Исследовательская деятельность школьника

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 18 Апреля 2013 в 20:32, доклад

Описание работы

Главная цель исследования: самостоятельное проведение исследовательского цикла от начала и до конца, при освоении его структурных элементов в соответствии со сложившимися в научной среде нормами.
Результатом исследовательской творческой деятельности являются исследовательские работы, выполненные учащимися под руководством опытных преподавателей или ученых .

Файлы: 1 файл

Исследовательская деятельность школьника.doc

— 62.00 Кб (Скачать файл)

Исследовательская деятельность школьника  

 

Главная цель исследования: самостоятельное проведение исследовательского цикла от начала и до конца, при освоении его структурных элементов в соответствии со сложившимися в научной среде нормами.

Результатом исследовательской творческой деятельности являются исследовательские   работы, выполненные учащимися под руководством опытных преподавателей или ученых .

Важным навыком при подведении итогов экспедиции является умение подростков представить свое исследование на научно – практических конференциях.  

 

 

 

Основные этапы исследовательской  деятельности учащегося

1) Работа над исследовательским  проектом начинается с выбора темы – это очень сложная часть работы, т.к. от правильно выбранной темы зависит вся работа.

Тема (отражает характерные черты проблемы исследования):

- должна обязательно содержать  проблему, что дает возможность  для дискуссии на страницах  работы, для   высказывания собственной позиции, проведения исследования;

- не должна быть обширной (зачастую  берутся такие темы, с которыми взрослый совладать не в силах, а ребенок – тем более);

- должна иметь материал для  исследования (бывает – тема интересна,  но нет достаточного материала  для исследования). 

 

2) Постановка проблемы (социально значимое противоречие, разрешение которого является целью работы, т.е. означает нечто неизвестное, что предстоит открыть и доказать).

3) Изучение теории, связанной с выбранной темой.

Работа с литературными  источниками.

Этапы   работы:

Содержание этапов:

1.   общее ознакомление

ознакомление с   оглавлением; беглый   просмотр

2. внимательное чтение   по главам и   разделам

выделение наиболее   важного текста

3. выборочное чтение

перечитывание наиболее   важного текста

4.составление плана   прочитанного

в   пунктах плана отражается   наиболее существенная мысль

5. выписки из   прочитанного

полные и   точные (цитата + ее   библиографическое описание)

6. сравнение и   сопоставление прочитанного с   другими источниками

отмечается общее   и отличительное в   решении проблемы

7. критическая оценка   прочитанного и запись   замечаний

должна быть   объективность суждений

Вывод:

автору необходимо   описать источник, которым он   пользовался, проверить   понимание всех терминов, ссылок и   упоминаний в тексте.


 

 

В тексте раздела следует помещать ссылки на использованные научные работы. При необходимости воспроизводятся рисунки и таблицы, снабженные   ссылками на   источник.

В конце необходимо сделать краткий  вывод о степени изученности  и перспективах дальнейших исследований по данной проблеме.

4) Выдвижение гипотезы исследования.

Гипотеза – обязательный элемент в структуре исследовательской работы, предположение, при котором на основе ряда факторов,   делается вывод о существовании объектов, связи или причины явления, причем этот вывод нельзя считать вполне доказанным. Чаще всего, гипотезы формулируются в виде определенных отношений между двумя и более событиями, явлениями.

5) Выбор методов исследования и практическое овладение ими.

6) Собственное исследование (практическая часть работы, т.е. проведение опытов, экспериментов и др. сбор собственного материала).

7) Анализ, синтез и обобщение.

8) Формулировка выводов. 

 

 

 

Сбор и фиксация этнографических  материалов

Основной источник получения этнографических  данных - непосредственное наблюдение.

На практике это реализуется  в двух видах:

- стационарное исследование (длительное  проживание и вживание исследователя  в изучаемую им этносреду);

- экспедиционное исследование (кратковременное  исследование – от нескольких  дней до нескольких месяцев).

Эти разновидности метода непосредственного наблюдения являются полевой работой исследователя, которая включает в себя:

1) личные наблюдения исследователя;

2) опрос населения, т.е. работа  с информаторами;

3) фиксация материальных памятников;

4) собирание этнографических коллекций.  

 

Результат личных наблюдений зачастую зависит  от предэкспедиционной подготовки исследователя, особенно его знакомства с работами по данной тематике, вещественными  памятниками, фотоматериалами, собранными предшественниками, работа в библиотеке, архиве с литературой и источниками по интересующей его теме.

По  ряду тем, опросы являются единственным источником необходимой информации и составляют важнейшую часть  работы. Этнографы разработали некоторые правила работы с информаторами по программам – «вопросникам» (Приложение 8). 

 

Все записи наблюдений, бесед  и прочее оформляются следующим  образом: 

 

Школа, ДДТ, и т.д., организовавшие экспедицию_______________________________________________

период работы____________________________________________________________________________

№ карточки_______________________________________________________________________________

Участники экспедиции______________________________________________________________________

Руководитель экспедиции___________________________________________________________________  

 

Тема                             Народ             Сведения об информаторе,                                 Место и время

ф.,и.,о., возраст и т.д.                                                 сбора

Средства                   русские             Семенов Михаил Петрович, 1935 г.           РФ, Воронежская обл.

передвижения                                   пенсионер                                                         Семилукский район

Жена – Семенова Варвара Степановна,     с. Губарево

1937 г., пенсионер

Дети -                                                                   июль, 2011 г. 

