Исследовательские методы в обучении

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 03 Июня 2013 в 18:54, реферат

Описание работы

Для реализации познавательной и творческой активности школьника в учебном процессе используются современные образовательные технологии, дающие возможность повышать качество образования, более эффективно использовать учебное время и снижать долю репродуктивной деятельности учащихся за счет снижения времени, отведенного на выполнение домашнего задания. В школе представлен широкий спектр образовательных педагогических технологий, которые применяются в учебном процессе. Среди них, исследовательские методы в обучении.

Файлы: 1 файл

исследовательские методы.doc

— 106.50 Кб (Скачать файл)

9. Применение заключений, выводов. Учащиеся делают заключение о возможности применения полученных выводов (в жизни своего города, поселка, страны, человечества) и формулируют новые проблемы для настоящего и будущего времени, например, с помощью элементов, предложенных в таблице.

Заключение  по поводу полученных результатов 

Результаты  исследования (тестирования, наблюдения) показали следующее... Из полученных результатов видно, что...

Основные результаты исследования заключаются в том, что...

Главным результатом  проведенного исследования следует  считать...

Полученные  результаты. позволяют утверждать следующее.

С учетом изложенного  основными результатами... можно  считать: 1... 2... и 

т. д.

Выводы 

Итак, можно  сделать вывод о том, что.

Проделанная работа позволяет сделать вывод о  том, что.

Проведенные исследования позволяют сделать следующий  вывод...

Подводя итоги, можно констатировать.

В заключение отметим, что...

Резюмируя предшествующие рассуждения, можно сказать, что... Из проведенного анализа следует вывод  о том, что. Таким образом, можно  сделать следующий вывод. Следовательно, приходим к выводу... Дальнейшее использование... предполагает...

Преимущества  предложенного решения

Преимущество  этого способа заключается в.

Следовательно, преимущество состоят в.

Анализ показал  следующие преимущества метода...

Предлагаемый  способ позволяет повысить. ускорить. снизить.

Такой подход позволяет  считать, что...

Рекомендации 

Система может  быть рекомендована для.

Практическая  значимость проведенного исследования заключается в том, что...

Разработанный метод может быть рекомендован для... Этот метод может найти применение для. Бесспорно, не менее важным является...


 

Реализация исследования требует использование в учебной деятельности особых форм и приемов:

I. Индивидуальная  работа:

  • задания на сравнение и  сопоставление тех или иных фактов, явлений, событий;
  • задания на выделение из общего частных элементов и, наоборот, на основе частных признаков выделение общего;
  • наблюдение;
  • анализ текста;
  • навыки конспектирования, составления тезисов;
  • подготовка разовых докладов, сообщений, рефератов,
  • подбор и составление списка  литературы,
  • эксперимент (предполагает вмешательство в естественные условия существования предметов и явлений или воспроизведение их отдельных сторон в специально созданных условиях с целью их изучения);
  • анкетирование, опрос, составление графиков, использование статистических методов;
  • помощь в разработке тем научных исследований, оказание консультационной помощи и др.;
  • задания на развитие умений по  раскрытию темы сочинения (устного сообщения), логичному построению письменного и устного сообщения, приобретение  навыков публичного выступления, расширение эрудиции, компетентность, использование специальной терминологии (на семинарах, в ходе дискуссий, устных ответов на проблемные вопросы).

II. Групповая  форма:

  • моделирование – погружение в смоделированную ситуацию (проблему), взятую из реальной жизни. Деловые игры (моделирование) позволяют глубоко вжиться в проблему, понять её изнутри, предложить свои пути решения;
  • работа над совместными исследовательскими проектами, где нередко необходимо использовать информацию из разных предметных областей;
  • составление презентаций по тем или иным исследовательским работам;
  • семинары.

III. Массовые  формы:

  • встречи  с  интересными  людьми,  деятелями  науки  и  культуры, совместная подготовка предметных недель, школьных олимпиад, участие в ученических чтениях, научно-практических конференциях школы, районных и городских мероприятиях.

 

Требования  к педагогу

 

Чтобы заниматься с учащимися научно-исследовательской  деятельностью, педагог должен:

  • глубоко и разносторонне знать свой предмет, регулярно читать специальную, методическую, научную литературу;
  • свободно ориентироваться в новостях науки, культуры, общества, проявлять к ним постоянный интерес;
  • отличаться рационализаторским подходом к работе, стремиться находить новые решения научных и педагогических задач;
  • знакомить обучающихся с новыми подходами к изучению того или иного вопроса.

