Исследовательская деятельность как фактор развития творческой активности учащихся

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 14 Февраля 2013 в 19:47, творческая работа

Описание работы

Использование исследовательского метода в практике преподавания, в организации процесса познания имеет большое значение. Оно позволяет обеспечить поисковую ориентацию учащихся, направленную на творческое развитие личности, накопление у учащихся достоверных конкретно-образных представлений об окружающей действительности фактических знаний, которые являются основой для последующего их осознания, обогащения, раскрытия причин и взаимосвязей, существующих в окружающем мире. В ходе реализации исследовательского метода на уроках младшие школьники овладевают рядом практических умений и навыков, выявляют характер и особенности объектов окружающей среды по их признакам и свойствам.

Файлы: 1 файл

исследование .doc

— 85.50 Кб (Скачать файл)

2. «Вопросы и ответы»  Отвечать хором

3. «Найди загаданное  слово».

4. «Угадай, о чём  спросили». 

5. «Вопросы домашних животных». Какие вопросы могли бы задать тебе домашние животные, если бы умели говорить?

Также необходимо научить давать определения понятиям. Поступая в первый класс детям трудно было дать определение какому-либо предмету, ещё сложнее признаку или действию.

Для того чтобы учиться  определить понятие, я применяю относительно простые приёмы: 

1. Расскажите инопланетянам  как можно короче, что такое:  лодка, яблоко, карандаш, стол, книга  и т.д.

2. Важнейшим средством  развития умений давать определения понятиям являются загадки.

3. Сочинение загадок, разгадывание кроссвордов

4.Игра « Трудные слова».

5. Выявление причин и следствий.

Также с детьми мы учимся классифицировать.

Исследование и познание мира не сводится к восприятию предметов и явлений, их чувственному отражению. Она предполагает выделение в предметах и явлениях общих существенных признаков. С помощью классификации люди не только упорядочивают опыт в значимые для них блоки, но и преобразовывают конкретные наблюдения в абстрактные категории. Классификацией называют операцию определения понятий по определённому основанию на непересекающиеся классы. Например, я предлагаю детям популярное задание «четвёртый лишний». Предметы классифицируем по основному признаку, по цвету, по форме и т. д. Чем больше деления, больше продуктивность мышления. А это качество очень важно в творческой деятельности. Для формирования последних умений использую задачи на классификацию с явными ошибками. Такие задачи позволяют развивать и критическое мышление, что очень важно в исследовательской деятельности.

Ещё мы учимся наблюдать. Для того чтобы наблюдение стало возможным, важно иметь наблюдательность – сплав внимательности и мышления.

Упражнения на развитие внимания и наблюдательности: первое – ставлю перед детьми какую-нибудь из любимых ими вещей. Рассматриваем вместе этот предмет внимательно и спокойно. Затем предлагаю детям закрыть глаза. Убираю предмет и прошу вспомнить и назвать все его детали. Следующий этап упражнения – рисуем изученную вещь по памяти. Другой блок заданий – парные картинки, содержащие различия. Хорошую возможность для развития способности к наблюдению и умению анализировать зрительные образы дают задания с намеренно сделанными ошибками.

С ребятами учимся проводить эксперимент – важнейший из методов исследования. Самые интересные эксперименты – это, конечно, реальные опыты с реальными предметами и их свойствами.Учимся анализировать, выделять главное и второстепенное, делать выводы и умозаключения.

Эти и другие виды заданий позволяют мне сформировать необходимые умения для создания исследовательской работы или проекта в третьем классе.

Успех деятельности во многом зависит и от её чёткой организации. Под моим руководством составляется план-график выполнения учебного исследования: определяются временные рамки, объём работы и этапы её выполнения. Смысл технологии учебного исследования заключается в том, чтобы помочь ученику пройти путь научного познания и усвоить его алгоритм. Педагогическое руководство учебными исследованиями осуществляется на всех этапах выполнения работы, но наиболее значительно оно на этапе формулирования темы, целей, исходных положений, а также при анализе выполнения проекта.

Нужно всегда помнить: тема должна заинтересовать и увлечь ребёнка. С её выбором не стоит затягивать. Большинство детей, за исключением одарённых, не имеют постоянных пристрастий, их интересы ситуативны. Действовать нужно быстро, пока интерес не угас.

Исследовательская работа возможна и эффективна на добровольной основе. Ребят волнуют самые разные проблемы. Однако тема должна быть выполнима, т. е. соответствовать возрастным особенностям детей, решение её должно быть полезно участникам исследования. При совпадении интересов у нескольких школьников организовываю мини-группы. Индивидуально, или в сформировавшейся паре, или в мини-группе ребята формулируют возможные темы будущей работы. Также тема должна быть оригинальной, с элементами неожиданности, необычайности.

