История игрушки

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 16 Августа 2012 в 14:54, реферат

Описание работы

Ориентация современной педагогики на народную культуру, приобщение к которой становится условием стабильности личности и общества в целом, идея этнокультурного воспитания актуализируют поиск педагогических механизмов использования воспитательного потенциала народного опыта в образовательном процессе.

Файлы: 1 файл

История игрушки, ее этносоциальный, этнопсихологический....docx

— 42.38 Кб (Скачать файл)

Воздействие игрушки на психику  ребенка основано на механизмах психического заражения и подражания, так как  игрушки всегда были яркими, образными, воплощали мечту, а потому служили  объектом симпатий, сопереживания и  следования примеру. Процесс социализации, средством которого была народная игрушка, основан на механизме вовлечения личности во взаимодействие с микросредой, который можно представить следующим  образом: среда – потребность  – деятельность. В процессе взаимодействия ребенка с игрушкой складывается «поле» определенных видов предметной деятельности, социально-ролевая регламентация  отношений, определенных нормами, ценностями предшествующих поколений. Являясь  средством опосредованной передачи социального опыта, народные игрушки  отвечают задаче создания условия для  свободного социально-ролевого самоопределения, самореализации и саморазвития индивида. Народная игрушка яркая, образная, эмоционально воздействующая на психику ребенка  по форме, близкая и доступная, не включающая излишние и непонятные для  детского возраста характеристики по содержанию, а, следовательно, вызывающая эмоциональный отклик и сопереживание, потребность подражать может  быть одним из эффективных средств  социализации личности ребенка.

Игрушка рассматривается  в психолого-педагогической литературе как универсальное средство воспитания. Под средством понимается способность  вещи или явления служить той  или иной цели, способствовать, быть причиной планируемого результата (Н.Н. Трубников и др.). Средство, таким  образом, оказывается тесно связанным  с целью и результатом и  выступает важным звеном в диалектической цепочке: цель – средство – результат. Отталкиваясь от этого определения, под педагогическим средством можно  понимать способность вещи или явления  служить такой цели как развитие личности. В этом плане особо важными  средствами выступают специально созданные  человеком предметы, духовное содержание которых способствует развитию личности ребенка. Специфика игрушки как  средства развития личности состоит  в том, что ее духовное содержание не является явным, его нужно вычленить, раскрыть, и только всестороннее действие с игрушкой дает возможность распредметить  это содержание и воспринять его. Этот процесс происходит в игровом  действии, предполагающем принятие играющим на себя той роли, которая составляет духовное содержание игрушки. На основе игрушки формируется игровая  ситуация. Игрушка может выступать  как самостоятельный партнер, с  которым взаимодействует ребенок, и как предмет, посредством которого осуществляется взаимодействие двух, трех и более детей и взрослых.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Заключение.

При всем богатстве внутреннего  содержания и внешнего оформления народной игрушки, она не всегда доступна ребенку. Поэтому необходимо создание условий  для распредмечивания духовного  содержания народной игрушки и опредмечивания этого содержания в личном опыте  ребенка. Народная игрушка должна выступать  как интегрирующая доминанта  и включаться во все виды деятельности детей. Народная игрушка, созданная  детьми и вовлеченная в разнообразную  деятельность, создает особую предметно-эстетическую среду учебного учреждения, в результате чего оно начинает восприниматься как  привлекательная и значимая среда  жизни. Кроме того, народная игрушка, использующаяся в формах работы, неадекватных ее прямому назначению (например, в  учебной деятельности, в спортивных мероприятий и т.п.), меняет межличностные  отношения на разных уровнях и  определяет личностный подход, предполагающий готовность всех субъектов процесса социализации относится к каждому человеку как к самостоятельной ценности.

Освоение содержания народной игрушки наиболее полно осуществляется в специальных видах ситуаций: ситуации ознакомления с народной игрушкой Русского Севера и свободной игры с нею; ситуации творения игрушки-образа и реальной игрушки; ситуации вовлечения народных игрушек в игровую деятельность; ситуации дарения игрушек. Эти ситуации способствуют пробуждению интереса к народной игрушке, знакомству с  историей возникновения и развития народной игрушки Русского Севера, с назначением игрушек в жизни  людей, с духовным содержанием творчества детей, создают условия для словесного и практического творчества детей, для проигрывания разнообразных  социальных ролей в специально создаваемых  игровых полях, для дарения самостоятельно сделанных игрушек, проведения выставок, ярмарок, возникновения Музея игрушки.

Практическая работа по использованию  народной игрушки как средства социализации предполагает многократное повторение всех видов ситуаций. Каждый вид  ситуаций должен быть индивидуализирован в соответствии с потребностями, склонностями, стремлениями, эмоциональным  состоянием ребенка. Допускается доминирование  какого-то вида ситуаций для каждого  при создании благоприятных условий  для включения во все виды. Совокупность всех видов ситуаций меняет жизнедеятельность  ребенка и позволяет познать  себя и окружающий мир с разнообразных  позиций.

Включение ребенка в ситуацию требует от педагога овладения ситуацией  как методом воспитания и игрушкой как средством, обогащающим этот метод, а также умением использовать их с позиций дифференциации и  индивидуализации. Индивидуальное продвижение  ребенка в обогащении социального  опыта зависит также и от его  существующего личного опыта.

Процесс социализации выступает  как часть педагогического процесса, вместе с тем, процесс социализации можно рассматривать как процесс  развития духовности личности. Освоение духовных ценностей, накопленных человечеством  и воплощенных в народной игрушке, изменяет духовный мир личности, а  духовно богатая личность, в свою очередь, с этих позиций строит свои взаимоотношения с социумом. Совокупность игровых и реальных ситуаций создает  наиболее благоприятные условия, при  которых каждый ребенок может  проявить особенности духовного  мира и продвигаться в восполнении  и обогащении социального опыта  и в воплощении его в реальную жизнедеятельность собственным  путем и темпом.

 

 

 

 

 

Библиографический список:

  1. Малик Л.С. Народная игрушка Русского Севера как средство воспитания. – Архангельск: 2004.
  2. Предметно-методический комплект для занятий и игр с детьми раннего возраста. Доронова Т. Н., Доронов С..Г. – М: Детям XXI века, 2005, – 62 с.
  3. Чарушин А.А. Уход и воспитание детей у народа // ИАОИРС.- 2007.- N 18., с.590.

 

 

 


Информация о работе История игрушки