Исследование особенностей детско-родительских отношений в семье девиантных подростков

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 05 Января 2014 в 17:44, статья

Описание работы

Профилактика и преодоление отклоняющегося поведения школьников осуществляется в единстве и согласованности действий педагогов, психологов и родителей. Комплексный подход обеспечивает результативность воспитательной работы, выражающейся в сформированности социальной устойчивости школьников. Определяющую роль в профилактике и преодолении отклоняющегося поведения подростков играет самовоспитание, строго организованная работа над собой.
Личность подростка характеризуется слабой социальной адаптацией, негативизмом, эгоцентризмом, упрямством, игнорированием социальных требований и культурных норм поведения, неуверенностью в себе, тревожностью.

Файлы: 1 файл

Документ Microsoft Word.docx

— 26.75 Кб (Скачать файл)

Исследование  особенностей детско-родительских отношений  в семье девиантных подростков.

 

Профилактика и преодоление  отклоняющегося поведения школьников осуществляется в единстве и согласованности  действий педагогов, психологов и родителей. Комплексный  подход обеспечивает результативность воспитательной работы, выражающейся в сформированности  социальной устойчивости школьников. Определяющую роль в профилактике и преодолении отклоняющегося поведения подростков играет самовоспитание, строго организованная работа над собой.

Личность подростка характеризуется  слабой социальной адаптацией, негативизмом, эгоцентризмом, упрямством, игнорированием социальных требований и культурных норм поведения, неуверенностью в себе, тревожностью. Он пытается компенсировать свое положение агрессивностью, склонностью  к рискованным поступкам с  целью привлечения к себе внимания. Однако неудовлетворенность его  основных потребностей быть личностью, быть принятым, значимым, признанным влияет на стабильность его эмоционально волевого состояния.

Отсутствие навыков самопознания и самовоспитания может вызывать неадекватную самооценку, неуверенность  или самоуверенность, породить низкую требовательность к себе и завысить ее  по отношению к другим. Обостренная  потребность подростков в самоутверждении  и самовыражении при сковывании инициативы, самостоятельности, бедности духовной жизни может содействовать  безнадзорности. В моральном облике  подростков с девиантным поведением  обычно отсутствуют принципы  и  установки, которые помогали бы им противостоять  отрицательному влиянию.

Подростки с девиантным поведением появляются в основном из-за социальной запущенности семьи. Следовательно, семье в которой имеется такой ребенок необходима  помощь.

Х. Ремшмидт выделяет конкретные причины отклоняющегося поведения несовершеннолетних и 32 % причин из них связаны с семьей. Это неблагополучная ситуация в семье;  недостаток знаний родителей  о том, как справиться с трудными педагогическими ситуациями; непонимание взрослыми трудностей детей; отрицательная оценка взрослыми способностей детей; напряженная социально- экономическая ситуация в жизни ребенка (плохая обеспеченность, безработица родителей); чрезмерная занятость родителей; конфликты с родителями; обилие запретов со стороны родителей;, постоянные нарекания, брань в семье; излишний контроль;  авторитарность родителей; неполные семьи. [2,15]

В настоящее время воспитательная работа осложнена теми негативными  процессами, которые идут в обществе. Комплекс экологических, социально- экономических, социально-педагогических факторов определил  остроту  проблемы сохранения физического  и психического здоровья подрастающего  поколения. Увеличивается число  детей, вовлеченных в преступную деятельность, увеличивается детская  наркомания, алкоголизм, беспризорность, отмечается падение интереса к учебной  и трудовой деятельности.

Противоречия личностного  развития данного подростка связаны  со спецификой воспитательного влияния  микросоциума. Неблагоприятное психо-эмоциональное состояние, в котором пребывает подросток большую часть времени, дезорганизует его, вызывает неадекватные реакции на педагогические воздействия, делают его педагогически трудными.[1]

Итак, проблема нашего исследования: каким образом оптимизировать процесс воспитательный подростков с девиантным поведением в семье. Цель нашего исследования: обосновать теоретические особенности воспитания подростков с девиантным поведением в семье.

В ходе нашего исследования было получено следующее. Нами было проведено  микроисследование в сош №58 г.Набережные Челны. Мы участвовали в наблюдении за работой классного руководителя с 9 Б классом и их родителями; а также социального педагога этой школы. В данном классе есть учащиеся (64 %) в количестве 18 со сложным поведением, их мы отнесли к категории девиантные подростки. Выявили, что ведущими факторами воспитывающего влияния семьи на подростка оказывают родители.  Дети не редко усваивают не только положительные, но и отрицательные образцы поведения родителей, порой доводя их до крайностей. Так, если старшие в семье призывают к честности, а сами лгут; к сдержанности, а сами вспыльчивы и агрессивны, то ребенок больше верит поступкам, а не словам. Родители часто сами виноваты в том, что падает их авторитет (они замечают это с удивлением и неодобрением). А у детей возможны болезненные последствия (страхи, неврозы). Взрослые, не осознающие что агрессивное поведение ребенка, которое они критикуют, развивается в нем вследствие защитной реакции психики для внутренней самообороны и самозащиты. 

