- Завершить рассказ по готовому
началу (с опорой на картинку).
Целью данного задания является
выявить возможности детей в
решении поставленной творческой
задачи, умении использовать при
составлении рассказа предложенный
речевой и наглядный материал.
Дети должны продолжить рассказ
о ежихе с ежатами, придумать
концовку о том, что сделали
дети после того, как понаблюдали
за семейством ежей.
- Прослушать текст и найти
в нем смысловые ошибки. (Осень
вернулись из жарких стран
зимующие птицы – скворцы, воробьи,
соловьи. В лесу дети слушали
песни певчих птиц – соловьев,
жаворонков, воробьев, галок). После
исправления смысловых ошибок
составить предложения, заменив
неправильные слова более подходящими
по смыслу.
- Составить рассказ – описание
любимой игрушки или той игрушки,
какую хочешь получить в день
рождения.
На занятиях с использованием картины
ставятся разнообразные задачи, зависящие
от содержания картины:
1) учить детей правильно понимать
содержание картины;
2) воспитывать чувства (конкретно
планируется от сюжета картины):
любовь к природе, уважение к
данной профессии и т. д.;
3) учить составлять связный рассказ
по картине;
4) активизировать и расширять
словарный запас (конкретно планируются
новые слова, которые надо запомнить
детям, или слова, которые надо
уточнить и закрепить).
К рассказам детей старшего дошкольного
возраста предъявляются следующие требования:
точная передача сюжета, самостоятельность,
целесообразность использования языковых
средств (точное обозначение действий,
качеств, состояний и т. д.). Дети учатся
описывать события, указывая место и время
действия; самостоятельно придумывают
события, предшествовавшие изображенным
на картине и последующие. Поощряется
умение целенаправленно слушать выступления
сверстников, высказывать элементарные
оценочные суждения об их рассказах.
В процессе занятий у детей формируются
навыки совместной деятельности: вместе
смотреть картинки и составлять коллективные
рассказы.
Для коллективных рассказов необходимо
подбирать картины с достаточным по объему
материалом: многофигурные, на которых
изображено несколько сценок в рамках
одного сюжета. В сериях, изданных для
детских садов к таким картинам относятся
"Зимние развлечения", "Летом в
парке" и др.
Различные упражнения на развитие связной
речи можно включать также в занятия по
познавательному развитию, изобразительной
и трудовой деятельности. Например:
Упражнение "Кто за деревом?"
На магнитной доске – раскидистый дуб.
Воспитатель прячет в ветвях дуба белку
так, что виден ее хвост, и спрашивает:
- Чей это хвост? Кто спрятался
в ветвях? Составьте предложение
со словами потому что.
Дети отвечают:
- Это беличий хвост, потому что
в ветвях спряталась белка.
Упражнение "Будь внимательным".
Воспитатель произносит названия трех
перелетных и одной зимующей птицы. Дети
внимательно слушают и составляют предложения:
- Лишний воробей, потому что
это зимующая птица, а остальные
птицы – перелетные. И т. п.
Одним из важных заданий является составление
по картинкам рассказов-загадок, которые
можно использовать в любых видах деятельности.
Ребенок строит свое сообщение так, чтобы
по описанию, в котором объект не назван,
можно было отгадать, что именно нарисовано
на картине. Если слушатели затрудняются
решить эту задачу, ребенок по предложению
педагога вносит в описание дополнения.
Упражнения на отгадывание и составление
загадок формируют у детей умение выявлять
самые характерные признаки, свойства
и качества, отграничивать главное от
второстепенного, случайного, а это способствует
развитию более содержательной, обдуманной,
доказательной речи.
Таким образом, так как дети с общим недоразвитием
речи испытывают затруднения при пересказе
и составлении рассказа по картинке, можно
выделить основные направления коррекционной
работы:
- Составление предложений по
двум предметным картинкам (бабушка, кресло;
девочка, ваза; мальчик, яблоко) с последующим
распространением однородными определениями,
другими второстепенными членами предложения.
(Мальчик ест яблоко. Мальчик ест сочное
сладкое яблоко. Маленький мальчик в клетчатой
кепке ест сочное сладкое яблоко.)
