Автор работы: Пользователь скрыл имя, 05 Января 2014 в 17:44, статья
Профилактика и преодоление отклоняющегося поведения школьников осуществляется в единстве и согласованности действий педагогов, психологов и родителей. Комплексный подход обеспечивает результативность воспитательной работы, выражающейся в сформированности социальной устойчивости школьников. Определяющую роль в профилактике и преодолении отклоняющегося поведения подростков играет самовоспитание, строго организованная работа над собой.
Личность подростка характеризуется слабой социальной адаптацией, негативизмом, эгоцентризмом, упрямством, игнорированием социальных требований и культурных норм поведения, неуверенностью в себе, тревожностью.
Исследование особенностей детско-родительских отношений в семье девиантных подростков.
Профилактика и преодоление отклоняющегося поведения школьников осуществляется в единстве и согласованности действий педагогов, психологов и родителей. Комплексный подход обеспечивает результативность воспитательной работы, выражающейся в сформированности социальной устойчивости школьников. Определяющую роль в профилактике и преодолении отклоняющегося поведения подростков играет самовоспитание, строго организованная работа над собой.
Личность подростка
Отсутствие навыков
Подростки с девиантным поведением появляются в основном из-за социальной запущенности семьи. Следовательно, семье в которой имеется такой ребенок необходима помощь.
Х. Ремшмидт выделяет конкретные причины отклоняющегося поведения несовершеннолетних и 32 % причин из них связаны с семьей. Это неблагополучная ситуация в семье; недостаток знаний родителей о том, как справиться с трудными педагогическими ситуациями; непонимание взрослыми трудностей детей; отрицательная оценка взрослыми способностей детей; напряженная социально- экономическая ситуация в жизни ребенка (плохая обеспеченность, безработица родителей); чрезмерная занятость родителей; конфликты с родителями; обилие запретов со стороны родителей;, постоянные нарекания, брань в семье; излишний контроль; авторитарность родителей; неполные семьи. [2,15]
В настоящее время воспитательная работа осложнена теми негативными процессами, которые идут в обществе. Комплекс экологических, социально- экономических, социально-педагогических факторов определил остроту проблемы сохранения физического и психического здоровья подрастающего поколения. Увеличивается число детей, вовлеченных в преступную деятельность, увеличивается детская наркомания, алкоголизм, беспризорность, отмечается падение интереса к учебной и трудовой деятельности.
Противоречия личностного
развития данного подростка связаны
со спецификой воспитательного влияния
микросоциума. Неблагоприятное психо-
Итак, проблема нашего исследования: каким образом оптимизировать процесс воспитательный подростков с девиантным поведением в семье. Цель нашего исследования: обосновать теоретические особенности воспитания подростков с девиантным поведением в семье.
В ходе нашего исследования было получено следующее. Нами было проведено микроисследование в сош №58 г.Набережные Челны. Мы участвовали в наблюдении за работой классного руководителя с 9 Б классом и их родителями; а также социального педагога этой школы. В данном классе есть учащиеся (64 %) в количестве 18 со сложным поведением, их мы отнесли к категории девиантные подростки. Выявили, что ведущими факторами воспитывающего влияния семьи на подростка оказывают родители. Дети не редко усваивают не только положительные, но и отрицательные образцы поведения родителей, порой доводя их до крайностей. Так, если старшие в семье призывают к честности, а сами лгут; к сдержанности, а сами вспыльчивы и агрессивны, то ребенок больше верит поступкам, а не словам. Родители часто сами виноваты в том, что падает их авторитет (они замечают это с удивлением и неодобрением). А у детей возможны болезненные последствия (страхи, неврозы). Взрослые, не осознающие что агрессивное поведение ребенка, которое они критикуют, развивается в нем вследствие защитной реакции психики для внутренней самообороны и самозащиты.
Это же подтвердило наше исследование. Используя методику Овчаровой Р. В. «понимания родителями своего ребенка» мы выявили, что в классе у детей с девиантным поведением в большинстве случаев родители не пытаются понять своего ребенка и основным методом воспитания в данной семье является порицание и наказание. А у родителей с авторитарным типом поведения ярко выражено отсутствие доверия своему ребенку и не понимание его потребностей (см. диаграмму 1)
Диаграмма 1. Результаты анкетирования
Таким образом, теряет
основание «оборонительный
В основе будущего проектирования воспитания подростков с девиантным поведением в семье является стимулирование мотиваций здорового образа жизни девиантных детей – оказание педагогической поддержки, создание комфортной семейной среды общения и совместной школьной деятельности.
Перспективный план работы
с подростками девиантного
Провести анкетирование родителей на тему «Семейные отношения», которое позволит педагогу изучить положение ребенка в семье, особенности семейного воспитания, атмосферу, царящую в доме подростка.
На основе анкетирования провести индивидуальную беседу с родителями на тему « Идеально воспитанный ребенок, какой он» Это поможет родителям вспомнить, как на самом дели они хотели воспитать своего ребенка и каким именно хотели бы его видеть.
С подростками проводим мероприятие «Радость» дети дарят подарки сделанные своими руками родителям. Это поможет сблизить отношения в семье сделать их более теплыми.
На основе проделанной работы провести беседу на тему «Семейные традиции» выявить есть ли в семье традиции и если их нет, то предложить ввести некоторые из них такие как:
-Пожелания доброго утра,
спокойной ночи, поцелуй перед
сном, встреча по возвращении
домой. Такие контакты с
-Прогулки, поездки вместе
с детьми, походы в кино, цирк,
театр - развивает чувства прекрасного,
-Передача семейных реликвий
подрастающему поколению. Эти
традиции непосредственно
Следовательно семье, которой помогли должно укрепиться чувство взаимопонимание между ее членами. Родители должны понимать своего ребенка, признавать его право на личный опыт.
Педагогу важно своевременно выявлять признаки проявления и причины семейной запущенности, выявлять уровень деформации и характера дисгармоничного развития в семье, определять и помогать родителям в направлениях и методах коррекционной деятельности, прогнозировать дальнейшее развитие личности подростка.
Литература