Исследование проблемы проявления агрессии у подростков

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 07 Апреля 2015 в 21:40, курсовая работа

Описание работы

Тревожным симптомом является рост числа несовершеннолетних с девиантным поведением, проявляющимся в асоциальных действиях (бандитизм, хулиганство, вандализм и др.). Усилилось демонстративное и вызывающее по отношению к взрослым поведение. На почве интенсивных процессов расслоения населения по имущественному признаку значительно увеличивается число межгрупповых и межнациональных конфликтов в подростковых группах.

Файлы: 1 файл

kursovaya_1_glava_peredelannaya.doc

— 107.50 Кб (Скачать файл)

 

Введение

На сегодняшний день проблема подростковой агрессии чрезвычайно актуальна. Нестабильное экономическое состояние в стране, снижение жизненного уровня, социальные кризисные процессы, все это влияет на психологию людей: возрастает тревожность, напряженность, озлобленность, прогрессирует жестокость и насилие. Статистика свидетельствует об увеличении уровня распространенности и многообразии форм аморальных поступков, преступности и других видов отклоняющегося поведения среди различных социальных групп населения. Особенно трудно в это время приходится подросткам. Ведь подростковый возраст – это период становления характера, именно в этот период окружающая среда оказывает влияние с огромной силой.

Тревожным симптомом является рост числа несовершеннолетних с девиантным поведением, проявляющимся в асоциальных действиях (бандитизм, хулиганство, вандализм и др.). Усилилось демонстративное и вызывающее по отношению к взрослым поведение. На почве интенсивных процессов расслоения населения по имущественному признаку значительно увеличивается число межгрупповых и межнациональных конфликтов в подростковых группах. Резко возрос уровень преступности среди молодёжи. По данным правоохранительных органов особенно сильный всплеск наблюдается в таких видах преступности, как бандитизм, разбой, грабеж. При этом тревожит факт увеличения числа преступлений против личности, влекущих за собой тяжкие телесные повреждения. Участились случаи групповых драк подростков, в которых жестокость и агрессивность проявляются в крайних формах.

И поэтому нужна ранняя психопрофилактическая диагностика , которая сможет показать уровень агрессивности , если уровень высокий , то здесь нужна работа  не только социального педагога , но и психолога , для того , что бы предупредить последствия, которые могут перерасти в более сложную форму , когда подросток может уже из – за своей агрессивности , навредит или даже убить ни в чем не виновного человека .

Таким образом актуальность рассматриваемой проблемы послужило основанием для определения курсовой работы : « Изучение агрессивности у школьников с помощью опросников » .

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Глава 1 Исследование проблемы проявления агрессии у подростков .

 

1.1 Понятие агрессии

 

Агрессия – это любое поведение, содержащее угрозу или наносящее ущерб другим. 
Такое определение термина «Агрессия» было предложено Басом в 1961 году .Еще одно определение «агрессии» было  предложено исследователями (Berkowitz, 1974, Feshbach, 1970).Они гораздо шире раскрывают смысл данного термина. По их мнению, «чтобы те, или иные действия были квалифицированы как агрессия, они должны включать в себя намерение обиды и оскорбления, а не просто приводить к таким последствиям 
Существует также третья точка зрения, высказанная Зильманном (Zillmann, 1979), которая ограничивает употребление термина «агрессия» попыткой нанесения другим телесных или физических повреждений. Однако, в этом плане, к результатам подобной агрессии можно отнести лишь физическую боль. Существует психологическая, вызванная, например, тяжелыми оскорблениями, криками, словесным прессингом. Тогда, по определению Зильманна, целая часть агрессии просто выпадает из понимания. 
Однако, несмотря на значительные разногласия, относительно определений агрессии, многие специалисты в области социальных наук склоняются к принятию определения, близкого ко второму. Таким образом, в настоящее время большинством принимается следующее определение: 
Агрессия – это любая форма поведения, нацеленного на оскорбление или причинение вреда другому живому существу, не желающему подобного обращения. 

Существует несколько видов агрессии  :

Агрессия бывает:

  • Физическая и вербальная

Физическая агрессия — использование физической силы против другого лица или объекта;

 

 

Вербальная — выражение негативных чувств как через форму (ссора, крик, визг), так и через содержание вербальных реакций (угроза, проклятья, ругань);

 

 

  • Прямая или косвенная

 

Прямая агрессия непосредственно направленная на человека

Косвенная — действия, которые окольным путем направлены на другое лицо (злобные сплетни, шутки и т. п.), и действия, характеризующиеся не направленностью и неупорядоченностью (взрывы ярости, проявляющиеся в крике, топанье ногами, битье кулаками по столу и т. п.);

  • Внешняя агрессия и аутоагрессия (на себя)

Внешняя агрессия направлена на окружающих, внутренняя - на себя: самообвинении, самоунижении, нанесении себе телесных повреждений вплоть до самоубийства;

  • Защитная агрессия или провоцирующая агрессия

Защитная — агрессия в ответ на чьи-то агрессивные (или кажущиеся агрессивными) действия.