На всех этапах работы мы, учителя, должны ясно осознавать, что основной ожидаемый нами результат - развитие творческих способностей, приобретение ребёнком новых знаний, умений и навыков. Точнее говоря, мы должны иметь в виду, что в данном случае мы имеем дело не с одним результатом, а, по крайней мере, с двумя. Первым можно считать то, что создаёт ребёнок своей головой и руками - макет, проект, отчёт и тому подобное. Второй, самый важный - педагогический: бесценный в воспитательном отношении опыт самостоятельной, творческой, исследовательской работы, новые знания и умения, составляющие целый спектр психических новообразований, отличающих истинного творца от простого исполнителя.

Оба эти результата хорошо видны во время защиты детьми собственных  работ. В этой связи защита итогов приобретает особую значимость. Это  необходимый этап работы.

К оформлению результатов  исследования предъявляются следующие  требования: наличие титульного листа, сносок, оформление приложений. Во введении чётко определяются цели исследования, актуальность, степень изученности  темы, обзор литературы. В основной части в логической последовательности излагаются результаты исследования. В заключении нужно сделать выводы, которые должны быть краткими и чёткими, соответствовать целям, задачам, гипотезе.

Защита - венец исследования и один из главных этапов обучения начинающего исследователя. О выполненной работе надо не просто рассказать, её, как и всякое настоящее исследование, надо защитить публично. В ходе защиты дети учатся излагать добытую информацию, сталкиваются с другими взглядами на проблему, учатся доказывать свою точку зрения.

Презентация работ становится праздником для школьников, на котором  дети получают оценку своего труда. Ребята говорят о том, что чувствуют  себя настоящими учёными, общаясь между  собой, находя единомышленников. Ученики, чьи работы оказываются наиболее успешными, получают право на участие в окружных и районных научно-практических конференциях.

Возможные результаты проектной деятельности представление: альбом, газета, гербарий, журнал, книжка-раскладушка, коллаж, коллекция, костюм, макет, модель, наглядные пособия, паспарту, плакат, план, реферат, серия иллюстраций, справочник, фотоальбом, экскурсия.

Презентация, или защита проекта, - завершающий этап выполнения проекта, когда учащиеся докладывают  о проделанной ими работе. Как  правило, защита проектов осуществляется в форме выставки проектов учащихся тех изделий, которые они создали. Часто такая выставка сопровождается небольшими выступлениями школьников с рассказом о своём изделии.

Анализируя результативность работы в технологии учебного исследования, можно сделать выводы:

  • усвоение алгоритма научного исследования способствует формированию научного мировоззрения учащихся;
  • значительно расширяется кругозор школьников в предметных областях;
  • вооружает учащихся универсальными способами учебной деятельности, даёт импульс к саморазвитию, способности к самоанализу, самоцелеполаганию, самоорганизации, самоконтролю и самооценке;
  • формирует социальный опыт в труде и общении;
  • способствует профессиональному росту учителей, расширяя знания как в области своего предмета, так и в педагогической науке, даёт возможность лучше узнать учеников, раскрыть их потенциал, а также расширяет контакты на профессиональный основе с коллегами, родителями учащихся.

Исходя из вышесказанного, можно сделать вывод, что исследовательская тактика ребёнка - это не просто один из методов обучения. Это путь формирования особого стиля детской жизни и учебной деятельности. Он позволяет трансформировать обучение в самообучение, реально запускает механизм саморазвития. Главное отличие детей, способных принимать участие в исследовательской работе, - наличие у них потребности узнавать новое.

          Результативность исследовательской деятельности

Все ученики моего  класса стали активными читателями школьной, детской и центральной библиотеки, они уже сейчас могут самостоятельно найти информацию, и осветить поставленный перед ними вопрос. Все учащиеся моего класса ежегодно принимают участие в различных конкурсах, проектах.

 

Год

Тема исследовательской работы

Окружной уровень

Районный уровень

Областной уровень

2009-2010

Творческий проект «  Новый наряд для старых стульев»

 

1 место

 

2009-2010

« Чья зубная щетка  лучше?»

1 место

1 место

Диплом лауреата

2010-2011

«Баба Яга-кто она?»

1 место

2 место

 

2010-2011

« Елочки бывают разные»

1 место

1 место

Диплом участника

2011-2012

«Я-левша»

1 место 

 

 
   

2011-2012

День рождения-праздник детства»

2место

   

 

Всероссийский конкурс « Семейное путешествие  по России»  2 победителя

Всероссийский конкурс по естествознанию « ЧИП»  -5 победителей 

Международный конкурс «  ЭМУ»  - 11 победителей

Районный конкурс творческих работ « Имею право»  -1 победитель( 3 место)

Конкурс сочинений « Письмо Президенту России- Будущее, которое  мы хотим» -1 участник

Конкурс творческих работ  по пожарной безопасности   - 2 место.

 Районный конкурс рисунков  « Космос-взгляд из детства» - 1 место

Областной конкурс творческих работ « Я прививок не боюсь» -2 место

Районный конкурс «  Орден в моей семье» -1 место

Районный конкурс творческих работ « Броня Отчизны! – 1 место


Информация о работе Исследовательская деятельность как фактор развития творческой активности учащихся