История педагогическо- профессионального образования

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 17 Марта 2014 в 08:31, курсовая работа

Описание работы

Цель исследования: изучение истории становления и развития профессионально-педагогического образования.
Задачи исследования:
1. Изучить литературу и выявить исторические особенности становления Российской системы профессионально педагогического образования
2. Изучить развитие образования в России и основные подходы к нему
3. Проследить периодизацию становления педагогического образования до современного времени.

Содержание работы

Введение 4
Глава 1. Предпосылки развития профессионального педагогического образования в России 6
1.1 Возникновение российского воспитания и образования 6
1.2 Образование в ранний период российской государственности 8
1.3 Первые образовательные учреждения 11
1.4 Воспитание и образование в Московском государстве 12
Глава 2. Развитие профессионального педагогического образования в России в период с XVI до начала XX века 15
2.1 Образование и основные подходы к нему в XVII в. 15
2.2 Российское Просвещение 17
2.3 «Просвещенный абсолютизм» при Екатерине II 22
2.4 Оценка состояния системы российского образования в ХIХ веке 27
Глава 3. Становление профессионального педагогического образования России 31
3.1 Профессиональное педагогическое образование в XX веке 31
3.2 Периодизация становления профессионального педагогического образования 37
Заключение 47
Список используемой литературы

Файлы: 1 файл

Тема.docx

— 93.72 Кб (Скачать файл)

Особенностью и своеобразием развития педагогической мысли в России этого периода являлся факт бурного развития наук о человеке, что позволило ученым-педагогам не только поставить в центр внимания изучение личности ребенка как сложной развивающейся системы, но и учитывать интересы, потребности и склонности самих детей, их природные возможности и дарование. Такой подход привел педагогов к большему пониманию необходимости использования в педагогике новых методов, позволяющихся не только выявлять индивидуальные особенности ребенка, но и активно способствовать их развитию. Поиски новых путей образования и воспитания ребенка способствовали развитию плюрализма в подходах к решению этой проблемы и в связи с этим к оформлению ряда более или менее развитых педагогических концепций, которые сохранили свое влияние на дальнейшее развитие педагогической науки.

ЗАКЛЮЧЕНИЕ

 

 

Знания по истории развития профессионально-педагогического обучения имеют большое мировоззренческое и профессионально-воспитательное значение в общей системе обучения профессионально-педагогических кадров, они необходимы для решения современных проблем обучения, поскольку обеспечивают исторический подход к изучению связей методической мысли с педагогикой, дидактикой и другими учебными дисциплинами.

В формировании российской концепции профессионального образования приняли участие известные деятели – великий русский ученый-химик Д.И.Менделеев, ученые и инженеры – В.К. Делла-Вос, В.И. Гриневецкий, ученый-агроном И.А. Стебут, экономисты А.И. Чупров, И.И. Янжул, Н.А. Каблуков, инженеры-педагоги Д.К. Советкин, С.А. Владимирский, М.В. Лысковский и др. Ими были сформулированы следующие требования к системе и содержанию профессионального образования России: соответствие потребностям развивающейся экономики, конкурентоспособность подготавливаемых кадров, обязательная база – общее образование, разнотипный и разноуровневый характер профшколы в зависимости от исходного общего образования, сочетание общего и специального в содержании образования, практическая направленность обучения и четкая специализация, постепенная замена ученичества ремесленными школами, соединение труда и ученичества рабочих-подростков с их обучением в вечерне-воскресных школах и др.

1860-е гг. – начало развития  дидактики профессионального обучения  в России. Ее колыбелью стало  Московское техническое училище (МТУ), возникшее на базе Воспитательного  дома и имевшее давние традиции  в деле обучения ремесленников. В учебных мастерских МТУ группой  мастеров под руководством ученого мастера Д.К. Советкина (1838–1912) была разработана первая в мировой практике дидактически обоснованная система производственного обучения слесарному, токарному, столярному и кузнечному ремеслу.

История профессионального, в том числе и профессионально-технического образования России – целостный социально-исторический и историко-педагогический процесс, в котором можно выделить несколько основных периодов.

Период (VI – первая половина XIX в.) – возникновение различных форм профессионального обучения на ранних этапах российской цивилизации, зарождение профессиональной школы и начало теоретического осмысления профессионального образования.

Период (вторая половина XIX в. – 1917 г.) – развитие профессионального образования и профессионально-педагогической мысли в эпоху индустриального становления России; формирование системы государственных профессиональных учебных заведений и развитие общественно-педагогического движения в области профессионального образования.

Период (1917 – 1940 гг.) – преобразование и развитие системы профессионального образования в постреволюционные десятилетия, связанные с новыми политическими реалиями и в первую очередь с восстановлением и массовой индустриализацией советской экономики; начальный этап институциирования профессиональной педагогики.

Период (1959–1990 гг.) – развитие профессионального образования в РСФСР в условиях либерализации общества, социально-экономических реформ и технико-технологического перевооружения производства в 1959 – 80-х гг.; преобразование системы трудовых резервов в систему профессионально-технического образования; осуществление среднего профессионального образования и переход ко всеобщему профессиональному образованию; становление научных центров профессионального образования.

Период (1991–2000 гг. и до современноговремени) – развитие профессионального образования в Российской Федерации в условиях демократизации общества и перехода к рыночным отношениям в экономике, кризисных явлений в производстве и обществе, внедрения в производство высоких технологий; период дифференциации и диверсификации системы профессионального образования.

Исторические уроки прошлого и результаты научного исследования помогут восполнить пробелы современных научных достижений в подготовке высококвалифицированных кадров, решаемых профессиональной педагогикой как наукой и профессиональным образованием как её системным объектом. Это даёт основание сделать вывод о проблематике курсовой как научно значимой, актуальной, требующей дальнейшей научной разработки. Тем более что в историографии отечественного образования отсутствуют работы, которые рассматривали бы формирование и развитие целостной системы профессионального образования, его взаимосвязь с явлениями общественной жизни, с организацией и структурой в социально-экономических и управленческих механизмах, с другими системами и подсистемами образования.

Осмысление пути, пройденного российской системой профессионального образования, ее успехов и ошибок, тенденций развития и закономерностей позволит более уверенно прогнозировать и конструировать контуры профессиональной школы XXI в. (Е.Г. Осовский).

 

 


Информация о работе История педагогическо- профессионального образования