 

Далее следует описание (к примеру, изготовление саней) по рассказу М.П.Семенова. 

 

Для определения этнографического предмета используют набор признаков, среди которых могут быть выделены следующие:

1. форма;

2. материал;

3. способ изготовления;

4. орнамент, украшения;

5. бытование. 

 

Комплекс вещей – такое собирание  предметов, которое наиболее полно отражает определенный раздел народной культуры, определенную сторону жизни населения. Следовательно, собирать вещи нужно из одного района, одного поселения, самое лучшее – из одной семьи.

Сбор этнографических предметов  оформляется в коллекцию.

Следуя данным рекомендациям, можно  скомплектовать хорошее собрание этнографических  экспонатов, пригодное не только для  учебно – воспитательной работы, но и для музеев . 

 

 

  

Требования к оформлению исследовательских работ 

Допускаются краеведческие исследовательские работы объемом до 10 страниц, набранные на компьютере (формат А4 , Word for Windows, шрифт Times New Roman, кегль 14, полуторный интервал, все поля – 2 см).

Объем приложений - не более 10 страниц.

Исследовательская краеведческая  работа должна содержать:

- титульный лист с указанием  (сверху вниз):

• названия организации;

• темы работы;

• фамилии и имени (полностью) автора, класс;

• фамилии, имени и отчества (полностью) руководителя и консультанта (если имеется);

• года выполнения работы;

- оглавление, перечисляющее нижеупомянутые разделы;

- введение, в котором должна быть сформулирована поставленная проблема, указаны цели и задачи работы, обосновать ее актуальность, провести краткий обзор литературных источников по проблеме исследования, указать место и сроки проведения исследования, дать характеристику района исследования методику исследования (описание методов сбора, первичной и статистической обработки материала);

- основная часть работы – главы, названия которых отражают суть их содержания. Главы должны иметь небольшие выводы.

- заключение, где содержатся выводы (краткие ответы на вопросы, поставленные в задачах), могут быть отмечены лица, помогавшие в выполнении работы, намечены дальнейшие перспективы работы и даны практические рекомендации, проистекающие из данного исследования;

- список источников  и использованной литературы, оформленный в соответствии с правилами составления библиографического списка. В тексте работы должны быть ссылки на источники и литературу.

- приложения.

Фактические и числовые данные, имеющие большой объем, а также рисунки, диаграммы, схемы, карты, фотографии и т.д. могут быть вынесены в приложения к работе. Чаще всего среди иллюстративного материала встречается все указанное выше в небольших объемах (2-3 фотографии, 1-3 рисунка и т.д.) в этом случае его можно объединить в одно приложение. Все приложения должны быть пронумерованы и озаглавлены, а в тексте работы должны быть сделаны ссылки на них.

Картографический  материал должен иметь условные обозначения, масштаб.

Приложение 8 

 

Правила работы с информаторами  по программам – «вопросникам»:

1) Подбор нужных лиц из местного  населения;

Информаторами могут стать работники школ, местных  администраций, культурных учреждений и жители того села, где проводится опрос, желательно – его уроженцы, а также представители разного пола и возраста. Обязательно записывать не только их фамилии и адреса, но и общие сведения о них: возраст, время проживания в данной местности, профессия, социальное положение, автобиографические данные – год свадьбы, год переезда и т.д.

Во  время бесед информаторы обычно называют и других лиц, которые могут  дополнить их рассказ.

2) Начало беседы начинается с  того, что этнографы объясняют  информатору цель своего визита;

Необходимо  стремиться к тому, чтобы беседа была живой, непосредственной, не имела характер «допроса». Участники опроса не должны подсказывать информатору ответ.

3) Заранее составляется примерный  план опроса с выделением группы  вопросов, которые обязательно задать  информатору;

В случае если вопрос будет понят не сразу, следует сформулировать его по - другому, не меняя смысла. Стараться, при беседе, не уходить от темы опроса, хотя иногда перемена тем снимает утомление у собеседника и поддерживает интерес информатора к беседе.

4) Сбор сведений желательно проводить по всем предлагаемым в программе этнографическим темам, это даст возможность получить полное представление о традиционной культуре населения используемой местности;

При опросе населения по анкетам необходимо «снимать» как бы два слоя информации: «как было раньше» и «как теперь», при этом не забывать фиксировать в записях, о каком периоде времени идет рассказ.

5) Вопросы лучше задавать не  в конкретной форме, а в общей;

Стараться не показывать, что вы хорошо знаете о том, о чем спрашиваете, иначе  активность информатора резко снижается. Полезно сделать вид, что вам что – то не понятно и от других вы слышали иное.

6) Проверка полученных данных по  сообщениям нескольких информаторов  – обязательная часть опроса  местного населения;

Чем больше подтверждений получено во время последующих опросов, тем больше оснований доверять собранным сведениям.

7) Запись информации надо вести  без редактирования, «так, как говорят»;

По  возможности, использовать видео или  аудио аппаратуру. Особое внимание уделять уяснению деталей рассказа чему способствуют показ в действии обряда или приема труда, осмотр вещей, зарисовки, выкройки, т.д.

8) Всю собранную информацию необходимо  записывать в полевой дневник,  который необходимо тщательно  хранить или передать в этнографические  музеи или общества;

Так как при записи придется делать сокращения, то запись следует вести разреженно, оставляя места для последующей  расшифровки или дополнения информации - что необходимо сделать в тот  же день. 

 


Информация о работе Исследовательская деятельность школьника