Это же подтвердило наше исследование. Используя методику Овчаровой Р. В. «понимания родителями своего ребенка» мы выявили, что в классе у детей с девиантным поведением  в большинстве случаев родители не пытаются понять своего ребенка и основным методом воспитания в данной семье является порицание и наказание. А у родителей с авторитарным типом поведения ярко выражено отсутствие доверия своему ребенку и не понимание его потребностей (см. диаграмму 1)

 

Диаграмма 1. Результаты анкетирования

 

 Таким образом, теряет  основание «оборонительный аргумент»   родителей, который они часто  используют в ответ на критику  своего поведения: ребенок должен  привыкать, что не все в жизни  идет гладко, он должен быть  подготовлен к трудностям жизни.  Но перед ним можно ставить  только те задачи, которые он  может решить исходя из своих  сил, соответственно своему возрасту. Отношения с данной категорией  школьников должны строиться  на принципах безусловного принятия  его (что не всегда бывает  со стороны родителей), эмпатии,  доверии с опорой на положительное,  уважение его личности.

В основе будущего проектирования воспитания подростков  с девиантным поведением в семье является стимулирование мотиваций здорового  образа жизни  девиантных детей – оказание педагогической поддержки, создание комфортной семейной среды общения и совместной школьной деятельности.

Перспективный план работы  с подростками девиантного поведения  в семье состоит в следующем:

Провести анкетирование  родителей на тему «Семейные отношения», которое позволит педагогу изучить  положение ребенка в семье, особенности  семейного воспитания, атмосферу, царящую  в доме подростка.

На основе анкетирования  провести индивидуальную беседу с родителями на тему  « Идеально воспитанный  ребенок, какой он» Это поможет  родителям вспомнить, как на самом дели они хотели воспитать своего ребенка и каким именно хотели бы его видеть.

С подростками проводим мероприятие  «Радость» дети дарят подарки сделанные своими руками родителям. Это поможет сблизить отношения в семье сделать их более теплыми.

На основе проделанной  работы провести беседу на тему «Семейные  традиции» выявить есть ли в семье традиции и если их нет, то предложить ввести некоторые из них такие как: 

-Пожелания доброго утра, спокойной ночи, поцелуй перед  сном, встреча по возвращении  домой. Такие контакты с ребенком  даже в старшем возрасте очень  важны. Ведь условием формирования  положительного восприятия мира  является внимание и забота  со стороны взрослых. Тот ребенок,  которому не хватает любви  и ласки вырастает холодным  и неотзывчивым.

-Прогулки, поездки вместе  с детьми, походы в кино, цирк, театр - развивает чувства прекрасного,  духовный мир ребенка. 

-Передача семейных реликвий  подрастающему поколению. Эти  традиции непосредственно касаются  способности сопереживать. Жить  и помнить о своих корнях  – это дает «чувство домашнего  очага», ответственности за себя  в настоящем и будущем. Чтобы  ребенок вырос чутким, отзывчивым  важна ответственность  за  другого, забота о младших, домашних животных.

Следовательно семье, которой помогли должно укрепиться чувство взаимопонимание между ее членами. Родители должны понимать своего ребенка, признавать его право на личный опыт.

Педагогу важно своевременно выявлять признаки проявления и причины  семейной запущенности, выявлять уровень  деформации и характера дисгармоничного  развития в семье, определять и помогать родителям в направлениях и методах  коррекционной деятельности, прогнозировать дальнейшее развитие личности подростка.

Литература

  1. Карпунова, Н.М. Социально-педагогическая работа с дисфункциональной семьей в целях профилактики правонарушений подростков / Н.М. Карпунова // Воспитание школьников .— 2010 .— № 4 .— С. 39-45 .— Библиогр.: с. 45.
  2. Шнейдер, Л. Подростковый кризис и его особенности / Л. Шнейдер // Школьный психолог. Приложение к газете "Первое сентября" .— 2009 .— № 20 .— С. 37-43.
  3. Шнейдер, Л.Б. Девиантное поведение детей и подростков.-«-е изд.-М.: Академический проект; Гаудеамус, 2007.-336с. С. 15, 286

Информация о работе Исследование особенностей детско-родительских отношений в семье девиантных подростков