 

Педагог также  должен обладать значительным комплексом умений:

  • выбирать и обосновывать тему исследования (значимую как для самих учащихся, так и для целого региона или даже страны);
  • подбирать необходимые для проведения исследования источники: литературу, статистические данные, анкеты (при необходимости составить самостоятельно), Интернет-ресурсы и т. п.;
  • развивать коммуникации, т. е. направлять работу учащихся на отыскание потенциально значимой информации среди многообразия материала;
  • применять инноватику - стимулировать у обучающихся поиск новых технологий, методов, приемов, которые позволят им достичь результата с наименьшими потерями сил и средств;
  • определять этапы исследования и своевременно оценивать каждый из них, корректировать деятельность учащихся;
  • прогнозировать результативность научной работы, возможность ее практического применения;
  • выделять, анализировать и критически оценивать ведущие идеи исследования;
  • обобщать, описывать и литературно оформлять полученные результаты;
  • по окончании исследовательской работы формулировать выводы и рекомендации

 

Применение  метода в общеобразовательной школе

 

Исследовательский метод обучения очень часто лежит в основе проектной деятельности учащихся, как в рамках обычных, так и телекоммуникационных учебных проектов. Основная идея исследовательского метода обучения заключается в использовании научного подхода к решению той или иной учебной задачи. Работа учащихся в этом случае строится по логике проведения классического научного исследования, с использованием всех методов и приемов научного исследования, характерных для деятельности ученых.

Внедрение данного  метода в обучение не должно носить фрагментарного, локального характера. В школе должна сложиться система научно-исследовательской деятельности, элементами которой могут быть:

1) организация  интеллектуальных игр по развитию  познавательных интересов и творческих  способностей учащихся;

2) проведение предметных олимпиад;

3) проведение  исследовательских практикумов;

4) организация  научно-практических конференций;

5) проектная  деятельность учащихся;

6) деятельность  клуба «Исследователь», «Научное общество учащихся» и т. д.;

7) работа кружков  и факультативов;

 

 

Результаты

 

Исследовательская деятельность под руководством педагога позволяет обучающимся:

  • Расширить область личных и общечеловеческих знаний.
  • Осуществить  целостное  восприятие  окружающего  мира  через выбранный объект познания.
  • Получить новый, общественно полезный интеллектуальный продукт.
  • Формировать научно-исследовательские навыки.
  • Создавать банк знаний для отдельных объектов окружающего мира.
  • Выявлять существенные признаки развития рассматриваемого объекта познания.
  • Овладеть существенными научными понятиями, представлениями;
  • Самостоятельно определить проблемные ситуации, найти пути для их разрешения;
  • Приобрести навык подбора фактов по их существенным признакам;

 

 

При написании  исследовательской работы у молодых  людей развиваются умения:

  • анализировать, систематизировать (анализ - это способ познания объекта посредством изучения его частей и свойств);
  • сравнивать (сравнение - это способ познания посредством установления сходства и различия);
  • обобщать и классифицировать (обобщение - это способ познания посредством определения общих существенных признаков);
  • определять понятия (понятие - это слово или словосочетание, обозначающее отдельный объект или совокупность объектов и их существенные признаки);
  • доказывать и опровергать (доказательство - это рассуждение, устанавливающее истинность какого-либо утверждения путем приведения ранее доказанных утверждений. Опровержение - это рассуждение, направленное на установление ложности выдвинутого утверждения).

 

Применение метода в музыкальном образовании

 

    • Проведение опытно-экспериментального исследования о влиянии той или иной музыки на растения, животных, людей;
    • Исследования в области современной музыки;
    • Привлечение внимания общественности к той или иной проблеме музыкальной культуры, музыкального образования.

 

Заключение

 

Исследовательские методы организации  учебной деятельности приучают учащихся работать в сотрудничестве с другими людьми. При этом темы для исследований выбираются, как правило, значимые как для самих учащихся, так и для всего региона, страны, а, может быть, и для человечества. При этом участники проводимой исследовательской деятельности не замыкаются личностными интересами, а учатся видеть проблемы и интересы своих партнеров и понимают, что результаты их исследований являются необходимыми составляющими для анализа полученных данных и формулирования выводов. Неверным было бы сказать, что учащиеся “имитируют” работу ученых. Они способны выполнить научное исследование, которое может быть значимым с точки зрения вклада в науку или привлечения внимания общественности к той или иной проблеме.

 

Участвуя в научно-исследовательской  работе, молодежь усваивает готовые  формы социальной жизни, приобретает  собственный социальный опыт, занимает активную жизненную позицию, которая помогает добиться позитивной самореализации. Полученные в процессе творческой деятельности навыки и умения позволят учащимся чувствовать себя приобщенными к культуре и науке, способными активно проявлять себя на рынке труда, свободно распоряжаться образовательным капиталом.

У метода есть недостатки: требуется много времени на получение результата, трудоёмкость.

Достоинством  исследовательского метода организации учебной деятельности является развитие мышления, творческих способностей, коммуникативных навыков, привитие учащимся навыка сотрудничества. Участники исследовательской деятельности не замыкаются на личностных интересах, учатся видеть проблемы и интересы своих партнеров и понимать, что результаты их исследований будут использованы для анализа полученных данных и формулирования выводов. Неверным было бы утверждать, что, используя исследовательский метод обучения, учащиеся имитируют работу ученых, - они действительно выполняют научное исследование, если верно определены проблематика, тема и цели работы. Такое исследование может оказаться значимым с точки зрения вклада в науку или привлечения внимания общественности к той или иной проблеме. Поэтому для формирования целостной, гармоничной и инициативной личности воспитанника в процессе обучения исследовательский метод следует использовать как можно чаще.

 


Информация о работе Исследовательские методы в обучении