- Восстановление различного
рода деформированных предложений, когда
слова даны в разбивку (живет, в, лиса, лесу,
густом); одно, или несколько, или все слова
употреблены в начальных грамматических
формах (жить, в, лиса, лес, густой); имеется
пропуск слов (Лиса... в густом лесу); отсутствует
начало (...живет в густом лесу) или конец
предложения (Лиса живет в густом...).
- Составление предложений по
"живым картинкам" (предметные картинки
вырезаны по контуру) с демонстрацией
действий на фланелеграфе.
- Восстановление предложений
со смысловой деформацией (Мальчик режет
бумагу резиновыми ножницами. Дул сильный
ветер, потому что дети надели шапки.)
- Отбор слов из названных педагогом,
и составление с ними предложения (Мальчик,
девочка, читать, писать, рисовать, мыть,
книжку).
Постепенно дети учатся располагать
предложения в логической последовательности,
находить в текстах опорные слова, что
является следующей ступенькой к умению
составлять план, а затем определить тему
высказывания, выделять главное, последовательно
строить собственное сообщение, которое
должно иметь начало, продолжение и конец.
Предложенные приемы способствуют повышению
уровня речевого развития детей, формированию
у них умений вербализации производимых
действий и отдельных видов деятельности
в форме развернутых связных высказываний.
Заключение
Связная речь является смысловым развернутым
высказыванием, которое обеспечивает
общение и взаимопонимание людей. Формирование
связной речи, изменение ее функций является
следствием усложняющейся деятельности
ребенка и зависит от содержания, условий
и форм общения ребенка с окружающими.
Функции речи складываются параллельно
с развитием мышления, они неразрывно
связаны с содержанием, которое ребенок
отражает посредством языка.
Довольно часто встречающимся видом
нарушений средств общения является общее
недоразвитие речи у детей с нормальным
слухом и сохранным интеллектом. При общем
недоразвитии нарушены или отстают от
нормы основные компоненты речевой системы:
лексический, грамматический и фонетический
строй. Также наблюдается нарушения и
в связной речи.
Связная речь – это особая сложная форма
коммуникативной деятельности. У детей
с недоразвитием речи эта форма самостоятельно
не формируется. При пересказе и рассказе
дети, страдающие общим речевым недоразвитием,
затрудняются строить фразы, прибегают
к перефразировкам и жестам, теряют основную
нить содержания, путают события, затрудняются
в выражении главной мысли, не заканчивают
фразы. Такая речь хаотична, бедна выразительностью
оформления.
Изучение связной речи детей седьмого
года жизни с ОНР выявило: лишь немногие
из них способны самостоятельно построить
текст; большинству требуются вопросы-подсказки;
рассказы отличаются непоследовательностью,
отсутствием оценочных суждений, завершающих
описание. Как правило, рассказы бессвязны,
в качестве средств межфразовой связи
используются повторы и местоимения. Налицо
проблемы с грамматическим оформлением
предложений.
Все это подтверждает поставленную нами
гипотезу о том, что у детей старшего дошкольного
возраста с общим недоразвитием речи недостаточно
сформирована связная речь, что проявляется
в характерных особенностях построения
ими связного высказывания.
Библиографический список
- Бордич, А. М. Методика развития речи детей.
Курс лекций для студентов пед. ин-тов
по специальности "Дошкольная педагогика
и психология". - М..: Просвещение, 1974.
– 288 с.
- Воробьева, В.К. Особенности связной речи
дошкольников с моторной алалией // Нарушения
речи и голоса у детей. – М., 1995.
- Выготский, Л.С. Мышление и речь. – 5-е
изд., испр. – М.: Изд-во "Лабиринт",
1999. – 352с.
- Выготский, Л.С. Основы дефектологии.
– СПб.: Лань.,2003. – 656с. – (Учебники для
вузов. Специальная литература.).
- Глухов, В.П., Смирнова М.Н. Исследование
особенностей связной речи старших дошкольников
с задержкой психического развития и общим
недоразвитием речи // Логопедия. – 2005.
- № 3. – С. 13-24.
- Глухов, В.П. Формирование связной монологической
речи у детей с ОНР в процессе обучения
пересказу // Дефектология. – 1989. – № 1.
- С. 69-76.
