протяжении многих лет в ДОУ создавалась экологическая тропа на групповом участке. Большим преимуществом данной тропы является то, что дети во время прогулок погружены в мир общения с природой. Организация работы с детьми на экологической тропе – это создание условий для накопления ребенком личного опыта экологически правильного как для ребенка, так и для самой природы.
Экологическая тропа разделена на несколько точек, на которых растут лекарственные растения, деревья кустарники, насекомые и цветы. Используя приемы фантазирования мы стараемся помочь ребёнку научиться не просто отрывочно фантазировать, а реализовывать свои замыслы, создавать пусть небольшие, но законченные произведения.
Методический прием «Говорим на природе» позволяет нам вызвать живой отклик у детей на яркие образы природы, дать детям возможность прочувствовать многообразие форм, красок, звуков в природе. Во все времена года в природе есть явления, которые доступны наблюдению детей дошкольного возраста. Нами организуется наблюдение, как падает опавший лист, как ложится на ладошку первая снежинка, как дрожит капелька дождя на листьях, как блестит роса на цветах и траве – подбираются при этом сравнения (на что похоже, с чем можно сравнить), эпитеты, к предложенному слову, составляются короткие рассказы (о чем может рассказать капелька дождя, листочек на дереве), создаются маленькие сказки, песенки, книжки малышки.
Начиная беседу с детьми про ту или иную точку, мы сначала разучиваем стихи, пословицы поговорки и т.д., для того что бы дети поняли о чем с ними будет вестись беседа: где и как используют листья рябины, ягоды, какими свойствами обладает данное дерево, народные приметы. Точка «Рябина кудрявая»
В народе говорят:
«Поздний расцвет рябины – к долгой осени»
«В лесу много рябины – осень будет дождливой, если мало – сухой»
Рябина – мобильный персонаж русского фольклора.
Развивая направленность воображения использую прием «Превращение незнакомого в знакомое». Если бы я стал рябиной, почему хорошо или плохо быть таким кустарником?
Привлекая внимание к птичьим голосам, к следам животных, к изменениям, которые происходят в лесу, на реке в разную погоду, в разное время года, нами используется художественное слово. Произведения уральских поэтов, которые любят русскую природу, просто и правдиво рисуют её картины, учат не только любоваться красивыми пейзажами, но и видеть такие явления (на первый взгляд незаметные), по которым часто поверхностно скользит наш взор, раскрывать некоторые тайны. Точка «Молодильные яблочки»
«Маленькая яблонька
У меня в саду
Белая – пребелая
Вся стоит в цвету.
Я надела платьице
С белою каймой
Маленькая яблонька
Подружись со мной»
Яблоня – многолетнее, светолюбивое растение. Цветет поздней весной и начале лета. Плод – яблоко.
Рассказываю детям о пользе витаминов находящихся плодах яблони.
На прогулках используем приемы фантазирования: оживление, увеличение-уменьшение, эмпатия. Наблюдаем за «живыми» облаками: куда они плывут, какие вести несут, почему тают, о чем мечтают, о чем расскажут, что нам покажут. Оживим ветер: кто его мама? Кто его друзья? Какой бывает характер у ветра? О чем спорит ветер с солнцем? Применяем также прием эмпатии – дети представляют себя на месте наблюдаемого: «А что, если ты превратишься в яблоню «С кем ты подружился?», «О чем шепчутся твои листочки?». Это богатейший материал для новых сказок. Но самое главное в этом приёме – это воспитание эмпатии – умения перевоплотиться в другой образ и посмотреть на мир его глазами.
Используя экологические знания о природных объектах, например «Береза является отличным очистителем воздуха, поглощая тяжелые металлы. Имея чистую крону, состоящую из множества мелких листьев, береза служит природной преградой шумового загрязнения и др.» мы знакомим детей с точкой «Во поле береза стояла»
«Светлая и ясная –
Круглый год прекрасная.
То зеленая, в сережках,
То пургой заснежена.
Вся такая молодая
Ласковая, нежная!»
В работе с детьми используется прием «Типизация». Один из самых сложных приёмов творческого воображения, который используется в художественном творчестве, где из цветной бумаги вырезается несколько берез и дети сравнивают какая из них больше других похожа на настоящую.
Акцентируя внимание детей на лекарственные растения создана точка «У доктора Айболита»
Есть много трав полезных
На земле страны родной
Могут справиться с болезнью
Ромашка, мята, подорожник, зверобой…
До детей доводится информация, что около половины всех лекарств готовят из растений. Лечебные растения и всевозможные лекарственные сборы – это наши лучшие помощники в борьбе с такими болезнями как простуда, насморк, различные кожные заболевания, болезни печени и почек, а так же множеством других.
Аптечная ромашка обладает антимикробным, вяжущим противовоспалительным действием. Используется для полоскания полости рта.
Подорожник – зеленый бинт. Рекомендован при хроническом гастрите и других заболеваниях желудочно-кишечного тракта, при воспалении глаз, так же эффективен при укусах насекомых, ссадинах.
«Если ты разбил коленку,
Если ранка на руке –
Не нужны зеленка, йод,
Доктор тоже подождет
И не нужен нам аптекарь,
Есть у нас чкдесный лекарь –
Он растет у наших ног,
Подорожника листок.
Аккуратно отрви,
Вымой, к ранке приложи,
Он и доктор и аптекарь,
Подорожник – чудо лекарь!»
А еще чудеса прогулок – в придумывании загадок, в рисовании палочкой на земле, мелом по асфальту, мокрыми подошвами обуви по сухому. Что получилось? Почему? Предлагаем детям увидеть разноцветный дождь или снег через разноцветные очки или смотреть через разноцветные стекляшки. А если дать детям на прогулку увеличительные стекла? Интересная получится игра.
