Автор работы: Пользователь скрыл имя, 14 Февраля 2013 в 19:47, творческая работа
Использование исследовательского метода в практике преподавания, в организации процесса познания имеет большое значение. Оно позволяет обеспечить поисковую ориентацию учащихся, направленную на творческое развитие личности, накопление у учащихся достоверных конкретно-образных представлений об окружающей действительности фактических знаний, которые являются основой для последующего их осознания, обогащения, раскрытия причин и взаимосвязей, существующих в окружающем мире. В ходе реализации исследовательского метода на уроках младшие школьники овладевают рядом практических умений и навыков, выявляют характер и особенности объектов окружающей среды по их признакам и свойствам.
2. «Вопросы и ответы» Отвечать хором
3. «Найди загаданное слово».
4. «Угадай, о чём спросили».
5. «Вопросы домашних животных». Какие вопросы могли бы задать тебе домашние животные, если бы умели говорить?
Также необходимо научить давать определения понятиям. Поступая в первый класс детям трудно было дать определение какому-либо предмету, ещё сложнее признаку или действию.
Для того чтобы учиться определить понятие, я применяю относительно простые приёмы:
1. Расскажите инопланетянам как можно короче, что такое: лодка, яблоко, карандаш, стол, книга и т.д.
2. Важнейшим средством развития умений давать определения понятиям являются загадки.
3. Сочинение загадок, разгадывание кроссвордов
4.Игра « Трудные слова».
5. Выявление причин и следствий.
Также с детьми мы учимся классифицировать.
Исследование и познание мира не сводится к восприятию предметов и явлений, их чувственному отражению. Она предполагает выделение в предметах и явлениях общих существенных признаков. С помощью классификации люди не только упорядочивают опыт в значимые для них блоки, но и преобразовывают конкретные наблюдения в абстрактные категории. Классификацией называют операцию определения понятий по определённому основанию на непересекающиеся классы. Например, я предлагаю детям популярное задание «четвёртый лишний». Предметы классифицируем по основному признаку, по цвету, по форме и т. д. Чем больше деления, больше продуктивность мышления. А это качество очень важно в творческой деятельности. Для формирования последних умений использую задачи на классификацию с явными ошибками. Такие задачи позволяют развивать и критическое мышление, что очень важно в исследовательской деятельности.
Ещё мы учимся наблюдать. Для того чтобы наблюдение стало возможным, важно иметь наблюдательность – сплав внимательности и мышления.
Упражнения на развитие внимания и наблюдательности: первое – ставлю перед детьми какую-нибудь из любимых ими вещей. Рассматриваем вместе этот предмет внимательно и спокойно. Затем предлагаю детям закрыть глаза. Убираю предмет и прошу вспомнить и назвать все его детали. Следующий этап упражнения – рисуем изученную вещь по памяти. Другой блок заданий – парные картинки, содержащие различия. Хорошую возможность для развития способности к наблюдению и умению анализировать зрительные образы дают задания с намеренно сделанными ошибками.
С ребятами учимся проводить эксперимент – важнейший
из методов исследования. Самые интересные
эксперименты – это, конечно, реальные
опыты с реальными предметами и их свойствами.Учимся
Эти и другие виды заданий позволяют мне сформировать необходимые умения для создания исследовательской работы или проекта в третьем классе.
Успех деятельности во многом зависит и от её чёткой организации. Под моим руководством составляется план-график выполнения учебного исследования: определяются временные рамки, объём работы и этапы её выполнения. Смысл технологии учебного исследования заключается в том, чтобы помочь ученику пройти путь научного познания и усвоить его алгоритм. Педагогическое руководство учебными исследованиями осуществляется на всех этапах выполнения работы, но наиболее значительно оно на этапе формулирования темы, целей, исходных положений, а также при анализе выполнения проекта.
Нужно всегда помнить: тема должна заинтересовать и увлечь ребёнка. С её выбором не стоит затягивать. Большинство детей, за исключением одарённых, не имеют постоянных пристрастий, их интересы ситуативны. Действовать нужно быстро, пока интерес не угас.
Исследовательская работа возможна и эффективна на добровольной основе. Ребят волнуют самые разные проблемы. Однако тема должна быть выполнима, т. е. соответствовать возрастным особенностям детей, решение её должно быть полезно участникам исследования. При совпадении интересов у нескольких школьников организовываю мини-группы. Индивидуально, или в сформировавшейся паре, или в мини-группе ребята формулируют возможные темы будущей работы. Также тема должна быть оригинальной, с элементами неожиданности, необычайности.