- Диагностика нарушений речи у детей и
организация логопедической работы в
условиях дошкольного образовательного
учреждения: Сб. методических рекомендаций.
– СПб.: ДЕТСТВО-ПРЕСС, 2001. – 240 с.
- Ефименкова, Л. Н. Формирование речи у
дошкольников: (Дети с общим недоразвитием
речи). Пособие для логопедов. – М.: Просвещение,
1981. – 112 с., ил.
- Жукова, Н. С. Логопедия. Преодоление общего
недоразвития речи у дошкольников: Книга
для логопеда / Н. С. Жукова, Е. М. Мастюкова,
Т. Б. Филичева. – Екатеринбург: Изд-во
ЛИТУР, 2000. – 320 с.
- Зикеева, А.Г. Развитие речи учащихся
специальных (коррекционных) общеобразовательных
учреждений. Учеб. пособие для студ. вузов.
– М.: Академия, 2000. – 200 с.
- Игры в логопедической работе с детьми:
Кн. для логопеда. Ред.-сост. В. И. Селиверстов.
– М.: Просвещение, 1987. – 144 с.
- Капышева, Н.Н. Составление рассказа по
серии картинок с использованием картинно-символического
плана // Логопедия. – 2004. - № 2.
- Катаева А.А., Стребелева Е.А. Дидактические
игры и упражнения в обучении дошкольников
с отклонениями в развитии. – М.: Гуманит.
изд. центр ВЛАДОС, 2001. – 224 с.
- Короткова, Э.П. Обучение детей дошкольного
возраста рассказыванию: Пособие для воспитателей
детского сада. – М.: Просвещение, 1982. –
128 с.
- Карпова, С.Н., Труве Э.И. Психология речевого
развития ребенка. – Изд-во Ростовского
ун-та, 1987. – 192 с.
- Левина, Р.Е. Воспитание правильной речи
у детей. М., 1958.
- Леонтьев, А.А. Основы психолингвистики.
– 3-е изд. – М.: Смысл; СПб.: Лань, 2003. – 287
с.
- Логопедия. Методическое наследие: Пособие
для логопедов и студ. дефектол. фак. пед.
вузов / Под ред. Л.С. Волковой: В 5 кн. –
М.: Гуманит. изд. центр ВЛАДОС, 2003. – Кн.
V: Фонетико-фонематическое и общее недоразвитие
речи: Нарушения речи у детей с сенсорной
и интеллектуальной недостаточностью.
– 480 с.
- Логопедия: Учеб. для студ. дефектол. фак.
пед. высш. учеб. заведений / Под ред. Л.
С. Волковой, С. Н. Шаховской. – 3-е изд.,
перераб. и доп. М.: Гуманит. изд. центр ВЛАДОС,
2002. – 680 с.
- Лурия, А.Р., Юдович Ф.Я. Речь и развитие
психических процессов у ребенка. – М.:
Изд-во Акад. пед-х наук РСФСР, 1956. – 96с.
- Медведева, Т.В. Координирование работы
логопеда и воспитателя по формированию
связной речи детей с III уровнем речевого
развития // Дефектология. – 2002. - № 3. –
С. 84-92.
- Мельникова, И.И. Развитие речи. Дети 7-10
лет. – Ярославль: "Академия развития",
2002. – 144 с.
- Миронова, С.А. Развитие речи дошкольников
на логопедических занятиях: Кн. для логопеда.
– М.: Просвещение, 1991. – 208 с.
- Нищева, Н.В. Система коррекционной работы
в логопедической группе для детей с недоразвитием
речи. – СПб.: ДЕТСТВО-ПРЕСС, 2003. – 528.
- Основы логопедии с практикумом по звукопроизношению:
Учеб. пособие для студ. сред. пед. учеб.
заведений / Т.В. Волосовец, Н.В. Горина,
Н.И. Зверева и др.; Под ред. Т.В. Волосовец.
– М.: Издательский центр "Академия",
2000. – 200 с.
- Поваляева, М. А. Справочник логопеда.
– Ростов-на-Дону: "Феникс", 2001. –
448 с.
- Подготовка детей к школе в детском саду
/ Под ред. Ф.А. Сохина, Г.В. Гарунтоевой.