Весной в нашем детском саду цветет сирень. Точка «Сиреневый туман» Сирень служит природной преградой шумового загрязнения. Дерево очищает воздух от тяжелых металлов, а перегившие листья служат своеобразным удобрением, улучшая питательные свойства почвы, обогащая ее кальцием.
«Синенькие глазки рядышком сидят
Много их на веточке на меня глядят!»
Используя методический прием «Игры с птицей фантазией» мы стремились создать такую ситуацию, чтобы ребенок перестал быть зависимым и от предметной среды, и от прошлого опыта. Он смог свободно придумывать ситуации, свободно придумывать объяснение действиям персонажей своей игры. Например – эмоциональное погружение в образ птицы, полет над уральскими лесами.
Всеми любимая наша точка «Альпийская горка». Возле нее мы проводим ежедневную традицию «общее приветствие», где приветствуем, друг друга, желаем весело и интересно провести время в детском саду, обсуждаем с детьми содержание совместной деятельности на текущий день. Создание альпийской горки направлено на формирование благоприятного психологического климата в группе и дружеского доверительного общения детей друг с другом и воспитателем.
Придание объектам неживой природы способностей и качеств живых существ. А именно: способности двигаться, думать, чувствовать, дышать, расти, радоваться, размножаться, шутить, улыбаться.
Придание объектам неживой природы необычайных свойств. Например, камень. Он светится, всегда тёплый (никогда не остывает!), можно руки греть в мороз, делает воду сладкой и целебной, а сам не растворяется.
Камень впитывает болезни. Камень даёт бессмертие.
Эти ежедневные открытия раскрепощают детей, не дают развиться психологической инерции. В результате моделирования речевых ситуаций, дети преодолели чувство скованности, застенчивости. Активно проявляют любознательность, инициативу и самостоятельность в разных видах деятельности; активно взаимодействуют со сверстниками и взрослыми, участвует в совместных играх
У них постепенно развивается воображение, речевая активность, дети достаточно хорошо владеют устной речью, могут выражать свои мысли и желания, использовать речь для выражения своих мыслей, чувств и желаний. появилось видение многогранности окружающего мира, его противоречивости, закономерности развития; дети учатся мыслить системно, с пониманием происходящих процессов, появилось проявление творчества, дети стали любознательнее, активнее в поисках ответов на интересующие вопросы.
В заключении хотелось бы предложить вам принять участие в психологической игре «Шепчет ветер, шепчет дождик…», которая способствует развитию самоуважения.
В игру можно поиграть с одним малышом или с группой детей.
Шепчет ветер, шепчет дождик…
Просим ребенка представить, что с ним хотят подружиться разные предметы, явления природы, животные и люди.
«Представь, что легкий теплый летний ветерок хочет поговорить с тобой. Как ты думаешь, а голос у него какой?» Ребенок должен придумать ассоциативный вариант, но если он затрудняется, тихонько сымитируйте ветерок: «Ш-ш-ш, Ванечка, ш-ш-ш». Нужно обязательно назвать малыша по имени, как будто его позвал ветерок.
«А как позовет осенний ветер. Громко. С-с-с, Ва-ня, с-с-с. А сильный ураган? У-у-у! Ва-ня! У-у-у!»
Каждый раз малыш должен сначала предлагать свой голос для предмета или явления природы, а потом его должны подхватить другие участники и обязательно назвать ребенка по имени.
Голоса могут подавать дождик, травка, солнышко, животные, Баба-Яга, песок, солнечный зайчик и т.д. Их стадии тоже могут меняться, соответственно поменяется и голос: грибной дождик – осенний дождь – ливень, молодая травка – сочная трава – высокие луговые травы, утреннее солнышко – летнее солнце – палящее солнце…
Одним из основных подходов ФГОС ДО является системно-деятельностный подход, т.к. ребенок развивается в деятельности, а целостность деятельности выражается потребностями, мотивами, целями, условиями и действиями. И как следствие - эмоции восторга, восхищения увиденным рождают желание творить, воссоздавать. Дошкольник зрительно фиксирует определенные картины, но не может во всей полноте воспроизвести их на бумаге, передать свое видение разнообразия и яркости жизненных форм.
В связи с этим перспективным становится использование творческих заданий и упражнений, выполняемых на природе с использованием элементов окружающей среды (цветы, песок, галька и т.д.).
И всем знакомая прогулка на экологической тропе превратится в творческий поиск и использование найденных предметов (шишек, веток и прочих материалов) для создания различных арт-объектов. В чём преимущество использования элементов ландшафтной арт-терапии? Данный подход помогает развить воображение, творческое мышление, интуицию и обогатиться эстетическим опытом, снимает напряжение; совершенствует саморегуляцию путем активного взаимодействия со средой и ее здоровьесберегающими ресурсами; развивает коммуникативные навыки; повышает в целом социальную активность, сплачивает коллектив сверстников; развивает экологическое сознание; формирует чувство ответственности за окружающую среду.
Список литературы:
1. Скоролупова О.А. Занятия с детьми старшего дошкольного возраста по теме «Цветущая весна. Травы». - М.: «Издательство Скрипторий 2003», 2010. - 120 с: ил.
2. Николаева С. Н. Воспитание экологической культуры в дошкольном детстве: Методика работы с детьми подготовительной группы детского сада: Пособие для воспитателя дошкольного образовательного учреждения. — М.: Просвещение, 2002. — 144 с.
3. Рыжова Н. О программах экологического образования дошкольников//Дошкольное образование.–2004.–№ 11.–С.3–4,21.