 Провоцирующая агрессия - первое проявление агрессии, "первая атака".

  • Враждебная агрессия и инструментальная агрессия

Источником "враждебной" агрессии является гнев, и её конечная цель – причинить вред.

Если же причинение вреда не самоцель, а лишь средство достижения какой-либо другой цели, то это "инструментальная" агрессия.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

В повседневности проявления агрессии выражают различными терминами. Агрессия может быть как доброкачественной, подразумевающей такие свойства личности, как настойчивость, мужество, храбрость, амбиции, отвагу, так и злокачественной, характеризующей такие черты, как хамство, жестокость, насилие. Особой разновидностью агрессии является деструктивная агрессия или, попросту говоря, зло. Еще китайские философы дискутировали на тему подобного проявления агрессии. Некоторые

 

 

склонялись к тому, что человек изначально имеет злую природу. Другие же считали, что человек рождается нейтральным по своей сути, а уже потом, под влиянием определенных способствующих факторов становится злым.

 

 

Такими факторами могут быть: физические наказания, моральные унижения, запрет на эмоции. 
 

Согласно исследователю Фромму, существует два вида проявления агрессии. Первый вид присущ как человеку, так и животным. Подразумевает

 

заложенный генетически импульс к бегству или атаке в прямой зависимости от сложившейся ситуации, при угрозе жизни. Такая оборонительная агрессия необходима для выживания того или иного вида. Ей свойственно затухание при отсутствии видимой опасности. Второй вид представляет собой деструктивную агрессию, которая практически отсутствует у животных и встречается лишь у человека. Она не несет в себе никаких генетических установок, никак не связана с биологическими основами выживания и не подразумевает под собой никакой определенной цели. Деструктивная агрессия связана с чувствами, эмоциями и страстями, которые находят отражение в человеческом характере.  
 
Также особняком стоят проявления агрессии, называемые псевдоагрессией. Это и непреднамеренная агрессия, в частности, случайное ранение человека, и игровая, которая проявляется во всевозможных тренировках ловкости и быстроты реакции. Изначально разнообразные виды борьбы, а также стрельба и фехтование образовались из желания нанести физический ущерб противнику, однако в последнее время утратили свое истинное предназначение, превратившись в виды спортивных состязаний. 
 
Оборонительная агрессия присуща всем живым существам и представляет собой фактор биологической адаптации. Изначально в мозгу животного заложена программа, которая мобилизует все импульсы при наличии угрозы

 

 

жизненным факторам. Проявление агрессии происходит в случае ограничения доступа к еде, сексу, жизненному пространству, а также при угрозе потомству. Цель такой агрессии не разрушение, а сохранение жизни. У человека генетически заложена подобная особенность, хотя и проявляется она не так выражено, как у животных, и обусловливается в основном моральными и религиозными мировоззрениями, а также воспитанием. 
 

 

Защиты от любых проявлений агрессии не существует. Агрессия не возникает сама по себе, а, получив импульс, может обернуться против первого попавшегося человека. В большинстве случаев сильные провоцируют агрессию у слабых, которые «отрываются», в свою очередь, на более слабых, при этом проявляя садистское удовлетворение. Также агрессия может возвращаться тому, кто ее и вызвал. Например, если начальник явился провокатором агрессии, то возврат должен происходить именно ему, что, естественно, сложнее. 
 
Порой случается так, что проявление агрессии возникает по отношению к незнакомому человеку. Следует разобраться в причинах подобной агрессии, что и поможет выявить истинную подоплеку вспышек агрессии (например, человек со схожими личностными качествами когда-то причинил определенные неприятности). Агрессия откладывается в самом человеке и ждет вступления в некий резонанс с внешним фактором, обращая всю силу на него. Поэтому нет смысла избегать агрессии, ведь все равно рано или поздно она выплеснется на того или иного человека. 
 
Мужская и женская агрессия также проявляются по-разному. Проявление агрессии у мужчин выглядит в совокупности как удар кулаком об стол, включая все вытекающие отсюда последствия. Женская же агрессия проявляется в виде бесконечных жалоб, пилений, недовольств, а также сплетен и умозаключений, не поддающихся никакой логике.

