Автор работы: Пользователь скрыл имя, 16 Августа 2012 в 14:54, реферат
Ориентация современной педагогики на народную культуру, приобщение к которой становится условием стабильности личности и общества в целом, идея этнокультурного воспитания актуализируют поиск педагогических механизмов использования воспитательного потенциала народного опыта в образовательном процессе.
Воздействие игрушки на психику
ребенка основано на механизмах психического
заражения и подражания, так как
игрушки всегда были яркими, образными,
воплощали мечту, а потому служили
объектом симпатий, сопереживания и
следования примеру. Процесс социализации,
средством которого была народная игрушка,
основан на механизме вовлечения
личности во взаимодействие с микросредой,
который можно представить
Игрушка рассматривается
в психолого-педагогической литературе
как универсальное средство воспитания.
Под средством понимается способность
вещи или явления служить той
или иной цели, способствовать, быть
причиной планируемого результата (Н.Н.
Трубников и др.). Средство, таким
образом, оказывается тесно связанным
с целью и результатом и
выступает важным звеном в диалектической
цепочке: цель – средство – результат.
Отталкиваясь от этого определения,
под педагогическим средством можно
понимать способность вещи или явления
служить такой цели как развитие
личности. В этом плане особо важными
средствами выступают специально созданные
человеком предметы, духовное содержание
которых способствует развитию личности
ребенка. Специфика игрушки как
средства развития личности состоит
в том, что ее духовное содержание
не является явным, его нужно вычленить,
раскрыть, и только всестороннее действие
с игрушкой дает возможность распредметить
это содержание и воспринять его.
Этот процесс происходит в игровом
действии, предполагающем принятие играющим
на себя той роли, которая составляет
духовное содержание игрушки. На основе
игрушки формируется игровая
ситуация. Игрушка может выступать
как самостоятельный партнер, с
которым взаимодействует
Заключение.
При всем богатстве внутреннего содержания и внешнего оформления народной игрушки, она не всегда доступна ребенку. Поэтому необходимо создание условий для распредмечивания духовного содержания народной игрушки и опредмечивания этого содержания в личном опыте ребенка. Народная игрушка должна выступать как интегрирующая доминанта и включаться во все виды деятельности детей. Народная игрушка, созданная детьми и вовлеченная в разнообразную деятельность, создает особую предметно-эстетическую среду учебного учреждения, в результате чего оно начинает восприниматься как привлекательная и значимая среда жизни. Кроме того, народная игрушка, использующаяся в формах работы, неадекватных ее прямому назначению (например, в учебной деятельности, в спортивных мероприятий и т.п.), меняет межличностные отношения на разных уровнях и определяет личностный подход, предполагающий готовность всех субъектов процесса социализации относится к каждому человеку как к самостоятельной ценности.
Освоение содержания народной
игрушки наиболее полно осуществляется
в специальных видах ситуаций:
ситуации ознакомления с народной игрушкой
Русского Севера и свободной игры
с нею; ситуации творения игрушки-образа
и реальной игрушки; ситуации вовлечения
народных игрушек в игровую
Практическая работа по использованию народной игрушки как средства социализации предполагает многократное повторение всех видов ситуаций. Каждый вид ситуаций должен быть индивидуализирован в соответствии с потребностями, склонностями, стремлениями, эмоциональным состоянием ребенка. Допускается доминирование какого-то вида ситуаций для каждого при создании благоприятных условий для включения во все виды. Совокупность всех видов ситуаций меняет жизнедеятельность ребенка и позволяет познать себя и окружающий мир с разнообразных позиций.
Включение ребенка в ситуацию требует от педагога овладения ситуацией как методом воспитания и игрушкой как средством, обогащающим этот метод, а также умением использовать их с позиций дифференциации и индивидуализации. Индивидуальное продвижение ребенка в обогащении социального опыта зависит также и от его существующего личного опыта.
Процесс социализации выступает
как часть педагогического
Библиографический список: