Автор работы: Пользователь скрыл имя, 18 Апреля 2013 в 20:32, доклад
Главная цель исследования: самостоятельное проведение исследовательского цикла от начала и до конца, при освоении его структурных элементов в соответствии со сложившимися в научной среде нормами.
Результатом исследовательской творческой деятельности являются исследовательские работы, выполненные учащимися под руководством опытных преподавателей или ученых .
Исследовательская деятельность школьника
Главная цель исследования: самостоятельное проведение исследовательского цикла от начала и до конца, при освоении его структурных элементов в соответствии со сложившимися в научной среде нормами.
Результатом исследовательской творческой деятельности являются исследовательские работы, выполненные учащимися под руководством опытных преподавателей или ученых .
Важным навыком при подведении итогов экспедиции является умение подростков представить свое исследование на научно – практических конференциях.
Основные этапы
1) Работа над исследовательским проектом начинается с выбора темы – это очень сложная часть работы, т.к. от правильно выбранной темы зависит вся работа.
Тема (отражает характерные черты проблемы исследования):
- должна обязательно содержать проблему, что дает возможность для дискуссии на страницах работы, для высказывания собственной позиции, проведения исследования;
- не должна быть обширной (зачастую берутся такие темы, с которыми взрослый совладать не в силах, а ребенок – тем более);
- должна иметь материал для исследования (бывает – тема интересна, но нет достаточного материала для исследования).
2) Постановка проблемы (социально значимое противоречие, разрешение которого является целью работы, т.е. означает нечто неизвестное, что предстоит открыть и доказать).
3) Изучение теории, связанной с выбранной темой.
Работа с литературными источниками.
Этапы работы: |
Содержание этапов: |
1. общее ознакомление |
ознакомление с оглавлением; беглый просмотр |
2. внимательное чтение по главам и разделам |
выделение наиболее важного текста |
3. выборочное чтение |
перечитывание наиболее важного текста |
4.составление плана прочитанного |
в пунктах плана отражается наиболее существенная мысль |
5. выписки из прочитанного |
полные и точные (цитата + ее библиографическое описание) |
6. сравнение и сопоставление прочитанного с другими источниками |
отмечается общее и отличительное в решении проблемы |
7. критическая оценка прочитанного и запись замечаний |
должна быть объективность суждений |
Вывод: |
автору необходимо описать источник, которым он пользовался, проверить понимание всех терминов, ссылок и упоминаний в тексте. |
В тексте раздела следует помещать ссылки на использованные научные работы. При необходимости воспроизводятся рисунки и таблицы, снабженные ссылками на источник.
В конце необходимо сделать краткий вывод о степени изученности и перспективах дальнейших исследований по данной проблеме.
4) Выдвижение гипотезы исследования.
Гипотеза – обязательный элемент в структуре исследовательской работы, предположение, при котором на основе ряда факторов, делается вывод о существовании объектов, связи или причины явления, причем этот вывод нельзя считать вполне доказанным. Чаще всего, гипотезы формулируются в виде определенных отношений между двумя и более событиями, явлениями.
5) Выбор методов исследования и практическое овладение ими.
6) Собственное исследование (практическая часть работы, т.е. проведение опытов, экспериментов и др. сбор собственного материала).
7) Анализ, синтез и обобщение.
8) Формулировка выводов.
Сбор и фиксация этнографических материалов
Основной источник получения этнографических данных - непосредственное наблюдение.
На практике это реализуется в двух видах:
-
стационарное исследование (длительное
проживание и вживание
- экспедиционное исследование (кратковременное исследование – от нескольких дней до нескольких месяцев).
Эти разновидности метода непосредственного наблюдения являются полевой работой исследователя, которая включает в себя:
1)
личные наблюдения
2) опрос населения, т.е. работа с информаторами;
3)
фиксация материальных
4) собирание этнографических коллекций.
Результат личных наблюдений зачастую зависит от предэкспедиционной подготовки исследователя, особенно его знакомства с работами по данной тематике, вещественными памятниками, фотоматериалами, собранными предшественниками, работа в библиотеке, архиве с литературой и источниками по интересующей его теме.
По
ряду тем, опросы являются единственным
источником необходимой информации
и составляют важнейшую часть
работы. Этнографы разработали
Все записи наблюдений, бесед и прочее оформляются следующим образом:
Школа, ДДТ, и т.д., организовавшие экспедицию____________________
период работы_________________
№ карточки______________________
Участники экспедиции____________________
Руководитель экспедиции_______
Тема
ф.,и.,о., возраст и т.д.
Средства русские Семенов Михаил Петрович, 1935 г. РФ, Воронежская обл.
передвижения
Жена – Семенова Варвара Степановна, с. Губарево
1937 г., пенсионер
Дети -
Далее следует описание (к примеру, изготовление саней) по рассказу М.П.Семенова.
Для определения этнографического предмета используют набор признаков, среди которых могут быть выделены следующие:
1. форма;
2. материал;
3. способ изготовления;
4. орнамент, украшения;
5. бытование.
Комплекс вещей – такое
Сбор этнографических
Следуя данным рекомендациям, можно скомплектовать хорошее собрание этнографических экспонатов, пригодное не только для учебно – воспитательной работы, но и для музеев .
Требования к оформлению исследовательских работ
Допускаются краеведческие исследовательски
Объем приложений - не более 10 страниц.
Исследовательская краеведческая работа должна содержать:
- титульный лист с указанием (сверху вниз):
• названия организации;
• темы работы;
• фамилии и имени (полностью) автора, класс;
• фамилии, имени и отчества (полностью) руководителя и консультанта (если имеется);
• года выполнения работы;
- оглавление, перечисляющее нижеупомянутые разделы;
- введение, в котором должна быть сформулирована поставленная проблема, указаны цели и задачи работы, обосновать ее актуальность, провести краткий обзор литературных источников по проблеме исследования, указать место и сроки проведения исследования, дать характеристику района исследования методику исследования (описание методов сбора, первичной и статистической обработки материала);
- основная часть работы – главы, названия которых отражают суть их содержания. Главы должны иметь небольшие выводы.
- заключение, где содержатся выводы (краткие ответы на вопросы, поставленные в задачах), могут быть отмечены лица, помогавшие в выполнении работы, намечены дальнейшие перспективы работы и даны практические рекомендации, проистекающие из данного исследования;
- список источников и использованной литературы, оформленный в соответствии с правилами составления библиографического списка. В тексте работы должны быть ссылки на источники и литературу.
- приложения.
Фактические и числовые данные, имеющие большой объем, а также рисунки, диаграммы, схемы, карты, фотографии и т.д. могут быть вынесены в приложения к работе. Чаще всего среди иллюстративного материала встречается все указанное выше в небольших объемах (2-3 фотографии, 1-3 рисунка и т.д.) в этом случае его можно объединить в одно приложение. Все приложения должны быть пронумерованы и озаглавлены, а в тексте работы должны быть сделаны ссылки на них.
Картографический материал должен иметь условные обозначения, масштаб.
Приложение 8
Правила работы с информаторами по программам – «вопросникам»:
1) Подбор нужных лиц из местного населения;
Информаторами могут стать работники школ, местных администраций, культурных учреждений и жители того села, где проводится опрос, желательно – его уроженцы, а также представители разного пола и возраста. Обязательно записывать не только их фамилии и адреса, но и общие сведения о них: возраст, время проживания в данной местности, профессия, социальное положение, автобиографические данные – год свадьбы, год переезда и т.д.
Во время бесед информаторы обычно называют и других лиц, которые могут дополнить их рассказ.
2)
Начало беседы начинается с
того, что этнографы объясняют
информатору цель своего
Необходимо стремиться к тому, чтобы беседа была живой, непосредственной, не имела характер «допроса». Участники опроса не должны подсказывать информатору ответ.
3)
Заранее составляется
В случае если вопрос будет понят не сразу, следует сформулировать его по - другому, не меняя смысла. Стараться, при беседе, не уходить от темы опроса, хотя иногда перемена тем снимает утомление у собеседника и поддерживает интерес информатора к беседе.
4) Сбор сведений желательно проводить по всем предлагаемым в программе этнографическим темам, это даст возможность получить полное представление о традиционной культуре населения используемой местности;
При опросе населения по анкетам необходимо «снимать» как бы два слоя информации: «как было раньше» и «как теперь», при этом не забывать фиксировать в записях, о каком периоде времени идет рассказ.
5) Вопросы лучше задавать не в конкретной форме, а в общей;
Стараться не показывать, что вы хорошо знаете о том, о чем спрашиваете, иначе активность информатора резко снижается. Полезно сделать вид, что вам что – то не понятно и от других вы слышали иное.
6)
Проверка полученных данных по
сообщениям нескольких
Чем больше подтверждений получено во время последующих опросов, тем больше оснований доверять собранным сведениям.
7) Запись информации надо вести без редактирования, «так, как говорят»;
По возможности, использовать видео или аудио аппаратуру. Особое внимание уделять уяснению деталей рассказа чему способствуют показ в действии обряда или приема труда, осмотр вещей, зарисовки, выкройки, т.д.
8)
Всю собранную информацию
Так как при записи придется делать сокращения, то запись следует вести разреженно, оставляя места для последующей расшифровки или дополнения информации - что необходимо сделать в тот же день.
Информация о работе Исследовательская деятельность школьника