 

 

 

 

 

 

 

 

1.2 Специфика  проявления агрессии в подростковом возрасте

Современный подросток живет в мире, сложном по своему содержанию и тенденциям социализации. Это связано, во-первых, с темпом, ритмом технико-технологических преобразований, предъявляющих к растущим людям новые требования. Во-вторых, с насыщенным характером информации, которая создает массу "шумов", глубинно воздействующих на подростка, у которого еще не выработано четкой жизненной позиции. В-третьих,  экологические и экономические кризисы , поразившими наше общество, что вызывает у детей чувства безнадежности и раздражения при отсутствии чувства личной ответственности) из-за того, что старшие поколения оставляют им такое наследство. При этом у молодых людей бурно развивается чувство протеста в часто неосознанного и вместе с тем растет их индивидуализация, которая при потере общесоциальной заинтересованности ведет к эгоизму. Дело в том, что подростки больше других возрастных групп, страдают от нестабильности социальной, экономической и моральной обстановки в стране, потеряв сегодня необходимую ориентацию в ценностях и идеалах, – старые разрушены, новые – не созданы. Подростки теперь не только не знают, во что верить, но и считают, что большинство взрослых обычно говорят неправду, что "сейчас каждый живем для себя, старается как-то извернуться, обмануть другого".

Данной убежденности способствует безответственная деятельность некоторых средств массовой информации, а также поток кино- и телефильмов, заполненных сценами обмана, насилия, научающих подростка агрессивности.

В целом сегодня в нашем обществе имеется серьезный дефицит позитивного воздействия на растущих детей. Тем более, что качественные изменения макросреды сопровождаются и деформацией семьи, которая не выполняет таких важнейших функций, как формирование у детей чувства психологического комфорта, защищенности. Здесь нередко имеет место жестокое обращение с подростками, связанное с различным и видами наказаний, в том числе физическими. Часть родителей принуждают детей к послушанию: другая часть не интересуется потребностями ребенка; третья – переоценивает ребенка и недостаточно его контролирует.

В результате для многих подростков характерна неразвитость нравственных представлений, потребительная ориентация, эмоциональная грубость, агрессивный способ самоутверждения, что связано, в частности, с повышенной внушаемостью, подражательностью.

 

 

В подростковом возрасте у детей появляется сбой в организме. Это самый долгий переходный период, который характеризуется рядом физических изменений. В это время происходит интенсивное развитие личности, ее второе рождение.

 

Подростковый возраст — стадия онтогенетического развития между детством и взрослостью (от 11–12 до 16–17 лет), которая характеризуется качественными изменениями, связанными с половым созреванием и вхождением во взрослую жизнь .

Специфика этого периода заключается в том , что ребенок начинает 

 

1проявлять чувствительность  к оценке посторенних своей  внешности  ;

 

2появляется крайняя самонадеянность  и безапелляционные суждения  в отношении окружающих 

 

3внимательность порой суживается с поразительной черствостью, болезненная застенчивость с развязностью, желанием быть признанным и оцененным другими - с показной независимостью, борьба с авторитетами, общепринятыми правилами и распространенными идеалами - с обожествлением случайных кумиров.

 

Причина психологических трудностей связана с половым созреванием, это неравномерное развитие по различным направлениям. Этот возраст характеризуется эмоциональной неустойчивостью и резкими колебаниями настроения (от экзальтации до депрессии). Наиболее аффективные бурные реакции возникают при попытке кого-либо из окружающих ущемить самолюбие подростка. Пик эмоциональной неустойчивости приходится у мальчиков на возраст 11-13 лет, у девочек - 13-15 лет.

 

Для подростков характерна полярность психики: 

 

 

  • Целеустремленность, настойчивость и импульсивность,

 

  • Неустойчивость может смениться апатией, отсутствие стремлений и желаний что-либо делать,

 

  • Повышенная самоуверенность, безаппеляционность в суждениях быстро сменяется ранимостью и неуверенностью в себе;

 

  • Потребность в общении сменяется желанием уединиться;

 

 

 

  • Развязность в поведении порой сочетается с застенчивостью;
  • Романтические настроения нередко граничат с цинизмом, расчетливостью;
  • Нежность, ласковость бывают на фоне недетской жестокости.

 

 

Характерной чертой этого возраста является любознательность, пытливость ума, стремление к познанию и информации, подросток стремится овладеть как можно большим количеством знаний, но не обращая порой внимания, что знания надо систематизировать. Как правило, подростки направляют умственную деятельность на ту сферу, которая больше всего их увлекает. Однако интересы неустойчивы. Месяц позанимавшись плаванием, подросток вдруг заявит, что он пацифист, что убивать кого бы то ни было — страшный грех. И по всему увлечется с тем же азартом, компьютерными играми.

Информация о работе Исследование проблемы проявления агрессии у подростков