На всех этапах работы мы, учителя, должны ясно осознавать, что основной ожидаемый нами результат - развитие творческих способностей, приобретение ребёнком новых знаний, умений и навыков. Точнее говоря, мы должны иметь в виду, что в данном случае мы имеем дело не с одним результатом, а, по крайней мере, с двумя. Первым можно считать то, что создаёт ребёнок своей головой и руками - макет, проект, отчёт и тому подобное. Второй, самый важный - педагогический: бесценный в воспитательном отношении опыт самостоятельной, творческой, исследовательской работы, новые знания и умения, составляющие целый спектр психических новообразований, отличающих истинного творца от простого исполнителя.
Оба эти результата хорошо видны во время защиты детьми собственных работ. В этой связи защита итогов приобретает особую значимость. Это необходимый этап работы.
К оформлению результатов исследования предъявляются следующие требования: наличие титульного листа, сносок, оформление приложений. Во введении чётко определяются цели исследования, актуальность, степень изученности темы, обзор литературы. В основной части в логической последовательности излагаются результаты исследования. В заключении нужно сделать выводы, которые должны быть краткими и чёткими, соответствовать целям, задачам, гипотезе.
Защита - венец исследования и один из главных этапов обучения начинающего исследователя. О выполненной работе надо не просто рассказать, её, как и всякое настоящее исследование, надо защитить публично. В ходе защиты дети учатся излагать добытую информацию, сталкиваются с другими взглядами на проблему, учатся доказывать свою точку зрения.
Презентация работ становится праздником для школьников, на котором дети получают оценку своего труда. Ребята говорят о том, что чувствуют себя настоящими учёными, общаясь между собой, находя единомышленников. Ученики, чьи работы оказываются наиболее успешными, получают право на участие в окружных и районных научно-практических конференциях.
Возможные результаты проектной деятельности представление: альбом, газета, гербарий, журнал, книжка-раскладушка, коллаж, коллекция, костюм, макет, модель, наглядные пособия, паспарту, плакат, план, реферат, серия иллюстраций, справочник, фотоальбом, экскурсия.
Презентация, или защита проекта, - завершающий этап выполнения проекта, когда учащиеся докладывают о проделанной ими работе. Как правило, защита проектов осуществляется в форме выставки проектов учащихся тех изделий, которые они создали. Часто такая выставка сопровождается небольшими выступлениями школьников с рассказом о своём изделии.
Анализируя результативность работы в технологии учебного исследования, можно сделать выводы:
Исходя из вышесказанного, можно сделать вывод, что исследовательская тактика ребёнка - это не просто один из методов обучения. Это путь формирования особого стиля детской жизни и учебной деятельности. Он позволяет трансформировать обучение в самообучение, реально запускает механизм саморазвития. Главное отличие детей, способных принимать участие в исследовательской работе, - наличие у них потребности узнавать новое.
Результативность исследовательской деятельности
Все ученики моего класса стали активными читателями школьной, детской и центральной библиотеки, они уже сейчас могут самостоятельно найти информацию, и осветить поставленный перед ними вопрос. Все учащиеся моего класса ежегодно принимают участие в различных конкурсах, проектах.
Год |
Тема исследовательской работы |
Окружной уровень |
Районный уровень |
Областной уровень |
2009-2010 |
Творческий проект « Новый наряд для старых стульев» |
1 место |
||
2009-2010 |
« Чья зубная щетка лучше?» |
1 место |
1 место |
Диплом лауреата |
2010-2011 |
«Баба Яга-кто она?» |
1 место |
2 место |
|
2010-2011 |
« Елочки бывают разные» |
1 место |
1 место |
Диплом участника |
2011-2012 |
«Я-левша» |
1 место
|
||
2011-2012 |
День рождения-праздник детства» |
2место |
Всероссийский конкурс « Семейное путешествие по России» 2 победителя
Всероссийский конкурс по естествознанию « ЧИП» -5 победителей
Международный конкурс « ЭМУ» - 11 победителей
Районный конкурс творческих работ « Имею право» -1 победитель( 3 место)
Конкурс сочинений « Письмо Президенту России- Будущее, которое мы хотим» -1 участник
Конкурс творческих работ по пожарной безопасности - 2 место.
Районный конкурс рисунков « Космос-взгляд из детства» - 1 место
Областной конкурс творческих работ « Я прививок не боюсь» -2 место
Районный конкурс « Орден в моей семье» -1 место
Районный конкурс творческих работ « Броня Отчизны! – 1 место