– М.: Педагогика, 1987. – 160 с.
- Правдина, О.В. Логопедия. Учеб. пособие
для дефектолог. фак. пед-вузов. – М.: "Просвещение",
1969. – 310 с.
- Преодоление общего недоразвития речи
дошкольников. Учебно-методическое пособие
/ Под общ. ред. Т. В. Волосовец. – М.: Институт
общегуманитарных исследований, В. Секачев,
2002. – 256с.
- Придумай слово: Речевые игры и упражнения
для дошкольников. Под ред. О. С. Ушаковой.
– М.: Изд-во Института Психотерапии, 2001.
– 240 с., илл.
- Развитие речи детей дошкольного возраста:
Пособие для воспитателя дет. сада. / Под
ред. Ф. А. Сохина. – 2-е изд., испр. – М.: Просвещение,
1979. – 223 с., ил., 4 л. ил.
- Ребенок. Раннее выявление отклонений
в развитии речи и их преодоление / Под
ред. Ю. Ф. Гаркуши. – Воронеж: "МОДЭК",
2001. – 256 с.
- Сазонова, С. Н. Развитие речи дошкольников
с общим недоразвитием речи (Комплексный
подход): Учеб. пособие для студ. высш. пед.
учеб. заведений. – М.: Издательский центр
"Академия", 2003. – 144 с.
- Семенович, А.В., Халилова Л.Б., Ланина
Т.Н. Закономерности становления сенсомоторного
уровня реализации связного высказывания
у дошкольников с недоразвитием речи //
Дефектология. – 2004. - № 5. – С. 55-60.
- Сохин, Ф. А. Развитие речи детей дошкольного
возраста: Пособие для воспитателя детского
сада. - М.: "Просвещение", 1976. – 224 с.
- ТихееваЮ Е. И. Развитие речи детей (раннего
и дошкольного возраста): Пособие для воспитателей
дет. сада / Под ред. Ф. А. Сохина. – 5-е изд.
– М.: Просвещение, 1981. – 159 с.
- Ткаченко, Т, А. Учим говорить правильно.
Система коррекции общего недоразвития
речи у детей 6 лет. Пособие для воспитателей,
логопедов и родителей. – М.: "Издательство
ГНОМ и Д", 2003. – 112с.
- Ткаченко, Т. А. Если дошкольник плохо
говорит. – СПб.: Акцидент, 1998. – 112 с.
- Федоренко, Л.П. и др. Методика развития
речи детей дошкольного возраста. Пособие
для учащихся дошкольных пед. училищ. М.:
Просвещение, 1977. – 239 с.
- Филичева, Т.Б. Дети с общим недоразвитием
речи: Учебно-методическое пособие для
логопедов и воспитателей/Т.Б.Филичева,
Т.В. Туманова. - М.: "Гном-Пресс", 1999.-80с.
- Филичева, Т.Б. и др. Основы логопедии:
Учеб. пособие для студентов пед. ин-тов
по спец. "Педагогика и психология (дошк.)"
/ Т. Б. Филичева, Н. А. Чевелева, Г. В. Чиркина.
– М.: Просвещение, 1989. – 223 с., илл.
- Филичева, Т. Б. , Соболева А. В. Развитие
речи дошкольника: методич-е пособие с
иллюстрациями. – Екатеринбург: Изд-во
"АРГО", 1997. – 80 с.
- Фотекова, Т.А. Тестовая методика диагностики
устной речи младших школьников. – М.:
АРКТИ, 2000. – 55с.: илл. (Библиотека практикующего
логопеда)
- Шаховская, С.Н., Худенко Е.Д.Логопедические
занятия в детском саду для детей с нарушениями
речи. – М., 1992.
- Шашкина, Г.Р. Логопедическая работа с
дошкольниками: Учеб. пособие. – М.: "Академия",
2003. – 240 с.
- Эльконин, Д.Б. Психическое развитие в
детских возрастах. – 2-е изд. – М.: ИПП;
Воронеж: НПО МОДЭК, 1997. – 416с.
Юрова, Р.А., Одинец О.И. Особенности
связной речи детей с ринолалией (дошкольный
возраст) // Дефектология. – 1990. - № 1. –